Плема С. А. Забытый редактор "Приазовского края" // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 137-139. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/4/art.aspx?art_id=594
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
Персоналии
ЗАБЫТЫЙ РЕДАКТОР «ПРИАЗОВСКОГО КРАЯ»
Александр Фомич Саликовский
Александр Фомич Саликовский пришел в «Приазовский край» в 1913 г., получив место заведующего редакцией, и проработал в крупнейшей газете Дона три года, до начала 1916-го. В те времена в «Приазовском крае» заведующий редакцией являлся вершителем всех газетных дел, фактическим редактором газеты, хотя неискушенный читатель об этом и не догадывался, а в конце каждого номера стояло имя редактора официального (тогда им был Ф. С. Каллига). Негласный характер редакторства, недолгое пребывание в Ростове, а также былая скудость информации о противниках большевистской власти не способствовали приобретению Саликовским известности среди донских краеведов. А человеком он был весьма интересным.
Родился А. Ф. Саликовский в 1866 году в Подольской губернии в семье священнослужителя, учился в духовной семинарии. Увлекся идеями революционного народничества, учительствовал, был арестован. Во время революции 1905-1907 гг. вступил в партию народных социалистов. Редактировал газеты «Киевские отклики» (с 1904) и «Киевский голос» (1906-1907).
В 1912-м Саликовский стал соредактором основанного в Москве толстого журнала «Украинская жизнь», выходившего на русском языке и знакомившего российскую общественность с украинскими проблемами. Журнал ратовал за разрешение для украинцев образования на родном языке, рассказывал о деятельности украинских культурно-просветительных обществ и о преследованиях, которым они в те времена подвергались. В отличие от другого соредактора «Украинской жизни», Симона Петлюры, ставшего через несколько лет главой Директории Украинской Народной Республики, Саликовский в тот московский период возлагал большие надежды на понимание либеральным русским обществом национальных нужд украинцев. Петлюра же настроен был пессимистичней, и это вызывало между ними споры.
Когда Саликовский решил переехать работать в Ростов, его отъезд был воспринят знакомыми с недоумением. Как вспоминал Саликовский, академик Ф. Е. Корш «…был крайне удивлен, узнав, что я оставляю Москву и уезжаю в Ростов. Он выразил мне по этому поводу искреннее сочувствие, так как, по его сведениям, условия общественной жизни в Ростове крайне примитивны и неприглядны и не могли идти ни в какое сравнение с Москвой» [1].
По сведениям на 1914 г., Саликовский жил в доме № 91 по Казанскому (ныне Газетному) переулку [2].
В «Приазовском крае» Саликовский регулярно помещал собственные материалы: передовые статьи на злобу дня, литературно-критические очерки, воспоминания, рецензии на новые книги. Подписывался часто криптонимами: А. С., Ал. С., А. С-кий, Ал. С-кий, Ал. С-ский. При Саликовском «Приазовский край» начал уделять больше внимания национальным проблемам в России; в газете кроме рубрик «Армянская жизнь», «Мусульманская жизнь» и т. п., появилась — «Из украинской жизни».
Изменения при новом редакторе не ускользнули от внимания охранки, всегда живо интересовавшейся вольнодумной печатью. Осенью 1915 года начальник ростовского розыскного пункта ротмистр Пожога, информируя товарища министра внутренних дел С. П. Белецкого о местных настроениях, политических группах и периодических изданиях, относительно «Приазовского края» сообщал: «С вступлением в состав редакции украинофила А. Саликовского, перу коего принадлежат руководящие статьи, газета стала еще более оппозиционной и демократичной…» [3].
За деятельностью Саликовского ростовская охранка вела наблюдение, и позже, после Февральской революции, когда открылись архивы тайной полиции, в «Приазовском крае» напечатана была даже парочка донесений агента «Бузулукского» (К. И. Афанасьева), в которых фигурировало имя бывшего редактора [4].
Правда, такой крамолы, как участие в подрывной украинской организации, ростовским охранникам и соглядатаям заметить за Саликовским не удалось, хотя в Ростове у него и был определенный круг единомышленников-украинофилов [5]. Свои убеждения он мог тогда выражать не в политической, а в журналистской деятельности. И действительно, немалая часть его собственных статей в «Приазовском крае» посвящена украинской тематике. А кроме того, очевидно благодаря его редакторству, в газете печатаются статьи таких видных украинских деятелей, как В. Винниченко, С. Ефремов, Ф. Матушевский; помещается большое количество острых и информативных материалов по украинским проблемам.
При этом «Приазовский край» по-прежнему широко отражает многообразную российскую действительность и ростовскую жизнь. И сам Саликовский на страницах редактируемой им газеты также затрагивал местные темы — писал о выборах в Ростовскую городскую думу, о задачах местного родительского кружка, приветствовал перевод в Ростов Варшавского университета... Для донских исследователей могут представлять интерес его рецензии на книги П. Т. Герцо-Виноградского (Лоэнгрина) [6], Н. Ф. Барановского (Н. Лаврского) [7], Любови Копыловой [8]; его полемика по национальному вопросу с Г. Х. Чалхушьяном [10].
Несмотря на загруженность газетной работой, Саликовский вскоре включается в общественную и культурную жизнь Ростова, о чем свидетельствует местная хроника тех лет. В 1914 г. он приветствует историка В. А. Мякотина, читавшего доклад на вечере памяти Н. К. Михайловского [10]; готовит (в конечном итоге не разрешенную ростовским градоначальником) речь для намечавшегося вечера памяти Т. Г. Шевченко [11]; вместе с другими сотрудниками «Приазовского края» встречает приехавшего в Ростов поэта Константина Бальмонта; участвует в юбилейном торжестве по поводу 25-летия журналистской деятельности П. Т. Герцо-Виноградского [12]; работает в созданном в Ростове Обществе журналистов [13]. В 1915 г. Саликовский участвует в работе по созданию Общества содействия высшему женскому образованию в Ростове и Нахичевани-на-Дону [14]; является деятельным членом Ростовского родительского кружка [15]. В 1916-м сообщалось о его участии в заседании нового потребительского общества «Борьба с дороговизной» [16].
В 1916 г. Саликовский возвращается к редакторским обязанностям в «Украинской жизни» и одновременно шлет из Москвы свои статьи для «Приазовского края». В то же время «Украинская жизнь» помещает на своих страницах материалы сотрудницы «Приазовского края» Марии Анчаровой о беженцах из Галиции, оказавшихся в первую мировую войну в Ростове.
В 1917-м, после Февраля, Саликовский стал председателем образовавшейся в Москве Украинской национальной рады. А вскоре он возвращается в Киев, где включается в общественную и политическую работу по построению украинского государства. Россия, по мнению Саликовского, не приемлет принципов федерации, неизменно тяготея к централизму.
Деятельность А. Ф. Саликовского в этот бурный период украинской истории интенсивна и разнообразна: осенью 1917 — весной 1918 года он является губернским комиссаром Киевщины; переходит в ряды Украинской партии социалистов-федералистов и в 1918 году избирается членом ее ЦК; участвует в съездах деятелей прессы и представителей земств (1918); редактирует ряд периодических изданий; пишет по вопросам украинского национального движения и государственности.
Осенью 1919 г. Саликовский побывал в Ростове и навестил редакцию «Приазовского края» [17]. Впечатления о посещении Всевеликого Войска Донского он изложил затем в очерках «До тихого Дону». В том же году его назначили послом украинской Директории в Риге.
Весною 1920-го, после того как войска Петлюры и поляков изгнали ненадолго большевиков из Киева, Саликовский становится министром внутренних дел Украинской Народной Республики. Но конец Директории, а вместе и политической карьеры старого журналиста был уже близок; предстояла эмиграция.
Его непродолжительную деятельность на ниве украинской государственности современники-неукраинцы оценивали по-разному. Поэт Дон Аминадо вспоминал о ней с язвительностью, полагая, что национальные чувства возобладали в нем над либеральными принципами [18]. А киевский адвокат и представитель еврейских организаций А. А. Гольденвейзер, напротив, считал его, как общественного деятеля, одним из «лучших представителей умеренного украинства» [19].
Последние годы жизни Саликовский провел в Варшаве, редактируя несколько выпускавшихся украинской эмиграцией периодических изданий. Умер Александр Фомич в 1925 г. и был надолго забыт в Украине и тем более в России. Донские страницы его биографии будут, надеюсь, дополнены новыми разысканиями.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Украинская жизнь. 1915. № 3-4. С. 104-105.
- Весь Ростов и Нахичевань н/Д: 1914 г. Харьков, 1914. — Стб. 409. — [Паг. 2-я].
- ГАРО. Ф. 826. Оп. 1. Д. 365. Л. 173.
- Приазов. край. — 1917. — 25 марта.
- ГАРО. Ф. 826. Оп. 2. Д. 141. Л. 5-5 об., 8-8 об.
- Приазов. край. — 1913. — 23 мая.
- Там же. — 1914. — 21 апр.; 1915. — 27 июля.
- Там же. — 1914. — 17 марта.
- Там же. — 1913. — 23, 24, 30 нояб., 1 дек.
- Там же. — 1914. — 22 февр.
- Там же. — 1914. — 23 февр.
- Там же. — 1914. — 17 мая.
- Там же. — 1914. — 8, 9 июня, 3 окт.
- Там же. — 1915. — 26 нояб., 1 дек.
- Там же. — 1915. — 3, 14 дек.
- Ростовская речь. — 1916. — 16 февр.
- Приазовский край. — 1919. — 29 окт. (11 нояб.)
- Дон Аминадо. Поезд на третьем пути. — М., 1991. — С. 221.
- Гольденвейзер А. А. Из киевских воспоминаний (1917-1921 гг.) // Архив русской революции, издаваемый И. В. Гессеном. — Берлин, 1922. — Т. 6. — С. 281.
|