Гридасова Ж. П. «Всего и надо, что вглядеться...» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/4/art.aspx?art_id=1714
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й
СМИ. Журналисты
Ж. П. ГРИДАСОВА
«ВСЕГО И НАДО, ЧТО ВГЛЯДЕТЬСЯ...»
Памяти Е. М. Надтоки
Потери бывают разные. Но то январское утреннее сообщение потрясло меня, ввело в оцепенение...
Казалось бы, звонок помощника редактора Елены Михайловны Надтоки не предвещал ничего серьёзного утром 4 января: следующий день был днём сдачи моего материала. Но поскольку работа с выпуском первого номера в новом году выпала на праздничный день, я решила, что редакция попросит прислать подготовленную полосу раньше. Газета «Частная лавочка» была стартовой площадкой моих краеведческих проектов. Елена Михайловна с радостью предоставляла место для материалов, рассказывающих о культурной жизни города, о его истории.
В ноябре 2018 года мы продолжили публикации нашего историко-краеведческого проекта «Вехи, ознаменованные десятилетиями». Читатели с нетерпением ждали продолжения летописи о Новочеркасске и в новом, 2019 году...
И вдруг: «Михална умерла! Вчера...»
Это был удар под дых! До меня не доходил смысл сказанного. Лена и смерть... Два несовместимых понятия! Она любила жизнь. Была неравнодушна ко всем её проявлениям: и положительным, и тем, что с иным окрасом. В ней был такой крепкий стержень, она стала примером Личности, в которой так гармонично сочетались человечность, патриотизм и гражданская ответственность. Не каждый из нас может вот так без остатка отдавать себя всего любимому делу. А журналистика была смыслом жизни Елены Михайловны. Она служила ей верно, всегда оставалась честной перед собой и читателями.
Елену Надтоку знал весь Новочеркасск. Она была добрым ангелом для многих, не оставляла людей наедине со своей бедой. Любила город, в котором прожила шестьдесят один с половиной год ‑ всю свою жизнь!
Она родилась в семье учёных-химиков 1 мая 1957 года. Была единственным и горячо любимым ребёнком. Но не избалованным, как считали некоторые. От того, что Лена появилась у своих родителей после тридцати, меры её воспитания были ими взвешены и обдуманы: без наказаний и окриков. Всё строилось на доверии и уважении прав каждого члена семьи. Возможно, это и положило начало её свободолюбию, наличию своей точки зрения, умению её отстоять. В непростые 90-е годы один из чиновников даже назвал её пуленепробиваемой...
Откуда появилось это обострённое чувство справедливости? Думаю, тоже от родителей. Михаил Николаевич Тарасов, профессор Гидрохимического института, прошёл все испытания Великой Отечественной. Был удивительно добрым человеком с тонким чувством юмора. Всё это дочери передал по наследству. Да и Людмила Ивановна Номикос познала все «прелести» военного лихолетья. Вместе с бабушкой-учительницей и мамой 15-летняя Мила отправляла в эвакуацию ростовских детдомовцев и разделила вместе со всеми груз этих непростых лет в Карачаевской автономной области, была секретарём комсомольской организации. Повзрослевшие спасённые дети позднее и письма писали, и в гости приезжали...
Нас, работавших с Леной, немного удивляло, что у её родителей разные фамилии, Михаил Николаевич в разговоре не единожды с любовью произносил: «Моя Номикосиха...» За этой фразой пряталась трагедия. Дело в том, что отец Людмилы Ивановны Иван Леонидович Номикос пропал без вести в сентябре сорок первого, похоронка на него не пришла, и когда у её мамы через много лет после войны случился второй брак, девушка продолжала верить, что отец жив. И даже выйдя замуж, не стала менять фамилию, всё надеясь, что он её обязательно найдёт...
Семья была тем нравственным источником, который формировал девочку. Свою дочь Алёну Елена Михайловна воспитывала по тем же правилам. Любовь к театру тоже идёт из детства. Любовь к книгам ‑ оттуда же. В доме была прекрасная библиотека и Елена рано выучилась читать. Среднюю школу № 1 закончила с отличием, отделение журналистики филфака Ростовского университета ‑ с красным дипломом.
С 1979 года ‑ в штате городской газеты «Знамя коммуны». Сначала ‑ корреспондентом отдела писем, затем возглавила сделанный под неё тогдашним редактором Владимиром Николаевичем Михеевым молодёжный отдел. В городе на тот момент было три вуза и тринадцать техникумов.
Лена сразу же вошла в городской пионерский штаб «Алые галстуки». Жизнь новочеркасской детворы была очень насыщенной: слёты актива, артековцев, орлят, пионерские парады, лагерные сборы пионервожатых и отрядных вожатых ‑ курсантов военного училища связи, выпуск газет, слёты редколлегий, походы, встречи с московским пионерским штабом... Когда в 2007-м на 70-летие Дома пионеров она начнёт собирать пионерский штаб, слетятся ребята со всех уголков страны. А встречать юбилей они будут под знаменем Новочеркасской городской пионерской организации, которое Лена умудрилась сохранить.
В 1984 году она вдруг уходит из городской газеты «Знамя коммуны» в вузовскую многотиражку «Кадры индустрии» и спустя некоторое время, на взлёте демократии, превращает её в островок свободы слова. Ядро коллектива ‑ преподаватели и профессора Новочеркасского политехнического института ‑ многолетние нештатники, с ними Елена участвует в захватывающих событиях. Результатом её блестящих организаторских способностей и гражданской смелости стал журнал «Крытый двор» [1].
В нём впервые было рассказано о событиях 1962 года. Так началась системная работа по сбору информации о Новочеркасской трагедии. Книги Ирины Мардарь и Татьяны Бочаровой появятся позже.
90-е годы насыщены важными вехами в жизни Елены Надтоки. Жажда перемен в обществе ‑ это и выборы новой Думы Новочеркасска. И сама Лена, и многие из энпеишной группы, став депутатами нового созыва, принялись создавать и новую систему управления городом. Содружество с НЭВЗом и вторым крупным вузом города Новочеркасским инженерно-мелиоративным институтом позволило им, как когда-то шестидесятникам, внести свежую струю в городское сообщество, в структуру власти.
Выходит первое демократическое издание в Новочеркасске ‑ газета «Новочеркасские ведомости». Елена Михайловна не только была одним из её создателей, но и автором громких материалов, в числе которых и правовое просвещение. Позднее оно станет главным направлением её деятельности. До конца своих дней она будет верить в справедливость, бороться за неё, вступаться за обиженных, противостоять подлости и несправедливости. Не имея при этом ненависти к оппонентам, отстаивая свою точку зрения и апеллируя к фактам, всегда расположена была к диалогу. Благо города для неё было важнее собственной карьеры.
Лена очень хорошо понимала значение гласности. Коллеги по депутатским делам, новые избранники поставили перед собой цель ‑ доводить до людей правдивую информацию о деятельности власти. Надтока взялась за решение данного вопроса и взвалила на себя этот груз, создав в октябре 1991 года малое предприятие «Пресс-центр» и обеспечив его чёткую работу. Именно «Пресс-центр» по закону о СМИ стал весной 1994 года редакцией, а телецентр Военного училища связи ‑ издателем нового городского телевидения «Новочеркасск-ТВ» (5-й канал). И хотя «21 канал» начал вещать в эфире несколькими месяцами раньше, первопроходцем в этом деле была всё же Елена Надтока! По-настоящему телевидение пришло в город с передачами о его жизни и ежедневными новостями. «События» стали настоящим событием, хоть и местного масштаба! Человеку всегда интереснее то, что происходит рядом с ним, на соседней улице, а не где-то далеко, за пределами его воображения. Информационная программа «События», создаваемая сотрудниками «Пресс-центра», в числе которых была и автор этой публикации, зрительский информационный голод утоляла много лет. Пока не было своего эфира, записывали программы на видеокассеты и развозили на «21 канал» и по кабельным сетям. И Новочеркасск жил нашими новостями, которых ждали!
В этот период проявились многие таланты Елены Михайловны. Один из них ‑ управлять немаленьким творческим коллективом, где каждый ‑ «гений»! Она со всеми была корректна, относилась с большим уважением, обладала внутренним чутьём на людей и на события. Была чутка, любую чужую семейную или личную проблему воспринимала как свою. Первой начинала помогать.
Помню, как у нашей коллеги неожиданно умерла мама. Человек в растерянности ‑ впереди четыре ноябрьских праздничных выходных, когда многие учреждения не работают. Елена Михайловна решила все вопросы за два часа. Даже находясь в декрете, она не оставляла коллектив без своего внимания, подкидывала интересные идеи, исправляла сложную обстановку.
А организация поездки летом 1992 года в «Таёжный тупик» к Агафье Лыковой?
Елене попалась заметка в «Российской газете», что Агафья Лыкова не смогла вызвать вертолёт в непростой ситуации из-за того, что из строя вышли батарейки в радиобуе. В тот период, период экономического передела в СССР, их невозможно было достать. А одно из малых предприятий Новочеркасска эти зарядные устройства стало выпускать. Надтока собрала экспедицию из пяти человек (четверо из которых ‑ члены туристического клуба), обеспечив её всем необходимым, подключив к организации её жизнедеятельности в походе администрацию города, коммерсантов, малые предприятия, финансовые организации, своих друзей... До выполнения задания ребята пробыли в пути целый месяц!
В декабре 1994 года договор о сотрудничестве с Военным училищем связи был расторгнут из-за желания его начальника контролировать всё! Лена такого допустить не могла. Она вообще не переносила никакого вмешательства в свою деятельность, в деятельность руководимого ею СМИ, особенно, когда люди, не владеющие профессией, начинали давать советы. Организаторских способностей Надтоки (с нуля создала пресс-центр, два телеканала и газету, которые при ней достигли расцвета!) хватило бы на несколько человек, а журналистским пером она владела как никто другой! Не зря же её постоянно приглашали в областные и региональные издания.
Так появилось в январе 1995 года новое телевидение с грозным названием «37-й канал». По поводу этого, второго имени (первое АОЗТ «Новочеркассктелерадио») были жаркие споры, сошлись на том, что канал должен быть верным свободе слова и беспощадно бороться с несправедливостью. Под крылом у Лены были собраны лучшие журналистские и технические кадры города. На фоне развёрнутого информационного пространства с наличием более десяти СМИ, в том числе пяти телеканалов, вещавших для жителей, «37-й» выглядел ярко и мощно. Его украшали и делали действенным разнообразные программы для взрослых и детей, две трети которых освещали вопросы жизни Новочеркасска. Но у канала были учредители, которые через два года также стали диктовать свои правила. В ограниченном пространстве Елена жить не могла ‑ не в этом она видела журналистское кредо, ей вновь стало тесно и некомфортно...
Днём рождения «Частной лавочки» считается 7 мая 1997 года. Это была собственная, независимая газета члена Союза журналистов России Елены Надтоки. Человека, который умеет совершать поступки и отвечать за них. Человека, который наравне со всеми переживал происходящие в стране потрясения, занимая при этом свою собственную, не всегда совпадающую с другими точку зрения на них. Как редактор она никогда не молчала, видя несправедливость, ложь, за что её многие уважали, но и многие ненавидели, боялись. А вот старые друзья-политехники даже окрестили «честной лапочкой». Газета выступала в защиту не только людей, но и была главным правозащитником самого города, его архитектурного и культурного наследия. Никто больше Елены Михайловны не писал и не публиковал материалов на эти темы.
«Частная лавочка» была зачинателем различных гражданских инициатив. В рамках одной из них ‑ «Новочеркасск ‑ мой родной город» она выступала за сохранение исторического облика площади Ермака и как результат ‑ с брусчатки убрали асфальтовое и фаловое покрытие [2]. Предметом сообщений было и правовое просвещение, разъясняющее правила выполнения работ на объектах культурного наследия [3]. Постоянно велась тема нарушения законодательства в отношении к историческим памятникам, к частично сохранившимся ансамблям, к бывшим казачьим усадьбам ‑ памятникам архитектуры регионального значения [4]. Судьбы дома Фоминой [5], здания бывшего офицерского собрания (ныне Центральная библиотека имени А. С. Пушкина) [6], бывшей мужской гимназии (средняя школа № 3), многих других, их, так называемая, реконструкция была неизменным предметом постоянных публикаций [7].
Посредством печати и в судебном порядке именно Елене Михайловне, а не соответствующим структурам, ответственным за сохранность исторических памятников города, удалось отстоять целостность дворцово-паркового ансамбля «Атаманский дворец», куда входит и Александровский сад [8]. Её роль в приостановлении процесса его разрушения ‑ деления на участки для застройки офисами, гостиницей, кафе и т. д. ‑ значительна! По итогам многолетнего разбирательства за незаконную продажу администрацией города земель рекреационного назначения объект культурного наследия «Александровский парк, ХIХ в.» и территория, ограниченная улицами Атаманской, Александровской, Пушкинской и Платовским проспектом, стали заповедной зоной [9].
За такие бесстрашные дела, за честность и неравнодушие к тому, что происходит в своём родном городе, и отличали читатели газету, доверяя ей свои беды, заботы, писали душевные и благодарные письма.
Последний номер «Частной лавочки» вышел 27 декабря 2018 года. Информационное пространство Новочеркасска и Ростовской области сузилось ещё больше.
Елена Михайловна Надтока была уникальным человеком ‑ это можно было понять и по той волне, что поднялась в городском сообществе в связи её смертью. Такие люди не рождаются часто и замены им нет! Выбранный путь ею пройден с достоинством.
В эти два с небольшим десятилетия Елена демонстрировала всем, как можно не испытывать страха, не бояться власти, оставаться самим собой. Доказывала, что нужно не смиряться, когда с тобой поступают несправедливо, когда нарушены твои права. Она даже обратилась в Европейский суд с жалобой, считая несправедливым привлечение к ответственности её как редактора за критические публикации о мэре Новочеркасска [10]. Отстаивая свои права писать и публиковать смелые статьи, она победила, показав беспрецедентный пример для журналистов не только России, но и всей Европы, которых за смелую критику привлекают к уголовной ответственности. В 2016 году эта молниеносная новость облетела все СМИ Европы: Елена Надтока выиграла в Европейском суде Страсбурга по правам человека [11].
В 2010 году к годовщине ухода Владимира Ивановича Кулишова, нашего общего друга, сохранением в городе памяти о котором занимались вместе два творческих союза ‑ журналистов и художников, ‑ Лена попросила меня написать заметки об этом уважаемом человеке. Но тогда я даже предположить не могла, что подобный материал спустя девять лет буду готовить и о ней...
Какое архисложное задание самой себе! Знал человека много лет, жил рядом, ходил с ним по одним и тем же улицам, участвовал в общих делах... А слова не находятся... Такие, что позволили бы дать точную оценку деятельности Личности во времени. Масштабности человека. Первопроходца. Патриота и Гражданина своего Отечества.
У Юрия Левитанского есть такие строки: «Всего и надо, что вглядеться, ‑ боже мой! Всего и дела, что внимательно вглядеться...». Все сорок ярких журналистских лет, отведённых ей Судьбой, Елена Михайловна Надтока только и делала, что внимательно вглядывалась в Жизнь...
ПРИМЕЧАНИЯ
1. «Крытый двор» – художественно-публицистический журнал, приложение к газете «Кадры индустрии». Издавался в 1990 годах, согласно решениям парткома Новочеркасского политехнического института (НПИ) и бюро Новочеркасского горкома КПСС. Издатель НПИ.
2. Надтока Е. Нашу память закатают в асфальт? // Част. лавочка. 2015. 3 сент. С. 2.
3. Её же. Что не удалось Платову у Волкова получится // Там же. 2004. 11 авг. С. 1.
4. Её же. Меняют Платова на Платова : О моде на переустановку памятников атаману Платову в Новочеркасске // Там же. 2015. 26 марта. С. 4.
5. Её же. Дом казнён по приговору суда : О сносе памятника регион. значения дома Фоминой на ул. Просвещения // Там же. 2015. 19 февр. С. 1.
6. Её же. Ломовая реставрация : о несоблюдении закона по охране памятника регион.значения центр. гор. б-ки им. А. С. Пушкина // Там же. 2005. 18 мая. С. 1; То же. // Наше время. 2005. 19 мая. С. 1.
7. Её же. Старинный особняк приговорён: в списках не значился // Там же. 2012. 6 сент. С. 1; Её же. Одним памятником больше // Там же. 2014. 27 марта. С. 2; Её же. Не экскаватор, так кран… // Там же. 2014. 10 апр. С. 1.
8. Её же. Александровский сад: деревьев всё меньше : о предстоящем стр-ве в гор.парке культуры и отдыха гостиницы // Там же. 2004. 7 апр. С. 4; «Частная лавочка» выиграла дело у Ары Арсеняна : «Почётный гражданин» Новочеркасска подал в суд на газету «за клевету» // Там же. 2010. 1 июля. С. 1–2; Её же. Александровский парк сожрут «крутые» коттеджи? : О продаже адм. города рекреац. земель Александр. сада под част. застройку // Там же. 2010. 16 дек. С. 1–2; Её же.Дети разных народов, или почему казаки не защищают Александровский сад // Там же. 2011. 27 янв. С. 1.
9. О включении в список выявленных объектов культурного наследия объекта «Александровский сад» в г. Новочеркасске, представляющего историко-культурную значимость <…> : приказ м-ва культуры Рост.обл. № 317.1 от 15.08.08 г. URL: https://www.donland.ru/activity/2184/; Надтока Е.Александровскому саду – государственную охрану // Там же. 2008. 6 нояб. С. 1–2.
10. «Красота, чистота, образцовый порядок!» : заметки с пресс-конф. мэра города с нелирическими отступлениями, показательными выступлениями и решительными наступлениями // Част.лавочка. 2001. 7 июня. С. 1–2; Надтока Е. Терактом школе угрожает … мэр?!! : [рассуждения по поводу постановления мэра № 869 от 10.04.2001 «О запрещении остановки автотранспорта по ул. Московской»] // Там же. 2001. 7 июня. С. 2; Её же. Я памятник купил себе нерукотворный! : [о продаже водонапорной башни на ул. Александровской и здания по ул. Московской, 7] // Там же. 2001. 27 дек. С. 2; Её же. Лошадей прочь от товарища Гришанова, или как поделят добро супруги Волковы // Там же. 2002. 17 янв. С. 1; Криминальное чтиво для прокуроров : [заявление прокурору Рост.обл. Харьковскому А. И. о грубых нарушениях мэром А. П. Волковым и адм. Новочеркасска, подписанное в т. ч. Е. М. Надтокой] // Там же. 2002. 7 февр. С. 1; Надтока Е.Себя бы не обделить // Наше время. 2002. 15 февр. С. 1–2; Её же. Мэр вышел на жилплощадь // Новая газ. 2005.7–9 нояб. С. 12–13; Её же. Е. Что у мэра в кошельке // Част.лавочка. 2006. 12 апр. С. 1; Её же. Как охраняют мэра Новочеркасска и нажитое им добро :[о расходовании мэром на охранные услуги денег из гор.бюджета] // Моск. комсомолец на Дону. 2007. 18–25 июля. С. 12
11. Надтока Е. Елена Надтока выиграла в европейском суде // Част.лавочка. 2016. 9 июня. С. 1–2; Её же. Оправданы 12 лет спустя // Там же. 2017. 12 окт. С. 1.
Примечания подготовлены при участии И. И. Кондратюк, заведующей центром краеведческой и муниципальной информации Новочеркасской центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина.
Источник: Гридасова Ж. П. «Всего и надо, что вглядеться...» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. С. 17–21.
См. статью Е. М. Надтоки «Камни истории – на свалку?!»
|