Ссылка по ГОСТу: Кулинич Т. И. Любовь ко всему живому // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 121-123. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/4/art.aspx?art_id=1450
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й
СМИ. Журналисты
Т. И. КУЛИНИЧ
ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ
Николай Михайлович Николаев
Теперь уже и мы, когда-то «молодые и зелёные», считаемся старшим поколением. А тогда, в семидесятые (я уже работала в газете «Семикаракорские вести»), смотрели на ветеранов-журналистов с почтением, ловили каждое их слово, реагировали на любое замечание. Николай Михайлович Николаев, будучи пенсионером, в штате не числился, но он активно участвовал в партийной, профсоюзной и журналистской работе, не пропускал ни одного редакционного собрания. День Победы тоже всегда встречал с нашим коллективом. Мы печатали его рассказы. Мне Николай Михайлович подарил свои книжки «На Маныче» (вышла в Москве в 1973 году) и «Чудо-юдо» (Ростов, 1982), и подписывая, указал даже свой адрес: г. Семикаракорск, Второй переулок, 136.
Он был скромен, не очень разговорчив, о себе ничего не рассказывал. Вот и случилось так, что мы мало что о нём знали. И только в последнее время стали по крупицам собирать сведения, делать открытия одно за другим…
В 2002 году в Семикаракорский краеведческий музей пришёл племянник писателя, житель нашего города Борис Павлович Николаев (летом 2014 года его не стало). Он принёс в дар книгу писателя «На Маныче» и два сборника Ростиздата «Умная цапля» и «Гордый Арсой», в которые вошли и рассказы Николаева. Немного он рассказал о своём дяде.
Оказывается, казачий род Николаевых происходит из хутора Весёлый. Николай Михайлович родился в хуторе Свобода Черкасского округа (ныне Весёловского района) 8 мая 1911 года в семье крестьян-бедняков, он был третьим, младшим в семье (из восьмерых детей пятеро умерли от голода). После окончания пединститута вместе с женой Евдокией Трифоновной Николай Михайлович учительствовал в родном хуторе. Ушёл на фронт в 1941-м. В качестве военного корреспондента майор Николаев присутствовал при подписании акта о капитуляции Германии, – вот о чём в своё время мы могли бы расспросить его!..
В Семикаракорске Николаевы прожили десять лет (1977– 1987), уже пенсионерами. Их хорошо помнит бывшая соседка по Второму переулку Людмила Павловна Химина: «Мы дружили семьями, часто вместе отмечали праздники. Николай Михайлович любил беседовать с моим покойным мужем Иваном, который тоже увлекался литературой, публиковал свои басни в районной газете. Это добрые , интеллигентные, порядочные люди. Когда они переехали жить в Азов, я и туда ездила к ним в гости. Сейчас их уже нет в живых: знаю, что Николай Михайлович точно похоронен в Азове».
Предположение, что в азовских газетах, библиотеках и Совете ветеранов не могут не сохраниться хоть какие-либо сведения о Николаеве, оправдались быстро, когда мы обратились за помощью к азовскому краеведу Л. И. Отаровой. И на электронный адрес нашей редакции пришли бесценные материалы – документальные свидетельства его трудового и боевого пути: автобиография, фотографии, воспоминания Николаева о подписании акта о капитуляции Германии! [1].
А до этого майор Николаев прошёл нелёгкий боевой путь. В октябре 1941-го его, учителя-словесника, призвали на фронт из станицы Павловской Краснодарского края, где он работал в школе вместе с женой. Дома остался трёхлетний сын Николаша. Южный, Степной, Закарпатский, Второй и Третий Украинский, первый Белорусский фронты... После контузии и госпиталя в сентябре 1943-го – 69-я армия 94-й гвардейской стрелковой дивизии: служба в газете «Сталинская гвардия» до 1950 года. Чтобы «с лейкой и блокнотом» добывать материал для фронтовой газеты, приходилось встречаться с героями публикаций не в тёплых кабинетах, а в землянках, в окопах, на аэродромах, фронтовых дорогах. Неудивительно, что у военного корреспондента в списке наград – ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За освобождение Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» (всего девять орденов и медалей)... И множество благодарностей от Верховного Главнокомандующего за мужество и отвагу, проявленные во время боевых действий на Днестре, Висле, при освобождении польских городов и взятии немецких…
В личном деле Николаева собраны его характеристики, рекомендации, составленные аттестационными комиссиями. Формулировки выдержаны в партийном духе. Но в них – образ одного из лучших представителей эпохи.
Из служебной характеристики 1947 года: «Образованный, культурный, авторитетный офицер. Хорошо знает и любит газетное дело. Трудолюбив, дисциплинирован, политически грамотен, морально устойчив...».
Из материалов аттестации 1949 года: «Заместитель редактора газеты «Сталинская гвардия» Н. М. Николаев старается сделать газету массовой, живой, популярной. Развивает творческую инициативу авторов, кропотливо работает с письмами читателей. Его статьи – политически острые, содержательные. В работе энергичен, исполнителен. Учится в вечернем университете марксизма-ленинизма. Повседневно читает художественные книги, выступает с докладами о произведениях отдельных писателей и поэтов».
Покинув Германию (там он после войны жил со своей семьёй, и там же в 1948 году родился его второй сын Валерий), Николай Михайлович продолжал служить в газетах Закавказского военного округа. И лишь в 1956-м вернулся в Весёлый (кстати, этот хутор в то время относился к Семикаракорскому району), где семь лет проработал в районной газете «За орошаемое земледелие», а в 1963-м вернулся к профессии учителя. А брат Павел жил в станице Семикаракорской.
Выйдя на пенсию, в 80-х годах пожилые супруги Николаевы переехали в наш город – видимо, для того, чтобы быть ближе к родственникам. Почему потом уехали в Азов, нам пока неизвестно. Азовские краеведы сообщили, что Николаевы жили в их городе на улице Мира, в доме № 5. Николай Михайлович Николаев умер в 1993 году, его жена – через пять лет. Квартиру дети продали. Сын Валерий, как мы предполагаем, живёт в Элисте.
Такую историю жизни военного журналиста рассказали нам документы. Но ведь есть ещё история писателя Николаева. Она – в его книгах. Благодаря его рассказам мы вместе с Николаевым пристально наблюдаем за природой, видим драмы, комедии и трагедии, которые разворачиваются в жизни животных, птиц и даже насекомых. Удивляемся: ни строгая военная дисциплина, ни фронтовой быт, ни партийный формализм не убили в нём лирика и поэта! Вот как об этих рассказах отзывался Виталий Закруткин: «Манычский учитель, а в годы Великой Отечественной войны офицер-фронтовик, Николай Николаев, шагая сквозь пожары и разгул смерти, сохранил в сердце любовь ко всему живому, а давнее общение с юными своими питомцами – школьниками властно продиктовало желание написать для них, для детей, о том, что в гармоничном единстве составляет нетленную красоту земли» [2].
Ниже мы публикуем рассказы из его книги «Чудо-юдо».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Николаев Н. М. Безоговорочная капитуляция // Азов. неделя. 2005. 5 мая. С. 2.
2. Закруткин В. А. Рассказы Николая Николаева // Николаев Н. М. Чудо-юдо. Ростов н/Д, 1982. С. 3.
|