Смирнов В. В. Донская волна в эфире // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 100-104 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/3/art.aspx?art_id=251
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й
История радио и телевидения Ростовской области
В. В. Смирнов
ДОНСКАЯ ВОЛНА В ЭФИРЕ
17 октября 1925 года газета "Молот" опубликовала заметку: "17 октября в 8 часов 20 минут вечера состоится открытие широковещательной станции Общества "Друзей радио", которая помещается при телеграфной станции на границе Ростова и Нахичевани. После открытия - концерт. Речи, произнесенные при открытии радиостанции, будут передаваться по радио. Радиолюбители, настраивайтесь на волну 2300 метров и слушайте".
Мощность станции вначале была 1,2 киловатта. Это обеспечивало прием программ в радиусе до 300 километров. Вся аппаратура для ростовской станции была изготовлена в знаменитой Нижегородской радиолаборатории. Передатчик принадлежал Обществу "Друзей радио".
Программы, которые готовило это акционерное общество, выпускались тогда в эфир без плана. Читались наиболее важные и интересные статьи из газет. Поэтому первой формой передачи была радиогазета. Вскоре прозвучал концерт небольшого симфонического оркестра.
Вот впечатления одного из первых радиослушателей — В. Бурикова: "Появление радио в нашей жизни было подобно чуду. 7 ноября 1925 года. Перекресток улицы Энгельса и проспекта Семашко запружен людьми. И что интересно: народу много, а тишина стоит необычайная. Только из огромного, установленного у здания крайкома партии репродуктора — через шум и треск — звучит опера "Кармен", транслируемая прямо из Большого театра. Мы были ошеломлены. Как? За тысячи километров летит к нам по воздуху волна и несет музыку, голоса! Радио покорило меня сразу". С 1931 года до середины 50-х годов В. Буриков работал в радиокомитете.
В 1926 году крайком ВКП (б) обратился в Москву с инициативой о сооружении на Дону мощной радиостанции. И она была построена в кратчайшие сроки. По мощности передатчика (4 киловатта) она занимала 4-е место в СССР после Москвы, Ленинграда и Киева. Для сравнения: в 1922 году в Нью-Йорке действовала радиовещательная станция мощностью 1,5 киловатта, в Париже на Эйфелевой башне — 5 киловатт, на крупнейшей станции Германии, Кенигвустергаузе — тоже 5 квт.
Передатчик ростовской станции был установлен в одном из рабочих клубов, а студия оборудована в гостинице "Московской". Ее программы звучали с 18 до 20 часов ежедневно. Их теперь готовили сотрудники Северо-Кавказского краевого комитета по радиофикации и радиоинформации, который был создан в 1926 году. Его штат насчитывал 150 человек. Были образованы редакции рабочей и крестьянской радиогазет, информации, партийной жизни, бюро объявлений.
Расписание передач ростовского радио публиковалось в журнале "Радиослушатель", который стал выходить в 1928 году в Москве. Ростов был единственным в то время городом из всех регионов страны, вставшим по уровню вещания после Москвы, Ленинграда, Киева и Минска.
Первым редактором радио был поэт Г. Кац, погибший в начале Великой Отечественной войны. Первыми дикторами — певица Е. Шапошникова, Альгин, Гольд. Среди корреспондентов, пришедших на работу в студию, А. Гербстман, Я. Румянцев. Поэт А. Гербстман позже станет всемирно известным составителем шахматных задач и композиций, профессором-филологом.
Радиопередачи в то время могли слушать только радиолюбители.
С 1928 года на Дону началась планомерная радиофикация. Если в 1927 году в Северо-Кавказском крае было 971 детекторных приемников, то в 1928 уже 1774. К ним прибавились и 413 радиоточек, способных принимать передачи по проводам. В 1930-м было введено еще 2 тысячи радиоточек.
Задача радиофикации в полуграмотной России была одной из самых важных в культурном преобразовании страны, в воспитании народных масс в духе коммунистической идеологии. Репродукторы, передающие программы по проводам, устанавливались в первую очередь в общественных местах: на площадях, в рабочих клубах, цехах и красных уголках промышленных предприятий, в избах-читальнях. Особенно велика была роль радио в деревне. Довоенные и военные кинофильмы донесли до нас документальные картины коллективного прослушивания радиопередач у репродукторов, вынесенных на улицу.
В конце 20-х годов стали выходить "Комсомольская радиогазета" и "Пионерская радиогазета". Первую редактировал П. Морозов, вторую — писатель П. Яковлев. В 30-е годы он был руководителем газеты для детей "Ленинские внучата". П. Яковлев погиб летом 1942 года в оккупированном Ростове.
В 1930-1931 годы в эфире работал рабоче-крестьянский радио-университет. В это же время выходила газета "Красный пахарь", но она доходила в отдаленные уголки Северо-Кавказского края с большим опозданием. Поэтому на ее основе три раза в неделю стала звучать радиогазета "Красный пахарь". В ней читались самые значительные материалы о жизни колхозного села.
В 1931 году в Ростове вышла книга главного редактора радиокомитета В. Каткова "На переломе. Опыт применения новых форм работы в практике Северо-Кавказского краевого радиоцентра". В ней анализировались и обобщались успехи ростовских радиожурналистов.
В 1932 году мощность передатчика увеличивается до 20 киловатт. Радиостанция получает имя В. И. Ленина. Значительно расширяется объем вещания. Структура программы тех лет такова: сначала идут политические передачи, затем художественные, звучат последние известия. Много времени в эфире отведено музыке.
Руководил музыкальным вещанием с 1925 по 1941 год композитор и дирижер симфонического оркестра И. Шапошников. Сам симфонический оркестр Ростовского радио работал с осени 1930 года по июнь 1941. Выступал он в Доме медработников, позже в этом здании была Ростовская филармония. Сейчас на этом месте находится здание универмага "Солнышко".
Одним из первых музыкальных редакторов радио был Т. Петров. Музыкальным редактором второй половины 30-х годов работал старейший музыковед страны Я. В. Друскин, бывший много лет Председателем Ростовского отделения Союза композиторов СССР. Музыкальным редактором был и пианист Г. Домбаев, после работы на ростовском радио он долгие годы возглавлял Горьковскую консерваторию, а позже был профессором музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве. Музыкальный редактор Н. Гольм-Серебряный работал на радио с 30-х годов и до середины 50-х.
В довоенные годы объем музыкального вещания составлял ежедневно несколько часов.
На протяжении своей 75-летней истории ростовское радио неоднократно перестраивалось. Это было связано с административной реорганизацией территорий и желанием властей ставить в прямую зависимость организацию вещания от структуры партийных и советских комитетов.
Так, в 1934 году передачи уже готовит Азово-Черноморский комитет по радиофикации и радиовещанию при Азово-Черноморском крайисполкоме. Его структура такова: председатель комитета, два заместителя по радиофикации и радиовещанию, редакции информации, пропаганды, колхозной радиогазеты, отдел художественного вещания, отдел массовой работы, шахматный отдел, бюро объявлений. Обратим внимание на последовательность в названии организации: сначала идет радиофикация, которая остается важнейшим направлением, ибо зачем вещать, если не будет уверенного приема программ, а затем уже само радиовещание.
С 1935 года началось системное детское вещание. Наряду с музыкальным и литературно-драматическим секторами оно входит в отдел художественного вещания. В детском секторе работало шесть редакторов. Возглавляла его певица М. Маньковская. Затем она 30 лет работала руководителем Ростовского музыкального училища. Художественным редактором была А. Горячкина. Передачи для ребят старшего возраста готовила Н. Фенстер, для младшего — С. Веретенникова, а для дошкольников — О. Аверинцева. Музыкальным редактором работала З. Гринберг. В распоряжении детского сектора был малый хор, насчитывающий около 20 человек и струнный квартет.
С 1935 по 1941 год ежемесячно выходили программы детского вещания: небольшие брошюры, включающие в себя не только перечень передач на месяц, но и рекламную информацию о них, а также письма юных слушателей, их отзывы на передачи, рисунки и фотографии детей. Детское вещание дает довольно полное представление о масштабах работы всего радиокомитета.
В 1938 году очередная реорганизация: создан Ростовский областной комитет по радиовещанию. Проблемы радиофикации еще не решены, но они уже отходят на второй план. На 1 января 1940 года в Ростовской области установлено 73,8 тысяч радиоточек. В 1941-м в Ростове их уже работало 29 тысяч.
Дважды в предвоенные годы Ростовский радиокомитет участвовал в выставках достижения народного хозяйства в Москве и получал медали.
К сожалению, довоенный архив Ростовского радио сохранить не удалось, поэтому историю этого периода приходится собирать по крупицам.
В годы войны радио играло важнейшую роль: оно передавало самую важную информацию, незримо связывало людей с Москвой, поддерживало их моральный дух, помогало выстоять и победить в борьбе с фашистскими захватчиками. Не случайно, первый приказ, который вывесили оккупанты во временно захваченном городе, гласил: Немедленно сдать радиоприемники! За их хранение и за прослушивание советских передач грозил расстрел. И первым зданием, которое загорелось накануне эвакуации советских властей, был радиокомитет: он не должен был достаться врагу. Радиокомитет находился в то время в здании на углу улицы Энгельса и проспекта Ворошиловского. Сейчас на месте уничтоженного довоенного дома стоит пятиэтажное здание, на первом этаже которого находится кинотеатр "Буревестник".
Сами фашисты не смогли наладить студийное вещание: по городу разъезжали специальные машины с громкоговорителями: так немцы сообщали жителям оккупированного города свои новости.
После освобождения Ростова от захватчиков в феврале 1943 года горком партии считал важнейшей задачей восстановление студийного вещания. 1 января 1944 года в городе работало 10 тысяч радиоточек.
Председатель областного радиокомитета в 1940-1942, 1943-1948 годах был М. Тюрин. В годы войны передачи вели дикторы: А. Дземиткевич, В. Александров, М. Тенета, А. Стояновская, пришедшие на радио еще в 30-е годы. В. Александров ушел на фронт из студии, после окончания боевых действий он вновь вернулся на работу в радиокомитет. В 1948-1956 годы радио руководил И. Малыгин (Стальский). В послевоенные годы на радио работали журналисты: Б. Зильберов, Т. Шевченко, И. Браиловский, С. Айдайкин, Г. Коломийцев, А. Зорич, З. Альшер; звукооператоры: Н.Мазалов, Г. Андрианов, А. Голованова.
Ростовское радио, как и все советское вещание, функционировавшее по единому организационному и творческому образцу, прошло значительную эволюцию. Оно было тесно связано с идеологической жизнью, с конкретными задачами партийной пропаганды, было одним из мощных составляющих этой пропаганды, ее рупором. Одновременно шло освоение возможностей вещательной техники, специфика звучащей журналистики, ее форм и жанров. Особенно важным фактором этого развития стала звукозапись, появившаяся в начале 30-х годов.
В 30-50-е годы вещание не всегда четко и скорее формально было ориентировано на конкретных слушателей, дифференцировалось с учетом разных групп аудитории, их многообразных интересов.
С 1956 по 1963 год работу Ростовского областного комитета по радиовещанию и телевидению возглавлял Б. Бондаренко. 30 апреля 1958 года вступила в строй студия Ростовского телевидения. И с тех пор радио и телевидение, как электронные коммуникации, сосуществуют. Радио оказало огромное воздействие на становление телевидения и в организационном, и в творческом, и в кадровом отношениях. Государственной власти было удобно держать их в одной "связке": так легче управлять этими сложными коммуникациями, подчинять их единым идеологическим целям.
Объем радиовещания в 60-70-е годы составлял 2,5 часа в сутки. С середины 60-х годов в работе радио происходит существенная перестройка. В эфир вместо разрозненных передач стали выходить тематические программы журнального типа: в них в значительно большей степени учитывались возрастные, профессиональные бытовые интересы разных групп аудитории. Это "Дон индустриальный", "Донские зори", "Сельские встречи", "Парус", "Дон литературный", "Стадион", "Горн", "Мечта" и другие. Разнообразнее, интереснее и по содержанию, и по форме становится общение со слушателями. Если раньше любое выступление у микрофона звучало по предварительно написанному тексту, то теперь человек, приглашенный в студию, мог говорить "без бумажки".
Председателем комитета по телевидению и радиовещанию (а телевидение, как мы видим из названия, выходит уже на первый план) в 1963-1975 был Е. Астафьев. Однако подчеркнем: эти перемены связаны не с личностью руководителя, а с постепенным ослаблением партийных "уз".
В 60-70-е годы передачи готовят журналисты: Н. Байкальский, Г. Волков, В. Дубровин, В. Козлова, А. Кислица, В. Моисеев, С. Сериков, В. Скорятин, Н. Скребов, В. Смирнов, К. Соколов, В. Хавчин. У звукооператорского пульта: Н. Задорожная, Е. Козлова. Появляются и первые звукорежиссеры: В. Андрианов, А. Крузенштерн, С. Стародубцев.
1 марта 1981 года сдан в эксплуатацию радиодом. В строй вступили новые студии, оснащенные современным оборудованием. Развитие и совершенствование техники оказывало заметное влияние на творческие возможности и качество передаваемого в эфир радиосигнала.
В 1985 году, к 60-летию радио, на Дону работает 15 вещательных передатчиков. Вещанием охвачена практически вся Ростовская область. На Дону работает 410 радиоузлов, из них — 301 переведены на автоматическое управление. Продолжительность вещания радиоузлов увеличилась до 18,5 часа в сутки. Вещанием охвачена практически вся Ростовская область.
Годовая программа Ростовского областного вещания составила свыше 1800 часов, в том числе - передачи по первой программе — 730 часов и стереофонические музыкальные передачи — 1095 часов. Объем ежедневного вещания — 5 часов. В год 60-летия радио получило свыше 10 тысяч писем от своих слушателей.
На 1 января 1985 года количество радиопроводных точек составило 1 миллион 300 тысяч, в том числе, в сельской местности — 354 тысячи. К 1990 году их число увеличивается еще на 300 тысяч.
С 1975 по 1991 год В. Миняйло руководит комитетом по телевидению и радиовещанию. По структуре комитета председатель, осуществляющий общее руководство, имел двух заместителей, которые непосредственно занимались телевидением и радио. В 60-90-е годы радиовещанием руководили: А. Агафонов, Л. Попов, П. Баландин, В. Андрющенко.
Следующая крупная структурная и творческая реорганизация произошла на радио в начале 90-х годов, и связана она была с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни страны, в первую очередь - политической. Тогда на базе Ростовского телерадиокомитета была создана (2 января 1992 года) государственная телерадиовещательная компания "Дон-ТР". Руководит ею Н. Чеботарев. Студию радиовещания возглавляет В. Катькалов.
Закон о печати и других средствах массовой информации, упразднивший политическую цензуру, освободивший редакции от жесткой идеологической опеки парткомов, раскрыл большие возможности для работы журналистов в новых условиях демократизации общественной жизни.
Творческий поиск ростовских радиожурналистов был направлен на расширение тематического диапазона передач. Это проявилось, в первую очередь, в обращении к острым, закрытым ранее темам социальной жизни, на освоение новых форм общения с аудиторией, во многом изменившей свои ожидания и предпочтения. На ростовском радио вместо отраслевых редакций, соответствующих отделам бывшего КПСС, были созданы творческие объединения, а позже — творческие группы по выпуску в эфир авторских программ.
Увеличился объем информационного вещания, острее стала аналитика. Информационно-аналитическая программа "Утренний микрофон" стала освещать самые важные события в жизни области. Наиболее актуальные передачи выходят в прямом эфире, студия стала принимать звонки слушателей во время самой передачи. Большой отклик нашла программа Е. Смирновой "В курсе дела", отвечающая на самые злободневные вопросы общественной жизни, в которой принимают участие первые лица. Передача завоевывала первое место на рейтинге областной прессы, проводимой "Российской газетой".
Более 35 лет выходит в эфир программа молодежной радиостанции "Парус" (Т. Прокудина) и "Дон литературный" (Е. Джичоева). Голоса журналистов: А. Верзилова, И. Клименко, Л. Лукашевой, Л. Мельниковой, Л. Север хорошо знакомы многим слушателям. Авторские программы стали более индивидуальными, яркими не только в оценках происходящих событий, но и в тональности, в личной манере разговора со слушателями. Нашел свою аудиторию и радиоканал "Дон-Экспресс" (руководитель — П. Кичатов) Музыкальные программы (Н. Мещерякова), программа "Площадь культуры" (В. Фомичев), "Алькор", "Стадион" и другие вносят заметное разнообразие в звуковую палитру местного радиоэфира.
Высоким профессионализмом отличается работа звукорежиссеров М. Барановой, О. Голубенко, И. Лазаревой, инженеров К. Касьяненко, В. Костенецкой, звукооператоров Н. Высочиной, А. Иващенко, З. Прохоренко.
В настоящее время на Дону работает 20 радиовещательных передатчиков, из них пять мощных, осуществляющих трансляцию трех центральных программ (Радио "Россия", "Маяк", "Радио-1") и областного вещания. Их могут слушать жители и соседних областей.
В Ростове работает 12 коммерческих радиостанций, имеющих 22 своих передатчика.
У населения насчитывается более 2 миллионов радиоприемников и около 1,5 миллионов проводных радиоточек. Многопрограммное вещание работает в 30 городах и районных центрах Дона.
Студии Ростовского радио оснащены новейшим электронным оборудованием, компьютерами, современными "Репортерами".
Штат телерадиокомпании "Дон-ТР" насчитывает около 400 сотрудников, из них 50 работает на радио (25 творческих и 25 технических работников). "Дон-ТР" является одной из самых крупных и мощных региональных компаний России.
За последние годы Ростовское радио накопило богатый опыт общения со своей многочисленной аудиторией. Оно входит в XXI век с надеждой на новые успехи и достижения.
|