Пхида А. С. В книговороте времени. Популярная история книгораспространения на Дону. Глава 19 // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/2/art.aspx?art_id=2022
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Книжное дело. Издательства
А. С. Пхида
Популярная история книгораспространения на Дону
Глава 19. На книжном фронте
Приказ №1
По Ростовскому областному отделению КОГИЗа
Г. Ростов-на-Дону 20 февраля 1943 года
В связи с тем, что Ростовским областным исполнительным комитетом мне поручено проведение работ по восстановлению сети системы КОГИЗа по Ростовской области, я с 16 сего февраля приступаю к временному исполнению обязанностей управляющего РОО КОГИЗа.
Основание: Удостоверение облисполкома от 20/II 43 г. №20/243
Так открывается, хранящаяся в отделе кадров ОАО «Ростовкнига», «Книга приказов по Ростовскому областному отделению КОГИЗа», начатая первым (после освобождения нашего города от фашистов 14 февраля 1943 года) руководителем этой организации Степаном Арминаковичем Аведиковым.
Первыми назначениями Степана Аведикова были должности временно исполняющего обязанности директора Канцторга КОГИЗа Ивана Ивановича Пинько, а также и.о. старшего бухгалтера Марии Евгеньевны Богушевой.
На старшего инструктора РОО КОГИЗа Зиновия Васильевича Лузанова возлагалось временное исполнение должности директора центрального книжного магазина №1.
«временно исполняющему должность директора центрального магазина тов. Лузанову предложить немедленно приступить к ремонту помещения (бывшего магазина «Полиграфиста», ул. Энгельса, 102), на занятие которого, с санкции Облторготдела, получен ордер от Горжилуправления».
Теперь, осенью 2024 года в этом помещении на Б.Садовой расположен магазин «Танаис».
Зимой 1943 года временно исполняющему должность директора этого книжного магазина тов. Лузанову предписывалось в первую очередь:
«1. В течение суток очистить помещение от мусора и витрины от битого стекла и осколков в рамках. Застеклить раму в конторе книжного магазина, где и начать разборку и приведение в порядок перебрасываемой литературы со складов.
2. Организовать разборку остатков литературы в разгромленной центральной базе №5, и всю литературу пригодную к реализации перебросить в помещение центрального магазина №1, где провести переучет.
3. После окончания работ по раскопке литературы на базе немедленно приступить к отборке годной литературы на складе №1.
Вр. управл. РОО КОГИЗа С. Аведиков».
До конца войны оставалось ещё два с половиной года, поэтому вплоть до мая 1945-го записи в книгах отдела кадров Ростовского областного отделения Когиза напоминают скорее фронтовые приказы, чем распоряжения в таком, казалось бы, мирном деле как книжное. Да и сам нерв и напряжение этой работы в прямом, а не в переносном смысле соответствуют названию упоминавшегося нами ранее на этих страницах специального журнала – «На книжном фронте».
«6 марта 1943 г.
Несмотря на разосланные письма в адрес всех Райторготделов с просьбой об организации нам помощи в выявлении на местах состояния нашей торговой сети, до сих пор мы не имеем этих данных за исключением двух районов: Мясниковского и Целинского раймагов. Считая, что в ближайшее время будет установлена ж.д. связь и представится возможность нам установить личную связь с районами, приказываю:
Ст. инспектору т. Лузанову и т. Красикову составить план выезда в районы для осуществления утвержденного мною плана восстановления торговой сети…
10 марта 1943 г.
2 сего марта приступить к восстановлению Новочеркасского отделения.
Т. Запашный со 2 сего марта утверждается временно исполняющим обязанности заведующего Новочеркасским отделением…
24 апреля 1943 г.
В соответствии с указанием городских директивных организаций об установленном для областного отделения КОГИЗа задании по выемке земли на рубеже «Р» и установленным сроком окончания работ не позже 7-го мая 1943 г., приказываю:
Работникам Областного управления т. Кутукову, Евстратовой, Чуйко с 26/IV.43 явиться для выполнения оборонных работ в Федоровский монастырь в распоряжение т. Сабенникова…
Гражданское население города на строительстве оборонительных рубежей во время войны.
5 мая 1943 г.
В результате временной оккупации Ростовской области немецко-фашистскими бандами полностью разгромлены и уничтожены все наличные запасы канцтоваров, находившиеся на нашей областной базе и в торговой сети.
…Приказываю:
Направить директора канцторга РОО КОГИЗа т. Бродского В.И. в гг. Махачкала, Баку, Тбилиси для закупки канц и культтоваров в торговых организациях и предприятиях местной промышленности…
6 мая 1943 г.
Согласно плана и директив Обкома ВКП (б) об открытии торговых точек КОГИЗа в гг. Новошахтинске, Сулине, Каменске, Глубокой, Миллерово и Чертково и для оказания конкурентной помощи Новочеркасскому и Шахтинскому отделениям, приказываю:
Руководителю инспекторско-инструкторской группы РОО КОГИЗа т. Лузанову З.В. с 6 мая выехать в перечисленные города и районы для выполнения указанных задач сроком на 30 дней по 6-ое июня 1943 г».
Помимо восстановления магазинов порушенной войной книготорговой сети перед донскими книгораспространителями военного времени остро вставал вопрос об обеспечении магазинов книгами. На новые издания особо надеяться не приходилось, поэтому главным источником пополнения книготорговых фондов было население.
Постоянным рефреном в приказах Ростовского отделения КОГИЗа военного времени встречаются такие распоряжения:
«…Букотдел сейчас является самым живым отделом нашей торговли…
…В целях создания базы для работы отделения предлагаю широко развить работу по покупке и принятию на комиссию литературы от населения…»
Поэтому, когда в магазины Ростовского КОГИЗа приходила новая книга, принималась она с особым тщанием, тем более, если автором ее был сам Верховный главнокомандующий.
«Приказ №45
по Ростовскому обл. отделению КОГИЗа 28/VII. 43 г.
В ближайшие дни в наши магазины будет направлена книга тов. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского союза» (3-е издание).
Для предотвращения возможного проникновения в продажу отдельных экземпляров книг с типографским браком (слепая печать, неправильная брошюровка, замазанные или порванные страницы, страницы без текста и пр.) – обязываю всех директоров книжных магазинов не выпускать в продажу книги без предварительной тщательной проверки каждого экземпляра.
В случае обнаружения у покупателей книг с типографским браком необходимо немедленно провести обмен книг на хорошие экземпляры.
Размещение этой книги должно быть обязательно согласовано с Райкомом ВКП (б).
Управляющий РОО КОГИЗа С.А. Аведиков».
И снова военные приказы:
«2 сентября 1943 г.
Приказ №51 по РОО КОГИЗа
…В целях защиты учреждения от пожаров, имеющих быть от зажигательных авиабомб организовать пожарное звено из шести человек».
Много чего ещё пришлось пережить работникам Ростовского областного КОГИЗа на своем «книжном фронте» до окончания войны. Кроме выполнения основных обязанностей были и отправки на село для оказания помощи в сборе урожая, и командировки в шахты для помощи в добыче угля шахтёрам, а также на заготовку сена для лошадей, служивших основным транспортным средством ростовского КОГИЗа времен войны. Были у ростовских книжников в эти годы и негромкие праздники с роскошными для того времени подарками:
«Приказ №232
по Ростовскому областному отделению КОГИЗа
В порядке оказания помощи семьям военнослужащих и эваконаселению к празднику 27 годовщины Октябрьской Революции:
Выдать талон на 1 пару валенок (фамилии 9 работников).
Выдать талон на 3 метра фланели (фамилии 9 работников).
Выдать талон на пару ботинок (двоим работникам).
Выдать талон на пару галош (одному работнику), на пару детских галош (двум работникам).
Денежное пособие – 150 рублей (пяти работникам)».
Драгоценные подарки военных лет к празднику Октябрьской революции.
В приказе КОГИЗа к 27 годовщине Октябрьской революции говорилось:
«Наша родная, доблестная Красная Армия, героически борясь с немецкими захватчиками, изгоняя последние остатки фашистских варваров с нашей земли, переходит Государственные границы и гонит фашистского зверя, чтобы добить его в собственной берлоге.
Честные патриоты Родины помогают фронту самоотверженной работой на трудовом фронте. Работники нашей системы не в последних рядах.
На основе развернутого Предоктябрьского социалистического соревнования годовой план реализации в 5400 тыс. рублей наше отделение к 27-й годовщине Октябрьской Социалистической революции выполнило в 6050 тыс. руб. или на 112%.
Уверен, что на основе широкого социалистического соревнования работники нашей системы, взятые темпы не снизят и выполнят план 4-го кв. 44 года ко дню Сталинской Конституции 5/XII. 44 г. с количественными и качественными показателями.
Управляющий РОО КОГИЗа С.А. Аведиков».
9 мая 1945 года под гром салютов и звон духовых оркестров победно завершилась Великая Отечественная война. 17 июня 1945 года в магазинах Ростовского КОГИЗа появились первые «мирные» книги, о чем областная газета «Молот» сообщала:
«Книги о донских казаках-некрасовцах.
Ростовское областное книгоиздательство выпускает книги научного работника Ростовского педагогического института Ф.В. Тумилевича о донских казаках-некрасовцах: «Сказки казаков-некрасовцев» и «Устная поэзия казаков-некрасовцев в дни Великой Отечественной войны», записанные автором на хуторе Ново-Некрасовском, Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края.
К радости Великой победы ростовские книжники прибавили ещё и свои высокие результаты во Всероссийском социалистическом соревновании в июне и в ноябре 1945 года. Что было отражено в приказе уже всего книготоргового объединения государственных издательств РСФСР «КОГИЗ»
«Приказ №376
г. Москва 1 ноября 1945 г.
Совет народных комиссаров РСФСР разрешил КОГИЗу РСФСР израсходовать 200 тыс. рублей на премирование книготорговых работников за досрочное выполнение плана скупки подержанных учебников в 1945 году».
В соответствии с процентным перевыполнением плана отделения КОГИЗов были разделены на пять премиальных групп. В третьей группе премия была присуждена Ростовскому отделению КОГИЗа, выполнившему план на 110, 1% при запланированных 454 тыс. экземпляров учебников, скупившему 499, 7 тыс. экземпляров.
За достигнутые успехи Ростовское отделение КОГИЗа получило премиальную сумму в 6 тыс. рублей, которая была разделена между работниками книжных магазинов Ростовской области. Шесть из них в это время уже были открыты в Ростове, а также по одному магазину работало в Новочеркасске, Шахтах, Красном Сулине, Новошахтинске, Азове, Батайске, Сальске, Таганроге, Неклиновке, Мальчевке, Целине. Кроме того, книжная торговля осуществлялась в трудовых точках Белой Калитвы, станицах Морозовской, Обливской, Мечетинской, Орловской, Развиленской.
«Апостолы» и «пегасы» ростовского послевоенного КОГИЗа
Некоторыми подробностями жизни и деятельности сотрудников ростовского КОГИЗа первых послевоенных лет с нами поделилась ветеран книжной торговли на Дону, Елена Ивановна Чернышова, спустя годы работавшая начальником планового отдела Ростовского Облкниготорга.
Сотрудником ростовского КОГИЗа Елена Чернышова стала в 1946 году. На работу ее принимал Арменак Авдеевич Аведиков, «прекрасный человек и настоящий коммунист», так охарактеризовала его Елена Ивановна.
Рассказала Елена Ивановна и о том, как выглядели бытовые условия работы сотрудников ростовского книготорга в первые послевоенные годы: «Управление ростовским КОГИЗом в то время находилось в центральном книжном магазине на углу улицы Энгельса (теперь Б. Садовой) и пер. Газетного, в помещении нынешнего магазина «Танаис». С улицы Энгельса был вход в подъезд и во двор дома, граничащего с улицей Шаумяна. Во дворе под железной лестницей располагалась комната с единственным окном, выходившим во дворе. В этом, перегороженном надвое фанерной стенкой, помещении и находился весь аппарат управления ростовским КОГИЗом послевоенного времени.
В светлой части этого пространства стояла печка-буржуйка.
Привычный интерьер комнаты военного времени
Вокруг неё располагались директор с двумя заместителями, а также главный бухгалтер Розалия Яковлевна Моргулис. Кроме них здесь же ютились и товароведы. Ева Абрамовна Ахназарян ведала необычайно востребованной тогда учебной литературой. Кроме того в её ведении находилась работа с детской и художественной литературой. Лазарь Эммануилович Сосницкий руководил канцелярским отделом, его помощницей была Надежда Ивановна Дергунова.
В этой же комнате находились два или три инспектора, в чьи обязанности входила организация проверки деятельности магазинов, которых только в Ростове тогда было открыто уже тринадцать.
Так, в тесноте, да не в обиде в этом книготорговом «теремке» с печкой-буржуйкой и проходила послевоенная жизнь и деятельность руководящего звена книжной торговли области. Кстати, здесь же, в подвале на улице Шаумяна с имевшимся выходом на улицу Энгельса, находился и центральный склад КОГИЗа.
Оклад директора КОГИЗа в те годы составлял 55 рублей, начальники отделов получали по 45, и 35 рублей была зарплата у продавцов.
Из выдающихся продавцов книг того времени в памяти у Елены Ивановны Чернышовой остались, прежде всего, братья Максимоджан, которых, в каком-то смысле, можно было бы назвать апостолами книги. Во-первых, потому что звали братьев вполне по-апостольски – Петр и Павел, а, во-вторых, прозвание это они заслужили своим беззаветным служением книге и своей профессии.
Служили братья Максимоджан в букинистическом магазине. Как отмечает Елена Чернышова, «это были выдающиеся продавцы, кладезь ума и памяти, настоящие корифеи книжного дела с еще дореволюционным опытом.
У Петра Максимоджана было уже слабое зрение, и когда он брал принесенную в магазин книгу в руки, то близко подносил её к глазам. Но казалось, что он и наощупь мог определить подлинное достоинство любой книжной находки, когда и кем она издавалась, каков был её тираж и цена.
Некоторые книги в магазине у братьев были так дороги, что даже невозможно было представить, кто бы их купил в те послевоенные трудные годы. «Ничего страшного, - говорили братья о таких изданиях, - мы держим их не на продажу, а для просвещения покупателей. Пусть люди видят, какими красивыми и ценными могу быть книги».
«Просвещали они и меня», - продолжает свой рассказ Елена Ивановна Чернышова. «Давай, Лёлечка, забирайся наверх и читай», - подставляли братья юной работнице КОГИЗа стремянку к высоким полкам. «И я взбиралась по крутым ступенькам и, сидя под потолком на перекладине лестницы, читала там художественную литературу, дореволюционные издания, – то, что в те годы с трудом можно было найти и в самой большой городской библиотеке».
И ещё о двух своеобразных сотрудниках ростовского послевоенного КОГИЗа нам рассказала Елена Чернышова.
Книги, предназначавшиеся для КОГИЗа, централизованной поставкой приходили на железнодорожную станцию «Ростов-товарный» и оттуда в контейнерах доставлялись на книжный склад на улице Энгельса. Поскольку автотранспорта у ростовских книжников тогда не было, важная миссия транспортировки товара ложилась на плечи, а точнее на холки, двух КОГИЗовских «пегасов» - коня Буланчика и кобылы Тамары, которые также стояли тогда на довольствии ростовского КОГИЗа. Для них нужно было добывать фураж для пропитания.
Однажды одна из лошадей заболела и была помещена в платную ветлечебницу. Денег на лечение своей Тамары у КОГИЗа не было, но тут изобретательные и коварные ветеринары пригрозили: «Если не заплатите, то мы прикрепим к вашей Тамаре табличку «КОГИЗ» и пустим гулять по городу». Деньги пришлось занять и лечение оплатить. Не допускать же, что бы кто-то посмел подсмеиваться над КОГИЗом и его «Пегасами».
|