Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Пхида А. С. В книговороте времени. Популярная история книгораспространения на Дону. Глава 16 // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/2/art.aspx?art_id=2016

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Книжное дело. Издательства

А. С. Пхида

Популярная история книгораспространения на Дону

Глава 16. «Дорогие покупатели!»

Изучение книги и ее истории имеет различные аспекты рассмотрения. Как мы уже отмечали ранее, жизненный путь книги включает в себя следующие основные этапы: сочинение и написание, издание и, наконец, распространение. Однако, рассматривая жизнь книги во времени, нельзя обойти вниманием еще один, быть может, наиважнейший этап ее существования – приобретение и чтение книги читателями.

Процесс взаимодействия печатного слова с читателем издавна привлекал внимание исследователей. В 70-е годы XX века ленинградскими учеными был выпущен цикл сборников под названием «История русского читателя».

Один из сборников «Истории русского читателя»

 Открывая этот цикл, советский историк книги И.Е. Баренбаум в своей статье «История читателя, как социологическая и книговедческая проблема» так определил суть этого направления исследования:

«Историю читателя можно определить, как область знания, изучающую читательские интересы и круг чтения отдельных лиц и целых социальных групп и слоев, чтение ими книг и других произведений печати, имеющих хождение в тот или иной исторический период.

История читателя изучает также формирование читательских интересов, отношение читателя к книге, влияние которое книга оказывает на читателя в процессе чтения, выступая в качестве важнейшего фактора воспитания личности и формирования ее мировоззрения».

Идя вслед за идеями авторитетного советского ученого, хочется продолжить его мысль, добавив к ней и такой интересный аспект рассмотрения, как история российского покупателя книги. Какие социальные и культурные факторы оказывают влияние на наши интересы, заставляя сделать выбор в пользу приобретения той или иной книги? Какие причины ведут к тому, что книга находит себе того или иного постоянного хозяина-владельца?

Не претендуя на исчерпывающую глубину и всесторонность рассмотрения этой проблемы, нам все же хотелось бы уделить внимание этому аспекту на наших страницах, посвятив ему специальную рубрику нашего повествования «Дорогие покупатели!». В ней мы будем предоставлять слово авторитетным донским читателям, покупателям и коллекционерам книги.

Первым откликнулся на наше приглашение ростовский поэт Николай Скребов.

Николай Михайлович Скрёбов

Николай Михайлович Скрёбов (1932-2015) русский - советский поэт, писатель, радиожурналист, переводчик. Член Союза журналистов СССР (1959), Союза писателей СССР (1962). Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1996).

Наши беседы с Николаем Михайловичем в рамках интересующей нас темы проходили в начале 10-х годов нынешнего века. В них он рассказал о своём довоенном и послевоенном детстве в г. Шахты и о том, какое место в нем занимали книжные магазины и книги.

Николай Скребов:  Я с детства помню, что в Шахтах (тогда ещё Алексанровск-Грушёвск ) на улице Советской (она и сейчас так называется), центральной улице, по которой ходил трамвай, мой ровесник (а теперь не ходит), было несколько знаковых зданий, как теперь бы сказали. Это банк, аптека и гостиница.

Улица Советская в г.Шахты. Старое фото.

Гостиница занимала полквартала между пр. Революции и пр. Красной Армии (сейчас – Советской Армии). В первом этаже этого трехэтажного здания размещался книжный магазин. Он назывался «КОГИЗ». Очень крупный, очень завлекательный. Большие витрины, заставленные книгами, книжками детскими, что меня очень туда влекло. Там я стал формировать свою библиотеку сам.

С пяти лет я уже научился читать и заходил туда и покупал. Была такая серия «Книга за книгой». Я помню, купил «Метелицу» Фадеева, отрывок из романа «Разгром», отдельной книжкой был издан. Это мне было лет 6-7, до школы еще.

 

Никогда не забуду первое целевое посещение магазина. Я увидел у мальчика в школе книгу Бианки, который мне был знаком как автор, но в этой книге была повесть «Астыр».

Был у нас в Шахтах до войны еще один известный мне магазин, располагавшийся у шахты имени Октябрьской революции. Трамвай делал две остановки – «Первое пересечение» и «Второе пересечение» (пересечение рудничных путей из шахты). Нужно было не спутать: сойти лучше на втором и вернуться назад. И вот я считал: «Грушевский мост, Шахта Воровского, Первое пересечение, Втрое пересечение и, наконец, шахта Октябрьской революции».

Там, в районе 25 школы (думаю, она сохранилась) был магазин, где этот мальчик купил Бианки с повестью «Аскыр». Это о соболе. Я уже был наслышан об этой повести, и мне так хотелось ее иметь. И вот приехал из Ростова дядя Вася (дядя моего отца), поощрявший интерес к природе, много видевший человек, много ездивший, агроном по образованию. Он взял меня за руку и повел в магазин. Там он поговорил с продавцом и откуда-то из подсобки…

- А вы сами сходили в магазин и этой книги не обнаружили?

- Да, уже разобрали. А дядя взял надо мной шефство, и ему вынесли эту книгу.

Обложка книги В.Бианки «Аскыр»

Дядя Вася производил сильное впечатление – ветеран Первой Мировой войны, георгиевский крест имел. И вот так мне и посчастливилось иметь эту книгу, с которой я не расставался долго. Она потом уже моими детьми была зачитана и затеряна.

До войны отцовская этажерка в нашем доме пополнялась книгами из центрального магазина. Это была дешевая библиотека классики: невзрачные томики какие-то в мягкой обложке, какие-то в картонной, - но было практически все. Тургенева помню, «Хаджи-Мурата» Толстого в первый раз я прочитал в этом издании. Гоголь у нас был замечательный, шеститомник в хорошем переплете рифленом, с выпуклым барельефом профиля писателя.

До войны книги стоили рубль 25 копеек – рубль 50 копеек, хлеб – 90 копеек, пачка папирос «Казбек» - 3 рубля 15 копеек.

Со временем в помещении центрального книжного открылся магазин готового платья, а книжный перебрался туда, где он и теперь находится, напротив горкома партии (теперь – здание городской администрации). Это очень приметное место, проспект Возрождения, как он назывался в детстве моем, потом он был переименован в проспект И. Клименко, подпольщика, погибшего в Шахтах.

На углу улиц Клименко и Советской на одной стороне – здание Городской администрации, а на другой, через трамвайную линию – книжный магазин. Не такой просторный, как тот, что был в гостиничном комплексе, но хорошо снабжавшийся.

Я помню дорогие для меня приобретения в этом магазине уже после войны в конце 40-х, в начале 50-х годов: Нагибина, его первая книга называлась «Трубка и другие рассказы», я купил в этом магазине. Вторую книгу стихов Е. Евтушенко «Третий снег» я купил тоже в этом магазине. Избранное Михаила Луконина. Первую свою поэтическую библиотеку я собрал в магазине г. Шахты на углу улиц Клименко и Советской».

Свою историю взаимоотношений с книжными магазинами Ростова в предвоенные 30-е годы мне рассказал коренной ростовчанин в третьем поколении, «Почетный работник СКЖД», составитель краеведческого издания «Ростов-город, Ростов-Дон…», автор многочисленных краеведческих публикаций в газетах "Приазовский край", "Молот", "Комсомольская правда на Дону", "Аргументы и факты на Дону" и других, Михаил Алексеевич Вдовин  (1930-  2013) Наша беседа с ним состоялась в 2008 году.

Михаил Алексеевич Вдовин

Михаил Вдовин:  В настоящее время в Ростове есть единственный магазин, который, где находился в довоенные и военные годы, там и находится доныне. Это на улице Советской между 18 и 20 линиями. Раньше это был книжный магазин Ростиздата.

Современны вид книжного магазина ОАО «Ростовкнига», ранее носившего название «Факел», на улице Советской в Ростове. По информации его работников, в будущем 2025 году этому  торговому помещению исполнится 100 лет.

Внутренний вид современного торгового зала магазина «Факел».

Михаил Вдовин:  Все основные книжные магазины до войны были сосредоточены на главной улице Ростова, Б. Садовой, тогда она называлась улицей им. Ф. Энгельса. Если идти от Пригородного вокзала к Театральной площади, то они располагались так: между Халтуринским и Братским переулками, большой книжный магазин  в многоэтажном доме занимал весь первый этаж. Сейчас в этом помещении находится хлебный магазин. Напротив парка им. Горького в правой его, выходящей на Садовую, части тогда располагалось бывшее Петровское училище, а в предвоенные годы – спецшкола артиллерийская  (рядом с мэрией теперешней). Так вот, напротив артшколы там, где сейчас магазин «Подарки», в двухэтажном здании располагался книжный магазин «Осавиахима», по оборонно-спортивной работе.

Далее, на углу Б. Садовой и Газетного переулка (сейчас там находится магазин «Танаис») находился книжный магазин с большим букинистическим отделом. Далее, где сейчас находится магазин «Глобус», находился магазин «Изопродукции».

И, наконец, главный, центральный книжный магазин Ростова располагался  в здании многоэтажном (это здание во время войны сгорело). Потом на этом месте во вновь отстроенном доме было кафе «Дружба», а сейчас – ювелирный магазин. До войны там был центральный книжный магазин г. Ростова-на-Дону. И напротив него находился магазин «Военная книга», в двухэтажном здании. Сейчас там работает ателье и магазин бытового обслуживания (это рядом с «Военторгом»).

И, наконец, по ул. Б. Садовой небольшой книжный магазин находился напротив места, где раньше стоял памятник Кирову, а теперь императрице Елизавете. Сейчас там площадка перед входом в Музыкальный театр, а раньше была одноэтажная застройка и в ней небольшой, аккуратный книжный магазин.

И еще хорошо знакомый мне, на этот раз далеко от Большой Садовой, не магазин, а деревянный книжный павильон находился на Новопоселенском базаре. Сейчас это территория Дворца Спорта, а до войны там был небольшой деревянный павильон, где продавались книги. Он обслуживал все Новое поселение.

- Какие книги вас интересовали,  и в каких магазинах вы их приобретали?

- В основном мы посещали магазины на Б. Садовой, и на Новом поселении, где я жил тогда. Большой популярностью у ростовчан, в особенности у мальчишек моих сверстников, пользовался Осавиахимовский магазин (рядом с нынешней гостиницей «Московской», где сейчас магазин «Подарки»), и магазин «Военная книга». Потому что перед войной литература по оборонно-патриотической тематике пользовалась очень большим спросом. Иногда даже были очереди. Помню, вскоре после того, как прошли бои на реке Халхин-Гол и у озера Хасан (локальный вооружённый конфликт между советско-монгольскими войсками и Вооружёнными силами Японии, продолжавшийся с весны по осень 1939 года ), появилась такая книга «Силуэты японских самолетов».

 

Обложка и разворот страниц альбома «Силуэты японских самолётов», выпущенного «Воениздатом» в 1938 году, цена 50 коп.

Тогда мы считали своим основным противником Японию. Когда эта книга появилась в Военторговском магазине очередь стояла по Садовой чуть не до Газетного переулка.

Во время войны здание этого магазина сгорело. В послевоенные годы магазин «Военкнига» находился в помещении гостиницы «Ростов». А потом он переехал на Буденовский, угол Кузнецкой (теперь это ул. Черепахина). Хороший был магазин. Там не только военная, но и художественная была литература, подписанные издания были.

- Насколько легко можно было приобрести книгу в довоенном Ростове? Она была доступна по цене?

- Свободно. Доступна. Подписные издания выходили, наших классиков, Жюль Верна. Совершенно свободно можно было подписаться безо всякой очереди. Не так как в 50-60 годы с ночи занимали очереди, переклички были.

- А в чем причина? То ли маленький спрос был, толи большой тираж?

- Спрос был, но издавались большие тиражи. Слушайте, а детской литературы сколько издавалось до войны! И Корнея Чуковского и С. Маршака, и А. Барто, Мамин-Сибиряк, да всех не перечислишь. Были скромные издания «Книга за книгой». В обычном бумажном переплете выходили, стоимостью 10, 15, 20 коп.

Были и подороже. У меня до сих пор сохранилось несколько таких довоенных изданий. Мои дети, мои внуки, теперь правнучки читают «Лимпопо» Корнея Чуковского, про доктора Айболита, Маршака издания».

Книга К.Чуковского «Лимпопо» издательства Детской литературы 1935 года

Такой запечатлелась жизнь книжных магазинов городов Шахты и Ростова в памяти двух мальчишек довоенного времени Николая Скрёбова и  Михаила Вдовина. Обращает на себя внимание тот факт, что, не смотря на юный возраст, наши герои уже тогда являлись достаточно активными и заинтересованными книжными покупателями. Что, несомненно, свидетельствует об успехах  советской государственной политики приобщения к книге и чтению широких масс населения в 20-30-е годы прошлого века, о которой мы говорили в предыдущих главах.

С середины же 20-х годов прошлого века в нашей стране развернулась серьёзная борьба за юного читателя, в которую включились и писатели, и педагоги, и государственные деятели.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"