Пхида А. С. В книговороте времени. Популярная история книгораспространения на Дону. Глава 8 // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/2/art.aspx?art_id=1996
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Книжное дело. Издательства
А. С. Пхида
Популярная история книгораспространения на Дону
Глава 8.Семена просвещения Николая Парамонова
«В пору детства моего поколения одним из пахарей, которые широко раскидывали семена просвещения, был издатель Н.Е. Парамонов. Книжечка за книжечкой его дешевой библиотеки шли из Ростова-на-Дону, где находилось его издательство. Вся та плеяда, которую объединил М. Горький в сборниках «Знание», так или иначе, прозвучала и у Парамонова.
Фундамент здания русской культуры в огромной степени заложен теми, кого мы называем просвещенными издателями. Парамонов в этом ряду не должен быть забыт», - отмечал в одной из своих литературных миниатюр в сборнике «Друзья мои – книги» российский писатель и библиофил Владимир Лидин.
В начале XX века в России значительно возрос удельный вес печатной продукции, выпускаемой провинциальными городами. Такими провинциальными центрами стали Казань, Саратов, Нижний Новгород, Томск, Ростов-на-Дону. Человеком, который вывел наш город в эту элитную группу, был ростовский предприниматель Николай Елпидифорович Парамонов (1876-1951), младший сын знаменитого донского хлеботорговца и шахтовладельца Елпидифора Трофимовича Парамонова (1840-1909).
Николай Елпидифорович Парамонов
Николай Парамонов учился юриспруденции в Московском университете. Во время учебы увлекся деятельностью студенческих революционных кружков. За участие в них был выслан в Ростов под надзор отца. Образование заканчивал в Киеве.
В январе 1903 года в Ростове Н. Парамоновым было открыто издательство «Донская речь», имевшее своей целью выпускать хорошую, дешевую и общедоступную книгу. «Донская речь» повела дело энергично, став на первое место среди провинциальных издательств. Уже за первые 11 месяцев 1903 года оно выпустило свыше 60 книг и брошюр. Книги были дешевыми, по цене от полкопейки до 6-8 копеек.
В книге сотрудников зональной библиотеки Ростовского государственного университета (теперь ЮФУ) С.В. Кошеверовой и М.Н. Тарасовой «Каталог издательства «Донская речь» Н.Е. Парамонова» изданной в 2006 году эффективность работы издательства объясняется следующим образом:
«Успех изданий «Донской речи» обеспечивался не только их дешевизной. Привлекало в них, главным образом, содержание и хороший подбор авторов. Прежде всего, издательство стремилось выпускать произведения известных современных писателей: Л. Андреева, И. Бунина, В. Вересаева, В. Короленко, Д. Мамина-Сибиряка, А. Серафимовича, Г. Успенского».
«Донской речи» удалось провести через цензуру и выпустить в свет три острых публицистических произведения Л.Н. Толстого «Исповедь», «Стыдно!», «Неужели это так надо?» и два фрагмента из романа «Воскресенье» («О смертной казни», «Экзекуция»). Известно, что Л. Толстой за свои взгляды в феврале 1901 года определением Святейшего Синода был отлучен от православной церкви и предан анафеме. Обращение к произведениям опального графа было смелым поступком молодого издательства.
Большое место среди изданий «Донской речи» заняли и работы К. Маркса и Ф. Энгельса, В. Либкнехта, А. Бебеля и других социалистов, сборники революционных песен и стихов, брошюры по актуальным вопросам текущей жизни, за что издательство подвергалось частым цензурным преследованиям. В 1903 году 15-тысячным тиражом был выпущен сборник «Зарница» со стихами М. Горького и Скитальца. В нем публиковались и «Песнь о Буревестнике», имевшая тогда значение революционной прокламации, запрещавшейся цензурой.
Эти издания, видимо, и имел ввиду таганрогский краевед П.П. Филевский, к работе которого мы обращались ранее, писавший, что Парамонов и подобные ему издатели и книготорговцы начала 20 века внесли «в книжное, чисто культурное дело, политику». Однако вектор исторического развития того времени в нашей стране было не остановить.
Интересную характеристику Н.Е. Парамонову дает бывший товарищ по университету, социал-демократ И.Н. Мошинский: «Н.Е. Парамонов - прелюбопытная фигура в русской революции. Крупный капиталист, человек американского склада ума имел пристрастия ко всем крупным затеям, даже в революционном подполье. Он, например, при содействии нашей группы, поставил на цели революции известное большое издательство «Донская речь», наводнившее всю Россию популярными народными изданиями, которыми социал-демократы повсеместно пользовались для своей пропаганды. За издание журнала «Былое» и других революционных изданий был приговорен к нескольким годам заключения в крепости».
Правда, отсидки в крепости Н. Парамонову, счастливым образом удалось избежать, благодаря искусным адвокатам, затянувшим рассмотрение «парамоновского дела» и доведших его до амнистии по случаю 300-летия дома Романовых в 1913 году.
Однако помимо революционной составляющей в издательской деятельности Н. Парамонова был еще и предпринимательский трезвый расчет. В своей статье о работе издательства «Донская речь» российский исследователь Н.С. Травушкин отмечает: «Предприятие Парамонова было поставлено на коммерческую ногу, активно используя сложившуюся конъюнктуру тогдашнего книжного рынка в России». Её особенность так характеризовал в 1901 году в журнале «Мир божий» критик А.И. Богданович: «За последнюю четверть века народился новый читатель, явившийся из тех слоев населения, которые раньше не имели ничего общего с литературой…Интерес к книге и чтению стал проникать в такие углы, где прежде книга встречалась как редкость и за пределы помещичьей усадьбы не выходила».
Об этом же в то время писал и М. Горький: «Из многих дыр, ям и щелей империи нашей обращаются ко мне люди разные с просьбами – книг пришли! Везде хотят читать!»
Обложка одной из книг издательства «Донская речь»
Активная ориентация на «нового читателя» - крестьянина, рабочего, городского ремесленника чрезвычайно характерна для передовых издательств начала XX века».
Нет сомнения, что Н. Парамонов не был простым наживалой, а ставил издательское дело, руководствуясь идейными соображениями. Однако, характеризуя общую обстановку на демократизирующемся книжном рынке России начала XX века, уместно вспомнить и слова В.И. Ленина, по-своему оценивавшего тогдашнюю ситуацию: «Купцы бросали торговать овсом и начинали более выгодную торговлю – демократической дешевой брошюрой. Демократическая книжка стала базарным продуктом».
Н. Парамонов подошел к организации своего дела рационально и деловито, что приносило ему доход и исключало убытки. К опыту ростовского книгоиздателя обращались и много позже того, как Николай Елпидифорович по настоянию отца оставил свой книжный бизнес в 1907 году.
После Гражданской войны, когда советской власти пришлось восстанавливать издательское дело в стране, в докладной записке Госиздата Украины ссылались на опыт «Донской речи»: «У Парамонова все делалось сухо, деловито, в высшей степени практично, без заигрывания с кем бы то ни было, без интеллигентского заигрывания со служащими, в радикальном издательстве они трудились на тех же условиях, на каких работали бы в любом откровенно коммерческом предприятии. Владелец «Донской речи» крепко держал в руках свои центры – Ростов и Петербург и многочисленные филиалы, управляя ими жестко». Не либеральничал он и с печатавшимися у него писателями, включая и А.М. Горького. Последний в одном из своих писем жаловался, как дешево платят авторам в «Донской речи».
Парамонов хорошо улавливал требования рынка, умело определял тиражи. Интересные данные из донесения цензора А. Богдановича от 17 декабря 1903 года приводит исследователь деятельности «Донской речи» Н.С. Травушкин: «Книжки в 2, 3, 5 копеек, напечатанные десятитысячным тиражом, через 3-4 месяца выходили 2 изданием. Более дорогие книги печатали обычно в половинном против объявленного тиража количестве, а затем допечатывали остальное в случае надобности».
Когда заказов было много, в издательстве Парамонова работали, не жалея сил. Русский книговед, библиограф и писатель Н.А. Рубакин в одной из своих статей вспоминает: «Один провинциальный издатель рассказал, что он составил листовку о выборах в Государственную Думу и о том, что нужно делать крестьянам в Государственной Думе. В течение трех дней шли телеграммы и заказы. Потом он в течение месяца получал заказы, три типографии печатали листовки, забрали всю бумагу в городе. Затем «при свободе» выпустили еще несколько номеров – до 1,5 миллионов экземпляров». Этим провинциальным издателем был Н.Е. Парамонов.
Ну, а о характере публиковавшихся в издательстве «Донская речь» художественно-литературных изданий можно судить, прочитав библиографический очерк Н. Малиновского «Дешевые общедоступные книги», опубликованный в газете «Русская мысль» №6, 1905 года, который в полном объеме приводится в книге С.В. Кошеверовой и М.Н. Тарасовой «Каталог издательства «Донская речь». Мы же остановимся на некоторых его фрагментах:
«В прошлом году в «Русской мысли, - пишет Н. Малиновский, - был дан отзыв о 46 книжечках, изданных товариществом «Донская речь». После того вышло более 70 книжек беллетристического содержания. И в этих книжках, значительная часть которых принадлежит к первостепенным произведениям нашей литературы, слышатся все те же печальные мотивы, как и в ранее изданных. Все то же, широко разливавшееся на Руси горе сел и городов, щемит сердце читателя при их чтении».
Книжечки издательства «Донская речь»
А вот как щемяще-печальные мотивы воплощаются в конкретных литературных произведениях, о которых пишет критик:
«Грустно положение деревни Печальной в изображении И. Белоконского (№51, цена – 3 копейки), до которой от волости 41 верста, в которую не заглядывает ни врач, ни фельдшер, ни даже волостное начальство, вызывающее во всех случаях деревню к себе, и которая всецело находится во власти знахаря.
Ужасна доля рабочих-сплавщиков леса в Полесье в рассказе И. Митропольского «На плотах» (№54, цена – 3 копейки) и поморов, промышляющих на Белом море (рассказ А. Серафимовича «На льдине» - №74, цена – 3 копейки).
Зато по всем просторам рыскают по истощенным деревням мирские «волки»: скупают за бесценок скот у голодающего народа и ликуют, благодарят Бога, что «лошади, коровы – по «трешке», жеребята-стригунки – по полтине». Ничего, что «бабы ревут, мужики ревут, скотина ревет,… что коровы, сердечные, собственный свой навоз, извините, едят». «До чего скотина может дойти, а уж не говоря о человеке», - замечает по этому поводу один из «волков». И если к кому и чувствуется в этих словах жалость, то никак не к человеку. Человеческие слезы, даже родных, разоряемых другим из ликующих «волков», не тронут их («Волки», рассказ В. Дмитриевой - №52, цена – 3 копейки)».
А вот еще один извечный порок российской действительности, – «бюрократизация человеческих отношении», – который был актуален сто лет назад, также как и теперь:
«К сожалению, в царстве бюрократизма, - далее продолжает рецензент, - живительным началам человеколюбия нет места, даже в отношениях сослуживцев между собой. Это показывает отчасти и рассказ Л. Мельшина «Маленькие люди» (4 копейки), очень хорошо рисующий положение почтовых служащих.
Но особенно хорошо изображена эта сеть формализма, рутины и человеконенавистничества в области учебно-воспитательной Е. Чирковым в рассказе «В отставку» (№99, цена – 7 копеек), который показывает, как наша школьная система искореняет «жизни чистой человеческой плодотворное звено» и в воспитателях, и в воспитанниках. И так всюду, во всех сторонах народной жизни».
Вчитываясь в строки рецензии Н. Малиновского на новые книги, выпущенные «Донской речью» в 1904 году накануне русской революции 1905 года, погружаясь в безнадегу или, говоря сегодняшним языком, «чернуху» старой русской жизни, невольно задаешься вопросом: а где же выход? Путь к нему нам указывает рецензент в конце своего очерка, обращая наше внимание на следующие произведения:
«Лучшей книжкой серии о росте сознательного отношения к своим нуждам и солидарности среди рабочего класса является рассказ «Искорки» Н. Рубакина (№103, цена – 3 копейки). Читая этот рассказ, чувствуешь, что та «Звезда», о которой говорит Вересаев в своей символической сказке (№56, цена – 1 рубль 50 копеек), скоро будет достоянием земли, и что приближается то время, когда увидят люди, что на месте граней и черт, отделяющих человека от человека, сословие от сословия, народ от народа «ничего нет», и что истреблять друг друга они никаких причин не имеют.
Последняя и самая лучшая книжка, рассматриваемой здесь серии беллетристических изданий «Донской речи» - «Сказание о Флоре» (№115, цена – 3 копейки) Вл. Короленко. Это замечательное и в художественном отношении, и по содержанию произведение выясняет значение в судьбах человечества идеи покорности, терпения и противоположной ей – сопротивления насилию, борьбы за свободу угнетенных».
Не знаю как вам, дорогие читатели, а мне и сегодня некоторые мысли и идеи, затронутые авторами старых книжечек издательства «Донская речь» кажутся необыкновенно актуальными. А в те годы вышеназванные произведения можно было заказать по почтовой пересылке или приобрести в донских магазинах, с которыми сотрудничал Н. Парамонов.
Об этом в книге С.В. Кошеверовой и М.Н. Тарасовой мы находим следующие сведения: «Отделения, склады и магазины «Донской речи» были открыты во многих городах России. В Ростове-на-Дону было три главных склада книгоиздательства – на улице Казанской, 42 (ныне – улица Серафимовича), Пушкинской, 131, Почтовом переулке, 42 (переулок Островского). Книги издательства Парамонова продавались также в книжном магазине Г. Городецкого по Б. Садовой. Кроме Ростова склады и магазины «Донской речи» были в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве, Вятке, Саратове, Харькове и Варшаве».
Рекламная страница из книги издательства «Донская речь»
Из фонда Центра книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки.
Книги «Донской речи» расходились по всей стране, с благодарностью принимались читателями и даже многие годы спустя с теплотой вспоминались теми, кто насыщал этот книжный поток своими творениями.
Одним из авторов, сотрудничавших с издательством Парамонова, был известный писатель В.В. Вересаев. Автор многих повестей и романов, составитель популярных исследований «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», переводчик Гомера, человек строгий и взыскательный. Вересаев на закате жизни, подводя ей итог, говорил:
«Книг за мою жизнь у меня вышло порядочно, а если вы спросите, какие из них всего дороже мне, я назову, пожалуй, книжечки, выпущенные в свое время издательством «Донская речь»… ведь так глубоко проникали в народ эти парамоновские книжечки».
Фото книжечки В.Вересаева «К спеху»
Из фонда Центра книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки.
Как мы уже отмечали здесь, от книжного дела в России сам Н.Е. Парамонов отошел в 1907 году и по наставлению отца принялся поднимать один из бездоходных рудников области, в чем преуспел. Во время Гражданской войны Парамоновы покинули Ростов-на-Дону, а в феврале 1920 года семья ростовских предпринимателей и просветителей навсегда оставила Отчизну.
Дни жизни основателя «Донской речи» Н.Е. Парамонова завершились в немецком городе Байроте в июне 1951 года, в возрасте 74 лет. В последние годы он вновь занимался изданием своих любимых русских книг Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Куприна и других авторов.
|