Пхида А. С. В книговороте времени. Популярная история книгораспространения на Дону. Глава 6 // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/2/art.aspx?art_id=1988
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Книжное дело. Издательства
А. С. Пхида
Популярная история книгораспространения на Дону
Глава 6. Книжный Таганрог
Рассматривая историю возникновения и развития книгораспространения на Дону, сделаем остановку еще в одном культурном центре Донского края, Таганроге, обогатив нашу исследовательскую копилку интересными фактами становления книжного дела в этом городе. Приобщиться к ним мы имеем возможность благодаря трудам известного педагога, краеведа и историка Таганрога Павла Петровича Филевского (1856-1951).
Павел Петрович Филевский в молодости
Его очерк «Печать и книга в Таганроге» в № 11 за 2002 год опубликовал историко-литературный альманах «Вехи Таганрога».
В своем очерке Филевский описывает историю возникновения в Таганроге первых типографий, библиотек и книжных магазинов.
Мы из его повествования выделим то, что ближе всего к нашей теме рассмотрения: истории книготорговли на Дону:
«Пионером книги в Таганроге был некий Данилов, вице-губернатор одной из польских губерний, - отмечает в своем очерке П.П. Филевский. - Появился он в связи с приездом в наш город семьи Алфераки из Петербурга. Это было как раз тогда, когда после Крымской кампании (1853-1856) началось бурное движение в русском обществе на всех поприщах.
Казалось, что жизнь кипит здесь как коммерческая, так и культурная. Вот для этой-то культурной работы таганрогские интеллигенты, в самом лучшем смысле этого слова, Алфераки, Д.П. Война, Н.В. Кукольник (крупный русский литератор: прозаик, поэт, драматург, переехавший в Таганрог из Петербурга в 1857 году) вызвали Данилова. Он устроил книжный магазин и библиотеку. Она помещалась в нижнем этаже дома А.М. Аверино, против Цареконстантиновской церкви, потом дом Звороно».
Греческая церковь Святых царей Константина и Елены, разрушена советскими властями города в 1938 году. Напротив неё в одном из домов и располагался книжный магазин и библиотека Данилова.
Как видно таганрогской книжной торговлей Данилов занимался недолго и вскоре покинул город, «кажется, он опять уехал на должность вице-губернатора», - заключает П.П. Филевский. Даниловское дело «без всякого коммерческого расчета, а главным образом с целью сохранить для Таганрога хоть какую-нибудь библиотеку» купил лесоторговец А.М. Миронов.
Меняя не очень удачливых в коммерции хозяев, эта библиотека просуществовала до конца 60х годов XIX века, но книжного магазина при ней уже не было из-за неимения у новых владельцев достаточного капитала, да и таланта, чтобы вести торговлю. В конце концов, библиотеку распродали. Как пишет П.П. Филевский, он также приобрел на этой распродаже «Ад» Данте в переводе Мина и книгу Дрепер «История умственного развития Европы».
Новая библиотека в Таганроге была открыта в 1874 году купцом Ващиненко, у которого в 1876 году ее выкупил город, преобразовав в первую общественную библиотеку Таганрога, ныне имеющую другое помещение и носящую имя А.П. Чехова.
Но, как отмечает в своем очерке П.П. Филевский, «в то время, как охотников устраивать библиотеки в Таганроге было достаточно, предпринимателей книжных магазинов не было». «Очевидно, - делает заключение старый таганрогский краевед, - культурный уровень Таганрога, чисто коммерческого и притом иностранного города, был невысок. Коммерция находилась в руках греков, которых не интересовала ни русская, ни иностранная литература.
Учебных заведений было тоже немного, так что продажа учебников не оправдала бы расходов на содержание магазина. Учебники обыкновенно приобретаются в начале учебного года, что совпадало с Успенской ярмаркой, продолжавшейся от 15 августа дней десять. На ярмарку приезжал книжный магазин (кажется, Преснова из Харькова). На ярмарке, обыкновенно, и покупали нужные книги.
Нельзя сказать, что попыток наладить в Таганроге книжную торговлю совсем не было, но все они носили кратковременный характер и, открывавшиеся магазины, не имея коммерческого успеха вскоре закрывались. Вот что в Пётр Филевский рассказывает в своих воспоминаниях о магазине Павла Ивановича Линицкого.
Его книжный магазин и библиотека располагались в прекрасном помещении в доме 55 по Петровской улице. Сам владелец, бывший священник, был скромный, образованный человек, снявший сан по особым причинам. У него была большая семья, и, по всей вероятности, он рассчитывал этим предприятием дать заработок хоть некоторым из них, но вся эта молодежь сделала из книжного предприятия какой-то молодежный клуб, книги разбирали и не возвращали. Проработав несколько лет, П.И. Линицкий распродал свои книги и поступил на железнодорожную службу».
Как мы видим, книготорговый бизнес в Таганроге налаживался трудно. И после закрытия магазина Линицкого в городе сложилась непростая ситуация. Успенская ярмарка сходила на нет, и харьковский торговец Преснов свой товар таганрожцам уже не привозил. Положение учебных заведений ухудшилось. И тогда, чтобы её исправить, за дело взялись сами педагоги.
Сейчас же образовалась компания преподавателей, возбужденно ходатайствующая об открытии магазина – пишет Филевский. На запрос директора Громачевского, допустимо ли, чтобы чиновники были владельцами торгового предприятия, округ отвечал, что допустимо, но лучше, если магазин будет открыт на имя жены или кого-либо из преподавателей. Решено было открыть на имя В.М. Филевской, которой и выдано было разрешение атаманом войска Донского. Это было в 1891 году».
Впрочем, в этом году книжному делу таганрогских учителей не суждено было начаться. К ним обратился бывший телеграфный чиновник Илиас с упреком, что преподаватели открытием своего магазина его разоряют, так как он уже затратил деньги на выписку книг у столичных издателей и книгопродавцев, не предполагая такой сильной конкуренции со стороны компании гимназических учителей. Учителя благородным образом вошли в положение бывшего телеграфиста и свой магазин открывать не стали.
Однако, как отмечает далее в своем очерке П.П. Филевский, «столичные книгопродавцы и издатели очень скупы на кредиты, и, не имея капитала, очень трудно вести книжную торговлю. У Илиаса его не было, и дело его, не дотянув и года, лопнуло. Издательство А.Ф. Девриена наложило арест на его предприятие, и оно было продано с молотка. Тогда в 1892 году товарищество учителей открыло свое дело.
Это был действительно проводник культуры. Начатый в скромном помещении в Соборном переулке, 13, магазин потом перешел на Петровскую улицу, рядом с театром, потом далее к центру – дом 52, и, наконец, в самый центр Петровской улицы, 44.
Таганрогский городской театр на Петровской улице города
В этот магазин являлись не только за покупкой определенной книги, но и за советом, что купить для детей, кого из классиков русских прежде приобрести, с кем, прежде всего, познакомиться из западноевропейских классиков, так же точно и по научным вопросам наводили справки. Публика знала, что из-за прилавка подаются ответы научных работников. Таганрог познакомился впервые с книжным рынком и стал им интересоваться.
Кроме этого магазина другого не было, если не считать двух букинистов – Богданова в подъездных воротах дома Гайрабетова (Петровская, 44) и Борозна в деревянном ларьке тоже по Петровской улице, в том же дворе. Потом стали открывать магазины на Новом базаре, главным образом учебников, бумаги, шпалер и пр. – Левина, Михалина и Моисеенко».
Привлеченный в Таганрог таким бурным развитием книжного дела, свой магазин в городе на Петровской 31 открыл и столичный предприниматель Городецкий. Он, как считает П.П. Филевский, «внес в книжное, чисто культурное дело, политику».
Это было накануне 1904 года. В магазине Городецкого стали появляться книги издательства «Донская речь» Н.Е. Парамонова, о деятельности которого мы обратимся позже. Парамоновские брошюры с извлечениями из трудов деятелей мирового социал-демократического движения приобщали читателей к витавшим в то время в воздухе революционным идеям.
«Новый книжный магазин бил в набат, - продолжает П.П. Филевский, - кто хотел прослыть передовым, должен был появиться в этом магазине. Но затем кончилась революция 1904-1905 годов, и магазин был продан Василевскому, человеку солидному, со средствами, но не книжному, и когда его сын окончил образование и стал входить в дело, магазин стал разоряться.
Революция положила предел развитию книжного дела в России. Таганрогские книжные…» - здесь в рукописи таганрогского летописца П.П. Филевского, написанной в простой ученической тетради в 24 листа отсутствуют два листа. Они просто истлели от времени, сообщает автор публикации рукописи Филевского санкт-петербургский исследователь Л. Михайлов. А значит в том, что произошло с книжным делом в России, на Дону, в Таганроге и других городах и поселениях Донского края и Ростовской области дальше нам придется разбираться уже без помощи автора «Истории Таганрога» П.П. Филевского.
Павел Петрович Филевский в возрасте 92 лет. Фото из фонда таганрогского музея заповедника.
В советские времена Павел Филевский подвергался гонениям со стороны властей за взгляды, не совпадавшие с идеологией нового строя. Был осужден, отбывал срок в Сталинских лагерях. Земной путь свой Павел Петрович завершил в 1951 году на окраине Таганрога, в ветхом домике знакомых, приютивших и согревших его своей заботою в остатке дней.
|