Пхида А. С. В книговороте времени. Популярная история книгораспространения на Дону. Глава 4 // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m15/2/art.aspx?art_id=1982
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Книжное дело. Издательства
А. С. Пхида
Популярная история книгораспространения на Дону
Глава 4. Общество распространения полезных книг на Дону
Как мы видели из предыдущего нашего рассказа, вплоть до 70х годов XIX века развитие книжного дела на Дону имело достаточно случайный характер, далекий от строгих организационных форм и продуманной структуры. Впрочем, область не жила какой-то отдельно обособленной жизнью, но в той или иной степени вбирала в себя все формы и особенности присущие развитию книжного дела в России того периода в целом.
Книжная лавка воронежского поэта-просветителя Ивана Савича Никитина, открытая в Воронеже в 1859 году.
А значит, книжная торговля на Дону прошла все классические этапы и формы своего становления: от распространения «лубочной» литературы офенями, торговли на ярмарках и базарных развалах до ларей, лавок и городских книжных магазинов.
Время шло и вот, спустя почти десятилетие со дня открытия первого новочеркасского книжного магазина, в городе было зарегистрировано уже девять книжных торговых заведений. В ведомости ведущего контроль за их деятельностью новочеркасского полицмейстера от 12 ноября 1879 года мы находим в столице донского казачества целый перечень книжных магазинов, ларьков и библиотек для чтения с указанием имен и сословной принадлежности их владельцев.
Копия документа из музея ОАО Ростовкнига
Как следует из документа., состав владельцев этих заведений очень пестрый. Единственный книжный магазин города теперь принадлежал крестьянину Рязанской губернии Федору Ананьеву. Торгует он, как следует из ведомости, преимущественно русскими учебными книгами, частью же - иностранными книгами для чтения.
Лавка казака Алексей Елкина торгует русскими учебными и церковными книгами, казак Василий Дюжиков предлагает покупателям такжке русские учебные книги. Русскими учебными книгами торгует и дочь подполковника, девица Хрящатицкая. А в здании станции Новочеркасской железной дороги жена коллежского секретаря Екатерина Гудвинович реализует русские и иностранные книги. Одесский мещанин Захар Петров русскими и иностранными книгами для детского чтения торгует при оптическом магазине. Казак Иван Елкин (видимо, родственник знакомого уже нам по этой ведомости Алексея Елкина) предлагает русские и церковные книги в галантерейном магазине. Казак же Николай Смазнов, который торгует русскими и церковном книгами также в галантерейном магазине, владеет еще и публичной библиотекой для чтения.
Продажу ученых книг при своей типографии ведет в 1879 году в Новочеркасске и коллежский секретарь Федор Траплин. Подробный ассортимент услуг его заведения мы находим в рекламном сообщении в «Донском календаре» 1881 года:
«Имею честь известить лиц, как обращавшихся в мой магазин, так и имеющих обращаться, что таковой еще с 1 числа сентября месяца 1880 г. окончательно переведен из дома Сущенкова, что против монумента Платова, в собственное помещение на Комитетскую улицу, дом 41, между Ермаковским проспектом и Воспитательною улицею.
Учебные принадлежности: книги и пособия, игры педагогические, глобусы, атласы географические, зоологические и прочие.
Рисование: краски, кисти, карандаши, переводные картинки.
Письмо: почтовая и писчая бумага, конверты.
Тетради: для записи уроков (в 15 и 20 копеек), для чистописания и лекций (от 3 до 10 копеек).
Кабинетные принадлежности: приборы чернильные, колокольчики, подсвечники, листорезы».
Приведенный нами список новочеркасских книготорговых предприятий и их владельцев показывается насколько, может быть, за единичным исключением, случаен и парадоксален его состав. Книжным промыслом, как видим, занимались все: от жен и дочерей титулованных горожан до торговых казаков, а также крестьян и мещан из других российских губерний. Ждать от такого разномастного состава книготорговцев продуманной и культурной торговой стратегии не приходилось.
Поэтому, видимо в противовес данному вектору развития книжной торговли в городе, группа просвещенных горожан решила предложить свой путь развития книжного дела в Донской области. И еще 28 февраля 1874 года подала письмо на имя войскового наказного атамана с просьбой ходатайствовать перед Министерством внутренних дел об утверждении Устава Общества распространения полезных книг на Дону.
Проект устава Общества распространения полезных книг на Дону
Копия документа из коллекции музея ОАО «Ростовкнига»
Спустя два года, внеся, по согласованию с просителями, несколько незначительных изменений и уточнений в поданный документ, Комитет Министров предоставил проект Устава на Высочайшее благоусмотрение Его Императорского Величества. Устав был рассмотрен и утвержден императором Александром II 16 июня 1876 года.
Согласно его положениям, целью Общества было «приобретение и распространение полезных и дешевых книг среди донского населения, как казачьего, так и крестьянского». Общество имело следующие обязанности: выписывать книги для своих складов, руководствуясь каталогом, изданным Министерством народного просвещения; вести в каждом складе реестр книг, выписываемых и находящихся в продаже; поставлять отчеты о продаже книг в каждом складе директору Новочеркасской гимназии.
Устав общества распространения полезных книг, отредактированный Комитетом министров российской империи. Копия документа из коллекции музея АО «Ростовкнига»
Члены общества были подразделены на непременных, действительных, почетных и сотрудников. К числу непременных членов были отнесены специальное духовное лицо, назначаемое епархиальным архиепископом, областной предводитель дворянства, инспекторы местных средних учебных заведений.
В число действительных членов могли входить лица обоего пола, избранные на общем собрании тайным голосованием по предложению не менее двух членов. Они должны были внести единовременно 50 рублей или платить взносы по 4 рубля каждое полугодие. Взнос можно было внести и книгами.
О почетных членах в Уставе говорилось: «В почетные члены Общества избираются общим собранием лица, сделавшие значительные пожертвования в пользу Общества и оказавшие важные услуги делу распространения народного образования в Донской области».
Устав содержал важное примечание: «В члены Общества не принимаются воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений, а также несовершеннолетние лица».
В отдельном параграфе Устава отмечалось, что «делами Общества ведает правление из непременных членов Общества и членов, избираемых на один год из среды Общества, на общем собрании, закрытой баллотировкой, преимущественно из лиц знакомых с народной литературой, этнографическим бытом и образовательными нуждами донского населения, имеющими постоянное пребывание в Новочеркасске».
Список членов правления «Общества». Копия архивного документа из коллекции музея АО «Ростовкнига»
Учредителями Общества стали камергер двора Его Величества, статский советник И.М. Попов, директор училищ С.С. Робуш, генерал-майор А.И. Кирпичев, надворный советник И.И. Зубков, учитель гимназии М.К. Калмыков и другие. Они же вошли и в Правление Донского общества распространения полезных книг под председательством И.М. Попова.
Первый председатель Донского Общества распространения полезных книг камергер двора Его Величества, статский советник Иван Михайлович Попов. Копия документа из архива ОАО Ростовкнига
Правление Общества заведовало центральным книжным складом в Новочеркасске и занималось распространением и распродажей книг среди донского населения.
О деятельности общества может свидетельствовать вот такая справка из его архива:
«На 1 февраля 1881 года было выписано книг на 2 065 рублей, послано на раздачи на 1 230 рублей 28 копеек, через приходских учителей на 1 090 рублей 06 копеек.
В Новочеркасский склад по 1 февраля 1881 года поступило: книг, купленных на средства Общества, – 18 797 экземпляров и пожертвованных 280 экземпляров.
Разослано по области – 18 937 экземпляров и осталось на складе на 1 февраля 1882 года – 140 экземпляров».
В процессе развития Общество изменило свое название и стало Обществом содействия народному образованию, включив в себя Комитет по устройству народных чтений и Комитет бесплатной библиотеки-читальни.
Из «Памятной книжки области Войска Донского» за 1900 год мы узнаем, что в Правление его теперь входят временно исполняющий должность товарища председателя Егор Иванович Криндач, члены правления Е.Г. Боков, А.И. Золотарев, Я.П. Ратмиров (он же секретарь). Члены от духовного ведомства протоирей Н.В. Кратиров, от учебного ведомства К.К. Ермолов. Заведующие книжными складами – К.И. Ермолов (Новочеркасск), К.П. Черников (Урюпинск), А.В. Уразовский (Великокняжеский).
Деятельность Общества продолжалась вплоть до 1914 года и прекратилась, видимо, в связи с Первой Мировой войной и последующими за ней революционными событиями в стране.
Как бы то ни было, но на примере деятельности этого объединения мы видим первую на Дону попытку серьезной организации централизованной книжной торговли, с четко сформированной задачей – обеспечение регулярной и планомерной продажи книг донскому населению, с важной целью его просвещения.
Все эти процессы отчетливо перекликаются с общероссийской культурной тенденцией того времени, нашедшей выражение в попытке упорядочить и организовать книжную торговлю в стране через создание книжных складов земств. Так, к 1905 году в России насчитывалось 19 губернских и 110 уездных земских книжных складов.
Позже на смену земству пришла книжно-торговая потребительская кооперация, которая организовала в Москве свой первый оптово-розничный склад.
Попытки централизовать книжную торговлю, регламентировать ценообразование и торговые скидки, создать единую классификационную систему книготорговой библиографии привели к возникновению первых профессиональных торговых объединений: «Русского общества книгопродавцев и издателей» в Петербурге, затем «Всероссийского общества книжного дела», «Общества торговцев нотами и музыкальными произведениями» и других.
Однако отсутствие поддержки со стороны правительства и взаимная конкуренция мешали работе этих объединений. Не смогли разрешить противоречия и Всероссийские съезды издателей и книгопродавцев в Петербурге, первый из которых состоялся в 1909, второй – в 1911 году.
На свой манер эту задачу разрешило только Советское государство, но об этом немного позже.
Пока же вернемся еще раз к первой попытке организации централизованной книжной торговли на Дону усилиями Общества распространения полезных книг в области Войска Донского, чтобы понять какие именно книги в конце XIX – начале XX века члены этого общества были склонны считать полезными.
Зная просветительскую и образовательную направленность деятельности этого общества, мы можем легко предположить, что в состав рекомендованных им книг входили полезные издания этого направления, существовавшие в России того времени. Это и сочинения М.В. Ломоносова в 3-х томах, и «Книга былин» (свод избранных образцов русской народной эпической поэзии), Ф.М. Достоевский «Рассказ о купце» (из романа «Подросток»), «Сын атамана» (повесть для юношества из быта запорожцев), и «Гоголь – гимназист» (первая повесть из биографической трилогии «Ученические годы Гоголя»).
Из книг непосредственной педагогической направленности в список Общества могли быть включены и следующие названия: курс «Русское правописание», составленный академиком Я.К. Гротом, и «Курс ботаники» профессора В.И. Палладина. Книги В. Богородского «Об изучении художественно-литературных произведений», Анри Виктора «Современное состояние экспериментальной педагогики», а также Е.Н. Залесовой «Педагогическая гимнастика и детские игры для занятий в школе и дома».
О деятельности Общества распространения полезных книг на Дону свидетельствует и такой документ, предоставленный нам в краеведческом отделе Центральной библиотеки им. Пушкина в Новочеркасске – это отчет о Новочеркасской женской воскресной школе, состоявшей на попечении Общества.
Открытка с общим видом Новочеркасска конца 19 начала 20 века.
Распорядитель школы М. Золотарева в своем отчете о проделанной за 1895-1896 учебный год работе сообщает:
«В течение отчетного учебного времени в школе перебывало 334 ученицы. Всех посещений за год – 5985.
По знаниям все учащиеся распределены на 14 групп. Из них 4 неграмотных группы, 1 полуграмотных и 9 грамотных.
Учебными предметами во всех группах служат: Закон Божий, объяснительное чтение, письмо и арифметика.
Кроме того, из книг для классного чтения ученицы получали элементарные сведения по географии, русской истории и гигиене.
Ученицы кроме бесплатного обучения, бесплатной медицинской помощи, пользуются бесплатными учебными пособиями, библиотечными книгами и учебниками, которые выдаются им на дом во временное пользование…»
О литературных интересах и предпочтениях учениц Новочеркасской воскресной школы свидетельствуют такие любопытные замечания наставницы:
«…школьной библиотекой очень охотно пользуются все грамотные ученицы; при этом все просят дать книги «потолще», определяя достоинства книги по ея толщине и еще по каким-то неуловимым для учительниц признакам.
Иная же ученица заметит, что заглавие книги ей не нравится или что в книге нет картинок, или нет стихов, или «я брала в прошлый раз книжку похожую на эту, так она мне не понравилась».
Больше спрашивают все книги беллетристического содержания, затем исторического или духно-нравственного содержания – божественные, как они выражаются, последние берут иногда не для себя, а для родителей и родственников.
Особым интересом пользуются «Сказки» Пушкина, «Басни» Крылова, «Кавказский пленник»…»
Для иллюстрации работы Воскресной школы воспользуемся фото занятий знаменитой Харьковской школы Христины Алчевской 1900 года, служившей в то время примером для всех российских школ этой категории на рубеже 19 и 20 веков.
К отчету распорядительницы воскресной школы прилагаются и списки пожертвований попечителей, с пометкой о том, что «лица, пожертвовавшие не менее 4 руб., состоят членами Общества распространения полезных книг». Вот имена некоторых рядовых членов Общества из этого списка, скромных жителей Новочеркасска конца XIX века, в меру сил способствовавших распространению образования и книги у нас на Дону:
Деньги пожертвовали на воскресную школу:
К.Н. Лимарев – 10 руб.
Чтобы понять размер и значимость этой суммы для того времени отметим, что месячная зарплата некоторых родителей девочек этой школы, а они, как правило, были из малообеспеченных семей, в лучшем случае и составляла около 10 рублей. Эти сведения мы также находим в отчете воскресной школы.
В.И. Попов – 4 руб.
А.Н. Прозоровская – 5 руб.
М.Г. Прозоровский – 5 руб.
Т.Г. Ляборинский – 4 руб.
Н.И. Ляборинский – 4 руб.
А.И. Ляборинский – 4 руб.
Возможно предположить, что совпадение фамилий в этих списках свидетельствует о том, что в члены Общества распространения полезных книг на Дону записывались целыми семьями.
Л.С. Морозов – 4 руб.
Л.С. Морозов пожертвовал 4 книги.
Какие именно книги пожертвовал Л.С. Морозов в отчете не указано, но и такая помощь принималась с благодарностью.
Словами благодарности от всех своих воспитанниц к членам Общества распространения полезных книг на Дону и другим жертвователям заканчивает свой отчет и руководительница воскресной школы, состоящей у Общества на попечении.
«От лица всех этих несчастных говорю тысячу раз спасибо тем, кто несет в воскресную школу свой труд, свои деньги и прочее и прочее, благодаря чему многие из девочек могут провести воскресный день так, как всего естественнее проводить в их возрасте.
Распорядитель школы М. Золотарева».
|