Пхида А. С. В книговороте времени. Популярная история книгораспространения на Дону. Глава 3 // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m15/2/art.aspx?art_id=1972
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Книжное дело. Издательства
А. С. Пхида
Популярная история книгораспространения на Дону
Глава 3 «От «книгоненавиденья» до книжных народных купцов.
В 40х годах XIX века в России для книги и книжной торговли наступили тяжелые времена, названные в некрасовском журнале «Современник» «веком книгоненавидения». В связи с революцией 1848 года на Западе и усилением вольнолюбивых настроений в России по всей стране усилился полицейский надзор. Запрещены были произведения декабристов, многие стихотворения Пушкина, Лермонтова, «Горе от ума» Грибоедова и другие произведения продолжали существовать только в рукописных вариантах.
Многие книготорговцы в этот период разорились. Не на пользу правительственные ужесточения и репрессии этого времени пошли и становящемуся культурному комплексу нашего донского региона.
То ли в связи с глобальными процессами ужесточения политики во всей России, то ли по каким-то другим местным причинам, но в столице Донского казачества того времени перестала существовать и та единственная книготорговая точка казака Жидкова, честь которой своим посещением оказал Пушкин. В 1859 году новочеркасский педагог и литератор А. Филонов в своих «Очерках Дона» так характеризует сложившуюся ситуацию: «Обращая внимание на нашу общественную жизнь в Новочеркасске, нельзя не заметить отсутствия одного, самого важного явления – книжной торговли. К стыду нашему… у нас нет ни одной книжной лавки. Купить книгу решительно негде. Кое-какие молитвенники и азбучки ещё можно найти, но там, где продают помаду, перчатки, самовары, гитары, кринолины и пр.
Отчего же нет у нас книжной лавки? Не любит общество читать? Некому будет продать книгу? Неправда!...
Приведём изумительный факт. В прошлую Воздвиженскую ярмарку, мещанин из Ростова прибыл с книгами. В его книжной лавчонке было всё кроме настоящих книг: отрывки вырванных статей, два-три журнала – всего понемногу. Что же? Нарасхват книги были проданы за самую дорогую цену. Факт по нашему разумению весьма значительный. Мы глубоко убеждены, что человек, взявшийся за такое дело, никогда не будет в убытке».
Однако, не смотря на убеждение замечательного новочеркасского просветителя, жителям этого города ещё долго пришлось довольствоваться «книжной лавчонкой ростовского мещанина». Видимо, она тогда вполне удовлетворяла спрос потенциальных покупателей книг казачьей столицы. Да и желающих пуститься в рискованную книжную коммерцию в этом городе к тому времени тоже не нашлось.
Такое положение было типичным для всей области до второй половины XIX века: библиотек не было, книжная торговля отсутствовала, периодические издания (газеты и журналы) делали свои первые шаги. Все изменилось только с восшествием на престол в 1855 году нового императора Александра II с его либеральными устремлениями.
В уже упомянутой здесь работе Сергея Сущего «Культурный комплекс ростовской области» вторая половина XIX века в развитии местной культуры определяется как период формирования основных структурных элементов областного культурного комплекса. Именно на это время приходится становление и общих контуров системы начального и среднего образования. В области появляются первые профессиональные театры и музыкальные коллективы, открываются библиотеки (в Таганроге в 1860, в Новочеркасске в 1870 году) и местные газеты.
7 января 1870 года в 11 час. 30 мин. в казачьей столице на Дворцовой площади состоялось торжество открытия городской Публичной библиотеки. Возникновение всех этих обстоятельств, приводит к тому, что в области формируется культурная среда благоприятная для появления развернутой и планомерной книжной торговли с организацией серьезно оснащенных торговых учреждений. Первой ласточкой в этом процессе, как мы отметили в самом начале первой главы, и стал книжный магазин С.И. Леухина, открытый в Новочеркасске в 1870 году. А к 1876 году книжных магазинов и лавок, работающих в Донской столице по разрешению Войскового наказного атамана, было уже девять.
Об особенностях книготорговой деятельности московского книгопродавца Леухина мы можем судить по упоминанию о нем в статье российского исследователя жизни книги в нашей стране А.И. Рейблата «Читатель лубочной книги». С.И. Леухин причисляется автором статьи к группе издателей и книготорговцев, обслуживавших во второй половине XIX века интеллектуальные интересы городских низов. Наряду с Леухиным в России того времени в этом направлении трудились предприниматели А.М. Земский, А.И. Манухин и другие.
Отдельная группа книготорговцев и издателей обслуживала нужды деревни, в чем преуспели такие известные деятели российского книжного рынка как И.А. Морозов, А. Абрамов, И.Д. Сытин (особенно на начальном этапе своей работы). Их продукция, также была известна в конце XIX века в хуторах и селениях тихого Дона.
Обычно на обложках подобных книг была картинка, близкая по характеру изображения и раскраски к народной лубковой гравюре, что послужило тому, что и книгу стали называть «лубочной».
Лубочная иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде»
О специфическом содержании таких изданий мы уже упоминали на этих страницах в предыдущей главе.
Важно и полезно остановиться здесь еще и на способах распространения народной книги, зародившихся в конце XVIII века, успешно доживших до XX столетия, переживших его, и, как мы увидим дальше, в несколько измененном виде существующих и доныне.
«Лубочная книга» попадала к своим читателям следующими основными путями. Первый, как уже отмечалось раньше – это ярмарки, которые играли важную роль в экономике и культуре пореформенной России. Наряду с другими товарами на ярмарки привозились значительные партии книжного товара, который раскупался посетителями. После «развязки» ярмарки купцы везли книги домой в качестве гостинцев.
Особенным каналом связи между книгой и крестьянами, другими жителями малых населенных пунктов России и Донской области были, так называемые, офени – мелкие розничные торговцы. Запасаясь товаром на ярмарке, офени затем разносили или развозили его по селам и деревням.
Лубочное издание популярной песни «Катеринушка и коробейник»
О том, как пополнялись ряды офеней, в своих воспоминаниях рассказывает И.Д. Сытин, начинавший торговую деятельность в книжной лавке московского купца П.Н. Шарапова:
«Однажды назначили меня в Нижегородскую ярмарку помощником заведующего. Торговые обороты Шарапова в ярмарке были всего на четыре тысячи рублей. Делать было почти нечего, товару было мало. В лавке приходилось больше стоять без дела. Нужно было «выдумывать» купцов.
Воскресенье. Вот идет серый мужик, типа некрасовского Власа, в сермяге, крестится на выставленные духовные картины и ужасается вслух на чертей и Феодорино мытарство.
- Что, старец, ужас, знать берет? – говорю ему.
- Да, боязно умирать, если к таким вот в лапы попадешь.
- А ты что делаешь?
- Я – водолив на барже, отливаем воду из баржи.
- Пойдем в лавку, я подберу тебе картин на полтину серебра, будешь купец: продашь своим водоливам и барыш получишь.
Так мы согласились начать торговлю с дядей Яковом.
Прошла неделя. В следующее воскресенье вдруг в лавку весело влетает он, молится Богу, жмет руку:
- Спасибо, молодец, ты меня утешил. Ведь я как бы и Богу послужил, и себе прибыль сделал. Ребятенки мои все раскупили. Давай теперь на весь рубль.
В конце ярмарки дядя Яков пришел уже с товарищем, Леонтием, николаевским солдатом, человеком грамотным. Друзья решили купить товару на зиму, чтобы торговать в деревне. Яков отобрал на 15 рублей, Леонтий на восемь. Подбор надо было сделать умело. Пришлось изменить и сам характер товара. Все было сделано по дружбе.
Через пять лет Яков и Леонтий ознакомили и обучили торговле картинками и книгами более ста человек. Торговали по всему Орловскому уезду и Вятской губернии».
Предприимчивая сметка И.Д. Сытина не раз приводила его к успеху в осуществлении коммерческих предприятий или, как бы мы сказали сейчас, проектов. Однако наряду с коммерческим интересом у Сытина в его разнообразных предприятиях (особенно в зрелую пору деятельности) огромную роль играла подвижническая, просветительская составляющая.
«Мужик, как и всякий читатель, ждет от книги увлекательного, интересного чтения, обещать которое ему могут только первоклассные авторы», - считал Сытин, выступая против засилья народного читательского рынка примитивным «лубочным» товаром. Книга, по мнению Сытина, должна была быть дешева, и иметь опору в виде внешкольного просвещения народа.
Сытин с успехом подтвердил свой принцип, выпустив стотысячными тиражами доступные демократическому покупателю дешевые, но качественные собрания сочинений Пушкина и Гоголя.
Укрепило этот принцип и сотрудничество Сытина с издательством «Посредник», организованном в 1884 году Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым. Сытин по договору с «Посредником» обязывался печатать и распространять его издания по дешевой цене (от 1 до 5 копеек). Через огромный штат Сытинских офеней издания «Посредника» (включавшие «народные» произведения самого Л. Толстого и других участников издательства) распространялись в самых глухих уголках России. Несомненно, попадали Сытинские издания и в руки донских покупателей.
Однако забота в книжном деле о благе народа была свойственна не только таким выдающимся личностям как Л. Толстой или И. Сытин. Либеральная интеллигенция по всей России пыталась внести свою лепту в упорядочение книготоргового потока в стране с целью более эффективного использования его в деле российского просвещения, образования и культурного строительства.
Предпринимались попытки организации регулируемой книжной торговли через книжные склады земств, которые собирали библиотеки для сельских школ и распространяли книги среди крестьян. Первый такой уездный российский склад был открыт в 1872 году, в Уржуме, первый губернский – в Твери, в 1877 году. Не осталась в стороне от этого процесса и наша область Войска Донского, о чем подробнее мы поговорим в следующей главе.
|