Сидоров Н. К истории донской печати // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 6-7. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/1/art.aspx?art_id=592
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
История газет и журналов Ростовской области
К ИСТОРИИ ДОНСКОЙ ПЕЧАТИ
«Донской голос»
Вслед за прекращением во второй половине 1879 г. «Донской газеты», с 1 января 1880 г. на Дону стала выходить новая частная газета «Донской голос» под редакцией Е. Д. Жигмановского, по обширной программе, в которой на первом плане стояла обязанность редакции знакомить население Донской области с земскими учреждениями и их деятельностью. В первом номере первого 1880 г. в передовой статье редакция обязалась перед читателями служить обществу честно.
Редактор-издатель «Донского голоса» был человек далеко не богатый, но предприимчивый и энергичный, обладавший публицистическим талантом. На помощь ему пришло донское молодое земство, в лице своих лучших земских деятелей: оно на первый 1880 г. подписалось на газету для всех волостных и станичных правлений Донской области и разом дало редакции солидный доход. Цель подписки на газету со стороны земства для станичных и волостных правлений была разумная: популяризировать деятельность земских учреждений среди населения. И, действительно, «Донской голос» уделял на своих страницах много места статьям о земских учреждениях и даже тогда, когда земское собрание, благодаря торжеству антиземской партии, прекратило подписку. Какой «вопль» подняла антиземская партия против выписки земством газеты для волостных и станичных правлений! Сколько несправедливых упрёков эта партия посылала по адресу земских деятелей. Грустная эта история...
Редакция во всё время издания газеты занимала скромные квартиры: сначала па Горбатой улице в доме Апонасова, на Московской в доме Аксентьевой, наконец, на Горбатой улице в доме Грузинова; последнюю квартиру она занимала до закрытия газеты.
Первый год издания для редакции был тяжёлым в материальном отношении, несмотря на помощь земства в виде подписки на газету для станичных и волостных правлений. В 1880 г. — первый год издания — редакция «Донского голоса» получила от газеты доходу 4000 руб.; из этой суммы она уплатила в типографию за печатание газеты 2642 руб.; в распоряжении редакции осталось 1800 р. — на уплату почте за пересылку газеты (631 р. 17 к.), на наём рассыльного, корректора, на плату репортёрам и на существование редактора. Но на всё это денег не хватало и обязанности корректора и репортёра исполнял сам редактор.
Ввиду дороговизны печатания газеты редакция «Донского голоса» решила завести свою типографию. Поэтому издание «Донского голоса» на 1881 г. на время было приостановлено. В течение января месяца 1881 г. редакция открыла свою типографию, и 1 февраля 1881 г. первый номер «Донского голоса» был напечатан в собственной типографии. Начав издание газеты в феврале, казалось бы, трудно рассчитывать на подписку в 1881 г.; но, несмотря на месячный перерыв и издании, симпатии общества не покинули газету: подписка шла хорошо и во втором году. Редакция не покладала рук, прилагала все старания к улучшению газеты, старалась сделать «Донской голос» органом местным — выразителем нужд и интересов Донской области, почему обходила часто молчанием многие события, не имевшие ни косвенного, ни прямого отношения к области.
Постоянными сотрудниками газеты были — сам редактор (псевдоним «Щука»), Е. К. Сизякин (псевдоним Шило), И. Струков и Старый знакомый. Редактор писал фельетон «Очерки и наброски», передовые статьи по местным вопросам и хронику, Сизякин — фельетон «Литературно-житейские заметки», передовицы, записки репортёра, рассказы, Струков — хронику и статьи, Старый знакомый — о театре. Остальные сотрудники были случайные: В. Беляевский, Н. Гнилорыбов, В. Фёдоров, Л. Борисов, А. А. Донецкий, А. А. Карасёв, М. Рудов, Губкин, X. И. Попов, А. Приклонский, П. Байдалаков, Воропаев; лучшие из них за свой труд требовали плату. И редакции приходилось уделять им из своих скудных доходов до 263 р.
В литературном отношении газета стояла на должной высоте. Статьи: земство и народное образование, школа на Дону и народный учитель, реформа станичного самоуправления, земское недоразумение, из дневника институтки (г-жи Жигмановской), из далёкого прошлого, наш общественный вопрос (А. Приклонского, московского публициста), исторические эскизы по истории Дона, «Заря утренняя», стихот. А. К.,— указывали на это.
В первой половине 1880 г. цензурные условия для газеты были тяжёлые: № 37 газеты вышел с белым местом для передовой статьи, а № 40 был торжественно в присутствии членов редакции, цензора и полицейского пристава Вершинина сожжён. Затем, когда цензирование газеты перешло к покойному старшему советнику областного правления А. Ф. Полякову, цензурные условия были облегчены.
1881 и 1882 гг. были самыми лучшими годами в жизни «Донского голоса». Члены редакции трудились, не обращая внимания на врагов, а врагов у «Донского голоса» было много. Редактора газеты и её сотрудников несколько раз привлекали к суду за оскорбление и клевету в печати: мировой судья 1-го Донского округа Александрин, начальник Миусского округа Курапов, помощники станичных атаманов Новочеркасской станицы Дронов и Свечников; но каждый раз редактора и сотрудников суд оправдывал.
В обществе часто раздавались по адресу газеты упрёки, что газета стоит не на должной высоте. Но эти упрёки были несправедливы: в Донской области и за пределами её газета пользовалась популярностью, её предпочитали столичным газетам, сотрудники которых удивлялись «Донскому голосу». В Париже, в русской библиотеке, русская молодёжь читала газету... Один из известных сотрудников столичных и иностранных газет того времени, Ф. В., писал мне об этом в письме.
Фельетон Е. К. Сизякина «Похвальное слово средостению» вызвал бурю среди судей, по адресу которых в фельетоне была сказана горькая истина, и конец его многие судьи замарали.
В конце 1882 г. в № 93 «Донского голоса» был напечатан рассказ «Из посмертных бумаг» Е. К. Сизякина. Ветеринарный врач Попов (теперь умерший) в одном из героев этого рассказа заподозрил себя и в клубе учинил редактору скандал; к этому его поощряли враги «Донского голоса». Скандал этот раздули и он неблагоприятно отразился на газете: в 1883 г. цензирование газеты было поручено новочеркасскому полицмейстеру Пономарёву, который решительно ничего не пропускал, а затем цензура была переведена в Москву, и газета с 18-го номера стала цензироваться в Москве, а с 45 номера, ввиду тяжёлых условий для существования газеты, «Донской голос» перестал выходить, выпустил в 1883 г. 45 номеров и объявил читателям, что редакция с № 45 прекращает выпуск газеты впредь до того времени, когда будет возможно издавать газету более правильным образом. Однако времени этого не наступило, и редактор-издатель уехал с Дона в один из волжских городов.
Донские областные ведомости. 1902. 28 июня.
|