Шадрина А. В. Журнал "Донская христианская мысль" // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 141-145. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/1/art.aspx?art_id=1887
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й
Периодическая печать Дона
А. В. Шадрина
ЖУРНАЛ «ДОНСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ МЫСЛЬ»
(1917–1919)
Судьба религиозных организаций в годы революционных потрясений и Гражданской войны (1917–1919) в Области войска Донского – регионе, который стал центром противостояния власти большевиков, сегодня остаётся малоизученной. Причиной этого в первую очередь является отсутствие выявленного комплекса исторических источников, который помог бы сделать определённые выводы. Введение в научный оборот журнала «Донская христианская мысль», в котором в том числе публиковалась хроника событий церковной жизни Области войска Донского 1917–1919 годов, представляется актуальным. Журнал сохранился фрагментарно в библиотечных фондах центральных библиотек Российской Федерации, за исключением юга России.
Важность журнала «Донская христианская мысль» обусловлена и тем, что в делопроизводстве Донской духовной консистории документы данного периода представлены незначительно, что объясняется процессами трансформации системы церковного управления Православной российской церкви, проходившими в 1917–1919 годах.
Несмотря на то, что журнал издавался в Новочеркасске, он не сохранился ни в архивохранилищах, ни в библиотеках Ростовской области. В центральных библиотеках Российской Федерации (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург; Российская государственная библиотека, Историческая библиотека, Архив ИТАР ТАСС «Всероссийская книжная палата», Москва) он также хранится фрагментарно: 1917 год – в наличии все номера, 1918 год – в наличии только №№ 1–3, 1919 год – в наличии №№ 25–27, 30–43, 46–47.
Журнал «Донская христианская мысль» выходил с июля 1917-го по ноябрь 1919 года. Он заменил собой официальное издание Донской и Новочеркасской епархии – журнал «Донские епархиальные ведомости».
Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 1.
В первом номере «Донской христианской мысли» редакторы, взявшие на себя ответственность за содержание издания, обозначили цель нового журнала и заявили, что «употребят все усилия к тому, чтобы сгруппировать кружок сотрудников, понимающих задачи современной проповеди» [1, с. 2]. Важным было заявление редакции о том, что их инициатива одобрена и духовенством, и мирянами: «мы принимаемся за работу по желанию епархиального съезда представителей духовенства и мирян» [1, с. 2]. Одной из первых задач, которую сотрудники редакции ставили на повестку дня, было обсуждение реформы приходской жизни [1, с. 2]. Также редакция намеревалась освещать следующие вопросы: дебаты о соборном управлении Церкви Христовой, изъяснение Свящ. Писания и богослужения Православной российской церкви, публиковать лучшие образцы проповеди на воскресные и праздничные дни, знакомить читателей с выдающимися исследованиями по богословским и церковно-общественным вопросам [1, с. 2], с жизнью старообрядцев и сектантов, а также замечательными случаями из жизни донского края и Русской церкви.
Как и его предшественник, новый журнал делился на два раздела. Структура первого раздела не была чётко определена. В него входили статьи, посвящённые событиям, происходившим в стране, например, Поместному собору Православной российской церкви 1917–1918 годов [2], Учредительному собранию [3, с. 296–297].
За статьями этой тематики следовали проповеди духовенства, богословские статьи, отражавшие процессы формирования нового подхода к наследию Православной российской церкви. К таким публикациям относились: «О чтении литургийных молитв» [4], «Учение Спасителя о своём Божественном достоинстве» [3, с. 292–295]. После статей богословской проблематики публиковались статьи об актуальных проблемах церковной жизни, например: «К вопросу об отношении между социализмом и христианством» [5], «Взгляд христиан первых веков на собственность» [6, с. 356–357], «Дороговизна жизни и содержание духовенства» [7], «Вопрос о рясе и волосах священноцерковнослужителей» [8, с. 179–180], «Может ли духовенство быть партийным?» [9], «Революция и духовенство» [8, с. 194–195], «Политическая роль духовенства» [8, с. 196–198], «О второбрачии священноцерковнослужителей» [10], «Историческая справка по вопросу о патриаршестве в Русской церкви» [11], «Какими идеями жило древнее христианство и чем живёт современное» [12, с. 410–413], «Можно ли христианину быть большевиком?» [13] и др.
С 3 декабря 1917 года (с № 23) в первом разделе издания появился «Политический отдел», в котором публиковались сообщения о выборах в Учредительное собрание [6, с. 358–359], о борьбе с большевиками [14], послания Поместного собора 1917–1918 годов, указы Большого войскового круга Войску Донскому и всем казачьим войсковым частям [15, с. 394–395], воззвания донских архипастырей по случаю «междоусобной брани» на Дону [15, с. 386].
Второй – «Официальный раздел» – содержал сообщения о вакантных местах для священноцерковнослужителей Донской и Новочеркасской епархии и просфорен, о переменах по службе, списки награждённого духовенства, списки присоединённых из «раскола» и сект, указы Св. Синода на имя архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича), протоколы Чрезвычайного Донского епархиального съезда духовенства и мирян (Новочеркасск, 26 апреля – ноябрь 1917 г.). Протоколы фрагментарно публиковались в журнале «Донская волна». Сегодня это единственный сохранившийся до наших дней комплекс материалов съезда [16].
Бессменным редактором «Донской христианской мысли» был преподаватель словесности и истории русской литературы Донской духовной семинарии кандидат богословия Иван Алексеевич Глебов. В качестве авторов отдельных публикаций выступали преимущественно выдающиеся общественно-церковные деятели Донской и Новочеркасской епархии конца XIX – начала XX века: протоиерей В. Кожин, протоиерей Т. Донецкий, священник В. Чернявский, протоиерей Захария Лобов, последний ректор Донской духовной семинарии архимандрит Григорий (Васильев), а также представители приходского духовенства епархии: протоиереи Г. Митропольский, И. Артинский, священники И. Лисовский, Н. Кратиров, И. Иванов, М. Климов, Е. Монченко. Некоторые авторы скрывались за аббревиатурами: В. С., Д., И. С., свящ. Т. Н. Немало статей было написано редактором журнала И. Глебовым.
За два года и четыре месяца своего существования журнал «Донская христианская мысль», благодаря опубликованным в нём статьям, стал важнейшим источником по истории церковной жизни в Области войска Донского. Об этом свидетельствует даже краткий обзор тем, которые затрагивались в этом издании и не были отражены в других источниках.
На протяжении второй половины 1917 года в журнале был опубликован ряд статей, свидетельствующих об отношении духовенства Донской и Новочеркасской епархии и части мирян, неравнодушных к судьбе Православной российской церкви, к происходившим политическим трансформациям: «Идея церкви» [17, с. 17–19], «Свобода церкви» [17, с. 19–21], «О каноническом строе церкви» [17, с. 22]. Известный общественно-церковный деятель протоиерей В. Кожин, осмысляя изменения политического строя и судьбы Православной российской церкви, в статье. «Прошлое Русской церкви и её современные задачи» с оптимизмом писал: «С совершившимся государственным переворотом наступил новый период в истории <…> с первых дней своего исторического существования наша церковь находилась в тесном союзе с государством, пользуясь его постоянным покровительством, а со времён Петра Великого Церковь становится прямо в разряд государственных учреждений. … Честь и достоинство православной церкви ограждалось законом.<…> Ныне мы – накануне нового строя… к прошлому возврата не будет.<…> Демократическое правительство… предостави[т] ей самой отселе устраивать своё бытие» [1, с. 5–7].
Надежды донского духовенства на светлое будущее, связанное с «освобождением» церкви от гнёта государства, разбились после захвата Новочеркасска и других населённых пунктов Области войска Донского большевиками в 1918 году. Акты ареста епархиального архиерея архиепископа Митрофана (Симашкевича) и викарного епископа Аксайского Гермогена (Максимова), надругательство над новочеркасскими храмами и другие деяния большевиков на Дону стали причиной формирования иного отношения духовенства как к большевизму, так и к Всевеликому войску Донскому, которое стало пониматься как защитник церкви.
Донская христианская мысль. 1918. № 1. С. 1.
Известный новочеркасский протоиерей Захария Лобов, ныне причисленный к лику святых, в статье «Светлый и радостный день на Дону» с восторгом описывал освобождение Дона от «богомерзких и безбожных нехристей» [18, с. 295–297]. Статья была приурочена к торжественному празднованию 16 июня 1919 года Всевеликим войском Донским и православными христианами освобождения Дона от большевиков. Своё отношение к этому празднику высказал и епископ Гермоген: «Мы свидетели в настоящее время великого и светлого торжества. Можно сказать, для нас снова началась Пасха, и мы готовы с восторгом и умилением петь… "Христос воскресе"» [18, с. 297].
В 1919 году начался сбор сведений о злодеяниях большевиков, который осуществлялся образованной 31 декабря 1918 года Особой следственной комиссией по расследованию злодеяний большевиков, созданной по распоряжению главнокомандующего Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) генерала А. И. Деникина. В связи с этой акцией в «Донской христианской мысли» был опубликован ряд статей [18, с 324–325].
Среди публикаций, отразивших события церковной жизни Юга России на протяжении 1918 и 1919 годов, статьи протоиерея В. Кожина об открытии Высшего церковного управления на Юге России, учреждённого в виду отсутствия связи с патриархом Московским и всея России Тихоном [19, с. 273–274], о проведении Южно-русского церковного собора в Ставрополе [19, с. 276–285; 18, с. 293–294].
По мере работы собора публиковались указы Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России [18, с. 298, 300–301], послания [20] и уставные документы, в частности «Положение о Временном высшем церковном управлении на Юго-Востоке России» [18, с 298–300].
Не обошла вниманием редакция журнала и другие значимые события, происходившие в церковной жизни Области войска Донского.
26 июля 1918 года патриарх Московский и всея России Тихон выпустил послание, в котором говорил о том, что причиной «непрекращающихся бедствий в нашем Отечестве» является грех, который «растлил нашу землю», «помрачил наш народный разум», «разжёг повсюду пламень страстей, вражду и злобу» [21, с. 378–379]. Вероятно, именно это послание стало одной из причин проведения в Области войска Донского всенародного покаяния, которое проходило 2–4 августа 1918 года [21, с. 380–388].
В июне-июле 1919 года в «Донской христианской мысли» были опубликованы три статьи, посвящённые торжественному празднованию двухсотлетия Воскресенского собора станицы Старочеркасской [22]. Одним из авторов статей, последним исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии архимандритом Григорием (Васильевым), юбилей был оценён как «торжество государственных начал, положенных нашими предками в строительство казачьей жизни. Это праздник незабываемых героев, явивших примеры любви к Родине и самоотверженного служения Отечеству» [19, с. 275].
Актом отвержения власти большевиков было намерение воздвигнуть в Новочеркасске храм. 1 сентября 1919 года в городе было освящено место под постройку Богородицкой церкви в память освобождения Дона от большевиков [23, с. 407–408]. В проповеди после Божественной литургии, которую совершил в Михаило-Архангельской церкви Новочеркасска епископ Гермоген (Максимов), протоиерей И. Артинский назвал причину воздвижения нового храма: «Нам, современникам этих страшных событий [Гражданской войны. – А. Ш.] необходимо увековечить в грядущем потомстве память о дивных мучениках земли Донской, кровь которых пролилась за родину и славное казачество. Необходимо воздвигнуть свят[ой] храм на месте убиения наших лучших сынов Дона, дабы на вечные времена возносилась немолчная молитва в этом храме за всех, положивших души свои за свою отчизну» [23, с 407]. На месте, где намеревались воздвигнуть храм, были убиты атаман Назаров, председатель Круга Волошинов и другие генералы. Во время освящения прозвучали слова: «И никогда не быть тому, чтобы кто-либо или когда-либо завладел Тихим Доном, пока будет живо казачество» [23, с 408].
Помимо описания значимых событий, на страницах «Донской христианской мысли» публиковались заметки, свидетельствующие о том, что жизнь Донской и Новочеркасской епархии продолжалась.
Донская христианская мысль. 1919. № 30–31. С. 1.
7 июля 1919 года журнал опубликовал указ Донского епархиального совета о порядке восстановления и освящения осквернённых большевиками храмов [19, с. 286–287]. В рамках подготовки храма к освящению причтам предлагалось составить «подробнейшие акты о всех случаях глумления большевиков над православной верой, в чём бы оно ни выражалось (распространение безбожной кощунственной литературы, словесные беседы, разрушение и осквернение храмов, разграбление церковной утвари)». Акты должны были составляться в присутствии представителей местной власти или войск и церковно-приходского совета. В указе оговаривался порядок освящения [19, с. 287].
В епархии продолжали работать духовные учебные заведения [24]. «Донская христианская мысль» была площадкой для объявлений о созывах епархиальных собраний и их регламенте, а также для статей, посвящённых деятельности собраний [25]. Журнал отдавал и долг памяти усопшему духовенству. В 1919 году были опубликованы некрологи протоиереев П. В. Туторского [19, с. 285–286], Т. А. Донецкого [23, с. 397–398; 12, с. 416–417], А. И. Лисицына [26], а также псаломщика П. Н. Попова [12, с. 422–423].
Как видно, журнал «Донская христианская мысль» представляет собой не имеющий аналогов важнейший источник по истории Донской и Новочеркасской епархии одного из самых непростых периодов её истории, 1917–1919 годов.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Донская христианская мысль. 1917. № 1.
- Донецкий Т., прот. В преддверии церковного собора // Там же. 1917. № 7. С. 97–98.
- Донская христианская мысль. 1917. № 19.
- [Д.]. О чтении литургийных молитв // Там же. 1917. № 10. С. 151–153.
- Кожин В., прот. К вопросу об отношении между социализмом и христианством // Там же. 1917. № 6. С. 83–85.
- Донская христианская мысль. 1917. № 23.
- Дороговизна жизни и содержание духовенства // Там же. 1917. № 4. С. 54–56.
- Донская христианская мысль. 1917. № 13.
- Может ли духовенство быть партийным? // Там же. 1917. № 12. С. 180–181.
- Иванов И., свящ. О второбрачии священноцерковнослужителей // Там же. 1917. № 14. С. 211–215.
- Историческая справка по вопросу о патриаршестве в Русской церкви // Там же. 1918. № 2. С. 25.
- Донская христианская мысль. 1919. № 40–41.
- Можно ли христианину быть большевиком? (Разговор рабочего с социалистом-большевиком о религии) // Там же. 1919. № 46–47. С. 461–464.
- Донская христианская мысль. 1917. № 24. С. 373–375.
- Донская христианская мысль. 1917. № 25.
- Донская христианская мысль. 1917. № 1, с. 9; № 2, с. 29–31, № 3, с. 44–48, № 5, с. 76–80, № 7, с. 111–112, № 8, с. 125–128, № 9, с. 142–144, № 10, с. 156–160, № 14, с. 222–224, № 22, с. 345–352, № 23, с. 361–368, № 24, с. 377–384, № 25, с. 398–400.
- В. С. Идея церкви; Глебов И. Свобода церкви; О каноническом строе церкви // Там же. 1917. № 2.
- Донская христианская мысль. 1919. № 27.
- Там же. № 25–26.
- Юго-Восточный русский церковный собор // Там же. 1919. № 32–33. С. 337–338.
- Донская христианская мысль. 1919. № 36–37.
- Григорий (Васильев), архим. Двухсотлетний юбилей Старочеркасского Воскресенского собора // Там же. 1919. № 25–26. С. 274–276. Кожин В., свящ. Двухсотлетний юбилей Старочеркасского Воскресенского собора // Там же. № 27. С. 289–292. Григорий (Васильев), архим. Кратковременная радость // Там же. № 30–31. С. 323–324.
- Донская христианская мысль. 1919. № 38–39.
- Совещание об источниках содержания духовно-учебных заведений в 1917–18 учебном году // Там же. 1917. № 2. С. 26.
- Совещание о созыве Епархиального собрания // Там же. 1919. № 30–31. С. 327–328; К предстоящему Епархиальному собранию // Там же. № 38–39. С. 394–395; Донское епархиальное собрание. Заседание 28–29 сентября 1919 г. // Там же. № 46–47. С. 468–471.
- Протоиерей А. И. Лисицын : (Некролог) // Там же. № 42–43. С. 438–440.
|