Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Смирнов В. В. Грани творчества // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 43-44 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=230

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й

Деятели науки, учёные Ростовской области

В. В. Смирнов

ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА

Александр Иосифович Гербстман, ученый-филолог, поэт, заслуженный мастер спорта по шахматам

Александр Иосифович Гербстман родился в семье известного ростовского врача, выходца из таганрогских мещан. Семья Гербстманов жила в доме по Социалистической, 50. Это был своеобразный литературный салон, где собирались молодые ростовские поэты. Здесь во время своего посещения Ростова читал новые стихи Сергей Есенин, заходивший в гости к Нине, младшей сестре Александра, выступившей в печати под псевдонимом Нина Грацианская. Отец привил детям любовь к музыке, живописи, театру, и, в первую очередь, к поэзии. Саша еще в юности мечтал стать поэтом. В 15 лет он начал самостоятельную трудовую деятельность: учась в гимназии, подрабатывал репортером в ростовских газетах. С 1918 года, окончив классическую гимназию, три года учительствовал — давал репетиторские уроки.

В 1921 году Александр едет в столицу с рекомендательным письмом С. Городецкого в Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ), где ректором был метр российских символистов Валерий Брюсов. С. Городецкий писал: «Дорогой Валерий Яковлевич! Прошу Вашего содействия поэту Александру Гербстману, члену Московского цеха поэтов. Я его знаю с 1918 года как талантливого, настойчивого литературного работника. С товарищеским приветом, Сергей Городецкий» Попасть в престижный институт желали многие начинающие и уже известные поэты, но набор туда был очень небольшой, а главное — отбирал желающих сам Брюсов. Он не стал читать письмо Городецкого, а сразу стал экзаменовать молодого поэта. Оставшись довольным его обширными и глубокими знаниями, Брюсов зачислил Гербстмана в институт. Но профессиональным поэтом Гербстман все-таки не стал.

В Москве он увлекается шахматами. В 1924 году Александр начинает составлять этюды и вскоре получает свой первый приз.

После окончания ВЛХИ в 1925 году он работал вместе с В. Маяковским в РОСТА, а в 1926 возвращается в Ростов и начинает работать одним из первых дикторов и корреспондентов на только что открывшемся ростовском радио. А. Гербстман выпускает радиогазету, собирает информацию, готовит радиокорреспонденции.

Но более всего его увлекают шахматы. Александр Гербстман занимается одновременно и теорией, и практикой, и популяризацией шахмат.

А. И. Гербстман был одним из первых советских шахматных композиторов, получивших мировое признание. Всего он составил более 300 этюдов, множество задач-шуток, завоевал свыше 150 различных призов на всевозможных крупных конкурсах по шахматной композиции в разных странах, среди них 40 — высших. Он был неоднократным победителем первенств в нашей стране, Венгрии, Швеции, Чехословакии, Германии, Финляндии, США. Из десяти его книг, посвященных удивительной игре, самые значительные переведены на иностранные языки: «Шахматная партия и композиция», «Современный шахматный этюд», «Избранные этюды» и др.

В 1929 году Александр Иосифович оставляет работу радиокорреспондента и начинается новый этап его жизни — увлечение наукой. 5 лет он работает преподавателем Северо-Кавказского коммунистического вуза. В 1938 году в Государственной Академии искусствознания (Ленинград) он защитил диссертацию и стал доцентом Академии художеств СССР. Перед войной Александр Иосифович работает в Государственном педагогическом институте имени Н. К. Крупской. В годы войны А. И. Гербстман возвращается в Ростов и преподает в педагогическом институте и Ростовском государственном университете. В 1944-1950-е годы — старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института театра музыки. Затем были Нальчик, Алма-Ата, снова Ленинград.

В Институте русской литературы Академии наук СССР А. И. Гербстман защищает докторскую диссертацию «Евгений Онегин» — творческая история и образная система романа в связи с проблемой реализма». Александр Иосифович знал немецкий, французский, английский, украинский языки и прекрасно — европейскую литературу.

Размах курсов, которые он читал, поражает: лекции по зарубежной литературе от античности до XX века; по русской литературе — XIX век и начало XX столетия. Кроме того, вел основополагающий курс теории литературы. Поэтому неудивительно, что он был профессором сразу двух кафедр: зарубежной и русской литературы. Увлечение музыкой, театром, поэзией позволяло изучать произведения различных писателей под углом синтеза лексики, ритмики, образной систем языка.

В последние годы он увлекся исследованием звукописи в славянском фольклоре и опубликовал ряд интересных работ по этой оригинальном тематике. В 70-е годы А. И. Гербстман работал профессором кафедр зарубежной и русской литературы в Ростовском пединституте.

В начале 80-х годов его дочь Мария выходив замуж за гражданина США, и семья Гербстманов уехала из России. Александр Иосифович останавливается в Швеции. Он умер в Стокгольме в середине 80-х годов.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Нина Осиповна Александрова — автор двух сборников стихов «Сейф сердец» (1922) и «На стременах» (1925) и воспоминаний (см.: «Есенин в воспоминаниях современников». — М., 1986. — Т. 1, «Повесть о моей жизни» // Дон. — 1997. — № 4).

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"