Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сидоров В. С. Алексей Фёдорович Лосев // Донской временник. Год 1993-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1992. Вып.1. С. 70-72 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=229

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1993-й

Деятели науки, учёные Ростовской области

В. С. Сидоров

АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ ЛОСЕВ (1893—1988)

философ, филолог, донской казак

Судьба А. Ф. Лосева типична в плане грибоедовской формулы «Горе от ума» (точнее - другого названия великой комедии: «Горе уму»). Всегда, во все времена и при всех режимах, оппозиционный действительности, в случае Лосева ум оказался попросту в непригодной для жизни среде.

Лосев - донской казак. Он родился 22 сентября 1893 г. в Новочеркасске, в семье гимназического учителя математики, одаренного музыканта-дилетанта с богемными наклонностями. Отец рано ушел из гимназии и из семьи, но мать, бесконечно любившая мальчика, сумела воспитать его и дать образование, позволившее без затруднений поступить в Московский университет.

Новочеркасскую гимназию Лосев вспоминал с восторгом, и его воспоминания имеют особое значение для историка. Критичный и трезвый, напрочь свободный от казакоманства, он дает высочайшую оценку этому гнезду казачьей интеллигенции, сыгравшей лидирующую роль во время революции и гражданской войны. Лосев был младшим соучеником идеолога белоказачества М. П. Богаевского. Директор гимназии Ф. К. Фролов - выдающийся, несправедливо обойденный вниманием истории педагог, общественник и политик — подметил интерес юноши к философии и подарил ему восьмитомник любимейшего Владимира Соловьева. С благодарностью вспоминая преподавателей и порядки в Новочеркасской гимназии, Лосев распространял это свое впечатление на дореволюционную русскую гимназию вообще. «Я не встречал Беликова, - говорил он с понятной резкостью. - Чехов, на мой взгляд, оклеветал гимназию». [Что Лосев ошибался, свидетельствует хотя бы заметка в ростовской газ. «Донская речь» за 1900 г. о смерти в Таганроге учителя, бывшего прототипом «человека в футляре». – ред.]

С неменьшим удовольствием вспоминал Алексей Федорович станицу Каменскую, где жила его тетя и куда в 1911 г. переехала мать. Купания в Донце и катание на коньках - преимущественные развлечения Лосева-студента на летних и зимних каникулах.

В 1915 г. он окончил университет по двум факультетам - философии и классической филологии. К этому времени были частью написаны, частью продуманы первые работы по неоплатонизму, философии и логике музыки (в основном тоже связанные с Каменской). Полный физических и интеллектуальных сил, молодой ученый - на подъеме в плодотворнейшую свою пору. Но это творческое расцветание находилось в обратной пропорции с эпохой.

Лосев был еще малоизвестен, когда в 1922 г. из страны депортировали морем за границу российскую философию. До 1930 г. он издал восемь объемистых книг, и последняя - «Диалектика мифа» - обеспечила ему всесоюзную известность. В наибольшей степени позаботился об этом М. Горький, напечатавший сразу в «Правде» и «Известиях» разносную статью «О природе». Корректность его публикации характеризуется тем, что Лосев читал ее уже на Беломорканале, а его жена - в лагере на Алтае.

По иронии судьбы, вызволяли Лосевых ближайшие родственницы обоих ведущих специалистов по идеалистической философии - первая жена Горького Е. П. Пешкова, возглавлявшая святую организацию Политический Красный Крест, и М. И. Ульянова. Однако выпущенному досрочно на волю философу было поставлено чекистами от культуры категорическое условие: никакой философии - только филология.

Хотя до 1953 г. Лосева практически не печатали, наработано было чрезвычайно много. В 1986 г. Алексей Федорович получил Государственную премию за громадный 6-томный труд «История античной эстетики», и на тот момент готовился к изданию 7-й том, а на письменном столе лежал 8-й. «На письменном» - условно, поскольку Лосев уже был слеп и писать не мог. Его зрение, несильное от природы, сгубила «каналармейская» канцелярия.

Книги Лосева - новые! - выходят ежегодно, хотя звезда его ума погасла, и на сегодняшний день издано далеко не все. Тем не менее, по собственному признанию философа, жизнь не состоялась. Эпоха сделала его историком чужих мыслей, тогда как он ощущал в себе предназначение для разработки оригинальной экзистенциальной философии. В письме к жене с Беломорканала, горюя о пропавшей библиотеке, Лосев очертил и всю свою участь: «И если это все же как-то разрушено, то не есть ли это изнасилование нашей жизни, изгнание во тьму и безумие, ограбление и святотатство великого храма».

День смерти Алексея Федоровича - 24-го мая - пришелся на «святых Кирилла и Мефодия», словотворцев-учителей. Позволительно сказать о глубоко религиозном человеке, что Бог взял его к себе в такой день, какой наиболее подходит филологу и педагогу.

 

Труды А. Ф. Лосева

  1. Античный космос и современная наука. — М.: Автор. 4-я тип. «Мосполиграф», 1927. — 550 с.
  2. Музыка как предмет логики. — М.: Автор, тип. Иванова в Сергиеве, 1927. — 263 с.
  3. Философия имени. — М.: Автор, тип. Иванова в Сергиеве, 1927. — 255 с.
  4. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.: Учпедиздат, 1957. — 620 с.
  5. Гомер. — М.: Учпедиздат, 1960. — 350 с.
  6. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Высш. школа, 1963. — 583 с.
  7. Введение в общую теорию языковых моделей: Учеб. пособие для студ. и преподавателей фак. русс. яз. и лит. пед. ин-тов / Под ред. И.А. Василенко. — М.: Б.и., 1968. — 296 с.
  8. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969. — 715 с.
  9. История античной эстетики. Высокая классика. — М.: Искусство, 1974. — 598 с, ил., портр.
  10. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. — М.: Искусство, 1975. — 776 с.
  11. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  12. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 207 с.
  13. Платон: Жизнеописание: (Для ст. возраста / В соавт. с А.А. Тахо-Годи). — М.: Дет. лит., 1977. — 229 с: ил. — (Люди. Время. Идеи).
  14. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 416 с, ил. — (История философии).
  15. История античной эстетики. Ранний эллинизм. — М.: Искусство, 1979. — 815 с.
  16. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — М.: Искусство, 1980. — 766 с.
  17. Диоген Лаэрций — историк античной философии. — М.: Наука, 1981. — 192 с.
  18. Аристотель: Жизнь и смысл: (Для ст. возраста / В соавт. с А.А. Тахо-Годи). — М.: Дет. лит., 1982. — 286 с, ил. — (Люди. Время. Идеи).
  19. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 479 с.
  20. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1982. — 623 с. — То же. — М.: Мысль, 1978. — 623 с.
  21. Вл. Соловьев. — М.: Мысль, 1983. — 206 с. — (Мыслители прошлого)
  22. Дерзание духа / Послесл. Ю.А. Ростовцева, с. 340 — 365. — М.: Политиздат, 1988. — 364, [2] с: ил. — (Личность. Мораль. Воспитание).
  23. История античной эстетики. Последние века: В 2-х кн. — М.: Искусство, 1988. — Кн. 1. — 413 с. — Кн. 2. — 417 с.
  24. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989. — 204, [1] с.
  25. Диалектика мифа // Опыты. — М.: Сов. писатель, 1990. — 268 с.
  26. Из ранних произведений. — М.: Правда, 1990. — 655 с. — (Из истории отечественной философской мысли).
  27. Владимир Соловьев и его время. — М.: Прогресс, 1990. — 719 с.
  28. Страсть к диалектике: Лит. размышления философа. — М.: Сов. писатель, 1990. — 318, [2] с, портр.
  29. Философия имени. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 269 с, портр.

 

Литература о жизни и деятельности А. Ф. Лосева

  1. А. Ф. Лосев и культура XX века: Лосев, чтения: (Сборник). — М.: Наука, 1991. — 219, [2] с.
  2. Тахо-Годи А. А. Жизнь и родина А.Ф. Лосева (1893 — 1988) // Писатель и время: Сб. документ, прозы. — М., 1991. — С. 369—372.
  3. Список печатных работ А.Ф. Лосева // Контакт. — М., 1990. — С. 55—63.
  4. Список печатных трудов А.Ф. Лосева // Античность в контексте современности. — М., 1990. — С. 249—251.
  5. Два мироощущения: (Из наследия рус. философа / Предисл. и публ. М. Гамаюнова) // Дон. — 1990. — № 4. — С. 167—174.
  6. Ерофеев В. Последний русский философ // Волга. — 1989. — № 10. — С. 160—166.
  7. Гамаюнов М. Он — донской казак // Труд (Каменск). — 1987. — 22 янв.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"