Маркедонов С. М. Сергей Григорьевич Ставикоа - историк и общественный деятель // Донской временник. Год 1997-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1996. Вып. 5. С. 163-173. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=223
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1997-й
Деятели науки, учёные Ростовской области
Сергей Григорьевич Сватиков — историк и общественный деятель
(1880-17.01.1942)
"Если ясное и очевидное само себя объясняет, то загадка будит творческую мысль. Вот почему исторические личности и события, окутанные дымкой загадочности, ждут от нас все нового осмысления и поэтического истолкования", — считал австрийский писатель С. Цвейг. В последние 80 лет немало исторических личностей оказались не по своей вине в "дымке загадочности". Незаслуженно вычеркнут из истории оказался С. Г. Сватиков — историк Дона, казачества, общественных движений, один из пионеров исследования российского студенчества, комиссар Временного правительства по ликвидации зарубежной агентуры департамента полиции.
Сергей Григорьевич Сватиков родился в 1880 году в Ростове в семье учителя. "Однокашником" С. Г. Сватикова по гимназии был известный предприниматель, политический деятель Н. Е. Парамонов. Дружба и сотрудничество этих людей продолжались долгие годы. В годы гражданской войны с января по март 1919 года управляющим Отделом пропаганды при Особом совещании у генерала А. И. Деникина был Н. Е. Парамонов, а его товарищем (заместителем) был С. Г. Сватиков.
Высшее образование С. Г. Сватиков получал в Германии, где помимо академических интересов стал вовлекаться в политическую деятельность. Он начинает сотрудничать в журнале "Освобождение", редактируемом П.Б.Струве. С волнением он следит за событиями, происходящими на Родине, в его родном городе — Ростове-на-Дону. В 1904 году он скажет: "Я жил за границей, когда туда долетала весть о ростовских событиях (стачка 1902 г. — С.М.). С невольным биением сердца, разворачивая ежедневные листы немецких газет, я читал большие телеграммы и специальные корреспонденции о Ростове. Это был момент, когда глаза всего цивилизованного мира остановились на моем родном городе, когда иностранцы с изумлением следили за спокойным, сознательным массовым выступлением рабочего класса в России и заявлением его требований". За границей у С. Г. Сватикова формируется политическое credo. Он выступал сторонником объединения оппозиционных правительству сил — социал-демократов и либералов в борьбе за Учредительное собрание, демократические свободы, Конституцию.
В 1904 году он получил возможность высказать свои политические идеи у себя на родине. 1904 год стал годом так называемой "банкетной кампании", целью которой было празднование 40-летия введения Судебных уставов. Ростов-на-Дону не остался в стороне от "торжеств". 5 декабря 1904 года в ростовском коммерческом клубе местной присяжной адвокатурой был организован банкет, участие в котором принял С. Г. Сватиков. На банкете, согласно дознанию, проведенному Донским областным жандармским управлением, "кроме присяжных поверенных, их помощников присутствовали многие из местной интеллигенции в количестве до. 500 человек, а также, судя по костюмам, и рабочие". Выступления проходили в соответствии с "повесткой дня", но вдруг "... из толпы, бывшей в зале, выступил неизвестный человек, заявивший о желании своем прочесть резолюцию местной социал-демократической партии..." Этим неизвестным был доктор философии Сергеи Григорьевич Сватиков. Не получив слова, он не отчаялся, дождавшись окончания программных речей, вновь вышел на трибуну. Выступление С. Г. Сватикова было резким. Он заявил: "Долой войну. Долой самодержавие... и приглашал присутствующих соединиться для свержения самодержавия". В ходе своего выступления молодой доктор философии призвал бороться с самодержавием объединенной коалицией либералов и социал-демократов. "Вы либералы пробавляетесь словами, нужно примкнуть к демократической партии и действовать с ней заодно", — резюмировал он. Выступление С. Г. Сватикова не оставило никого равнодушным. Его либо хвалили, либо критиковали за "набор трескучих фраз", но речь С. Г. Сватикова что называется "произвела впечатление", как оказалось не только на участников банкета... 17 декабря 1904 года доктор философии, прославивший Учредительное собрание и свободный парламент, был привлечен в качестве обвиняемого по статье 128 и 129 Уголовного Уложения. В уголовном деле С. Г. Сватикова содержится его письмо министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому, в котором арестованный не просил, а требовал освобождения, прекращения дознания. Так осуществился прорыв С. Г. Сватикова в общественную деятельность.
В ростовской тюрьме С. Г. Сватиков не задержался. Получив свободу, он снова включается в общественную борьбу, а также делает первые шаги в исследовании политической истории России. В 1905 году типография "Донская речь" выпустила его небольшую брошюру "Созыв народных представителей". Брошюра была сжатым очерком истории общественных движений в России с XVII века, Земского собора 1613 года по начало XX века. По мнению С. Г. Сватикова движение к созыву народных представителей начинается в России в период "смуты", когда появляется "всенародное учредительное собрание с верховной властью". Этот процесс был нелегким, попытки введения народного представительства, предпринимаемые в 1762 году и 1773 Н. И. Паниным, в 1809 г. М.М.Сперанским, чередовались с торжеством антиреформаторской политики.
С 1906 года Сергей Григорьевич начал сотрудничество с журналом "Былое", издателем которого был знаменитый разоблачитель провокаторов царской охраны В. Л. Бурцев. Журнал освещал историю русского революционного движения. Среди сотрудников журнала были П. Е. Щеголев, В. Я. Богучарский, В. И. Сенявский, Е. В.Тарле. С. Г. Сватиков открыл серию своих публикаций с библиографических очерков о работах, посвященных студенческому движению. "Принимая во внимание то большое значение в развитии русского освободительного движения, которое имели студенческие беспорядки, нельзя не пожелать, чтобы эта область русской новейшей истории была подробно исследована и освещена", — делал вывод он. В 1907 году "Былое" начинает публикацию "Очерков по истории студенческого движения", написанных С. Г. Сватиковым. Впоследствии он выпустит отдельные работы, посвященные российскому студенчеству: "Русская студентка (1860-1915)", "Русские университеты и их историческая библиография". Кроме "Былого" С. Г. Сватиков сотрудничал с "Русским богатством", редактируемом В. Г. Короленко. Приветствуя реформы 1905-1906 гг., манифест 17 октября 1905 года, созыв Государственной Думы, С. Г. Сватиков выступал противником политики "жесткой руки", особенно практики военно-полевых судов.
Итогом изучения прошлого и настоящего российской политики, общественных движений стала книга С. Г. Сватикова "Общественное движение России", которая охватывала период с XVII — до конца XIX века. Книга в основных чертах повторяла идеи брошюры "Созыв народных представителей", но была насыщена богатым фактическим материалом, содержала подробные комментарии конституционных проектов депутатов Уложенной комиссии 1767 года, декабристов, народовольцев, национальных движений Российской империи. Помимо публикаций С. Г. Сватиков проводил встречи со студентами, читал им лекции, за содержание которых нередко имел неприятность с полицией. Кроме исследования общественных движений С. Г. Сватиков обращался к краеведческой тематике. В 1912 году он написал две статьи, посвященные своему родному городу: "Ростов-на-Дону и Приазовский край в описаниях путешественников XVIII века и первой половины XIX века" и "Ростов-на-Дону в 30 - 40-х годах XIX века". Большое влияние на эволюцию политических взглядов С. Г. Сватикова оказала 1-я мировая война. С 1914 года он становится "оборонцем", сторонником единства политических сил России в борьбе против внешней опасности. "Оборонческие" позиции разделяли его товарищи, коллеги В. Л. Бурцев, В. Г. Короленко. Февраль 1917 года опрокинул "старый порядок", противником которого выступал С. Г. Сватиков. 18 марта 1917 года он был приглашен министром-председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым на работу для организации главного управления по делам милиции вместо департамента полиции. В октябре 1917 года он написал: "С первых же дней революции вновь установившемуся государственному строю стали угрожать анархические течения слева, и лишь постепенно, мало-помалу, стали намечаться опасности, грозившие новому порядку вещей со стороны контрреволюции". В феврале-марте 1917 года у С. Г. Сватикова сложилась позиция, сохраненная им в тяжелых испытаниях гражданской войны, в эмиграции. Ее суть состояла в неприятии "большевизма слева" и "большевизма справа" (монархизма и национализма). Пиком политической карьеры С. Г. Сватикова стало его назначение в мае 1917 года комиссаром Временного правительства по ликвидации русской тайной полиции за рубежом. 17 мая он отправился за границу. Объем его задач был огромен. С. Г. Сватикову следовало допросить секретных сотрудников царского департамента полиции, чиновников министерства иностранных дел с целью выяснения связей охраны и дипломатического ведомства. Поручения С. Г. Сватикову были даны по линии нескольких министерств (юстиции, внутренних дел, иностранных дел). Кроме этого он получил полномочия судебного следователя по особо важным делам. В ходе работы за границей у него оказываются богатейшие материалы о деятельности царских "рыцарей плаща и кинжала". С. Г. Сватиков близко познакомился с ролью царской тайной полиции в "еврейском вопросе". Он допросил одного из пионеров заграничной агентуры, учрежденной в 1882 году, Анри (Генри) Бинта, давшего весьма ценные показания о "Сионских протоколах". Бинт показал, что составлением "Протоколов" руководил шеф русского загранбюро в 1885-1902 годах. П. И. Рачковский, используя "литераторов", работавших 0 Национальной библиотеке, собиравших древнееврейские тексты с целью их тенденциозной компиляции, которая должна была объявить революцию всемирным заговором жидо-масонов. Работая за границей, С. Г. Сватиков пришел к немаловажному выводу: Временное правительство прокладывало дорогу левым радикалам из-за отсутствия новой идеологии, а также "новых людей". С. Г. Сватиков в записке правительству выражал возмущение засильем черносотенцев и монархистов в посольствах России. "Таким образом, — писал он, - оставление неприкосновенным всех черносотенцев за границею ведет не только к ущербу для революции, но и вообще для России как государства". "Большевики справа", считал он, дискредитировали идеи демократии и правового государства, открывая тем самым путь к власти для "большевиков слева". Символично то, что доклад С. Г. Сватикова Временному правительству был написан 18 октября 1917 года за неделю до прихода большевиков к власти.
Совету Народных комиссаров стала не нужна работа комиссаров Временного правительства. С. Г. Сватиков оказался на Дону. В 1918 году в Ростове увидела свет небольшая, написанная им книга "Русский политический сыск за границею". Эта тоненькая семидесятитрехстраничная книга содержала богатейший материал об истории русской политической полиции, ее практике. Автор писал: "Расходы на полицию вообще, в частности на политическую были огромны". По его подсчетам цифра расходов в 1916 году составила 3 млн. рублей, 1 /10 часть которых шла на, сыск за границей. С. Г. Сватиков Дал блестящую портретную галерею шефов Заграничного бюро департамента полиции. Почему же тайная полиция оказалась бессильной перед натиском противников "старого порядка"? С. Г. Сватиков Дал ответ на этот вопрос: "Боязнь за неприкосновенность личности и за жизнь правящих, боязнь террора преобладала над боязнью за старый порядок". Вся мощь тайной полиции служила сохранению правящей династии, а не государственным интересам. Книгу "Русский политический сыск за границею" постигла интересная судьба. В 1941 году она была переиздана НКВД для "внутреннего пользования". Оных царской России оказался весьма ко двору строителям "нового мира". С 1918 по 1919 годы С. Г. Сватиков пишет статьи для ростовской газеты "Приазовский край". Его публикации неизменно отличались резкостью суждений, полемичностью. В своих статьях он размышлял о причинах победы большевиков, о Белом движении и его перспективах. "У меня сложилось впечатление, что в русском либерализме не было достаточно "аппетита к властвованию", воли к власти. Поэтому либеральная демократия "пассивно уступала позиции налево, боясь аргументов оружием далее там, где нужно было защищать насущнейшие национальные интересы, жизнь нации, благо государства, свою собственную жизнь, наконец". В политическом безволии Временного правительства видел С. Г. Сватиков основную причину его исторического поражения. Сам он поддерживал "Белое дело", но считал, что ему угрожают не только большевики, но и объединившиеся под трехцветным знаменем с либералами, черносотенцы, "верящие в палку и нагайку". По мнению С. Г. Сватикова именно шовинизм, антисемитизм мешал антибольшевистским силам, придавая им характер реставрационного движения. "Вся Россия единодушна в возгласе: "Смерть большевизму слева!" Но вся Россия никогда не пойдет за большевизмом справа. Совершающиеся теперь события говорят о гибели большевизма справа во всем мире", - такова была эмоциональная оценка С. Г. Сватикова. Будущее России он видел в "демократии, объединенной в федерацию автономных, равноправных областей". Как историк общественных движений С. Г. Сватиков не мог оставить без внимания вождей большевиков. В № 178 "Приазовского края" (1918) вышла его статья "Главари большевизма (Ленин и Троцкий)". Вот такую характеристику дал он В. И. Ленину: "Наиболее характерная его черта — твердая, непреклонная воля. Но воля эта не является проявлением во вне определенных общественных начал. Ленин упорен не только в общей линии поведения, но и в мелочах. Типичный "самодержавен", а поэтому и демагог". Не менее интересна характеристика Л. Д. Троцкого: "Оратор талантливый и блестящий, он оставляет своими речами впечатление фейерверка. Если Ленин — фанатик, хотя и морально неразборчивый человек, то Троцкий - тип демагога, еще менее стесняющегося в средствах".
Помимо журналистского труда С. Г. Сватиков читал лекции в РОНСО (ростово-Нахичеванском студенческом обществе). Наиболее популярной была его лекция "Мирная программа В. Вильсона", в которой Он раскрывал влияние так называемых "14 пунктов" президента США, направленных на прекращение 1-ой мировой войны на территории РОССИИ. С 1918 года началась его работа над трудом по истории донского казачества. С. Г. Сватиков изучал материалы Донского музея, Донского университета, делопроизводство Донского войскового круга.
В январе 1919 года С. Г. Сватиков на короткий период приступил к работе в Осваге — Отделе пропаганды при Особом Совещании у генерала А. И. Деникина. Осваг возглавил гимназический товарищ С. Г. Сватикова Н. Е. Парамонов. Двумя заместителями Н. Е. Парамонова были Ф. Д. Крюков и С. Г. Сватиков. По словам А. И. Деникина "Н. Е. Парамонов желал повернуть руль влево". Новый "министр пропаганды" считал необходимым привлечение к Белому движению социалистов, выступающих против большевизма. Этот подход разделял С. Г. Сватиков, считавший невозможным торжество монархистов, победу "реставрационного крыла". "Полевение" Освага вызвало неудовольствие не только у монархистов и черносотенцев, но и у А. И. Деникина. В январе-марте 1919 года Н. Е. Парамонов и С. Г. Сватиков вели борьбу против распространения антисемитской погромной литературы, в т.ч. и "Сиониских протоколов", но в результате им пришлось отступить. В марте 1919 года С. Г. Сватиков вынужден был уйти в отставку. Оставив свой пост, С. Г. Сватиков сосредоточился на исследовательской и журналистской работе. Он завершил работу "Россия и Дон. 4.1. Эпоха 1549-1721", но ее публикацию пришлось отложить. В марте 1920 года ее рукопись сгорела на станции Крымская во время отступления "белых" войск. В 1920 году С. Г. Сватиков оказался в эмиграции в Париже. За границей он не бросил начатой работы по истории казачества Дона. Он начал изучение документов в Русской общественной библиотеке имени И. С. Тургенева, Сорбонне, библиотеке Восточных языков, Национальной библиотеке. Параллельно с исследованием по казачьей истории С. Г. Сватиков продолжил борьбу с апокрифом XX века - "Сионскими протоколами". В 1921 году английский журналист Ф. Грейвз опубликовал интересную статью, в которой продемонстрировал поразительное сходство "Протоколов" с памфлетом французского публициста эпохи Наполеона III М. Жоли, писавшего вовсе не о евреях. В это же время появились многочисленные статьи, указывавшие, что "Протоколы" не более чем фальшивка компилятивного характера. Тогда лее С. Г. Сватиков сообщил интересные сведения о П. И. Рачковском, ука, зал на его анонимные пасквили на русских эмигрантов, составленные в 1880-90-х годах. В 1921 году С. Г. Сватиков вновь, как и в 1917 году беседовал со старейшим агентом департамента полиции А. Бинтом, который рассказывал о фабрикации "Протоколов".
В 1922-1923 годах С. Г. Сватиков на французском языке читал курс "Народы Юга России" в Сорбонне и в сокращенном виде в "Institut des Hautes Etudes" в Брюсселе. И наконец в 1924 году его монография по истории казачества была издана Донской исторической комиссией в Белграде. Монография получила название "Россия и Дон (1549-1917)". В ней С. Г. Сватиков впервые среди историков казачества поставил целью исследования социально-политическую историю, историю "донского областного права". Он ломал старые стереотипы изложения истории казаков только как истории войн и походов. "Да, блестяща военная история Донского казачества! Интересные боевые его летописи!.. Но не менее их интересна история донской гражданственности, социально-политическая история Дона!" Отсюда - привлечение законодательного материала, нового для истории казачества псточникового пласта. Полный Свод законов (все 3 издания), Архив Госсовета, стенографические отчеты Государственной Думы всех созывов, Собрание государственных грамот и договоров (5 томов). Не зря поэтому работа "Россия и Дон" имела еще одно название " Государственно-правовое положение Дона в XVI-XX вв.".
По мнению С. Г. Сватикова к казачьей истории неприемлемы старые схемы "государственной школы", ставившей на первый план развитие российской государственности. Он справедливо вопрошал о том, разве не интересна история Новгорода и Пскова, Вятки и Сибири, Украины и Белоруссии. У "государственников" же все местные особенности механически соединялись в единое целое и ставились на второй план. С. Г. Сватиков полагал, что русская история с момента образования централизованного государства пошла по двум векторам развития. 1-й вектор был нацелен в сторону идеала сильного монарха, 2-й — в сторону продолжения традиций новгородско-псковского народоправства. Дон пошел по второму пути. С. Г. Сватиков не соглашался с точкой зрения С. М. Соловьева и В. О. Ключевского по поводу того, что исторически прогрессивным был 1-й вектор. По его мнению казачество Дона не было носителем анархии, оно лишь воплотило противоположный московскому, византийскому идеал.
С. Г. Сватикову принадлежит периодизация политических отношений российского государства и Войска Донского:
1549-1615 гг. — независимость "республиканской колонии",
1615-1671 гг. — вассалитет казачества,
1671-1721 гг. — период государственной автономии,
1775-1782 гг. — появление черт губернского правления,
1792-1835 гг. — "переходный период", разработка Положения
1835 г., 1835-1917 гг. - "военные поселения" аракчеевского типа,
февраль 1917 г. — автономная "провинция",
декабрь 1917 г. — попытка создания самостоятельного государства,
февраль 1918 г. — Донская Советская республика,
апрель 1918-1920 гг. возрождение государственности Дона,
а с февраля 1920 г. Дон стал провинцией РСФСР.
Ни до, ни после не было создано ни одной подобной периодизации. Подчеркивая отличие Дона от остальных частей России, С. Г. Сватиков избежал сепаратистских настроений. Своей целью он видел "не обоснование необходимости какого-либо выделения Дона из общенационального единства", а показ уникальности его прошлого. По его мнению, давление центра на окраины привело к уничтожению демократических традиций казачества, его превращению в замкнутую касту воинов средневекового типа, которая к началу XX века была политически радикальна, но социально реакционна. В будущем, считал С. Г. Сватиков, необходимо отказаться от взгляда на регионы сверху вниз. Еще в 1924 году он пророчески писал: " Грядущее переустройство России снова поставит на очередь вопрос о месте Донского края в составе Российского государства, о правах Донского казачества".
В 20-е годы С. Г. Сватиков помимо фундаментального труда "Россия и Дон" написал немало статей по казачьей тематике. Серия статей в 1927 году была посвящена служилым казакам. В 1928 году он выпустил работу "Россия и Сибирь", продолжая исследования регионов России. А в № 4 "Казачьего журнала" за 1928 год вышла его работа "Россия и Яик (1585-1721)". В 1930 году вышли несколько публикаций по сибирской истории. Помимо исследовательской работы С. Г. Сватиков занимался архивной. В 1924 году в Праге возник Русский Заграничный Исторический Архив (РЗИА), среди основателей были Л. Б. Струве, П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер. С. Г. Сватиков стад представителем РЗИА в Праге. Кроме этого в сферу его интересов входило библиотечное дело. Он был членом правления Русской общественной библиотеки имени И. С.Тургенева в Париже. В 1926 году он написал статью, посвященную ей.
В 30-е годы Сергей Григорьевич оказался вовлеченным в борьбу с национал-социалистской идеологией. После прихода в 1933 году в Германии к власти А. Гитлера "Сионские протоколы" стали широко пропагандироваться. Антисемитская пропаганда достигла Швейцарии. Так как законодательство бернского кантона запрещало разжигание межнациональной резни, швейцарские адвокаты подали от имени еврейских общин в Швейцарии вообще, и в частности еврейских общин в Берне жалобу в бернский суд и возбудили уголовное преследование за распространение "Протоколов...".
С 1933-1935 годы состоялось 3 суда о "Протоколах". На процессе в качестве экспертов были привлечены выдающиеся историки, общественные деятели. Среди них был и С. Г. Сватиков. Его выступление в суде было достаточно сложным. Экспертам для доказательства своей беспристрастности требовалось подтвердить свое нееврейское происхождение. С. Г. Сватиков установил, что имеет русских предков за 5 поколений. Как историк он обратил внимание суда на многочисленные нестыковки. Например, он отметил, что публикатор "Протоколов" С. Нилус, представляя в 1905 году в Московский цензурный комитет экземпляр их рукописей, заявил, что это — записи заседаний сионских мудрецов с 1902 года, тогда как в своем предисловии писал, что получил текст в 1901 году-"Получив свою рукопись из цензуры, Нилус заметил свою оплошность и отдавая ее в печать, вычеркнул из заголовка уличавшие его слова о заседаниях в 1902-1904 гг.". С. Г. Сватиков привел еще несколько подобных примеров. Помимо выступления в качестве эксперта он предстал перед судом как свидетель, рассказав о своей работе комиссара Временного правительства. С. Г. Сватиков сделал рьшод: "Протоколы" - подлог, составленный с целью разжигания национальной розни. Этот апокриф был составлен на основе книги М. Жоли, написанной во времена Наполеона III и тендециозной компиляции древнееврейских текстов.
14 мая 1935 года Бернский суд признал "Протоколы сионских мудрецов" фальшивкой. Такое решение появилось во многом благодаря выступлениям свидетеля и экспертов, среди которых кроме С. Г. Сватикова были П. Н. Милюков, В. Л. Бурцев, Б. И. Николаевский, Д. дю Шайла. В 1936 году С. Г. Сватиков написал работу, подводящую итог его борьбе с антисемитизмом. Она называлась "Создание "Сионских протоколов" по данным официального следствия 1917 года". Но, к сожалению, эта работа не была опубликована. Тем не менее роль С. Г. Сватикова в борьбе против апокрифа XX века признавалась многими. Так В. Л. Бурцев в предисловии к своей книге "Протоколы сионских мудрецов" - доказанный подлог", вышедшей в 1938 году в Париже написал, что благодарен "ряду лиц", в числе которых был назван и С. Г. Сватиков.
Неприятие национал-социализма, любой формы национальной нетерпимости сделало С. Г. Сватикова противником режима А. Гитлера. Несмотря на неприязненное отношение к большевистскому строю, он с началом Великой Отечественной войны выступил сторонником победы СССР. Такая позиция разделялась многими русскими эмигрантами, среди которых были А. И. Деникин, П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, И. А. Бунин, Н. А. Бердяев. Но увидеть победу над "коричневой чумой" С. Г. Сватикову не удалось. Он умер в 1942 году далеко от России, от его родного Ростова-на-Дону и был похоронен на "русском кладбище" Сент-Женевьев-де Буа...
Долгие годы, изучая историю, мы говорили о классах и народных массах, забывая о человеческой личности. Биография С. Г. Сватикова — это в сжатом виде биография России и Дона, русского зарубежья, исследуя которую гораздо легче понять "плоть и кровь" российского прошлого конца XIX — середины XX веков.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ С. Г. СВАТИКОВА
- Созыв народных представителей. — Ростов н/Д, 1905.
- Общественное движение в России (1700—1895). — Ростов н/Д, 1905
- Ростов-на-Дону и Приазовский край в описаниях путешественников XVIII века первой половины XIX века; Ростов-на-Дону в 30-х — 40-х годах XIX в. // Записки Ростовского-на-Дону общества истории, древностей и природы. — Ростов н/Д, 1912
- Русский политический сыск за границею. — Ростов н/Д, 1918
- Россия и Дон (1549 — 1917). — Белград, 1924
- Россия и Яик (1585 — 1721) // Казачий журнал (Париж). — 1929. — № 4
- Создание сионских протоколов по данным официального следствия 1917 г. // Материалы из архива Гуверовского университета США, представленные доцентом РГПУ О. В. Будницким
- Доклад комиссара Временного правительства // Красный архив. — 1927. — Т. 20 (1)
О С. Г. СВАТИКОВЕ
- ГАРО. Ф. 829, oп. 1, д. 510
- Приазовский край. 1918 — 1919.
- Бурцев В. Л. В погоне за провокаторами. «Протоколы сионских мудрецов» — доказанный подлог. — М., 1991
- Пашуто В. Г. Русские историки-эмигранты в Европе. — М., 1992
- Grezine I. Inventaire nominatif des sepultures russes du cimetiere De ste-Genevieve - Des - Bois. — Paris, 1995.
- Будницкий О. В. Большевистский Карфаген должен быть разрушен... // Отечествен. история. — 1993. — № 2.
- Маркедонов С. М. С. Г. Сватиков. Концепция истории казачества // Россия в новое время. Историческая традиция и проблемы самоидентификации. — М., 1996.
- Маркедонов С. М. Концепция истории казачества в трудах С. Г. Сватикова // Тезисы докладов студенческой конференции. — Ростов н/Д, 1996
- Маркедонов С. М. НКВД преклонялся перед царским сыском… // Наше время. — 1996. — 6 февр.