Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Казаров С. С. Просветитель Нор-Нахичевани // Донской временник. Год 1996-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1995. Вып. 4. С. 112-116 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=219

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1996-й

Деятели науки, учёные Ростовской области

ПРОСВЕТИТЕЛЬ НОР-НАХИЧЕВАНИ

ЕРВАНД ОВАКИМОВИЧ ШАХАЗИЗ (1856—1951)

В истории каждого народа появляются люди, прекрасно понимающие, что распространение образования поможет народу выйти из мрака невежества, сформировать определенные нравственные принципы и идеалы. Этих людей называют просветителями. К их числу, без сомнения, мы можем отнести Е. О. Шахазиза. Ерванд Овакимович родился 13 января 1856 года в поселке Аштарак в Армении. Образование получил в Москве, где окончил Лазаревский институт и академию. С 1882 года живет и работает в Нор-Нахичевани. Блестящая эрудиция позволила ему вести преподавание сразу нескольких предметов — латинского и армянского языков, армянской литературы. После директорствования в ряде армянских школ Е. Шахазиз становится ректором Нахичеванской духовной семинарии.

Дело просвещения Е. Шахазиз не ограничивал только преподавательской работой. В начале XX века вместе с Р. И. Берберяном, Р. И. Мелик-Вартановым и Г. Джалухяном — членами городской управы — он начинает издавать еженедельник "Гамайнк" ("Община"), в котором является вместе же с Р. И. Берберяном ответственным редактором.

Ерванд Овакимович был горячим патриотом. В годы геноцида Е. Шахазиз, Р. Берберян, Г. Чалхушьян и Г. Чубаров создают Армянский комитет солидарности с Западной Арменией. В 1915 году в числе шести представителей Нахичевани Е. Шахазиз был командирован в Тифлис с отчетом о собранных пожертвованиях и для участия в выборах в Центральное бюро. С 1917 по 1922 год Е. Шахазиз возглавлял армянский окружной музей Нахичевани и Ростова-на-Дону.

В 1921 году в Ереване был основан Культурно-исторический музей Армении, состоявший из отделов изобразительного искусства, революции, историко-литературного и этнографического. В этот период молодая Армянская республика остро нуждалась в деятелях науки и культуры, и целая группа нахичеванских деятелей получила приглашение на работу в Ереван (М. Сарьян, Р. Ачарян и др.). Литературный отдел музея и было предложено возглавить Е. Шахазизу. Это приглашение было им с энтузиазмом принято. Интересно отметить, что если тому же Сарьяну в это время было чуть больше 40 лет, то Ерванд Овакимович решился на переезд в 66 лет. Поистине, молодая душа была у этого человека.

Е. Шахазиз переехал в Ереван не с пустыми руками. Он вывез из Нахичевани богатейший архив, в состав которого вошли фонды М. Нал-бандяна, Р. Патканяна и Нахичеванского магистрата. Вывезенный архив насчитывал около 5000 ценнейших документов. К этому факту можно отнестись двояко. С одной стороны, в наступивший после окончания гражданской войны период "строительства социализма" и начала создания "единой исторической общности — советского народа" существовала реальная опасность утраты архива, и его вывоз можно оценивать как спасение для будущих поколений. С другой стороны, местные исследователи истории Нахичевани фактически лишились возможности изучать эти документы. В 1931 году Е. Шахазиза на его посту сменил литературовед Х.Саркисян. В 1935 году на базе литературного отдела Культурно-исторического музея был создан самостоятельный Литературный музей, в котором Е. Шахазиз продолжал заниматься научной работой. В 1944 году ему за научные труды была присуждена степень доктора филологических наук. В 1946 году в связи с 90-летием он получил звание заслуженного деятеля науки Армянской ССР. Касаясь творчества Ерванда Овакимовича, нельзя не отметить, что он фактически был первым историком Нахичевани-на-Дону. К огромному сожалению, все работы Е. Шахазиза являются библиографической редкостью. Написанные в конце XIX —начале XX веков на армянском языке, они до сих пор не переведены на русский язык.

Основная работа Е. Шахазиза "Нор-Нахичеван и нор-нахичеванцы" (Тифлис, 1903) является историко-этнографическим исследованием. Структурно работа делится на четыре самостоятельных раздела: исторический обзор, в котором излагается история переселения армян из Крыма и основание Нор-Нахичевани; история церквей Нор-Нахичевани; обряды и обычаи нахичеванцев; современное положение нахичеванцев и их домашний быт. В ряду использованных источников автор называет работы К. Кушнарянца "История переселения из Крыма", рукописную тетрадь архиепископа И. Аргутинского.

Красной нитью через всю работу Е. Шахазиза проходит мысль о необходимости сохранения самобытной армянской культуры Нор-Нахичевани. Невежество, безнравственность, отсутствие идеалов и определенных принципов - вот то, что более всего угрожает нор-нахичеванцам.

Автор яркими красками рисует ту картину, которая сложилась на нахичеванской земле к началу XX века: "Народ обеднел, и по этой причине значительная часть горожан оставила город и разбрелась по окрестным поселкам и деревням; недалеко то время, когда город лишится своего армянского элемента. И деревням, конечно, в более отдаленное время, угрожает та же участь. Безнравственность свила себе гнездо в разных слоях городского армянского общества, учащаются браки между близкими родственниками, из года в год увеличивается число смешанных браков..." Просветительная работа — вот то, что, по мнению Е. Шахазиза, должно предотвратить нравственное разложение. С этой целью необходимо не только открытие новых школ и училищ, но и упорядочение их работы.

Менее известны три другие работы Е. Шахазиза, посвященные различным проблемам истории и культуры Нор-Нахичевани: "История педагогического искусства Нор-Нахичевани" (Нор-Нахичеван, 1894), "История церкви Сурб-Хач" (Тифлис, 1901), "Исторические портреты" (Тифлис, 1903).

В последние годы жизни Е. Шахазиз занимался историей своего родного города Аштарака и издал о нем специальную работу. Он прожил долгую жизнь и умер 12 августа 1951 года в Ереване в возрасте 96 лет.

В Нахичевани-на-Дону Е. Шахазиз имел собственный дом (27 линия, 6), примыкавший непосредственно к церкви Александра Невского. Супруга Е. Шахазиза— Егинэ, преподавательница Гогоевского училища, также активно участвовала в общественной жизни города и входила в состав правления Нахичеванского-на-Дону Армянского женского общества пособия бедным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Армянская советская энциклопедия. — Ереван, 1982. — Т. 8. — С. 417. — (На арм. яз.);
  2. Академия Наук Армянской ССР за 25 лет. — Ереван, 1968. — С. 527-528;
  3. Наирьян X. Наш историк // Заря коммунизма. — 1989. — 1 июля.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"