Казаров С. с. У истоков советского антиковедения // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. 64-65 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=218
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й
Деятели науки, учёные Ростовской области
У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО АНТИКОВЕДЕНИЯ
профессор РГУ Александр Дмитриевич Дмитрев
Летом 1951 года на историческом факультете Ростовского государственного университета появился высокий, суховатый, пожилой, интеллигентного вида человек. Это был профессор Александр Дмитриевич Дмитрев — ученый, стоящий у истоков советской исторической науки об античности. Типичный представитель старой дореволюционной школы, он заметно отличался от других преподавателей. Студенты считали его "человеком XIX века".
Александр Дмитриевич родился в Киеве в учительской семье. В 1909 году поступил на историческое отделение Киевской духовной академии, по окончании которого в 1913 году он был командирован в качестве профессорского стипендиата (аспиранта) в Русский археологический институт в Константинополе. Здесь под руководством выдающегося византолога академика Ф. И. Успенского А. Д. Дмитриев начал заниматься проблемами античности и ранней Византии. Александр Дмитриевич принимал участие в научных экспедициях института в Сирию, Малую Азию, Грецию, которые оставили в его жизни глубокий след. Не раз потом на своих лекциях А. Д. Дмитрев вдохновенно рассказывал о них студентам.
Начавшаяся первая мировая война, а затем и Октябрьская революция резко изменили судьбу А. Д. Дмитрева. Археологический институт был закрыт и о научной карьере пришлось забыть на долгие годы.
После возвращения из Константинополя А. Д. Дмитрев обосновался в Одессе, где преподавал в гимназиях, а после Октября 1917 года — в советских школах. Одновременно он был инструктором Наробраза в Одесском округе.
В 1922 году Александр Дмитриевич переехал в Киев. Там он работал инструктором Управления водного транспорта, лектором курсов по подготовке в вузы, инструктором Наробраза.
В 1929 году Александр Дмитриевич стал научным сотрудником Византологической комиссии Украинской Академии Наук. Им была подготовлена аннотированная библиография и разработан ряд тем по социально-экономической истории Византии. Одновременно А. Д. Дмитрев начал литературную антирелигиозную работу в московских издательствах. В 1932 году он переехал в Москву и стал научным сотрудником Московского областного архивного управления и Московской исторической библиотеки.
Долог и тернист был путь ученого в науку. Только в 55 лет он защитил кандидатскую, в 62 года — докторскую диссертации.
В 1929 году вышла первая печатная работа А. Д. Дмитрева, посвященная вопросу об историчности Христа. Затем последовала целая серия работ по антирелигиозной тематике, общим объемом до 40 печатных листов (см. ниже список научных трудов А. Д. Дмитрева). Давая в целом оценку этим работам, необходимо отметить, что это были отнюдь не примитивные агитки, доказывающие, что религия — это "опиум для народа", а глубокие труды, опирающиеся на широкую источниковую базу. Своего рода данью уважения истории родной Украины было издание трех брошюр, посвященных классовой борьбе на Украине в XXVII-ХVIII веках.
В 1936 году Наркомпрос направил А. Д. Дмитрева доцентом в Сталинградский педагогический институт, где он был избран заведующим кафедрой истории древнего мира и средних веков. В этой должности он проработал вплоть до эвакуации института в 1942 году. Во время эвакуации Александра Дмитриевича постигла личная трагедия — он потерял все свое имущество, в том числе — личную библиотеку, о которой он сокрушался до конца своих дней.
В эвакуации он работал в Бугурслане доцентом кафедры древней истории в Учительском институте. В тяжелейших условиях эвакуации А. Д. Дмитрев завершил работу над кандидатской диссертацией и защитил ее в Ленинградском государственном университете, который в то время находился в эвакуации в Саратове. Тогда же, в 1943 году ученый перешел на работу в Саратовский педагогический институт, однако уже на следующий год Наркомпрос направил его на работу в Нальчик в Кабардинский педагогический институт.
Надо сказать, что появление А. Д. Дмитрева на историческом факультете Ростовского государственного университета в 1951 году не было случайным. Еще раньше, в 1945-м, отработав год в Нальчике, он перебрался в Ростов, однако снова через год в 1946 году по распоряжению Министерства Высшего образования был откомандирован в Черновицкий университет на должность заведующего кафедрой.
В период с 1943 по 1950 годы Александр Дмитриевич начал работу над докторской диссертацией по теме "Социальные движения в Римской империи в связи с вторжением варваров". В 40-х годах в журнале "Вестник древней истории" выходит целая серия публикаций, посвященных социальным движениям багаудов, буколов, агонистиков и т.д. Не вдаваясь подробно в научные идеи и выводы А. Д. Дмитрева — такая попытка уже была предпринята автором этих строк — отметим здесь главное: темой, которой занимался профессор А. Д. Дмитрев, до него ни в зарубежном, ни в отечественном антиковедении никто не занимался. Если советские ученые — антиковеды по целому ряду проблем могли опираться на работы зарубежной (особенно немецкой) историографии, то Александр Дмитриевич был лишен такой возможности: его научный аппарат в подавляющем своем большинстве состоял из указаний на первоисточники. Мы находим многочисленные ссылки на таких античных авторов как Геродиан, Аврелий Виктор, Евтропий, Орозий, Дион Кассий, Ульпиан. скрупулезному анализу подвергаются античные эпиграфические источники, ранневизантийские Жития святых. Прекрасное знание классических языков — древнегреческого и латинского (это неудивительно, ибо он родился в семье учителя древнегреческого языка) — позволило автору свободно оперировать источниками. К тому же надо заметить, что как настоящий антиковед, А. Д. Дмитрев владел также английским, немецким и французскими языками, не говоря уже о родном украинском.
Свидетельством признания научных заслуг А. Д. Дмитрева является публикация одной из его работ в Германии.
А. Д. Дмитрев активно участвовал в подготовке 2-го издания Большой Советской Энциклопедии: им было написано более десятка статей по истории Рима.
27 марта 1950 года в Ученом Совете ЛГУ была успешно защищена докторская диссертация.
Последний период жизни и деятельности Александра Дмитриевича был полностью связан с Ростовским государственным университетом. В июле 1951 года А. Д. Дмитрев был избран на должность заведующего кафедрой всеобщей истории. В этом не было бы ничего примечательного, если бы не один любопытный нюанс: Александр Дмитриевич был беспартийным и чтобы занять подобную должность нужны были особые заслуги. Главная заслуга, как нам кажется, была в том, что это был первый профессор послевоенного истфака РГУ. Потом появились и другие, но в то время А. Д. Дмитрев был первым и единственным.
Став заведующим кафедрой, Александр Дмитриевич начал проводить большую работу по укреплению и сплочению коллектива. Как вспоминает один из старейших преподавателей кафедры доцент Н. В. Бакулина, тогда еще молодой преподаватель, А. Д. Дмитрев был ярым противником склок и жалоб. Он часто посещал лекции молодых преподавателей, давая им ценные советы. На заседаниях кафедры практиковались предварительные обсуждения текстов лекций.
С приходом на факультет А. Д. Дмитрева на кафедре всеобщей истории была открыта аспирантура по специальности "История древнего мира" и Ученый Совет с правом защиты кандидатских диссертаций, а Александр Дмитриевич получил право научного руководства.
В 1.953 году на Ученом совете РГУ успешно защитила кандидатскую диссертацию ученица А. Д. Дмитрева Е. И. Патлажан, знакомая с ним еще по работе на Украине. Однако первым аспирантом А. Д. Дмитрева стал Ю. В. Кнышенко, который в 1955 году успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную диктатуре Суллы. В 1960 году аспирантом А. Д. Дмитрева стал преподаватель Шахтинского педагогического института Н. П. Доценко, который защитил кандидатскую диссертацию в 1966 году, уже после смерти своего научного руководителя.
Тяжелая болезнь подкрадывалась медленно и неумолимо (у Александра Дмитриевича был рак). В 1960 году он по состоянию здоровья ушел с заведования кафедрой. По воспоминаниям доцента истфака Н. Н. Диордиева. студенты, любившие своего профессора и видя, как тяжело ему стоять два часа за кафедрой во время лекции, изготовили для него удобное кресло и длинную указку, с помощью которой А. Д. Дмитрев, мог не вставая, указывать на карте маршруты различных походов эпохи античности.
Даже когда болезнь окончательно приковала А. Д. Дмитрева к постели, он старался не терять связей с факультетом, не терял чувство юмора. Как вспоминает Н. П. Доценко, кандидатский экзамен по специальности ему пришлось сдавать у постели смертельно больного А. Д. Дмитрева, вместе с которым в составе комиссии были И. П. Хлыстов и Ю. В. Кнышенко.
Смерть наступила в ночь с 19 на 20 сентября 1962 года. На следующий день, 21 сентября в вестибюле Главного корпуса РГУ состоялась торжественная панихида. Казалось, что весь университет вышел проводить в последний путь профессора А. Д. Дмитрева. Похоронен был Александр Дмитриевич на Братском кладбище. Автор этих строк, точно установив квартал захоронения, несмотря на упорные поиски, так и не смог обнаружить его могилу. В общем-то, это неудивительно, ибо после смерти Александра Дмитриевича его жена Любовь Алексеевна и дочь Наталья Александровна, не имея в Ростове никаких родственников, поменяли квартиру и уехали на Украину, где их следы теряются... Также остается неизвестной и судьба рукописи монографии профессора "Очерки по истории народных движений в Римской империи", которая готовилась к изданию.
ЛИТЕРАТУРА
- РГУ. Личное дело А. Д. Дмитрева;
- Кнышенко Ю. В. А. Д. Дмитрев // Путями познания. — Ростов н/Д, 1985. — С.61-64.
- Камров С. С. Дмитрев А. Д. — ученый-антиковед // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. — 1994. — №1, 2. — С. 104-106;
- Край донской. События и даты 1988 года. — С. 97.