Ильюков Л. С. Мы ищем всюду жизни прошлой след... // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 69-70. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=217
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й
Деятели науки, учёные Ростовской области
МЫ ИЩЕМ ВСЮДУ ЖИЗНИ ПРОШЛОЙ СЛЕД...
штрихи к портрету археолога Е. И. Беспалого
Одним из удачливых археологов конца XX в., открывшим серию богатейших сарматских погребений в низовьях Дона, был Евгений Иванович Беспалый.
Он родился на станции Хапры, в семье железнодорожника и бухгалтера в 1954 г. В этом районе, откуда открывается широкая панорама на дельту Дона, земля буквально нашпигована древностями. Здесь часто на огородах можно было собрать небольшую коллекцию загадочных древних черепков. Интерес к археологии у Жени появился уже в школьные годы. Когда в его родном селении появилась археологическая экспедиция, проводившая исследование Хапровского городища, он вскоре стал помогать археологам. После окончания сельской школы его путь лежал в Ростовский государственный университет, на исторический факультет.
Его путь в археологию был тернист... Он не сразу окончил университет. После некоторого перерыва, уже занимаясь раскопками курганов, он получает диплом о завершении образования в университете и работает в археологической экспедиции.
Его никогда не страшили объемы полевой работы. Он всегда стремился сделать больше, чем надо, раскопать курганов больше, чем есть на плане могильника. Как будто бы знал, что ему отведено на этом свете немного. Он не дожил до конца 2000 г.
Даже свой первый научный отчет он вопреки правилам подготовил, нарушая инструкции, спасая курганы в окрестностях хутора Тузлуки, в районе Маныча, в зоне строительства орошаемого участка. Строители торопили. Не хватало людей. В одном из этих курганов, разрушенных еще в древности, оказался широкий двухстворчатый золотой браслет, украшенный фигурками козлов. Это была яркая находка, относящаяся к рубежу эр, к сарматской культуре. По итогам исследования этого курганного могильника им был составлен Научный отчет для Полевого комитета в Институт археологии в Москву.
В дальнейшем, работая в Азовском краеведческом музее, в низовьях Дона, на Приморской оросительной системе, он исследовал не один десяток курганов, больших и едва заметных на местности. Исследовал сотни погребений разных археологических культур. Среди них среднесарматские курганы с тайниками, расположенными по краям ограбленной в древности большой могилы. В этих тайниках его поджидали интересные находки: сервизы, выполненные из серебра, иногда сопровождавшиеся золотым кубком — чашей.
В один из ноябрьских дней под Азовом в курганном могильнике «Дачи» он заметил на гусенице бульдозера, на котором он подчищал полу кургана, золотые бляшки. Остановив бульдозер, он еще не знал, что им открыто одно их богатейших захоронений. Эта находка сделает его имя широко известным. Вместе с несколькими тысячами разнотипных нашивных бляшек лежали дорогие уздечные принадлежности. И уникальный меч в ножнах. В тот год на исследование этого курганного могильника Открытые листы были получены двумя исследователями: Е. И. Беспалым и И. Н. Парусимовым.
Не только древнее золото манило его. В курганах попадались различные погребения. В одном из катакомбных погребений бронзового века была найдена сырцовая (из не обожженной илистой земли) миниатюрная статуэтка, в другом катакомбном погребении была найдена подвеска, но не из металла, а из растительного побега! Найденные на человеческих костях отпечатки узоров с деревянной посуды он принимал за татуировку. Но в то же время ему посчастливилось найти редкие деревянные зооморфные кубки под бронзовым перевернутым тазом.
Каждый год он долгие месяцы находился в экспедиции. Он многое умел. Сам работал на бульдозере, разрывая курганные насыпи. Он легко находил общий язык с разными людьми. Он был прост в общении. Он был интересным исследователем. Но его научные статьи, о которых всегда уважительно отзывались коллеги, к сожалению, появлялись редко.
Многие материалы, добытые им в археологических экспедициях, остаются неопубликованными. В последние годы своей жизни он приступил к подготовке к изданию материалов из курганов, исследованных в Доно-Кагальницком междуречье. Эту книгу многие исследователи с нетерпением ждут!