Шапочка Е. А. Возвращение Мариинской гимназии // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 190-192. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=942
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
История учебных заведений Донского края
ВОЗВРАЩЕНИЕ МАРИИНСКОЙ ГИМНАЗИИ
Нынешнее муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Марианская», что в Таганроге, берёт своё начало от двух старейших учебных заведений на юге России: Мариинской женской гимназии и 4-классного железнодорожного училища. Если вести историю от Марианской гимназии, то сегодняшней школе-гимназии 145 лет, если же иметь в виду железнодорожное училище, — 110.
Не прошло и века, как лучшие школы России опять стали называть гимназиями.
В первую очередь такое право возвращают себе те учебные заведения, история которых так или иначе связана с дореволюционным образованием. Сколько-нибудь серьёзное женское обучение началось в России в великую освободительную реформу 1860-х гг., хотя первое государственное женское училище было основано указом Екатерины Великой. Позже последовал новый указ императрицы об учреждении народных училищ «по всем городам и многолюдным селениям, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных». В этом указе шла речь и о девочках, но таковых на протяжении нескольких последующих десятков лет обучалось ничтожно мало. Обществу потребовалось ещё целых сто лет, чтобы созреть для повсеместного женского образования.
Сегодня видно, что путь женскому просвещению прокладывала императрица Мария Фёдоровна. Она была начальницей Воспитательного общества благородных девиц в Смольном. По её распоряжению в 1800 г. в Москве открылся Акушерский институт, несколько женских общеобразовательных училищ. Ею же основан Мариинский институт.
Итак, 30 августа 1861 г. в Таганроге открылось первое женское училище. Скоро оно завоевало популярность. В 1862 г. в нем было уже 74 воспитанницы. Общими стараниями училище к новому 1864 учебному году преобразовали в Мариинскую гимназию ведомства императрицы Марии Фёдоровны.
В гимназию принимали девочек всех сословий, без различия вероисповедания и подданства, в возрасте старше 8 лет, умеющих писать и читать по-русски.
Изучаемые предметы разделялись на обязательные: к ним принадлежали закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятие об измерениях, география, общая и русская, начальные основания естественной истории и физики, чистописание, рукоделие; и необязательные: французский и греческий языки, рисование, танцы, пение.
Плата за обучение обязательным предметам в старших классах полагалась 30 рублей, а в младших — 15 рублей в год. За учение необязательных предметов платили во всех классах 15 рублей в год. Плату вносили за полгода вперёд 15 августа и 1 января.
Родители, которые не могли внести плату за обучение, предоставляли попечительному совету свидетельство о бедности семьи, выданное начальством по месту службы и затем по просьбе освобождались от уплаты.
Уроки начинались в девять часов утра и оканчивались в два с половиной часа по полудни. Каждый урок продолжимся 1 1/4 часа, между первыми двумя и последними двумя назначался получасовой отдых.
В гимназии было два подготовительных класса (старший и младший).
После выпускного 7 класса часть гимназисток продолжала обучение в 8 классе. Один 8 класс был с математическим уклоном, другой — с гуманитарным.
Преподавали науки серьёзно, особенно грамматику, математику, историю, рисование. Учитель истории П. П. Филевский писал: «При серьёзности преподавания не было излишней придирчивости, математика — это такой предмет, в котором поднимать требования выше среднего очень рискованно и при серьёзности преподавании всегда наблюдалась соответствующая сдержанность» [1].
Чтобы родители имели возможность следить за успехами и поведением своих детей, каждой ученице ежемесячно выдавали ведомость, где были выставлены все оценки за учёбу и поведение. За поведением в классах и вне уроков следили воспитательницы, назначенные начальницей гимназии. Они также занимали учениц чтением, повторением уроков, если отсутствовал учитель.
Значительное влияние на течение гимназической жизни оказывал попечительский совет, собранный из уважаемых горожан. В состав первого совета вошли супруга контр-адмирала Варвара Александровна Лаврова, председатель коммерческого суда, надворный советник Илья Дмитриевич Алфераки, директор мужской гимназии, старший советник Александр Алексеевич Предтеченский, городской голова, надворный советник, купец первой гильдии Михаил Кириллович Серебряков, начальница гимназии, вдова статского советника Анна Петровна Глезер. Сюда также входили выборные члены от купечества — почётный гражданин Дмитрий Лазаревич Ласкараки и первой гильдии купец Павел Филиппович Перушкин.
Среди первых преподавателей гимназии были достаточно известные в Таганроге личности. Закону Божиему учил священник Павел Степанович Дмитревский. Русскому языку и словесности — коллежский советник Фёдор Романович Браславский, который ещё в 1851 г. был назначен старшим учителем русского языка и словесности в мужской гимназии. По выходе в отставку он редактировал газету «Азовский Вестник». Естественную историю и физику преподавал коллежский асессор Илья Никифорович Лосев. В газетном очерке «Таганрог пятьдесят лет тому назад» Ал. П. Чехов называет И. П. Лосева «любимым учителем географии» [2]. Французскому учились у надворного советника Дмитрия Эммануиловича Галани, а также у жены коллежского секретаря Екатерины Францевны Шопиной, той самой «мадам Шопе», которая давала частные уроки в доме Чеховых. Рукоделию обучала жена губернского секретаря Анастасия Флегонтовна Лисовская.
Долгое время в женской гимназии преподаватели были те же, что и в мужской. Отдельный персонал составляли только учительницы и классные дамы. Назначение самостоятельных преподавателей в женскую гимназию началось определением на службу в 1874 г. учителем математики и естественной истории С. Ф. Кравченко, учителем немецкого языка В. Гроссета и французского языка образованного англичанина В. Деша в 1875 г. В годы становления средства гимназии были настолько скудны, что некоторые преподаватели (о. Павел Дмитревский, о. Иоанн Себов, А. Ф. Юрашев, Н. Н. Порунов) давали уроки бесплатно.
Первым зданием для гимназии стал арендуемый дом, но вскоре все желаюшие не могли в нём разместиться. Встал вопрос о строительстве собственного здания. Попечительский совет во главе с П. Ф. Перушкиным выступил инициатором строительства, и вскоре смета на 50 тысяч рублей, заявленная городским архитектором А. Загоскиным, была утверждена. Новое здание освятили в канун 1875 учебного года. На пожертвованные деньги П. Ф. Перушкина для классных комнат приобрели недостающую мебель, учебные пособия.
Сохранившееся по сей день здание представляет собой образец «кирпичного стиля», присущего русской архитектуре 1870-1890-х гг. Симметричность планировки подчёркивается прямоугольными фронтонами, «чётким ритмом чередующихся полукруглых и прямоугольных окон; центральным расположением парадного входа, над которым разместился просторный актовый зал» [3].
В разные годы в женской гимназии учились сестра А. П. Чехова Мария Павловна, поэтессы Софья и Елизавета Парнок, народная артистка СССР Фаина Раневская, детский врач, отличник здравоохранения В. И. Нагнибеда, художница Л. Н. Лебедева-Тагрина, Н. К. Сигида, участница организации «Народная воля» в Таганроге.
Выпускницы Мариинской женской гимназии С. М. Рекуха, В. Н. Булаева, М. А. Корнелло, К. В. Емельянова продолжали преподавать в советское врем в том же здании вплоть до 1960-х гг. Бывшие их ученики, сами ставшие преподавателями, называют своих учителей личностями светлыми, высококультурными, скромными.
В 1918 г. здание Мариинской женской гимназии передали 4-классному железнодорожному училищу, которое впоследствии получило новое название - трудовая семилетняя школа № 6. В 1935 г. школа была реорганизована в среднее учебное заведение с 10-летним обучением.
В годы Великой Отечественной войны в просторном здании бывшей гимназии размещался госпиталь. С 1945 по 1952 г. в школе учились только девочки, а располагалась она в утраченном ныне доме 4-классного женского училища (прогимназии). В 1954 г. железнодорожная школа вновь вернулась в своё здание (уже под № 15).
В 1982 г. по инициативе ветеранов педагогического труда Б. А. Шолохова и О. М. Холиной, бывших директоров школы К. И. Балыкова, А. Н. Карпова, Т. Т. Курьяновой в школе открылся музей истории, дающий представление об организации фундаментального образования в XIX—XX вв.
Процесс преобразования железнодорожной школы № 15 в школу-гимназию начался в начале 1990-х гг. И получается, что гимназия «Мариинская» — наследница и прежней гимназии.
ЛИТЕРАТУРА
- Филевский П. П. Очерки прошлого таганрогской Мариинской женской гимназии по случаю пятидесятилетия её существования. — Таганрог, 1911. — С. 25.
- Седой А. Таганрог 50 лет назад. (Записки случайного туриста) // Таганрогский вестник. — 1912. — № 313. — С. 2.
- Цымбал А. А. Учебные заведения Таганрога 2-й половины XIX-нач. XX в. // Вехи Таганрога. — 2004. — № 21. — С. 41.
При написании статьи были использованы материалы музея гимназии «Мариинская» (Таганрог).
|