Шпагин С. А. Деятельность Отдела народного просвещения всевеликого войска Донского // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. 26-27 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=211
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й
История учебных заведений Донского края
С. А. Шпагин
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО
24 мая 1918 года в Новочеркасске был образован Отдел Народного Просвещения (ОНП ВВД), которому подчинялись все учебные заведения вне зависимости от ведомственной принадлежности, за исключением военных и духовных.
Возглавляли Отдел Народного Просвещения Управляющий В. Н. Светозаров и Правитель Канцелярии В. Мацкевич: при Управляющем существовал выборный Совет на правах совещательного органа. ОНП подразделялся на 5 отделений:
- По заведыванию высшими школами (профессор П. А. Кашинский);
- Средними школами и высшими начальными училищами (А. П. Петров);
- Начальными школами (Т. И. Брызгалин);
- По внешкольному образованию (А. П. Петров);
- Финансово-хозяйственный отдел (А. И. Чикини).
Для понимания сложности условий, в которых проходила деятельность ОНП ВВД, необходимо иметь в виду следующее. Центральные власти Империи традиционно с недоверием относились к донскому казачеству, что проявлялось и в сдерживании развития среднего и высшего образования на Дону. Предполагалось, что для казаков вполне достаточно военных учебных заведений, а гражданское образование ограничивалось минимальным количеством средних технических и коммерческих учебных заведений. Поэтому, при относительно высоком уровне грамотности на Дону (22,4%), лиц со средним образованием было лишь 2,06 %, а с высшим и того меньше — 0,15 % [1]. В административном отношении ОВД входила в Харьковский учебный округ. На территории области, несмотря на пожелание общественности, не имелось университета.
Во время Первой мировой войны на территорию Харьковского Учебного Округа, а значит и в ОВД, были эвакуированы ряд учебных заведений из западных губерний Империи. Так на Дону появились: Варшавский Императорский университет, Либавское реальное училище, Лодзинское Александровское высшее начальное училище, Ревельское высшее начальное училище, Литовская 4-х классная смешанная гимназия, Рижское реальное училище имени Императора Петра I, Холмская мужская гимназия и др. [2]
Потребность в ускоренном обучении местного населения и большого числа эвакуированных привела r открытию различных краткосрочных курсов и "спецшкол", как, например, Ростовские Донские 1-годичные педагогические курсы, Мужская гимназия для уроженцев Прикарпатской Руси и т.д.
Таким образом, в городах ОВД, прежде всего в Ростове, сконцентрировался значительный интеллектуальный потенциал и была создана база для последующего создания собственной системы среднего и высшего образования. Однако, как отмечалось в одном из первых циркуляров ОНП "Разгром многих учебных заведений области в период господства советской власти и общее состояние рынка вследствие политических событий ставят эти учебные заведения в безвыходное положение..." [3].
Фактически, территория ВВД представляла собой островок несоветизированной России, разоренный Гражданской войной и ослабленный тяготами Первой мировой, находящийся в состоянии войны с большевистским режимом. Отделу народного просвещения приходилось одновременно, и организовывать занятия в местных и эвакуированных учебных заведениях по старым программам, и создавать собственную автономную систему образования в условиях разрухи и войны. Причем, руководство Всевеликого войска Донского сознавало свою роль защитника русской культуры от большевизма. В Приказе Всевеликому Войску Донскому № 346 от 28 июня 1918 года Донской Атаман генерал-майор Краснов писал: "... Чистота русского языка, имеющего самую прекрасную и самую богатую литературу в мире, не может и не должна быть поругана во Всевеликом войске Донском безграмотностью". Поэтому на территории ВВД вводилось "...старое правописание в том виде, в каком оно существовало на Руси до реформы времен Правительства" [4].
А в циркуляре Управляющего ОНП от 22 сентября 1918 года № 3010 прямо говорилось, что "оздоровление больного государственного организма бывшей Великой России в духе порядка и законности начнется с Дона и на его политическую жизнь в данное время обращается большое внимание, как друзей, так противников'' [5].
Большой Войсковой Круг ВВД 4-го созыва придает 17 сентября 1918 года целый ряд документов, регулирующих систему народного образования [6], так что у ОНП имелась солидная юридическая база и, по-видимому, финансы для активной деятельности.
Свою деятельность ОНП начинает с обследования положения дел [7] и создания нормативных актов по управлению народным образованием [8]. В ответ на запрос, ОНП получает очень подробные "Исторические записки" об истории и современном состоянии учебного заведения. Вот характерный ответ Инспектора классов Гогоевской гимназии для армянских девиц в городе Нахичевани: «Преподавание по всем предметам в общем шло удовлетворительно, но все же гражданская война и бои, происходившие вокруг города, действовали на душевное состояние как учащих, так и учащихся и не давали душевного покоя для вполне нормальных занятий. Несмотря на это обстоятельство программы были выполнены удовлетворительно" [9].
Собственно говоря, вся деятельность ОНП ВВД и строилась "несмотря на обстоятельства". Поражает обилие циркуляров, попытки требовать соблюдения дисциплины, скрупулезности в переписке и соблюдение бюрократических формальностей в положительном смысле слова.
Естественно, на работу ОНП накладывался отпечаток обстоятельств: эпидемия оспы, формирование трудовых дружин, контроль за военнообязанными учащимися и учителями, сбор средств для фронта и т.д. Понимая безвыходность ситуации. ОНП рекомендовал руководителям начальных учебных заведений досрочно выдавать всем успевающим ученикам свидетельства об окончании, упростить прием учащихся советских школ, бежавших на Дон" [10].
В то же время очевидна попытка не реанимировать старую систему образования, а создать новую модель бесплатного всеобщего образования на основе автономности учебных заведений, деидеологизации учебного процесса, направленного на формирование личности. Важное место отводилось изучению истории и традиций родного края, внешкольной работе. Поразительным является введение в качестве обязательного предмета "Истории и культуры еврейского народа" [11]. Донское правительство заботилось по мере сил о финансовом положении учителей, выделяя регулярно деньги на заработную плату госслужащим.
Постепенно формировалась довольно своеобразная модель системы образования, которая включала в себя учебные заведения всех типов собственности: правительственные (т.е. финансируемые Донским правительством, муниципальные в современном смысле), частные, кооперативные; издательства, педагогический журнал и газета; общественные организации, объединявшие преподавателей, учеников и родителей; скаутское движение. При постоянном контроле ОНП и поддержке Донского правительства, учебные заведения функционировали, тем не менее, автономно, а внутренняя деятельность учебных заведений строилась на демократических началах. И это способствовало высокой активности общественности Области в сфере культуры и народного просвещения.
Установление советской власти в январе 1920 года прервало процесс формирования региональной модели народного просвещения на Дону, но сегодня этот опыт вполне может быть востребован жизнью.
ЛИТЕРАТУРА
- Шпагин С. А. Область войска Донского 100 лет назад (К итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи) // Донской временник. Год 1997-й. — Ростов н/Д, 1996. — С.140.
- ГАРО, Ф.Р-3997. Отдел народного просвещения ВВД.
- Педагогическая мысль. — 1918. — № 1. — С. 15.
- Там же. — С.20.
- ГАРО, Ф. Р-3997, оп.1, д. 15, л.51.
- Сборник законов, принятых Большим Войсковым Кругом Всевеликого войска Донского 4-го созыва в 1-ю сессию. — Новочеркасск, 1918. — С.61-63.
- ГАРО, Ф. Р-3997, оп.1, д.241. Исторические записки по учебным заведениям.
- Педагогическая мысль. — 1918. — № 1. — С. 14-22.
- ГАРО, Ф. Р-3997, оп. 1, д.63, л.8
- Там же, д. 15, л. 43.
- Там же, д. 220.
|