Савчук Г. В. История Мариинского Донского института // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 76-79. URL:http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=209
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й
История учебных заведений Донского края
ИСТОРИЯ МАРИИНСКОГО ДОНСКОГО ИНСТИТУТА
по документам ГАРО
Во второй половине XIX века Российская империя оказалась на таком уровне развития, когда потребность в просвещении общества стала особенно актуальной. В этих условиях расширение сети учебных заведений и совершенствование методик в образовательной сфере стало созвучно времени. Процесс формирования стройной структуры образовательных учреждений активизировался и затронул учебные заведения Министерства народного просвещения, Синода, Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества [Далее СЕИВ. – ред.] канцелярии, других министерств.
Система учреждений Четвертого отделения начала складываться в конце XVIII века во время правления императора Павла I и при деятельном участии его жены Марии Федоровны. Деятельность Четвертого отделения была посвящена благотворительным учреждениям и женским учебным заведениям [1; 2. — С. 152, 203].
Расширение сети «мариинских» учебных заведений привело к тому, что 22 июля 1853 г. в городе Новочеркасске был открыт Мариинский Донской институт благородных девиц, как первое женское среднее учебное заведение на Дону [3. — Л. 4; 4].
Интенсивная подготовка к открытию института началась в 1852 г. и продолжалась вплоть до дня его открытия. В частности, 22 марта 1852 г. были «высочайше» утверждены устав и штат этого учебного заведения. Сенат и Военный Совет также приняли участие в создании нормативно-правовой базы деятельности института, а «войсковое начальство» и местное дворянство обеспечили его основными денежными средствами.
Источники финансирования складывались из поступлений от Войсковой казны, из субсидий Четвертого отделения СЕИВ канцелярии, а также из пошлины с отводимых в потомственное владение донским дворянам земель, процентов с жертвуемой местными дворянами суммы и неприкосновенного капитала, завещанного генералом от кавалерии М. Г. Власовым, и, наконец, из платы за обучение в размере 150 рублей в год серебром, вносимой своекоштными пансионерками (ученицами, платившими за свое обучение) [5. — С. 40; 6. — С. 45-48, 169, 173; 7. — Л. 2-2 об., 3, 5, 6; 8; 9. — Л. 5-6, 8].
Доступ в институт был открыт, конечно, на определенных условиях, и детям недворянских сословий, но на дворянский статус института постоянно делался акцент, а донские дворянки обладали существенными привилегиями [7. — Л. 2-3, 10-11 об.; 9. — Л. 7].
Институт находился «под покровительством государыни императрицы и попечением государыни цесаревны». Это проявлялось в непосредственном подчинении этого учебного заведения Главному совету женских учебных заведений Четвертого отделения, а с октября 1854 г. — Ведомству учреждений Императрицы Марии того же Четвертого отделения [1].
Институт временно располагался в новоотстроенном здании войскового госпиталя. Предполагалось, что впоследствии здания института будут сооружены на войсковые средства [6. — С. 381].
Коллегиальный орган управления институтом — Совет был сформирован в январе 1853 г. Председателем Совета был назначен наказной атаман войска Донского, а членами: вдова генерал-майора Буюрова, которая одновременно была и начальницей института; депутат войскового дворянства; директор Новочеркасской гимназии И. Я. Золотарев и заведующий управлением хозяйственной частью [5. — С. 19].
Совет разрешал проблемы административно-финансового и хозяйственного порядка, учебный процесс регулировался директором Новочеркасской гимназии. В компетенции начальницы находились вопросы нравственного и физического воспитания учениц [6. — С. 170].
Первоначально учебный курс института был разделен на три постепенных класса, срок обучения в которых составлял 2 года. Сверх того в институте имелся приготовительный класс для воспитанниц, не прошедших домашнего обучения [6. — С. 172].
Число учениц было определено в 120 человек, из них 36 находились на казенном иждивении и назывались войсковыми воспитанницами, а 84 — своекоштными пансионерками [6. — С. 173].
В институт принимались своекоштными воспитанницами девочки 8 лет, а казенными или войсковыми — 9 лет. Для поступления в приготовительный класс требовалось умение читать и писать по-русски [9. — Л. 1].
В институте преподавались следующие «предметы и искусства»: Закон Божий, русская и французская словесность, арифметика и «понятия об измерениях, нужнейшие сведения из естественной истории и физики», география и история всеобщая и России, рисование, чистописание, церковное пение, танцевание, рукоделие, домашнее хозяйство. Музыкальное образование давалось за дополнительную плату [9. — Л. 8].
Выпускницы получали звание домашних учительниц, некоторым из них за «благонравное» поведение и успехи в учебе при выпуске жаловалось золотое вензельное изображение имени царицы, которое должно было носиться на левом плече на голубой ленте. Также некоторым выпускницам жаловалась одна золотая и две серебряных медали [9. — Л. 8].
В 1863 г. четырехклассное обучение было заменено семиклассным [3. — Л. 4], причем нумерация классов имела обратный характер: от большего к меньшему.
К 70-м гг. XIX в. плата за обучение существенно выросла. Так, донские своекоштные пансионерки платили 260 рублей в год, а иногородние, если они допускались в институт, 320 рублей в год [7. — Л. 10]. Как и прежде, дети недворянского сословия допускались в институт только за плату и при наличии вакансий. Только дворянки имели право на бесплатные стипендии [7. — Л. 10-11].
Эти стипендии создавались из пожертвований благотворителей. Так, в 1867 г. в память об умершем муже графиня Орлова-Денисова учредила одну из стипендий [10].
Впоследствии не только частные лица, но и «власти предержащие» были привлечены к этой деятельности. Так появились войсковые стипендии [11; 12. — Л. 42].
Помимо денежных средств, поступавших в фонд института, ему жертвовалось и недвижимое имущество. В 1853 г. гвардии ротмистр П. Г. Луковкин пожертвовал дачу с домом, садом, лесом и другими угодьями, находившимися в окрестностях г. Новочеркасска под Аксайскими горами [13].
12 августа 1880 г. Четвертое отделение СЕИВ канцелярии было преобразовано в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям императрицы Марии» [2. — С. 203]. Естественно, что институт перешел в ведение этого высшего органа государственной власти.
Успешная деятельность института привела к тому, что к 1900 г. при ограниченном числе вакансий наплыв желающих учиться был очень велик [12. — Л. 42].
К этому времени помещения института перестали соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям: классы, лазарет и спальные комнаты были очень малы, освещение оставалось керосиновым. Лишь в конце 1908 г. помещения стали освещаться электричеством [12. — Л. 42; 14].
В 1900 г. число учащихся достигло 296 человек, из них 227 были донскими дворянками. 191 ученица были интернатными и 105 —экстернатными [12. — Л. 40 об.; 42].
В начале XX века был увеличен возрастной ценз учениц института. В 1909 году возраст воспитанниц был окончательно определен в 9-10 лет [12. — Л. 16 об.].
Первая мировая война и последующие государственные потрясения вызвали большую миграцию населения и перемещение учреждений, в том числе учебных. Это способствовало притоку учащихся в институт.
Свержение самодержавия в марте 1917 г. и приход к власти Временного правительства повлекли за собой упразднение собственных императорских канцелярий [2. — С. 315]. Как следствие, институт перешел в ведение Министерства государственного призрения [15. — Л. 20 об., 23; 16. — Л. 4].
Результатом общественной эйфории 1917 г. стало возникновение разнообразных общественных организаций, как общегосударственного, так и отраслевого свойства. Одной из организаций такого рода стала Донская группа Всероссийского союза педагогов учреждений Мариинского ведомства, которая должна была содействовать преобразованию [15. — Л. 6]. Членами этой группы стали преподаватели и воспитатели, врачи учебных заведений мариинского ведомства [15. — Л. 6].
Естественно, что процесс демократизации коснулся и органов управления институтом. Так, были сформированы учебная и воспитательная конференции, родительский комитет, представители которых вошли в Совет института [15. — Л. 2, 8, 10]. Ведению Совета подлежали не только административно-хозяйственные вопросы, но и учебно-воспитательные [15. — Л. 19 об., 23, 24].
После Октябрьской революции на Дону стали формироваться собственные государственные органы. Вероятно, институт перешел в ведение образовательных структур Объединенного Войскового правительства, а позднее Донской Советской республики.
Как известно, в ноябре 1917 г. в России были отменены сословия, поэтому уместно предположить, что весной 1918 г. это повлекло за собой изменение названия института. Он стал именоваться — Мариинский Донской институт [15. — Л. 17; 16. — Л. 3].
С установлением на Дону в мае 1918 г. власти правительства Всевеликого войска Донского, или Совета управляющих отделами Всевеликого войска Донского [Далее ВВД], положение института, находившегося в непосредственном подчинении Отдела Народного Просвещения ВВД, несколько стабилизировалось [15. — Л. 2; 17].
Повсеместная демократизация управления учреждениями не могла обойти стороной институт. В течение нескольких месяцев обсуждался на разных уровнях вопрос об автономии института. В завершение этого процесса в мае 1918 г. была проведена учебно-воспитательная конференция, на которой было принято решение об отказе от автономии с сохранением прежних коллегиальных органов управления: Совета, воспитательной и учебной конференций [15. — Л. 2].
В 1918-1919 учебном году, как и в предыдущие несколько лет, число воспитанниц превышало норму в связи с приемом в институт эвакуированных детей. Вероятно, в начале 1919 г. в Новочеркасск был переведен Смольный институт, который расположился в здании института. Все смолянки и часть учениц Мариинского Донского института жили в интернате-пансионе, другая часть была «приходящей» [18. — Л. 13 об.].
Традиционно программа обучения отличалась от гимназической [19. — Л. 4 об.; 15. — Л. 10, 3. — 4].
Среди преподавательского состава института были как мужчины, так и женщины в количестве 26 человек. Короткое время 1918 г. рисование в институте преподавал знаменитый художник М. Б. Греков [15. — Л. 15].
К 1919 г. институт располагался в собственном здании, где помимо классных помещений имелись: актовый и гимнастический залы, физический кабинет, церковь, лазарет, спальни, квартиры служащих, библиотека, кухни и другие помещения. Как и прежде, институт владел загородной дачей [3. — Л. 6 об., 16].
Несмотря на тяготы военного времени, в январе 1919 г. при институте было открыто «малолетнее» отделение на 20 воспитанниц войскового сословия [20. — Л. 19].
При институте существовало братство Марии Магдалины, куда входили ученицы 1-3 классов [3. — Л. 5].
Естественно, что обилие донских и иногородних учениц негативно сказывалось не только на учебном процессе, но и на санитарно-гигиеническом состоянии помещений института [20. — Л. 19, 87 об., 155; 3. — Л. 6 об.]. Положение усугублялось и тем, что порой часть институтской территории занималась военным госпиталем [20. — Л. 155].
Как персонал института, так и учащиеся оказывали помощь Добровольческой и Донской армиям. Порой эта помощь оказывалась в принудительном порядке. Так, один из циркуляров правительства ВВД за 1919 г. предписывал делать вычеты из «содержания» институтских сотрудников.
Вместе с тем на нужды армии делались и добровольные пожертвования [3. — Л. 5].
В 1919 г. при институте были открыты курсы сестер милосердия, кроме того, была сформирована техническая дружина, куда приглашались «бывшие и нынешние» воспитанницы для шитья одежды партизанскому отряду генерала Э. Ф. Семилетова и для изготовления бинтов на нужды лазаретов [20. — Л. 50-52, 65 об.]. Также была сформирована сельскохозяйственная дружина [20. — Л. 25, 29, 35, 39, 50-52 об., 65].
25 октября 1919 г. донским атаманом генерал-лейтенантом А. П. Богаевским был утвержден «Устав женских институтов, находящихся на Земле Всевеликого войска Донского» [19. — Л. 8, 46]. В уставе говорилось, что «институты существуют... для более полного и совершенного усвоения новых языков, для распространения женского воспитания и образования. Институты являются всесословными полуоткрытыми учебными заведениями; в них принимаются девицы не только на полное содержание но и полупансионерками и приходящими ученицами. Воспитанницы состоят в институтах или на бесплатном содержании или за установленную плату. Общий комплект воспитанниц определяется штатом».
Согласно новому уставу система организации и функционирования института мало менялась. По-прежнему учебное заведение возглавлялось начальницей. Прежний Совет был ликвидирован, и на базе учебной конференции сформирован педагогический Совет, в компетенции которого находились воспитательные и учебные вопросы. Также был сформирован хозяйственный комитет, название которого говорит само за себя. Новые органы управления начали действовать в декабре 1919 г. [19. — Л. 8-8 об.; 21; 18. — Л. 5].
С введением нового устава был установлен традиционный, или «нормальный счет классов» — от меньшего к большему. [19. — Л. 8-8 об.].
К январю 1920 г. обучение велось в восьми классах. Были открыты три параллельных и два дополнительных класса. С начала 1920 г. в институт наряду с девочками стали принимать и мальчиков. К этому времени численность учеников была более трехсот человек. Находился институт на Почтовой улице города Новочеркасска [22].
С установлением Советской власти была проведена реорганизация средних учебных заведений.
В марте-апреле 1920 г. Мариинский Донской институт был преобразован в Донской интернат Трудовой Единой Школы [19. — Л. 8-8 об.; 21; 18. — Л. 5].
ПРИМЕЧАНИЯ
- Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 30а. — С. 656.
- Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1983.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 9.
- История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции — Ростов-на-Дону, 1965. — С. 480-483.
- ПСЗ. Собр. 2-е. Т. 28.
- ПСЗ. Собр. 2-е. Т. 27.
- ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 1373.
- ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 499. — Л. 152-153.
- ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1403-а.
- ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 868. Л. 1-3.
- ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 1731. Л. 32.
- ГАРО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 58.
- ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 1082. Л. 1, 13, 14, 22.
- ГАРО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 60. Л. 17.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 2.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 2. Д. 9.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 23. Л. 4.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 7.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 3.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 5.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 31. Л. 1-1 об., 2.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 11. Л. 27; Д. 6, Л. 1, 11.
- ГАРО. Ф. 363. Оп. 2. Д. 40. Л. 55-57, 64, 69, 111-114, 130, 177, 178.
|