Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Поповян Л. К. Альбом в испорченном переплете: история создания и первых лет деятельности Донской государственной полиграфической школы // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследований: сборник статей по материалам четвертого регионального семинара "Исследования истории книжного дела Юга России: историографический и источниковедческий аспект" (11-12 октября 2017 года, г. Ростов-на-Дону, Донская государственная публичная библиотека). Ростов-на-Дону, 2018. С. 337-359. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=2017

Л. К. Поповян

Альбом в испорченном переплете: история создания и первых лет деятельности Донской государственной полиграфической школы

 

При обследовании фонда депозитария Донской государственной публичной библиотеки наше внимание привлекла книга под инвентарным номером 195899. На испорченном переплёте заглавие не читалось, только золотом были выбиты годы: 1925-1927. Форзац был сделан из хорошей бумаги и наверху сведения о создателе — авторская этикетка «Работа уч-цы 3-го курса Черницкой Р.».

Авантитулом издания служит свёрнутый нестандартный лист с заглавием: «Донполиграфшкола им. Красного Октября в ведении Донсовнархоза. Ростов на Дону, Московская № 116. Телефон № 7-47».

Далее мелкий текст:

 «Уважаемые товарищи!

В декабре месяце с.г. наша школа празднует пятилетний юбилей своего существования. Одновременно с этим мы будем праздновать и выпуск учеников второго набора, проучившихся в школе положенные им три года. К этому времени мы издаём предлагаемый Вашему вниманию альбом работ выпускных учеников, выполненных ими в процессе обучения.

При рассмотрении и оценке этих работ следует учитывать ряд неблагоприятных и тяжёлых условий, в которых протекает наша учёба. Теснота помещения, изношенность оборудования, отсутствие и недостаток необходимых материалов, наконец, неопределённость в самом положении школы, когда в течение ряда месяцев не может быть найдена та организация, которая согласилась бы взять школу в своё ведение — всё это не могло не влиять на качество нашей работы.

Тем не менее мы добились известных достижений, результаты которых Вы можете видеть в этом альбоме.

Альбом является плодом работы 30 учеников школы, составляющих её три цеха: наборный, печатный и переплётный. Работы выполнялись по определённому плану производственного обучения и в большинстве случаев по своим идеям и композиции являются проявлением личного творчества учащихся, поправляемого руководящим персоналом школы.

Производя в текущем году выпуск учеников, школа имеет ещё один контингент учащихся II курса, подготовляемых к третьему выпуску в следующем, 1928, году, работы которых будут составлять альбом.

Просьба здоровую критику наших работ помещать в центр<альном> журнале «Печатник» [1].

Донобллит № 21/17-100»

Титульного листа в принятом смысле слова в альбоме нет. Издание структурировано по разделам. Первый из них озаглавлен: «Работы учеников 2-го курса Крайполиграфшколы Северного Кавказа в Ростове на Дону. Размещение иллюстраций в тексте, колон-титул, колон-цифра, примечание, сигнатура и норма». Здесь же мы видим логотип Краевой полиграфической школы, созданный Александром Дмитриевичем Силиным, преподавателем школы.

По нижнему полю листа — выходные данные альбома: «Ростов на Дону. Апрель 1926 года Типография Краевой полиграфической школы». Далее следуют разделы: «Набор рубрик, эпиграфа, содержания и боковых выносок», «Набор титулов. Старое направление», «Набор титулов. Закрытое направление», «Набор титулов. Свободное направление», «Набор начальной и концевой страницы», «Набор обложек», «Набор ярлыков: работы учеников 3-го курса», «Набор карточек: работы учеников 3-го курса», «Набор счетов и бланков», «Набор газетных и журнальных заголовков». Завершает альбом «Набор объявлений». И работы учеников — наборщиков и печатников — за 2-й и 3-й курс обучения по всем указанным темам; практически каждый учащийся мог выполнить любой вид из указанных работ. Кроме иллюстраций, являющихся элементом выпускных работ, в альбоме помещена фотография группы создателей выпускных работ. Она подписана «Ученицы 1-го курса Полиграфической школы Северного Кавказа (в 1925 г.)». При оформлении отдельных элементов титульных листов использовались иностранные языки.

Это уникальное издание послужило толчком к книжным и архивным поискам, к желанию рассказать о Донской государственной (Северо-Кавказской краевой) полиграфической школе, ее возникновении. В истории регионального книжного дела история полиграфии представляется одной из наименее изученных (в отличие, например, от истории периодической печати или истории библиотечного дела) страниц, поэтому каждый «полиграфический» сюжет представляется нам достойным исследовательского внимания.

Со второй половины XIX века Ростов-на-Дону становится одним из крупнейших экономических центров Юга России, культурной столицей региона. О Ростове, как одном из центров российского книгоиздания, писала в своей статье Н. Бородулина. По данным «Сводной таблицы владельцев частных типографий города Ростова-на-Дону», в предвоенном 1913 году в городе Ростове работает 40 типографий [2]. На протяжении многих лет Ростовская (Донская) область занимала и продолжает занимать лидирующее положении в российском книгоиздательстве. Это третья-четвертая позиции по количеству наименования изданий в рейтинге Российской книжной палаты. Чтобы издавать такое количество книг, нужны база, оборудование и специалисты. Но ни один из известных нам справочников не говорит о существовании в городе учебного заведения, которое готовило бы полиграфистов: подростки приходили учениками в типографию, а дальше уже на месте изучали сначала азы профессии, а потом и осваивали высший класс.

Первым учебным заведением Ростова, которое готовило кадры полиграфистов была Донская (позднее — Северо-Кавказская) краевая полиграфическая школа. Ее история сохранилась преимущественно в архивных документах.

Согласно свидетельствам, первое решение о необходимости организации полиграфической школы было принято по инициативе профсоюза печатников 5 февраля 1921 года. Школа была открыта, но, просуществовав около 2 месяцев, прекратила свою деятельность «из-за отсутствия электротока» [3]. Второй раз решение было принято 15.12.1922 года и уже 2 января 1923 года в ней начались теоретические занятия.

В «Годовом отчете о работе Донского областного отдела Всероссийского союза рабочих полиграфического производства (октябрь 1922-1923)» с удовлетворением отмечалось, что вопрос организации школы практически решен:

«Школа имеет штат: 5 инструкторов и 16 учеников и построена на основе коммерческо-производственного принципа, вследствие чего она на 40 % оправдывает свои расходы. Срок обучения 4-х годичный…

Занятия в школе при строгом подборе персонала учащихся идут продуктивно. Постановка занятий самая рациональная: теоретические занятия 4 часа в день, находят практическое приложение в остальные 2 часа работы в день» [4].

Школе было предоставлено здание бывшей типографии Б. Лева (общей площадью 150 кв. м.) с оговоркой — под исключительное использование в образовательных целях. На этих площадях были размещены 2 цеха: наборный с 10 кассами шрифтов и печатный с 3 машинами, а также классная комната и комната для администрации.

Одним из первых архивных документов, сохранивших для нас сведения о школе, были сведения, отправленные в Донской отдел народного образования Донисполкома (ДОНО) 5 января 1923 года. Можно сказать, что это был первый «паспорт» полиграфической школы:

«Отдел школ рабочей подготовки

Донская область

Профсоюз печатников

Сведения о школе типографских работников

1. Полное название школы и ее точный адрес: Донская государственная полиграфическая школа

2. Когда открыта и по чьей инициативе: 15.12. 1922 (теоретические занятия начались со 2 января 1923 года) — по инициативе профсоюза печатников

3. Название и точный адрес предприятия, при котором находится школа: под школу отведена специальная типография (бывш. Леве) под исключительное использование школы

4. Количество работающих в предприятии: 21, из них рабочих 18, служащих — 3. Из этого числа подростков — 11, рабочих — 11, служащих — …

5. Срок обучения в школе (если есть подготовительное отделение — выделить): три года

6. На какое количество учащихся рассчитана школа: 45, по первому отделению: 15, по всем отделениям: 45. Можно ли по учебным и производственным условиям расширить пропускную способность школы и в каких размерах: настоящее оборудование типографии не полежит ее расширению (в смысле расширения числа учащихся).

7. Наличное количество учащихся — 15, из них по отделениям — подготовительное —, первое — 15, второе —, прочие —. Все ли учащиеся связаны с предприятием: все. Есть ли сколько посторонних — …

8. Распределение учащихся по полу и возрасту:

Мальчики 14-16: 4

Мальчики 16-18: 7

Мальчики старше: 2

Всего 13, 2 подростка еще не присланы Союзом.

9. Уровень знаний учащихся: элементарная грамотность — (прочерк), до 3-х классов первой ступени — 13.

10. Каких специалистов готовит школа: наборщиков и печатников (специалисты типографского дела)

11. Есть ли подготовительные мастерские — нет

12. Работают ли подростки, обучающиеся в школе в общих цехах и мастерских — в типографии при школе. Сколько продолжается работа: 3 года, ежедневная продолжительность 4 часа практики и 4 часа теории. (*На 1 и 2 курсах, на 3 курсе 3 часа теории и 5 часов практики). Имеются ли и в каком количестве лица, руководящие работой: 4 чел. Выделяются ли подростки в целом в отдельные группы — нет.

13. Недельное количество учебных часов (уроков по 45 минут)

Математика —1 год: 4 — 2 год: 2 — 3 год: - .

Естествоведение —1 год: 3 —2 год: 3 — 3 год: - .

Родной язык —1 год: 4 — 2 год: 2 — 3 год: 1.

Обществоведение и история — 1 год: 2 — 2 год: 2 — 3 год: 1.

Прочие обязательные предметы — 1 год: 3 — 2 год: 2 — 3 год: 2.

Рисование и черчение —1 год: 4 — 2 год: 4 — 3 год: 2.

Специальные предметы —1 год: 4 — 2 год: 9 — 3 год: 11.

Всего учебных часов в неделю — 1 год: 24 — 2 год: 24 — 3 год: 18.

14. Имеет ли школа собственное помещение, если нет, каким пользуется: здание Комхоза.

15. Все ли обучающиеся в производстве посещают теоретические занятия (в %) — все.

16. Есть ли вспомогательные учреждения, какие (кабинеты, лаборатории и пр.) — нет.

17. Устраиваются для учащихся дополнительные лекции, кружковые занятия — нет. Есть ли клуб при школе — нет, пользуются ли клубом для вузов — нет (приписка — только клубом РКСМ).

18. Число преподавателей школы (теоретические предметы): 4, из них с высшим образованием — …, средним — …, с низшим — …. Из общего числа со специальным — 1, руководителей практических занятий, из них рабочих-мастеров — 4, техников и др. — …

19. Есть ли педагогический совет — да, школьный совет — да, организации учащихся — комитет.

20. Есть ли школьный врач — да, осмотр учеников — да, санитарное состояние — удовлетворительное.

21. Откуда получают пайки (если есть) — …

22. Оплата преподавателей деньгами или натурой — … Кем производится оплата: Трестом и Профобром, по чьим ставкам (предприятия, Союза просвещения) — … Бывают ли задержки — …

23. Отопление, освещение и прочие расходы оплачиваются Полиграфтрестом.

24. Отношение к ним

25. Снабжение учебниками и учебными принадлежностями (от кого и в каком количестве) — за личный счет учеников, поскольку последние получают по производственной ставке.

26. Результаты работы и достижения за время возникновения школы до составления анкеты в сравнении с предположениями: а) производственная работа (степень выполнения намеченной программы) — 15%, б) теоретический курс (степень выполнения) — период формирования.

Заведующий школой Проскурнин Николай Павлович

Дополнения и примечания: Ввиду того, что теоретические занятия открылись всего два дня назад и не по всем предметам, ответить на все вопросы не было возможным ввиду того, что они не вполне выяснены.

Несмотря на очевидную необходимость для печатников иметь школу фабзавуча, хозорганами предоставлена типография, позволяющая по своему оборудованию принять только 15 подростков, снятых с производства и оплачиваемых, как работающие на производстве. Количество подростков, работающих в полиграфической промышленности Донобласти до 18 летнего возраста — 106 человек по данным на 1 ноября 1922 года. Как у Союза, так точно и у хозорганов, школа понимается как обыкновенная профессионально-техническая школа, в силу чего приходится с трудом проводить клубную работу.

Зав. Сектором и роспись» [5].

Как мы уже писали, это практически первый документ о полиграфической школе.

Документы о деятельности школы рассредоточены в нескольких разных архивных фондах. В первую очередь следует назвать фонды Государственного архива Ростовской области (ГАРО. Ф Р-64 Отдел народного образования крайисполкома (Крайоно) г. Ростов-на-Дону, 1925-1934 гг.; Ф. Р-1818 Донской областной отдел народного образования Донисполкома (ДОНО) г. Ростов-на-Дону, 1920-1921 гг.; Ф. Р-3710 Северо-Кавказский краевой отдел профессионального Всероссийского союза рабочих полиграфического производства, г. Ростов-на-Дону, 1924-1928 гг.). В этих фондах сохранилось большое количество делопроизводственных документов, финансовых (смет и отчетов о выделении и расходовании средств), годовых и квартальных отчетов о деятельности школы, отправленных в вышестоящие организации, документов по кадровому составу, переписка дирекции с чиновниками о расширении площадей школы, справки об участии в различных мероприятиях (выставках) и так далее. Один из наиболее сохранившихся видов документов (ГАРО. Ф. Р-3730. Оп. 1, д. 75) — это протоколы заседаний школьного совета. Протоколы и отчеты составлены по одной форме, фиксируют обстоятельства повседневности, позволяют сравнивать показатели одного года с другим.

Наиболее подробно (как уже писалось) информация о деятельности школы сохранилась в ежегодных отчетах. Например, отчет от 19.02.1923 г.:

«Характеристика школы: курс трехгодичный, школа открыта с 1 января, пока имеется только 1 курс.

2 группы учащихся — наборная и печатная секции. В наборном отделении — 10 человек, в печатном — 5 человек.

Административный аппарат — 3 человека (заведующий, его помощник и счетовод)

Технический персонал — 4 человека (3 инструктора-наборщика и 1 — инструктор-печатник).

Преподавательский персонал — 6 человек.

Учебный план 1 курса (уроков в месяц):

1) Русский язык — 4; 2) Математика — 4; 3) Обществоведение — 4; 4) Мироведение — 1; 5) Естествознание — 3; 6) Рисование и черчение — 4; 7) Немецкий язык — 2; 8) Теория набора — 2; 8) Теория печатания — 2.

Итого — 26 часов

Между 6 преподавателями уроки распределены следующим образом:

1) Русский язык — 4; 2) Обществоведение — 4; 3) Математика, естествоведение, мироведение — 8; 4) Рисование и черчение — 4; 5) Немецкий язык — 4; 6) Теория набора и печатания — 4.

Штат утвержден в декабре 1922 года Донполиграфтрестом по соглашению с Союзом печатников.

Школа представляет собой типографскую мастерскую из 2 отделений — наборного и печатного, размещенных в 2-х комнатах. Кроме того, в доме рядом с помещениями типографии имеются классные комнаты. Квадратура наборной 14 х 6 кв. м., печатной — 10 х 6 кв. м.

Типография оборудована двумя скоропечатными машинами, американкой и 1 резальной машиной и соответствующим количеством шрифтов.

Рабоче-учебный день — 8 часов делится на 2 равные половины — 4 часа теории и 4 часа практических занятий по специальности» [6].

Особенно интересны ежемесячные отчеты в Донской профсоюз образования о пройденном (изученном) за прошедший месяц и предполагаемом на следующий материале. Эти отчеты сдавались 6 числа месяца, следующего за отчетным. В них фиксировалось насколько интенсивно шли занятия, как много успевали преподаватели при полном отсутствии учебного материала и учебных пособий. Об этой проблеме мы узнаем из протокола заседания школьного совета Полиграфшколы в мае 1923 года. На повестке дня поднимался ряд вопросов: 1) Отчет т. Проскурнина о Московском съезде по профобразованию; 2) Сообщение т. Проскурнина о работах программной секции, в которой он принимал участие; 3) Предложение докладчика об увеличении срока обучения с 3 лет до 4; 4) О дисциплине учащихся; 5) Учебные дела; 6) Текущие дела.

Согласно Положению все заседания школьного совета проводились с обязательным присутствием представителей Союза печатников, управления Донполиграфбума и Донпрофобра, а также с представителями инструкторов, преподавателей и учащихся Полиграфшколы.

Из протокола мы узнаем, что директор Полиграфшколы Николай Павлович Проскурнин был командирован в Москву на совещание по развитию профессионального образования. Повестка дня московского совещания включала вопросы организации, производства, материальной базы профессиональных школ, были приняты Положение о приеме в школы рабочих подростков, также инструкция по содержанию фабрично-заводскими и торгово-промышленными предприятиями культурно-просветительских учреждений.

Николай Павлович ознакомил собрание с новым положением об управлении школой рабочих подростков, которое включало следующие разделы: общие вопросы, права и обязанности заведующего школой, совет школы, организации учащихся, учебный процесс.

По второму вопросу докладчик рассказал о своем участии в работе программной секции, причем подчеркнул, что разработанные им программы по истории письменности, книгопечатания, по истории набора и истории книгопечатания — раздел о печатных машинах — были признаны образцовыми и утверждены Главпрофобром. В отношении общеобразовательных программ было сказано, что они будут разработаны и высланы Главпрофобром.

Собрание обсудило предложение докладчика об увеличении срока обучения с трех лет до четырех и было принято решение 1 выпуск считать боевым и выпустить его в 3 года, а в дальнейшем увеличить срок обучения до 4 лет. Впрочем, следует уточнить, что срок обучения 4-х годичным так и не стал.

Особенно жарко обсуждались «учебные дела». Преподаватели русского языка, обществоведение, естественных наук, изобразительного искусства и санитарной грамоты настаивали на необходимости создания при школе собственной библиотеки. Ставился вопрос об отсутствии прикладных учебных пособий, физических приборов, без которых преподавание общеобразовательных предметов не достигало поставленных целей. Постановили обратиться в Донпрофобр и Донполиграф за помощью в решении этих проблем.

Текущие дела включали вопросы дисциплины в школе, проблемы школьной гигиены, несоответствия школьного помещения гигиеническим требованиям, необходимости приобретения халатов для учеников, рассматривали предложение школьного врача о вводе курса школьной гигиены профессионального характера, уделив на это 2 часа в неделю в первый год обучения, предложения наметить план работы школы при новом наборе.

Как традиционно бывает организационный период не обходился без сложностей и неприятностей. В первый же год школу проверяли и был составлен акт об слабой охране труда. Указали отсутствие вентиляторов, невозможность использовать типографские площади. Администрации пришлось срочно обращаться с просьбой в Полиграфтрест исправить недостатки, разрешить продолжить практические занятия в школе. Было принято решение отправить трех малограмотных учеников прежде на курсы ликвидации неграмотности, а уже в дальнейшем обучать профессии. И весь этот комплекс вопрос решался на одном заседании.

Программа заседания школьного совета Полиграфшколы от 27.11. 1923 (Протокол № 3) была скромнее: утверждение правил внутреннего распорядка, участие в выставке Профобра, о наборе нового курса учеников и нуждах школы, о переводных испытаниях первого набора и разное.

На заседании было принято решение об утверждении правил внутреннего распорядка, печатании в типографии школы 50 экз. правил, а также об участии школы в выставке Профобра. При обсуждении о наборе слушателей школы на 1 курс решили удвоить набор, а перед администрацией и вышестоящими организациями поставить вопрос о расширении площадей школы.

К сожалению, в архивной коллекции делопроизводственных документов (как это достаточно часто бывает) встречаются и лакуны, отдельные периоды жизни школы в них не отражены вообще или отражены слабо. Сравнительно полно (как уже указывалось) сохранились отчеты по кадрам и учащимся за первые 3 года работы школы [7].

 «Донполиграфшкола. Донская полиграфическая школа имени Красного Октября, Ростов на Дону, ул. Московская, 116

Характеристика школы

Курс — 3-годичный, школа открыта с 1 января 1923 года, в ней имеется одно отделение и 2 группы учащихся — наборщики и печатники. В наборном отделении 10 человек, в печатном — 5.

Административное отделение — 3 человека (заведующий, его помощник и счетовод),

Технический персонал — 4 человека (3 в наборной группе и 1 — в печатной).

Преподаватели — 6

Штаты на 15.03.1924 Донполиграфшкола группы — 2, учащихся 15.

Должность — разряд — Кол-во часов

  • Зав. школой — 14 разряд — 1 час.
  • Секретарь — 14 разряд — 1 час.
  • Преподаватель — 14 разряд — 2 часа.
  • Преподаватель — 14 разряд — 7 часов.
  • Преподаватель — 14 разряд — 2 часа.
  • Преподаватель — 14 разряд — 2 часа.
  • Преподаватель — 14 разряд — 2 часа.
  • Преподаватель — 14 разряд — 2 часа.
  • Преподаватель – 14 разряд — 6 часов.

Фрагментарно информация о школе сохранилась в фонде 64 ГАРО (Отдел народного образования крайисполкома (Крайоно), г. Ростов-на-Дону, 1925-1934 гг., 424 ед. хр.). Прием учащихся удвоен, новые фамилии преподавателей и инструкторов, как раз тех, кто учил авторов альбома, которым начиналась эта история.

«Список работников Крайполиграфшколы на 3.11.1925 год

Ростов-на-Дону, ул. Московская, 116, тел. 7-47

Всего в школе 2 группы

1 курс имеет 2 группы

2 курс — 1 группу.

На 2 курсе 13 человек, из них 8 наборщиков, на 1 курсе 39 учеников» [8].

В отчете Донпрофобра об Областной выставке Профобра 1923-1924 года, проходившей в Ростове-на-Дону в июле 1924 года, среди активных участников выставки, представивших большое количество печатных работ и рефератов, упоминается школа печатников — Донполиграфшкола. А из статьи Юрия Муромцева «Выставка просвещения», опубликованной в газете «Советский Юг» за 12 июля 1925 года, мы узнаём немного больше: «В отделе профобразования школа печатников установила «Американку» и тут же для желающих печатает визитные карточки» [9].

Будни продолжались. С годами в протоколах возникают и новые сюжеты. Говорят о необходимости создания школьной библиотеки. «… заведовать библиотекой школы <поручается> одному из преподавателей, положив ему за это пополненное вознаграждение как за 2 недельных урока.

Библиотеку открывают 2 раза в неделю в 3 ½ часа дня. Должность библиотекаря поручить преподавателю русского языка Бокову» [10].

Итоги трёхлетней деятельности подводит заседание школьного совета № 13 от 26 декабря 1925 года:

«За три года площади школы увеличились в 2,5 раза, оборудование — в 3 раза, школьный персонал — в 4 раза, а число учеников с 14 до 54 человек, т.к. за это время произведен набор в 40 учащихся.

Точно также возрос авторитет и значение школы в глазах рабочих. Если первый набор был произведен с трудом, то второй и третий проводится при массовом отказе многим желающим поступить в школу из-за отсутствия мест» [11].

Этот же протокол позволяет нам ознакомиться не только со списочным составом первого выпуска, но и с тем, куда они идут работать:

«Распределение:

Кучеров и Рулевский — в Госиздат

Беляев, Копытцов, Тарасов, Виноградский и Вылупков — в издательство «Молот»

Остальные — на предприятия Донполиграфбума» [12].

Естественно, что за всеми приведенными цифрами, жалобами на нехватку помещения, рассказами о достижениях, хлопотами о школьной дисциплине стоят живые люди и, рассказывая о школе, не упомянуть о них было бы несправедливо.

Прежде всего, безусловно, следует рассказать о Николае Павловиче Проскурнине, создателе этой школы. Человека этого можно назвать отцом-основателем Донской полиграфической школы. Получив высшее образование в Вене, он возвращается в родной город и начинает активно внедрять в донскую полиграфию передовые технологии. В архиве хранится его анкета, заполненная при поступлении на работу в Донскую полиграфическую школу:

«05.01.23 г.

Анкета

ФИО: Проскурнин Николай Павлович

Образование: Второклассная учительская школа; Государственное высшее училище полиграфических искусств в Вене

Стаж: Практика наборно-печатного дела в гг. Лейпциге и Берлине; Заведывание полиграфической школой; Заведывание разными типографиями гг. Ростова и Новочеркасска в течение 8 лет; Заведывание калькуляционным отделом в Бумбюро Юго-Востока, затем — в Донполиграфбуме.

Специальность: техник полиграфического дела

Возраст: 34 года

Партийность: беспартийный

Какой предмет читаете: Теория набора и печатания

Сколько часов в неделю: 4

Время работы в данном заведении: 1 января 1923 года

Пол: мужской

Число членов семьи: жена, дочь [13].

Николай Павлович руководил школой со дня основания и до самого конца 1920-х годов. Сведения о нем мы находим в статье К. Годовченко «История одного стандарта», посвященной принятию общесоюзного ОСТ 1337 «Шрифты готовые». В ней говорится о создании в 1930 году специальной комиссии: «Секретарём комиссии был назначен Николай Павлович Проскурнин (1888–1966), который был в то время учёным секретарём Научно-технического совета полиграфической промышленности ВСНХ и ведал вопросом стандартизации. C 1906 года он начал работать наборщиком в своём родном городе Ростове-на-Дону, в 1908 году вступил в профсоюз печатников. Прошёл обучение в Академии графических искусств в Лейпциге, в 1912 году закончил Полиграфический институт в Вене. В послереволюционные годы в Ростове-на-Дону он организовал Краевую полиграфическую школу, где был заведующим, лектором и издателем собственных учебных пособий. Пособия выходили сериями, по несколько выпусков в каждой: «Наборно-типографское дело», «Теория набора» и др. Одновременно он работал техническим руководителем типографии Южно-Донского союза кредитных обществ. Один из его трудов, «Изобретение книгопечатания и начало его в России», из-за нехватки бумаги был отпечатан им на обороте старого табель-календаря на 1919 год.

Николай Павлович руководил совещаниями по реорганизации полиграфического факультета ВХУТЕИНа в Московский полиграфический институт в 1930 году. В середине 1931 года он перешёл на должность старшего научного сотрудника в НИИ полиграфической промышленности, а с 1947 года стал работать в Отделе новых шрифтов. Был награждён орденом «Знак почёта», медалями.» [14]

В числе преподавателей, работавших в школе с 1 января 1923 года встречаем еще 2 имени: Василий Степанович Шлипнёв, учитель рисования, и Всеволод Киприанович Матыщук, учитель математики и естествознания.

Василий Степанович Шлипнёв — один из незаслуженно забытых художников советской России. Уроженец Нахичевани-на-Дону, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1912-1914 годах. В 1914 году был мобилизован в армию и через 3 месяца попал на южный фронт под командование генерала Брусилова. В армии пробыл до Октябрьской революции, закончив службу в чине старшего унтер-офицера. В 1918 году вернулся на родину и женился. С приходом советской власти в Ростов-на-Дону добровольно вступил в Красную армию, работал художником в политотделе Кавказского фронта.

Проработал Василий Степанович в Донской Полиграфшколе около полутора лет. Летом 1924 года он покидает Ростов в составе «научно-художественной экспедиции», созданной по инициативе первого секретаря Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) А. И. Микояна. Основной задачей, поставленной перед художниками, было «изучение и отображение быта народностей Кавказа», то есть сбор материалов и создание живописных работ для вновь открывающегося Музея горских народов в Ростове-на-Дону [15].

Имя Всеволода Киприановича Матыщука мы находим в списках выпускников Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I 1915 года. Позднее — один из известнейших преподавателей математики Ростова-на-Дону, автор многочисленных публикаций по методике преподавания предмета.

Вскоре после открытия школы на работу был принят преподаватель русского языка — Онуфрий Феофилактович Панасюк, выпускник историко-филологического факультета Варшавского университета, впоследствии активно сотрудничающий с донскими издательствами.

После В. С. Шлипнёва в Полиграфшколу учителем рисования пришел работать Александр Дмитриевич Силин [16], москвич, слушатель Строгановского училища, известный художник, автор большой серии экслибрисов, а кроме всего прочего — автор логотипа Донской Полиграфшколы, которым украшен наш альбом. Можно и важно обратить внимание, что в 1926 г. типография Крайполиграфшколы тиражом 250 экземпляров издает небольшой альбом с экслибрисами Александра Дмитриевича.

Два книжных знака из серии экслибрисов А.Д. Силина имеют непосредственное отношение к теме нашего исследования — это уже упоминавшийся экслибрис Донполиграфшколы и экслибрис Н. П. Проскурнина. Мне кажется, что и первый экслибрис имеет прямое отношение к Николаю Павловичу — на экслибрисе изображен мастер-печатник, обучающий подростка. Если присмотреться — в мастере узнаваем директор Полиграфшколы, по крайней мере, он очень похож на ту единственную фотографию, которая имеется в нашем распоряжении.

Книжный знак самого Николая Павловича экспонировался на выставке экслибриса «Великая русская книжность», посвященной 450-летию выхода в свет первой печатной русской книги «Апостол» Ивана Фёдорова, изданной в Москве в 1564 году. В статье В. Бакуменко «Друкарю книг, пред тем невиданных» — 500 лет», опубликованной в 34-м выпуске «Альманаха библиофила» и посвящённой экслибрисам с изображением первопечатника Ивана Фёдорова мы находим информацию и о Н. П. Проскурнине и его экслибрисе, созданном А. Д. Силиным:

«Николай Павлович Проскурнин (1888 — 1966) был примечательной личностью в области русского книгопечатания. В первые послереволюционные годы он организовал в своём родном городе Ростове-на-Дону Полиграфическую школу. В ней он читал лекции, создавал для своих питомцев учебные пособия. Заведуя этой школой, Проскурнин одновременно работал техническим руководителем типографии Южно-Донского союза кредитных обществ.

На складе этой типографии лежал своевременно полностью не реализованный тираж календаря на 1919 год. Поскольку оборотная сторона листов календаря была пустая, Проскурнин решил напечатать на этих листах свою книжку «Изобретение книгопечатания и начало его в России». Так появилась единственная в своём роде и очень редкая книжка, поскольку «тираж» её был минимальный.

Всю жизнь Н.П. Проскурнин собирал старинные типографские шрифты. Он составил богатейшую картотеку шрифтов всех времён и народов. К сожалению, эта уникальная картотека до сих пор не издана. Если многолетний подвижнический труд учёного пропадёт, это будет ещё одна невосполнимая потеря для отечественной науки и истории искусства полиграфии. В последние годы жизни Н.П. Проскурнин жил в Москве и работал в Отделе новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения. Символично, что коллекция экслибрисов, посвящённых русскому Первопечатнику, открывается знаком для домашней библиотеки такого человека, как Николай Павлович Проскурнин» [17].

Иногда документы рассказывают о событиях локальных, частных, вроде бы незначительных, но без их знания невозможно почувствовать дух времени, историю школьной повседневности. В ГАРО, например, сохранилась группа документов, в которых преподаватели школы оправдываются за то, что не приняли участие в шествии школы в Октябрьские праздники 1923 года:

  1. Матыщук — имея основную службу на базе Рабочего факультета участвовал в шествии в колонне Рабфака;
  2. Литвинов — как школьный санврач облздравотдела <…> шествовал с управлением Донского областного отдела здравоохранения;
  3. Шлипнев — принимал участие в шествии Союза РАБИС;
  4. Третьяков — принимал участие в шествии Союза;
  5. Шпарлинский — был нездоров;
  6. Панасюк — принимал участие в шествии рабфака как зав. учебной частью рабочего факультета.

Из документов, хранящихся в Центре документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), мы узнаем, что в 1928 году представитель ФЗУ печатников (в некоторых документах так называется Полиграфическая школа) Сергей Михайлович Петров (председатель фабкома по Списку работников Крайполиграфшколы на 3.11.1925 года [18]) в 1928 году командирован на Кёльнскую выставку печати от Северо-Кавказского края [19]

В 1933 году школа праздновала свой десятилетний юбилей. По этому поводу преподаватель русского языка и заведующий библиотекой Авраам Федорович Боков [20], написал статью и опубликовал ее в журнале «Полиграфическое производство» (1933, № 1). В ней он подводил итоги первого десятилетия:

«В настоящее время школа занимает площадь в 600 кв. м, на которых размещаются наборный, линотипный, корректорский, переплётный <цеха> и две классных комнаты. Машин стало значительно больше: два линотипа, восемь печатных, 2 американки.

В переплётном — линовальная, проволокошвейная и другие машины» [21].

Далее автор анализирует гендерный и национальный состав учащихся. Если в первом выпуске были только мужчины, во втором — девушки составляли 20 %, то через 10 лет 80 % учащихся женского пола. По национальному составу — первые выпуски в основном из русских ребят, а в 1930-е в школе обучаются русские, евреи, армяне, осетины, адыгейцы, кабардинцы, ингуши, черкесы, карачаевцы, татары, немцы и поляки.

«За 10 лет школа выпустила 189 человек, из них с 1923 по 1931 — 91 человек, а в 1932 году 98 человек, их них 38 человек не работают у станка по следующим причинам:

  • учатся в вузах, втузах техникумах и военных школах — 24;
  • работают в порядке выдвижения на партийной, профессиональной и административной работе — 6;
  • перешли на работу по другим специальностям — 8» [22].

Еще один важный вид деятельности Полиграфшколы — издательский. Уже в первый год своего существования Донская Полиграфическая школа начала издавать Бюллетень. В Российской государственной библиотеке (РГБ) сохранился экземпляр выпуска № 1, но, к сожалению, нам не удалось с ним ознакомиться. Большая часть издательской продукции школы это различные профессиональные учебные пособия, ученические квалификационные работы. Именно к ним относится издание, с рассказа о котором мы начали настоящую статью.

Архивные документы — делопроизводственная переписка, отчеты, изменяющиеся бланки рассказывают, как происходило становление школы, как школа училась зарабатывать деньги, прежде всего, печатанием различных бланков, как строила свои отношения с заказчиком, среди которых, кстати, видим и городскую библиотеку. В конце настоящей статьи приведен неполный библиографический перечень изданий Донской полиграфшколы, которые автору удалось обнаружить А вот грамотно описать и включить в список «издание в испорченном переплёте» нам так и не удалось. Не хватает информации.

Донская полиграфшкола была первым, но не единственным учебным заведением, готовившим специалистов книжного дела. Практически одновременно со школой работали ФЗУ писчебумажников при типографии имени Калинина (Ростов-на-Дону, Энгельса, 1, работал с 1924 года) и Северо-Кавказский политехникум печати, имеющий 3 отделения: полиграфическое, издательское и распространения (Нахичевань-на-Дону, пл. К. Маркса). Он начал свою деятельность 1 октября 1930 г.).

А полиграфшкола, или, как она стала называться позже, «ФЗУ полиграфистов», занимала свое здание в Ростове-на-Дону по адресу: Московская улица, д. 116 до начала Великой Отечественной войны.

 

Источники и примечания

1. «Печатник» (Орган Центрального комитета и Московского губернского отдела профессионального союза рабочих полиграфического производства. СССР). Москва 1927 — 1930.

2. Бородулина Н. В. О частных ростовских типографиях XIX — начала XX века (опыт подготовки справочника) // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследований. Вып. 5. — Краснодар, 2009. — С. 224-232.

3. Боков А. Десять лет Ростовской школы ФЗУ : Итоги и задачи // Полиграфическое производство. — 1933. — № 1. — С. 12.

4. Союз рабочих полиграфического производства СССР. Годовой отчет о работе Донского областного отдела Всероссийского союза рабочих полиграфического производства: (Окт. 1922 — 1923 г.). — РостовДон : Образцовая гостип. ДПБ, [1924]. — С. 23.

5. ГАРО. Ф. 1818. Оп. 1. Д. 396. Л. 2, 3.

6. Там же. Л. 11.

7. ГАРО. Ф.1818. Оп. 1. Д. 442. Т. 1. Л. 282.

8. ГАРО. Ф.1818. Оп. 1. Д. 442. Т. 2. Л. 408.

9. ГАРО. Ф. 64. Оп. 2. Д. 30. Л. 182.

10. ГАРО. Ф. 3710. Оп. 1. Д. 75. Л. 6.

11. Там же. Л. 9.

12. Там же. Л. 11.

13. ГАРО. Ф. 1818. Оп. 1. Д. 396. Л. 4.

14. https://typejournal.ru/articles/OST-1337

15. Подробнее о В. С. Шлипнёве можно почитать в «Донском временнике. 2018»

16. Рязанов В.В. Мастер экслибриса Александр Силин // Донской временник. Год 2003-й. — Ростов н/Д, 2002. — С. 140-142.

17. Бакуменко В. Н. «Друкарю книг, пред тем невиданных» — 500 лет» // Альманах библиофила. Вып. 34. — М., 2010. С. 169-183.

18. ГАРО. Ф.1818. Оп. 1. Д. 442. Т. 1, Л. 282.

19. Архивная справка из ЦДНИРО от 16.08.2017 № 33-54.1/122-125 по материалам фондов (Ф. Р-15. Оп. 1. Д. 18. Л. 4, Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 1729. Л. 7) — Л. П.

20. ГАРО. Ф. 3710. Оп. 1. Д. 75. Л. 6.

21. Боков А. Десять лет Ростовской школы ФЗУ : Итоги и задачи // Полиграфическое производство. — 1933. — № 1. — С. 12.

22. Там же.

 

Приложение

Издания Донской полиграфической школы

Продолжающиеся и периодические издания

1. Донская полиграфическая школа. (Ростов н/Д).
Бюллетени Донполиграфшколы. — Ростов н/Д : [б. и.], 1923. —
Вып. 1: Итоги первого полугодия существования школы. — 1923. — РГБ.

2. Труд печатника. Школьный журнал Донполиграфшколы. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1924. 54 с.: ил. ил. 30 х 22,5 см. — РГБ [В издательской иллюстрированной обложке. Небольшие надрывы обложки по корешку. Блок чистый. В выпуске помещены статьи о ростовской старине и первых ростовских типографиях, о печатниках Индии и Китая, о старой и новой школах, профтехническом образовании в разных городах и странах и проч.]. — РГБ.

3. Юный печатник : Орган учеников, рабочих и служащих Донполиграфшколы. — Ростов н. Д., 1925 — .
[Изм. загл.: 1925-1926 (№ 9-10) подзагол.: Стенная газета. Орган цехячейки РЛКСМ ФЗК и учкома при крайполиграфшколе; 1926 (№ 14). 2-й подзагол.: Орган Ячейки РКП(б), РЛКСМ, ФЗК и учкома при крайполиграфшколе; 1927 (№ 1-2) — Орган Крайполиграфшколы; 1928 (№ 9) — подзагол.: Орган учеников, рабочих и служащих Донполиграфшколы]. — РГБ.

Учебники и учебные пособия

1. Гармония красок. — Ростов н/Д : [б. и.], 1924 (тип. Донполиграфшколы). — 14 с. — РГБ.

2. История книги. — Ростов н/Д : Б. и., 1924 (тип. Донполиграфшколы). — (Лекции Донполиграфшколы).
Вып. 1: Книга рукописная. — Ростов н/Д : Б. и., 1924. — 12, [4] с. — ДГПБ.

3. История книги. — Ростов н/Д : Б. и., 1924 (тип. Донполиграфшколы). — (Лекции Донполиграфшколы). — 33 с. — ДГПБ.

4. Проскурнин Н. История письмен в общем ритме истории культуры : печатается 100 штук ля учеников школы / Ник. Проскурнин. — Ростов н/Д.: Тип. Донполиграфшколы, 1924. — 39 с. — (Монографии печатного дела. Серия историческая, вып. 1). — ДГПБ.

5. Гейльмайер И. Основы акцидентного набора : для учеников Крайполиграфшк. Сев. Кавказа / Иосиф Гейльмайер; Пер. с нем. Ник. Проскурнина. — Ростов н/Д., [1925]. — [1], 32 с. : ил. — Отпечатно 150 экз. для учеников Крайполиграфшколы Сев. Кавказа в Ростове на Дону, Московская улица, № 116 ДОНОБЛИТ № 369. — ДГПБ.

6. Общая полиграфия : из учебника Богданова с некот. доб. : отпечатано 100 экз. для учеников Краев. полиграфшколы Сев. кавказа в Ростове н/Д. — Ростов н/Д. : Тип. Крайполиграфшколы, 1925. — 32 с. : ил. — (Лекции краев. полиграфшколы в Ростове н/Д.) — ДОНОБЛИТ № 564. — ДГПБ.

7. Особые виды набора : Набор стихов, драматич. произведений, каталогов, математич. и хим. сочинений и табл. : отдельные главы из учебников Осецкого и Михайлова, Бауэра, (в пер. Анисимова и Шиварса) и С. А. Цорна. — Ростов н/Д : [б. и.], [1925] [Крайполиграфшкола Сев.-Кав.]. — 37 с. : ил. — Отпечатано 150 экз. для учеников Крайполиграфшколы в Ростове н/Д. — ДГПБ.

8. Бауер Ф. Техника набора / (Из учебника Бауэра): печатается 100 экз. для учеников краевой полиграфшколы. — Ростов н/Д : Крайполиграфшкола, 1926. — 16 с. — ДГПБ.

9. Гейльмайер И. Основы акцидентного набора : для учеников Крайполиграфшк. Сев. Кавказа / Иосиф Гейльмайер; Пер. с нем. Ник. Проскурнина. — Ростов н/Д., [192?]. — [1], 32 с. : ил. — Опечатано 150 экз. для учеников Крайполиграфшколы Сев. Кавказа в Ростове на Дону, Московская улица, № 116 ДОНОБЛИТ № 8003). — ДГПБ.

10. Силин, Александр Дмитриевич (худож.; 1883–?). Книжные знаки / А. Д. Силин. — Ростов-на-Дону : Типография Крайполиграфшколы ДПБ, 1926. — [5] с., [19] ил. Отпеч. в количестве 250 нумерованных экз. Экз. № 146. — Автограф автора. — ДГПБ.

11. Унгер, Артур В. Простая скоропечатная машина : Печ. для учеников Крайполиграфшколы в Ростове н/Д. в количестве 100 экз. / Проф. Артур Унгер Пер. с нем. Николая Проскурнина. — Ростов н/Д : Б. и., [1926] (тип. Крайполиграфшколы). — 15 с. — РГБ.

Издания, напечатанные типографией Донполигрфшколы

1. Союз работников искусств СССР. Северо-Кавказское краевое правление. Пленум (1927, октябрь).
Постановления II-го краевого пленума Правления Союза работников искусств Северного Кавказа III-го созыва 22-27 октября 1927 года. — Ростов н/Д : Донполиграфшкола, [1927]. — 40 с. — РГБ.

2. Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Северо-Кавказский краевой комитет.
Как работать комсомольской ячейке : Материалы Сев.-Кав. крайкома ВЛКСМ. — Ростов н/Д : Кн-во "Северный Кавказ", 1930. ([Донполиграфшкола]). — 61, [2] с.; 15х11 см. — (Комсомол за сплошную коллективизацию / Сев.-Кав. краев. ком-т ВЛКСМ). — РГБ.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"