Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чибисова С. П  Мариинский Донской институт в 1917–1919 годах  // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 174-187. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=1977

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

История учебных заведений Донского края

С. П. Чибисова

МАРИИНСКИЙ ДОНСКОЙ ИНСТИТУТ В 1917–1919 ГОДАХ

(по материалам ГАРО)

 

Мариинский Донской институт. Новочеркасск, начало XX в. (РГИА. Ф . 759. Оп. 91. Д. 24. Л. 11)

В 1853 году, в год столетия со дня рождения основателя города легендарного М. И. Платова, в Новочеркасске было открыто первое женское среднее учебное заведение – Мариинский Донской институт благородных девиц. Покровительницей института стала императрица Александра Фёдоровна, непосредственное попечение о нём приняла на себя августейшая атаманша, цесаревна Мария Александровна. В честь неё институт получил наименование Мариинский, а домовой храм при институте освятили в честь небесной покровительницы цесаревны – святой равноапостольной Марии Магдалины. Неслучайно и само торжество открытия института произошло именно 22 июля – в день памяти этой святой.

Первоначально в институт принимались только дочери потомственных дворян. Совет института возглавлял донской наказной атаман, институтом управляла назначенная высочайшим повелением начальница. По штату комплект воспитанниц был определён в 150 девиц. Они делились на казённокоштных и своекоштных [1], преимущество при поступлении на казённые вакансии и благотворительные стипендии получали сироты. Александровские реформы 2-й половины XIX века сказались на социальном составе института. С середины 1860-х годов для обучения в нём были допущены дочери купцов, торговых казаков и личных дворян (офицеров и чиновников). Сначала все институтки были пансионерками, но с конца XIX в. часть воспитанниц стали приходящими.

В Донском институте было 8 классов, в каждом классе находилось до сорока учениц. Учебные программы, близкие к гимназическим, отличались преподаванием музыки, пения, танцев, игры на рояле и методикой обучения иностранным языкам: французскому и немецкому, на которых успешные выпускницы могли свободно изъясняться. Особое внимание уделялось религиозному и нравственному воспитанию девиц. Настоятель институтской церкви одновременно преподавал воспитанницам Закон Божий и состоял их духовником.

Созданный под Высочайшим покровительством Мариинский Донской институт многократно посещался царской семьёй и членами Дома Романовых. В мае 1887 года царская семья участвовала в закладке нового здания института, построенного в 1891 году и сохранившегося до наших дней. Обучение в институте было престижным, и многие жители Дона старались определить в него своих дочерей. Количество воспитанниц постоянно росло, достигнув к 1 января 1917 года 322 девицы [2].

После Февральской революции 1917 года Временное правительство упразднило Ведомство императрицы Марии. Донской институт, в числе других подобных учреждений, перешёл в управление Министерства государственного призрения [2].

Одновременно с представительством Временного правительства на Дону был созван Войсковой круг и проведены выборы войскового атамана.

В учебном отношении институт состоял в ведении образовательных структур Донского войскового правительства и Министерства народного просвещения, в административно-хозяйственном плане он подчинялся Министерству государственного призрения. Получая по-прежнему финансирование из центра, институт управлялся, как и раньше, коллегиальным органом – Советом института.

Начавшийся процесс революционного переустройства общественной жизни привёл к изменению состава Совета в сторону его расширения и демократизации. Председателем Совета стал выборный войсковой атаман Донской области, членами Совета по должности остались, как и раньше, предводитель донского дворянства, начальница, инспектор классов, член по хозяйственной части. Новшеством стало введение в состав Совета института представителей от родительского комитета и учебно-воспитательного персонала, причём, в количестве, превышающем число членов Совета, входящих в него по должности. Теперь коллегиальному обсуждению и принятию решений в Совете подлежали не только учебно-воспитательные, но и административно-хозяйственные вопросы. Однако, кроме большей гласности о ходе текущих дел, порядок управления повседневной жизнью института изменился мало.

Во главе института оставалась начальница, обладавшая всей полнотой административной власти.

Этот пост с 17 марта 1916 года занимала вдова подполковника Вера Фёдоровна Викгорст (1867–1945), происходившая из дворянской лютеранской семьи. Опытный педагог, она была переведена в Новочеркасск после десяти лет руководства Мариинской женской гимназией в Саратове [3, л. 6].

Надзирательница Мариинской женской гимназии В. Ф. Викгорст. 1915 г. Саратов. Фото из фонда Саратовского областного музея краеведения  (СОМК, КП-55775/19)

Её отец – генерал-лейтенант Фёдор Фёдорович Мец (1842–1914), военный инженер, был начальником Московской Брестской железной дороги. Муж – Лев Александрович Викгорст (р. 1860) был военным, как и трое их сыновей. На 1917 год один из сыновей-офицеров был убит на германском фронте, другой, награждённый золотым оружием, пропал в бою без вести. Дочь Елизавета Львовна, сестра милосердия военного времени, проживала с матерью в Новочеркасске.

Результатом общественного подъёма 1917 года стало возникновение разнообразных общественных организаций, в том числе был организован Всероссийский союз педагогов учреждений Мариинского ведомства. В своём воззвании «К педагогам Мариинского ведомства» инициаторы из Петрограда призывали коллег к активности: «Россия вступила в эру великих реформ. Неумолимая необходимость требует, чтобы каждый отдал себе ясный отчёт в том деле, которому он служил до сих пор, чтобы каждый принял участие в строительстве новых начал будущей жизни. Школа призвана сыграть большую и почётную роль в перерождении России. А для этого, раньше, сама школа должна преобразоваться коренным образом. Если педагоги не возьмут в свои руки дело преобразования, оно попадёт во власть новой бюрократии и сил безответственных, быть может, чуждых задачам воспитания и образования, и реформа примет катастрофический характер. Самое существование школы, а с нею и вообще культуры в нашем отечестве окажется под сомнением. Да не будет этого! Педагоги должны выйти из привычного футляра и взяться за дело преобразования со всей полнотой энергии» [4, л. 10].

27 июня 1917 года образовалась Московская группа Всероссийского союза педагогов Мариинского ведомства, которая приняла временный устав Союза, предложенный Петроградской группой. Цели Союза провозглашались следующие: содействие преобразованию и дальнейшему развитию школы на началах автономии и демократизации; охрана интересов учащихся и членов Союза; взаимопомощь. Столичные группы призывали провинциальных педагогов скорее образовать местные организации и присоединиться к Союзу, центр которого находился в Петрограде в Училище ордена св. Екатерины на Фонтанке, 36 [4, л. 7].

 Листовка Московской группы Всероссийского союза педагогов Мариинского ведомства. 1917 г. (ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.)

В октябре 1917 года была создана Донская группа Всероссийского союза педагогов учреждений Мариинского ведомства, имевшая свой Устав. В ноябре Министерством государственного призрения был созван Всероссийский съезд представителей учебно-воспитательного персонала Ведомства учреждений императрицы Марии, на который командировали в качестве делегата от института преподавателя географии Бориса Ефимовича Волкова [4, л. 23].

С декабря 1917-го по апрель 1918-го Новочеркасск находился в эпицентре боевых действий Гражданской войны. Большая часть воспитанниц была распущена по домам, в институте оставались только сироты, которым некуда было деваться. Часть помещений института заняли под постой войска, что нанесло имуществу и обстановке значительный урон.

С установлением на Дону в мае 1918 года власти правительства Всевеликого войска Донского (ВВД) Мариинский Донской институт, как и другие учебные заведения, перешёл в непосредственное подчинение Отдела народного просвещения ВВД. Но, и на этот раз в институте сохранились особенности управления, то есть Совет института в прежнем виде, возглавляемый лично выборным войсковым атаманом. Сторонники более глубокой демократизации в течение нескольких месяцев ставили на разных уровнях вопрос об автономии института «в смысле предоставления педагогическому совету права самостоятельно путём выборов пополнять свой состав, избирать все органы управления школой и руководить жизнью института в пределах норм, установленных законодательным порядком». Окончательное решение приняли на учебно-воспитательной конференции 26 мая 1918 года после обмена мнениями, большинством 24 голосов против 13 «введение автономии в институте было признано нежелательным».

Вторым вопросом обсуждалась возможность «каких-либо изменений в форме управления институтом». В результате, признали желательным «сохранение прежних органов управления, т. е. Совета, учебной конференции и воспитательной конференции, причём Совета в том составе, какой он имел в течение 1917-го и начала 1918 года, т. е. с участием в нём представителей учебной конференции, воспитательной конференции и родительского комитета». Подавляющим большинством голосов (32 против 2-х) конференция постановила ходатайствовать перед правительством об утверждении в законодательном порядке состава Совета института из двенадцати человек: представителя правительства, начальницы института, инспектора классов, члена совета по хозяйственной части, предводителя дворянства или представителя иной общественной организации, двух представителей от учебной конференции, двух представителей от воспитательной конференции и трёх представителей от родительского комитета.

В Мариинском Донском институте на январь 1919 года в десяти классах состояло 377 учащихся. Обучали воспитанниц 26 преподавателей [4, л. 15].

Обеспечение жизнедеятельности института в условиях Гражданской войны составляло труднейшую задачу и требовало от руководства напряжения всех сил.

На 10 января 1919 года на довольствии в институте состояло: воспитанниц – 244, пепиньер [выпускниц, оставленных при институте для педагогической практики.С. Ч.] – 6, пользующихся столом – 5, приходящих – 6, служащих – 37, прислуги – 83, а всего – 381 человек [5, л. 33]. При этом, за январь 1919 г. «стоимость пищевого довольствия в день 1-й воспитанницы составила в среднем 3 р. 80 к., 1-й прислуги в среднем – 2 р. 50 к., на отопление за тот же период было израсходовано угля  – 4640 пудов, кизяка – 2340 штук» [5, л. 32]. Начальнице В. Ф. Викгорст ежедневно нужно было решать, чем кормить и во что одеть воспитанниц, каким образом обеспечить текущий ремонт и отопление здания института. Своевременная доставка угля с Грушевских рудников часто была невозможна из-за отсутствия транспорта или идущих боевых действий. Для поддержания приемлемой температуры в здании требовалась ежемесячно одна тысяча пудов каменного угля, которую приходилось доставать «заимообразно», при личном содействии донского атамана [5, л. 20, 36].

В протоколе заседания Совета института от 14 марта 1919 года подробно описывалась непростая ситуация в хозяйстве: «Начальница института заявила, что письменный ответ на ходатайство института о срочном открытии кредита в 230 388  р. на содержание воспитанниц и отопление зданий до сего времени от Отдела народного просвещения ВВД не последовал, несмотря на то, что ходатайство это было возбуждено ещё 2 марта с. г., … и лишь 13 марта тов. Управляющего Отделом народного просвещения А. П. Петров лично передал эконому института В. Н. Герцогу, что для сей цели ассигновано Советом Управляющих 30 000 р. на 6 месяцев, т. е. по 5000 р. в месяц. При обсуждении сего заявления Совет отметил настоятельную потребность в денежных средствах как для питания и лечения воспитанниц, так и на покупку угля для отопления зданий, полное отсутствие денег в кассе, а также невозможность, по-видимому, для Отдела народного просвещения исходатайствовать открытие институту для сего кредитов в потребном размере и совершенную недостаточность для сего открытого в спешном порядке кредита (по 6190 р. на месяц) и дополнительного ныне открытого в 5000 р. на месяц … а, главное, отказ поставщиков отпускать продукты для питания до уплаты за ранее поставленные продукты. В виду изложенных мотивов Совет постановил просить начальницу института лично ходатайствовать перед вр. и. д. донского атамана – председателем Совета управляющих отделами об экстренном открытии кредита на указанную надобность в потребном размере, предварительно предупредив о таком ходатайстве управляющего Отделом народного просвещения, а также ходатайствовать перед ним же о распоряжении Управлению военных инженеров ВВД об отпуске институту заимообразно угля» [6, л. 3].

Значительный ущерб нанёс институту постой войск, что потребовало затрат на ремонт шкафов, парт и дверей на сумму 1375 рублей. В апреле – августе 1918 года, когда была повреждена институтская мебель, в здании института, по утверждению Совета, «квартировали следующие воинские части: дроздовцы, корниловцы, 10-й и 27-й казачьи полки» [7, л. 3]. Переписка с целью получения компенсации заняла почти весь 1919 год, в результате 5 октября был получен отказ в возмещении расходов от главного военного контролёра тылового района Донской армии по причине не представления Советом Мариинского Донского института «в подтверждение своей претензии никаких документов, как то: удостоверений о времени занятия института воинскими частями, актов осмотра инвентаря до и после ухода войск, подлинных счетов лиц, которым произведены были уплаты за ремонт мебели и т. п.» [7, л. 2].

В виду необходимости принять чрезвычайные меры для борьбы с сыпным тифом донской атаман, генерал от кавалерии П. Н. Краснов отдал приказ со 2 февраля 1919 года определить все учебные заведения «в распоряжение Военно-санитарного инспектора, переместив Смольный институт в Мариинский институт, передав тех институток Мариинского института, которые имеют в Новочеркасске родителей – по домам…» [5, л. 87].

В связи с этим Совету института 13 февраля пришлось обратиться в продовольственный отдел Новочеркасской городской управы с настоятельной просьбой «увеличить ежедневный отпуск хлеба Донскому Мариинскому институту на 180 лотков» [5, л. 19]. Смольному институту, эвакуированному из Петрограда в Новочеркасск ещё в октябре 1917 года, выделили целый этаж; оба института сохранили отдельное управление и педсостав, но большая часть хозяйственных проблем легла на руководство Донского института.

На конец марта 1919 года Совет института сообщал следующие данные о составе воспитанниц: «1) в институте ныне (за исключением окончивших в сем году) состоит 322 учениц[ы], из коих 282 донских казачек и 40 иногородних (иных казачек нет) и из этих 322 учениц – 210 пансионерок и 112 приходящих учениц; 2) из 210 пансионерок – 11 детей военных, убитых в войне с большевиками, 63 – детей лиц ныне находящихся на фронте в борьбе с большевиками, 51 – детей лиц, погибших в Европейской войне, 27 – детей лиц, участвовавших в Европейской войне, а ныне не участвующих в войне с большевиками по инвалидности и т. п. причинам, 11 воспитанниц имеют братьев, находящихся ныне на фронте, не имея родителей, участвовавших в войнах, и 17 круглых сирот; из остальных 30 пансионерок – 12 детей военных, находящихся ныне в штабах, а не на фронте и 8 детей, родители коих неизвестно живы или нет; 3) из 112 приходящих учениц – 34 детей лиц, находящихся ныне на фронте в борьбе с большевиками, 5 детей лиц, убитых в Европейской войне, 12 детей лиц, участвовавших в Европейской войне, и 6 сирот. Из 40 иногородних большинство приходящих, а пансионерки почти все дети лиц, убитых на войне или ныне находящихся на фронте Всевеликого войска Донского» [5, л. 38].

Для восполнения дефицита продуктов питания, в марте 1919 года начальница института предложила организовать трудовую дружину из воспитанниц института для выполнения огородных работ. Совет постановил просить Отдел народного просвещения о разрешении организовать трудовую дружину из воспитанниц по огородным работам и о ходатайстве пред интендантом ВВД «об отпуске институту потребных для сего огородничьих инструментов или же о специальном ассигновании институту для приобретения таких инструментов 4000 р. [6, л. 4].

В обоснование своей просьбы Совет Мариинского Донского института уведомлял руководство, «что: 1/ для устройства огорода во дворе института имеется до 500 кв. саженей земли; 2/ для огородных работ требуется лопат железных 20, мотыг 10, граблей железных 10, поливальников 10, вёдер 10 и вилок малых для рыхления земли 10 шт.; 3/ предполагается посеять морковь, петрушку, пастернак и бурак, а также посадить картофель, помидоры и лук; 4/ семена предполагается получить от местного сельскохозяйственного общества или приобрести в Ростове-на-Дону в садовом заведении Фалина и 5/ урожай предполагается обратить в пользу института для стола воспитанниц» [5, л. 61]. С 1 мая огородная дружина приступила к работе в составе 45 человек [5, л. 64].

Зимой 1919 года при институте была сформирована также техническая дружина, куда приглашались «бывшие и нынешние» воспитанницы для шитья одежды партизанскому отряду генерала Э. Ф. Семилетова и для изготовления бинтов на нужды лазаретов.

Согласно отчёта от 5 июня 1919 года, представленного Советом института в Бюро трудовых дружин учащихся г. Новочеркасска, начиная с 1 февраля в технической дружине (по шитью) работали 111 воспитанниц, кроме персонала; за 4 месяца «было сшито 200 мешков и около 100 рубах для партизан отряда генерала Семилетова, перешито из 750 угольных мешков 155 матрасов; воспитанницами младшего возраста приготовлено 20 тысяч аршин бинтов для 1-го Донского лазарета и выщипано много корпии» [5, л. 64].

С 1 мая по день эвакуации из Новочеркасска в конце августа 1919 года в здании института был размещён войсковой лазарет № 14 на 120 человек, где служили сёстрами милосердия классные дамы Л. Штубендорф, В. Дагедль и З. Старооскольская. Также в резерве военного санитарного управления состояли воспитанницы института сёстры милосердия Денисова, Зоя Ежова и Карташёва [5, л. 174].

С момента открытия лазарета при институте шла непрестанная работа для его обеспечения всем необходимым, учесть которую было «очень трудно», примерно за месяц технической дружиной было «сшито 120 матрасов, столько же починено халатов, до 60 заштопано одеял, сшито много наволочек»  [5, л. 64].

С 13 марта 1919 года при Мариинском Донском институте были открыты бесплатные шестинедельные курсы для подготовки сестёр милосердия. Предполагалось принять 130 слушательниц из окончивших в текущем году Мариинский, Смольный институты и другие учебные заведения. На курсы принимались лица не моложе 17 лет и имеющие при том среднее образование не менее 4-х классов. Занятия проходили по расписанию в актовом зале Донского института и в помещении ветеринарного института. Совершеннолетние слушательницы должны были дать подписку о беспрекословном подчинении по окончании курсов законным распоряжениям начальства, а несовершеннолетние – согласие на это родителей или опекунов. Запись на курсы производилась в лечебнице Общества донских врачей у доктора Сударкина ежедневно от 11 до 13 часов [5, л. 51].

Совет Мариинского Донского института 2 апреля 1919 года уведомил Отдел народного просвещения ВВД, что всего поступивших на курсы сестёр милосердия при институте – 61, из них 49 воспитанниц института и 12 лиц из учебно-воспитательного персонала [5, л. 52].

Среди преподавателей находились настоящие светила науки, например, профессор Юрьевского ветеринарного института Б. К. Гревинг (1879–1933), читавший «такие важные предметы, как фармакология и фармация» [5, л. 56].

Персонал института и учащиеся [2] оказывали помощь Донской армии. Так, один из циркуляров правительства ВВД за 1919 год предписывал делать 3% отчисление из содержания служебного персонала «для нуждающихся больных и раненых воинов Донской армии». Эти средства передавались супруге донского атамана для дальнейшего распоряжения. Например, 16 апреля 1919 года пожертвованные таким образом служащими института 2 810 руб. 80 коп. были переданы Надежде Васильевне Богаевской [5, л. 60]. Пятьдесят воспитанниц института также приняли участие в сборе пасхальных подарков для Донской армии и раненых [5, л. 40].

В июне 1919 года правительство ВВД приняло решение о разработке плана эвакуации города Новочеркасска на случай такой необходимости. Была создана городская комиссия, в которую вошёл инспектор классов Новочеркасского реального училища Г. Смирнов, назначенный заведующим отделом эвакуации по Отделу народного просвещения. С 19 июня началась его активная переписка по этому вопросу с начальницей Мариинского Донского института. Эвакуация имела своею целью «сохранить ценности, имеющие военное, экономическое и культурное значение, а также сохранить служебный персонал, необходимый для правильного функционирования учреждения». В инструкциях подчёркивалось, что «разработка плана эвакуации есть работа теоретического характера, вызвана она не той или иной обстановкой на фронте, а исключительно необходимостью, при всякой боевой обстановке иметь всегда готовый и подробно разработанный план эвакуации» [8, л. 25].

Весь план эвакуации, согласно инструкции, распадался на две части: максимум и минимум. Под максимумом подразумевался тот план эвакуации, при котором намечалось к вывозу наибольшее количество ценного и самого необходимого казённого груза, а также и наибольшее число лиц служебного персонала, обслуживавшего данное учреждение. Под минимумом, соответственно, минимально необходимое количество как имущества, так и людей. Необходимо было также продумать последовательность работ подготовки эвакуации по дням. План эвакуации предполагалось разработать в кратчайший срок и не позднее 29 июня 1919 года. В результате начальница института В. Ф. Викгорст представила требуемую информацию, сведённую в «Ведомость казённого груза, подлежащего эвакуации в Мариинском Донском институте» [8, л. 28].

Для эвакуации имущества вместе с частным багажом персонала требовалось 148 подвод (минимум – 66), считая по норме 30 пудов груза на одну подводу. Для эвакуации 425 человек (300 воспитанниц, 60 прислуги, 62 служебного персонала и 3-х членов семейств) требовалось 16 вагонов и 10 дней на сборы. В минимальном варианте для эвакуации 214 человек (150 воспитанниц, 30 прислуги, 31 служебного персонала и 3-х членов семейств) нужны были 8 вагонов и неделя на сборы. Потребные денежные средства обозначались соответственно в 53 937 руб. 87 коп. и в 27 000 руб. [8, л. 29]. Назначенные к эвакуации лица служебного персонала были обязаны выехать, независимо от их желания. Каждое служебное лицо имело право взять с собой членов семьи, находящихся на его иждивении, и не более десяти пудов принадлежавшего ему и его семье имущества [8, л. 32].

В августе объявили набор воспитанниц на 1919/1920 учебный год. Своекоштные воспитанницы могли быть приняты как приходящие за плату 500 руб. в год. Полу-пансионерки, при нахождении в институте с 9 часов утра до 8 часов вечера, должны были платить 2000 руб. в год. Полные пансионерки, проживая в институте, получая стол, одежду и книги, оплачивали 3000 руб. в год [5, л. 126 об.] Плата за обучение музыке была повышена постановлением Совета института от 7 сентября 1919 года с 130 руб. до 250 руб. в год с каждой обучающейся музыке [3, л. 34]. Услуги фирмы Е. З. Петрова по ремонту и настройке роялей и пианино институту обходились недёшево, эта сумма составляла 10 000 руб. в год и была включена в годовую плату учащихся [3, л. 35].

Еще 23 июня 1919 года, готовясь к приёму воспитанниц, Совет Мариинского Донского института обратился в Отдел торговли и промышленности ВВД с просьбой изготовить для воспитанниц института 610 пар бумажных чулок «согласно прилагаемым образцам» [5, л. 107]. В то же время Совет уведомлял Отдел народного просвещения ВВД об имеющихся в институте «к началу наступающего учебного года свободных вакансиях: войсковых дворянских – 5; царских – 2; благотворительных стипендий – 1; Романовских – 1; своекоштных – 37» [5, л. 110].

В августе – сентябре после ухода лазарета № 14 и к предстоящему съезду воспитанниц к началу занятий, здание института усиленно ремонтировалось. Приводился в полный порядок весь инвентарь, кроме того, велись активно зимние заготовки топлива и продуктов [5, л. 155]. Отдел продовольствия ВВД выделил для института 400 пудов пшеничной муки [5, л. 164]. За этот период для ремонта кровли и сточных труб зданий Отделом торговли и промышленности ВВД институту было отпущено в общей сложности 240 пудов кровельного железа [5, л. 116].

Приёмные испытания в институте в 1919 году были назначены на 23 сентября, с 9 часов; переэкзаменовки – на 28 сентября; съезд воспитанниц – на 27 сентября; молебен перед началом занятий – 1 октября; начало учёбы – 2 октября [5, л. 136].

25 октября 1919 года донским атаманом генерал-лейтенантом А. П. Богаевским был утверждён «Устав женских институтов, находящихся на земле Всевеликого войска Донского». В уставе говорилось, что «институты существуют для распространения женского воспитания и образования, основанного на религиозно-нравственных и здоровых гражданских началах, в частности же для более полного и совершенного усвоения новых языков. Общая цель воспитания девиц в институте заключается в приготовлении их к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанностей, дабы они могли быть хорошими гражданками, добрыми жёнами и матерями семейств и хорошими воспитательницами детей. Институты являются всесословными полуоткрытыми учебными заведениями; в них принимаются девицы не только на полное содержание, но и полу-пансионерками и приходящими ученицами. Воспитанницы состоят в институтах или на бесплатном содержании, или за установленную плату. Общий комплект воспитанниц определяется штатом» [6, л. 78]. С введением нового устава был установлен традиционный, или «нормальный счёт классов» — от меньшего к большему.

Согласно новому уставу, система организации и функционирования института несколько изменилась. Главное управление было поручено Управляющему Отделом народного просвещения. Прежний Совет института был ликвидирован, упразднена должность члена по хозяйственной части, а на базе учебной конференции был сформирован Педагогический совет. Непосредственно учебное заведение возглавлялось, как и раньше, начальницей. Но теперь её избирал Педагогический совет из лиц, имеющих высшее педагогическое образование, известных своей педагогической опытностью и с педагогической службой не менее пяти лет, с последующим утверждением в должности Управляющим Отделом народного просвещения. Прежние обязанности и власть начальницы по управлению институтом остались фактически без изменений. Ответственность её даже возросла, поскольку теперь она возглавляла не только учебно-воспитательную, но и хозяйственную часть. 

Педагогический совет собирался один раз в месяц и состоял, под председательством заведующего учебной частью, из начальницы, всех без исключения лиц учебно-воспитательного персонала, врача и представителей родительского комитета в количестве, не превышающем 1/3 учебно-воспитательного персонала. Ведению Педагогического совета «подлежали: 1) вся учебно-воспитательная часть учебного заведения, а равно изыскание и проведение всех мер, клонящихся к её улучшению и расширению в пределах, установленных законоположений; 2) выбор двух представителей в хозяйственный комитет на срок в один год; 3) ежегодное составление кандидатских списков на должности начальствующих лиц; 4) переработка общих положений, регулирующих внутренний распорядок институтской жизни; 5) выработка мер для поддержания дисциплины среди учащихся; 6) переработка программ, преподаваемых предметов и изыскание мер к наилучшей постановке обучения и воспитания; 7) выработка мероприятий для развития самодеятельности учащихся и их организаций; 8) изыскание мер для надлежащей постановки физического воспитания; 9) приём и увольнение учащихся, перевод из класса в класс и присуждение им свидетельств, аттестатов и наград при окончании курса; 10) избрание комиссий воспитательской, предметных, классных, библиотечной и членов в Родительский комитет; 11) определение личного состава и выработка инструкций избранным комиссиям; 12) распределение уроков между преподающими; 13) утверждение времени испытаний и избрание членов испытательных комиссий; 14) утверждение списка учебников, пособий, выписка книг для библиотек и приобретение предметов для учебно-вспомогательных кабинетов; 15) избрание из своей среды секретаря, библиотекаря и заведующих кабинетами; 16) назначение стипендий учащимся, когда эти стипендии состоят в непосредственном распоряжении института; 17) рассмотрение годовой сметы и отчёта; 18) освобождение учащихся от платы за право учения; 19) установление размера этой платы; 20) определение числа письменных работ и вознаграждение за них из специальных средств; 21) приём воспитанниц в дополнительные и специальные классы; 22) обсуждение вопросов, связанных с открытием параллельных отделений и новых классов» [6, л. 9]. Также был сформирован хозяйственный комитет под председательством начальницы, состоящий из эконома, заведующего учебной частью и включающий по одному представителю от учебного, воспитательского персонала и Родительского комитета, избираемых сроком на один год. Хозяйственный комитет заведовал денежными суммами и всем имуществом института; распоряжался доходами и расходами на основании установленных правил и особой инструкции; осуществлял надзор за содержанием здания, помещений и имущества института, своевременностью и правильностью заготовок и поставок, назначением и производством торгов и подрядов, ежемесячно проверял операции эконома. Хозяйственный комитет рассматривал и утверждал образцы материалов для белья и одежды воспитанниц, а равно обуви их и всех положенных для них вещей, согласно нормальной табели.

В результате проведённых реформ управления института в 19171919 годах появилась возможность для влияния родителей на жизнь института.

Общее родительское собрание состоялось в институте 27 октября 1919 года: присутствовало 60 человек из 129 родителей воспитанниц института, находившихся в это время в г. Новочеркасске. В этот день прошли выборы членов Родительского комитета по классам. Председателем Родительского комитета был избран генерал-лейтенант Чеботарёв, «товарищем председателя – контр-адмирал Кононов, секретарём – полковник Андреев, которые имели высший образовательный ценз, а второй товарищ председателя – Вера Андреевна Лютенскова имела средний образовательный ценз» [3, л. 54].

На следующем собрании родителей 13 декабря 1919 года были избраны «представители от Родительского комитета в Педагогический комитет института: от 1 класса – г-жа Куликова, от 2 класса – адмирал Кононов, от 3 класса – г-жа Давыдова, от 4 класса – г-жа Формаж, от 5 класса – г-н Алексеевцев, от 6 класса – г-жа Гиляревская, от 7 класса – г-жа Лютенскова, от 8 класса – г-жа Грекова. В Хозяйственный комитет были избраны: генерал Соколов, кандидатом адмирал Кононов. Казначеем Родительского комитета избрана г -жа Гиляревская» [6, л. 2].

В конце декабря дела на фронтах Гражданской войны сложились не в пользу белых армий, которые должны были оставить территорию Донской области.

Начальница института В. Ф. Викгорст сумела организовать эвакуацию воспитанниц, выпросив несколько вагонов у атамана А. П. Богаевского в его личном поезде. Из Новочеркасска во главе с начальницей выехали около пятидесяти воспитанниц, две классные дамы Е. Л. Кандаурова и Н. В. Шефферлинг, эконом В. Н. Герцог, члены семейств этих служащих и, вероятно, кто-то из прислуги. Беженцы проследовали через Екатеринодар в Новороссийск, где провели около месяца. Здесь В. Ф. Викгорст удалось выхлопотать у представителя Сербского королевства М. Ненадича разрешение сербского правительства на эвакуацию института, как учебного заведения, в Сербию. Имея визы в Сербию транзитом через Болгарию, Донской институт в конце февраля погрузился на пароход «Афон» для отплытия в Варну. 4 марта 1920 года институт прибыл поездом из Варны в Белград, где их встретил русский посланник В. Н. Штрандман [9], официальный представитель правительства адмирала Колчака в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Донской институт был направлен в сербский городок Белая Церковь на границе с Румынией, где продолжил свою деятельность.

О Вере Фёдоровне Викгорст, возглавлявшей институт в годы Гражданской войны, написал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский), с сентября 1920 года преподававший Закон Божий в Донском институте в Белой Церкви: «Начальница В. Ф. Викгорст, которую девочки звали “маменькой”, любила детей, была добра и заботлива… Заслуга её большая: она успела вывезти детей из ада…» [10]. В. Ф. Викгорст скончалась в кругу своей семьи в Белграде в 1945 году и была похоронена на русском участке городского кладбища, где по сей день сохраняется её могила.

История Мариинского Донского института продолжалась на сербской земле до марта 1941 года, когда по приказу германских оккупационных властей, он был закрыт.

 

Приложение I.

Список преподавателей Мариинского Донского института на 1 января 1919 г. [3]

1. Член Совета по Учебной части и инспектор классов, действительный статский советник Михаил Александрович Павловский, 1851 г. р., окончил Санкт-Петербургский университет (1872) и Ахенский политехнический институт (1875) в Германии, в учебной службе с 1875 г., принят на службу в Ведомство императрицы Марии и назначен на настоящую должность с 17.09.1915, преподаватель естественной истории в Белгородском реальном училище (с 1.07.1875), инспектор Белгородского реального училища (с 1.08.1886), директор Белгородского реального училища и управляющий женской гимназии (с 11.09.1896), директор Виленского среднего химико-технического училища (с 1.09.1899 по 1906). Принят на службу в Ведомство императрицы Марии назначен в Новочеркасск (с 17.09.1915).

2. Законоучитель, преподаватель русского языка и педагогики, протоиерей Иоанн Петрович Артинский, 1874 г. р., окончил курс Киевской духовной академии (1898) и педагогические курсы при Харьковском Учебном округе по истории и русскому языку (1918). Псаломщик Александро-Невской церкви в г. Новочеркасске (август – октябрь 1898), преподаватель русского языка в МДИ [4] (31.08.1898–1.07.1899). Законоучитель Мариинской Донской женской гимназии (1.10.1898–15.08.1904), законоучитель Новочеркасской 1-й мужской гимназии (1904–1908), законоучитель Волчанской учительской семинарии и женской гимназии (1908–1909), законоучитель Киевского женского института (1909–1910), законоучитель Харьковской 2-й мужской гимназии (1910–1918) и Харьковской 1-й женской гимназии (1910–1912). Законоучитель МДИ и преподаватель педагогики и русского языка там же (с 1.08.1918 по 1.08.1919), преподаватель и заведующий Богословско-пастырского училища (с 1918), настоятель церкви и законоучитель Донского кадетского корпуса (с 1.04.1919).

3. Преподавательница русского языка Анна Николаевна Дьякова, 1895 г. р., окончила курс Московских Высших женских курсов (1917), утверждена с 1 сентября 1917 г.

4. Преподавательница истории и русского языка Галина Митрофановна Александрова (в замужестве Фролова), 1888 г. р., дочь действительного статского советника, окончила курс женского Педагогического института (1913), утверждена с 21.08.1913 г. Преподавала в Саратовской женской гимназии с 21.08.1913 по 5.09.1914 г. Вступила в законный брак в апреле 1919 г.

5. Преподавательница французского языка Мария Александровна Синькова, 1896 г. р., окончила курсы французского языка при Петроградском Александровском институте (1914), утверждена с 20.10.1917 г. Преподавала в Петроградском Александровском институте и женской гимназии.

6. Преподавательница французского языка Антонина Митрофановна Пантелеева, 1885 г. р. выдержала экзамен на звание преподавателя французского языка в средней школе при уч. заведениях Петроградского учебного округа в 1915 г. Преподаватель в Каменском реальном училище (26.01.1907–15.10.1911), преподаватель в гимназии им. Н. К. Степанова в Ростове н/Д (14.09.1912 – ноябрь 1913), преподаватель на курсах для учителей на звание учителя гимназии при Харьковском учебном округе и в детском саду (1914–1916), преподаватель в Грозненском реальном училище (1916–1918). Преподаватель в МДИ и 3 мужской гимназии с 1 сентября 1918 г.

7. Преподавательница французского языка Инна Алексеевна Головачёва, 1865 г. р., окончила курс в Керченском институте (1882) и Педагогические курсы при Петербургской женской гимназии (1886), в службе с 1886, классная дама в Одесской Мариинской женской гимназии с 7.08.1886 по 1.03.1887, классная дама в Московском женском Николаевском институте с июля 1888 по июнь 1890, преподаватель Мариинской Донской женской гимназии с 24.08.1900 и преподаватель в ДМИ с 1.09.1914 г.

8. Преподаватель немецкого языка Эдуард Густавович Вендер, 1884 г. р., выдержал экзамен на преподавание немецкого языка в ср. уч. заведениях при Учебном округе в 1906 г. в службе с 1906 года, в МДИ допущен с 1.10.1918.

9. Преподавательница немецкого языка Вера Александровна Терлецкая, 1875 г. р., окончила Белостокский институт (1893) и немецкие курсы при Московской Андреевской гимназии (1909). Преподаёт с 1897, классная дама в Белостокском институте с 16.11.1897 по 1907, по 1909 г. классная дама Нижегородского института, классная дама Московского училища ордена св. Екатерины с 10.08.1909 по 1913, в МДИ с 1.08.1913 г.

10. Преподаватель математики Николай Васильевич Манохин, 1888 г. р., окончил курс в ДПИ (1916), преподаватель гимнастики в Платовской гимназии (с 1.09.1914 по 1.09.1916), лаборант станции испытания материалов при ДПИ (с 1.10.1914 по 1.09.1916), ассистент ДПИ и преподаватель МДИ с 13.09.1916 г.

11. Преподавательница арифметики Любовь Петровна Володина, 1881 г. р., окончила ДМИ (1899), преподаёт с 1900, надзирательница 2-го 4-хклассного женского училища, преподаватель 4-х классного женского училища, преподаватель Высшего женского начального училища, утверждена в должности в ДМИ с 18.03.1910 г.

12. Преподаватель латинского языка Александр Петрович Тумилов, 1884 г. р., окончил Петроградский историко-филологический институт (1912), преподаватель Новочеркасской мужской гимназии с 1918, преподаватель МДИ с 1.10.1918 г.

13. Преподавательница географии Анна Евсигнеевна Часовникова, 1860 г. р., окончила ДМИ (1878), служила с 1882 года, допущена с 20.08.1890 в ДМИ, утверждена в должности с 20.06.1896 г.

14. Преподаватель физики и космографии Борис Николаевич Кеммер, 1880 г. р., окончил курс Петроградского технологического института (1908), ассистент ДПИ с 1.09.1908, допущен к преподаванию в ДМИ с 1.01.1909 г.

15. Преподаватель географии Борис Ефимович Волков, 1877 г. р., окончил курс Харьковского университета (1905), допущен к преподаванию в ДМИ с 1.09.1908 г.

16. Преподаватель рисования Александр Андреевич Балабин, 1855 г. р., окончил курс Академии художеств (1882), с 1.08.1882 преподаёт в ДМИ, но вышел в отставку, допущен по вольному найму с 1.09.1907 г.

17. Преподаватель рисования Митрофан Борисович Греков, окончил Академию художеств (1911), преподаёт с 1 сентября 1918 г.

18. Преподаватель рукоделия Елисавета Александровна Головачевская, 1874 г. р., окончила курс Петроградского Николаевского женского училища (1893), преподает в ДМИ с 15.02.1894 г., утверждена в должности с 15.02.1894 г.

19. Преподаватель танцев и гимнастики Елена Сергеевна Яковлева, 1890 г. р., окончила курс Петроградского Николаевского женского училища (1906), преподает в ДМИ с 7.10.1906 г., утверждена в должности с 7.10.1906 г.

20. Инспектор и преподаватель музыки, свободный художник Казимир Иванович Маковский, 1880 г. р., окончил курс Варшавской консерватории (1911) и Петроградской консерватории (1915), утверждён в должности с 1.08.1915 г.

21. Преподаватель музыки Лидия Владимировна Полиновская, 1874 г. р., окончила курс Московской консерватории (1898), утверждена в должности с 1 сентября 1898 г.

22. Преподаватель музыки Анна Николаевна Кутырева, 1889 г. р., окончила курс Петроградской консерватории (1917), утверждена в должности с 1 сентября 1917 г.

23. Преподаватель музыки Мария Николаевна Саввина, окончила классы Русского музыкального общества (1912), преподаёт в ДМИ с 19.11.1913 г., утверждена в должности с 5.01.1914 г.

24. Преподаватель музыки Екатерина Георгиевна Круссер, окончила курс Петроградской консерватории (1915), утверждена в должности с 1 сентября 1917 г.

25. Преподаватель музыки Людмила Васильевна Клитина, 1885 г. р., окончила классы Русского музыкального общества (1913), преподаёт в ДМИ с 19.11.1913 г., утверждена в должности с 5.01.1914 г.

26. Преподаватель музыки Любовь Логгиновна Фрикке, 1854 г. р., получила домашнее воспитание, с 18 августа 1884 г. преподаватель по найму, утверждена в должности с 11 марта 1898 г.

 

Приложение II.

Ведомость о личном составе Мариинского Донского института /на ноябрь 1919 г./[5]

Начальница института Вера Фёдоровна Викгорст, иногородняя, с 17 марта 1916 г.

Член по хоз. части Григорий Васильевич Чекин

Классные дамы

  1. Грицыхина Раиса Александровна, казачка Донского войска, с 12 февраля 1904 г.
  2. Змиева Антонина Николаевна, иногородняя Тульской губернии, с 1 сентября 1917 г.
  3. Рязанова Л. Н., иногородняя Калужской губернии, с 1 сентября 1919 г.
  4. Кандаурова Елена Леонтьевна, иногородняя Витебской губернии, г. Двинск, с 1 декабря 1914 г.
  5. Шефферлинг Наталья Викторовна, иногородняя, с 3 октября 1912 г.
  6. Попова Антонина Васильевна, казачка Донского войска, с 19 сентября 1916 г.
  7. Каменская Екатерина Петровна, иногородняя Рязанской губернии, г. Егорьевска, с 21 сентября 1898 г.
  8. Юрьева Элеонора Ивановна, иногородняя Эстляндской губернии, г. Ревель, с 1 сентября 1912 г.
  9. Августопуло Ирина Фёдоровна, иногородняя, с 26 августа 1910 г.
  10. Адамсон Мария Фердинандовна, иногородняя Псковской губернии, г. Острова, с 1 сентября 1917 г.
  11. Хильтинская Елена Антоновна, иногородняя, с 26 марта 1917 г.
  12. Кузнецова Зинаида Павловна, казачка войска Донского, с 1 октября 1887 г.
  13. Грицыхина Л. Александровна, казачка Донского войска, с 1 октября 1918 г.
  14. Дагедль В. А., иногородняя, с 1 сентября 1909 г.
  15. Дамберг Элла Иоганновна, иногородняя Остзейского края, с 23 января 1908 г.
  16. Новова Вера Константиновна, иногородняя, с 1 октября 1919 г.
  17. Романова Александра Дмитриевна, иногородняя, с 1 ноября 1919 г.

Дополнительный класс

  1. Тужилов Александр Петрович, иногородний, Пензенской губернии, с 1 сентября 1918 г.
  2. Староскольская, иногородняя, с 1 сентября 1918 г.
  3. Ганскау, иногородняя, с 1 сентября 1918 г.
  4. Штубендорф, иногородняя, с 1 сентября 1918 г.
  5. Рашевская, иногородняя, с 1 сентября 1919 г.
  6. Яздовская Е. А., иногородняя, с 1 августа 1919 г.
  7. Тужилова Любовь Александровна, иногородняя, с 1 октября 1919 г.

Надзирательница лазарета

  1. Щербакова Лукия Абрамовна, иногородняя, с 20 декабря 1896 г.

Помощница её

  1. Братякина А. Ф., казачка войска Донского, с 1 сентября 1918 г.

Фельдшер

  1. Фомина И. Ф., казачка войска Донского, с 3 августа 1918 г.

Смотрительница за бельём

  1. Кушнарёва Мария Николаевна, казачка войска Донского, с 1 августа 1893 г.

Помощница её

  1. Дагаева А. Я., иногородняя, с 15 апреля 1900 г.

Заведующая кухней

  1. Болдырева Ф. В., казачка войска Донского, с 3 июля 1906 г.

Зубной врач

  1. Свечникова Анна Николаевна, казачка войска Донского, с 1 марта 1907 г.

Музыкальная дама

  1. Головачевская Зинаида Александровна, иногородняя, с 1 сентября 1916 г.

Тапёрша

  1. Чайлахова, иногородняя, с 12 сентября 1913 г.

Преподаватели музыки

  1. Рашевская В.И., иногородняя, с 1 августа 1919 г.
  2. Полиновская Лидия Владимировна, иногородняя, с 1 сентября 1898 г.
  3. Фрикке, иногородняя, с 18 августа 1884 г.
  4. Клитина Людмила Васильевна, иногородняя, с 19 ноября 1913 г.
  5. Саввина, иногородняя, с 19 ноября 1913 г.
  6. Круссер, иногородняя, с 1 сентября 1917 г.
  7. Кутырева, казачка войска Донского, с 1 сентября 1917 г.

Закройщица

  1. Сальникова А. И., казачка войска Донского, с 16 октября 1908 г.

Учительница танцев

  1. Яковлева Е. С., иногородняя, с 7 октября 1906 г.

Учителя русского языка

  1. Дьякова А. Н., иногородняя, с 1 сентября 1917 г.
  2. Прозоровская К. Х., иногородняя, с 1 октября 1919 г.

Арифметики

  1. Володина Любовь Петровна, казачка войска Донского, с 1 сентября 1905 г.

Учительница рукоделия

  1. Головачевская Елизавета Александровна, иногородняя, с 15 февраля 1894 г.

Французского языка

  1. Пантелеева А. М., казачка войска Донского, с 1 сентября 1919 г.
  2. Синькова Л. А., иногородняя, с 20 октября 1917 г.

Немецкого языка

  1. Вендер Э.Г., иногородний, с 1 октября 1919 г.
  2. Терлецкая В.А., иногородняя Ковенской губернии, с 1 августа 1913 г.

Географии

  1. Волков Борис Ефимович, иногородний, с 1 сентября 1908 г.

Математики

  1. Манохин Николай Васильевич, казак войска Донского, с 13 сентября 1916 г.

Физики

  1. Кеммер Борис Николаевич, иногородний, с 1 января 1910 г.

Закона Божьего

  1. Протоиерей Овсянников, иногородний, с 13 октября 1919 г.

Географии

  1. Фофанов К. И., иногородний, с 1 сентября 1919 г.

Рисования и чистописания

  1. Балабин Александр Андреевич, казак Донского войска, с 1 августа 1882 г.
  2. Греков Митрофан Борисович, казак Донского войска, с 1 октября 1918 г.

Законоведения

  1. Вдовиченко М. Р., иногородняя, с 1 октября 1919 г.
  2. Кандидова Софья Александровна, иногородняя Саратовской губернии, Балашовского уезда, с 1 октября 1919 г.
  3. Чистякова Л. А., иногородняя, с 1 октября 1919 г.
  4. Кондратьев Сергей Александрович, иногородний, с 20 октября 1919 г.
  5. Протопопов Алексей Адрианович, иногородний, с 1 ноября 1919 г.
  6. Костенко Михаил, иногородний, с 25 октября 1919 г.

Врач

  1. Ёлкина Надежда Александровна, казачка войска Донского, с 1 августа 1916 г.

Секретарь

  1.  Иванков П. С., казак войска Донского, с 16 августа 1919 г.

Эконом

  1. Герцог В. Н., иногородний, с 16 мая 1918 г.

 

Приложение III.

Список выехавших в эмиграцию воспитанниц Мариинского Донского института в декабре 1919 г.

 Составлен С. П. Чибисовой

 

II класс

1.         Антонова Анна (приходящая)

2.         Каменова Софья

3.         Киреева Мария

4.         Попова Галина I (стипендия войсковая дворянская)

5.         Банникова Александра

6.         Грузинова Мария (стипендия войсковая дворянская)

7.         Калмыкова Лидия (стипендия войсковая дворянская)

 

III класс

1.         Донскова Зоя

2.         Колпикова Татьяна

3.         Маркова Вера (стипендия войсковая дворянская)

4.         Нефёдова Нина

5.         Хохлачёва Александра

6.         Черепахина Евгения

 

IV класс

1.         Калмыкова Вера II (стипендия войсковая дворянская)

2.         Кирпичёва Елена (стипендия Бокова)

3.         Малахова Клавдия (стипендия войсковая дворянская)

4.         Цыплакова Каллиста

 

V класс

1.         Ильина Дросида (стипендия войсковая дворянская)

2.         Нефёдова Наталья (стипендия войсковая дворянская)

3.         Грузинова Юлия (приходящая)

4.         Талалаева Раиса (стипендия Маркова)

5.         Шумкова Серафима

6.         Попова Лариса

7.         Рубашкина Надежда (стипендия Черевкова)

 

VI класс

1.         Антонова Елена (приходящая)

2.         Грузинова Анастасия (приходящая)

3.         Копанева Александра

4.         Харитонова Ольга

5.         Грекова Евгения

6.         Попова Таисия (стипендия войсковая дворянская)

7.         Попова Нина (стипендия войсковая дворянская)

 

VII класс

1.         Дубенцова Елена (стипендия войсковая дворянская)

2.         Золотова Клавдия

3.         Тимофеева Иллария

4.         Хохлачёва Зинаида

5.         Герцог Милица (бесплатная приходящая)

6.         Цыплакова Мария

7.         Орехова Нина (стипендия войсковая дворянская)

 

Не установлено,  в каком числились классе

Протопопова Мария

Донскова Надежда

Романовская Евгения

Побединская Лариса

Жданова Мария

Полякова Елизавета

Ханова Антонина

Слюсарева Евгения

Давыдова Евгения

Кондырина Елена

Кондырина Ирина

Нестеровская Любовь

Всего 50 человек

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 386. Оп. 2. Д. 7. Л. 1.

2. Савчук Г. В. История Мариинского Донского института // Донской временник. Год 2003-й / Донская гос. публ. б-ка. Ростов н/Д., 2002. С. 78.

3. ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 11.

4.Там же. Д. 2.

5. Там же. Д. 5.

6. Там же. Д. 3.

7. Там же. Д. 10.

8. Там же. Д. 1.

9. ГАРФ. Ф. 6792. Оп. 2. Д. 387. Л. 1.

10. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Париж. 1947. С. 234

 

СНОСКИ

1. Казённокоштный студент — студент, находившийся на полном содержании государства (в отличие от своекоштного — живущего на свой счёт). — БСЭ.

2. В конце статьи  опубликованы три Приложения: «Список преподавателей Мариинского Донского института на 1 января 1919 г.», «Ведомость о личном составе Мариинского Донского института /на ноябрь 1919 г.» из фонда ГАРО и «Список выехавших в эмиграцию воспитанниц Мариинского Донского института в декабре 1919 г.», составленный С. П. Чибисовой по разным источникам.

3. ГАРО. Ф. 363. Оп.1. Д. 2. Л. 15.

4.  МДИ – Мариинский Донской институт. – С. Ч.

5.  ГАРО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 11. Л. 6.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"