Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Ивановский А. В. Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 64-67. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=1437

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Наука и образование. Персоналии

А. В. ИВАНОВСКИЙ

РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ПОЛИТЕХНИКУМ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Я состоял директором Ростовского политехникума водного транспорта с 1 сентября 1920 года до 20 января 1924 года и преподавателем с 1 сентября 1920 года по 1 июля 1926 года. При мне Ростовский политехникум был преобразован в высшее учебное заведение, а с моим уходом был вновь преобразован в техникум. Таким образом, моё директорство совпадает со временем существования политехникума водного транспорта как высшей школы.

Находился политехникум в это время в ведении комиссариата народного образования, но некоторое отношение к нему имели «Союз моряков и речников торгового флота», Народный комиссариат путей сообщения и Исполком Совета депутатов трудящихся Юго-Восточного края. Наробраз предлагал преобразовать Ростовский техникум в высшую школу, однако не согласился с моим предложением назвать его институтом, а назвал политехникумом. Это обстоятельство придало политехникуму какую-то неопределённость, невыгодно отразившуюся на его дальнейшей судьбе.

В начале 20‑х годов молодое советское государство переживало тяжёлый денежный кризис, стоимость денег неудержимо падала, и зарплата в основном была натурализована. По всему государству процент натуральной зарплаты по всем отраслям труда составлял в первой половине 1919 г. – 58,4 %, во второй половине – 69,6 %, в первой четверти 1920 г. – 82 %, в конце 1920 г. – 87,2 %, в начале 1921 г. – 93,2 %. При таких условиях для возможности работы политехникума представилась необходимость, прежде всего, обеспечить его натуральными пайками. Наробраз таких фондов в Ростове не имел и предоставил мне, как директору, полную свободу действия в изыскании этих фондов. Край также не располагал в достаточном количестве такими фондами, но мне удалось убедить начальника Северо-Кавказских железных дорог т. Маркова предоставить из фонда железных дорог политехникуму 300 пайков. Это обстоятельство вполне обеспечило материальное существование учебного заведения и дало возможность укомплектовать личный состав политехникума первоклассными профессорами высших школ города Ростова. В хлопотах по этому делу значительную помощь оказал мне помощник по хозяйственной части В. Ф. Кузнецов и его заместитель капитан В. В. Матюхов. Кроме пайков, т. Марков предоставил политехникуму также нефтетопливо, что дало возможность пустить в ход электростанцию и обеспечить работу мастерских в освещении политехникума. Получить уголь для отопления общежития, несмотря на все хлопоты, не удалось, что повело к официальному закрытию общежития студентов. Так как одними пайками нельзя было полностью обеспечить работу политехникума, то я заручился обещанием Наробраза и Крайисполкома.

Таким образом, политехникум уже в 1920 году был материально обеспечен, за исключением отопления.

Теперь предстояло организовать учебную часть политехникума. Для этого у меня имелся некоторый опыт. Помимо моей долголетней службы по ведомству торгового мореплавания, я с 1914 года читал лекции в институте инженеров путей сообщения в Ленинграде, а с 1915 года заведовал дипломным проектированием по портостроению в Ленинградском политехническом институте и имел учёную степень профессора технических наук. Моим помощником по учебной части был молодой учёный Виктор Валентинович Новожилов [2], в то время начинающий ещё только свою научную деятельность. Его помощь была очень полезной для меня в деле организации учебной части. Впоследствии он был профессором Ленинградского политехнического института им. т. Калинина.

По плану Наробраза политехникум должен был состоять из средней школы, в объёме 10‑летки, и 5 факультетов высшей школы: морского, механического, гидротехнического, судостроительного и экономического. Лица, окончившие морской факультет, получали звание капитана дальнего плавания с высшим дипломом, остальные факультеты – звания инженеров своей специальности.

Среднюю школу возглавлял Амвросий Петрович Киктенко – это был старый, очень опытный и в высшей степени добросовестный преподаватель. Он поставил школу на исключительную высоту. Результатом было распоряжение Крайисполкома принимать всех, окончивших её, без всякого проверочного испытания во все высшие учебные заведения края. Между прочим, при мне начал первоначальное обучение в средней школе один из самых молодых наших академиков, лауреат Сталинской премии Сергей Александрович Христианович [3]. В то время это был беспризорный мальчик 10–11 лет, подобранный на улице одним из преподавателей политехникума, профессором Д. И. Иловайским [4], и взятый им на воспитание.

Во время первой мировой войны в Ростов был эвакуирован Варшавский университет, и имелся организованный профессором Л. Д. Лященко Институт народного хозяйства. В этих учебных заведениях был собран превосходный преподавательский персонал, что облегчило комплектование учебными силами политехникума. Кроме морского и механического факультета, все остальные были главным образом обеспечены преподавательским составом из числа профессоров и доцентов высших школ.

Морской факультет был укомплектован ещё моим предшественником т. Андреевым. Возглавлял его капитан Л. П. Ведерников, насколько я могу судить не будучи специалистом (правда, в молодые годы, занимая должность производителя землечерпательных работ в азовских и черноморских портах, я в качестве любителя прошёл курс Керченской морской школы, но, понятно, это не даёт мне никакого права оценивать специалистов морского дела), тов. Ведерников был знающим преподавателем. Ближе известна мне деятельность Василия Фёдоровича Кузнецова, большого знатока девиации. Капитаны морских судов высоко ценили его познания в этой области, и мне не раз приходилось слышать их высокие отзывы о быстроте и качестве его работы по девиации компаса. Ценным работником был также капитан Хабалов, в то время ещё молодой человек, но серьёзно и с большим вниманием относившийся к своему делу, и большой труженик капитан В. В. Матюхов.

Механический деканат был укомплектован до меня. Возглавлял его В. К. Петров, морской механик, хороший практик. Спрос на выпускников политехникума всё время превышал предложение, они были нарасхват. В организацию работы кораблестроительного отделения я вникал глубже. Некогда я занимал должность инспектора по технической части торгового мореплавания, участвовал в рассмотрении проектов и заказах землечерпательных снарядов, ледоколов и морских судов. Возглавлял кораблестроительный деканат инженер Шиманский. Во время первой мировой войны он заведовал ледокольным делом в Архангельском порту и портах Белого моря. В то время это было очень ответственное дело. От успешности работы ледоколов зависело снабжение армии военным снаряжением, через порты Белого моря поступали на фронт почти все заграничные военные заказы. С этой задачей инженер Шиманский отлично справлялся во всё время войны. Хорошо он вёл преподавание и в политехникуме, но отсутствие в Ростове значительных судостроительных предприятий и оторванность Ростова от наших южных судостроительных центров, занятых белогвардейцами, сводило преподавание к чисто теоретическому изучению предмета.

Свою работу в политехникуме я начал в качестве декана гидротехнического отделения, которое было организовано уже мною, и после назначения директором я некоторое время продолжал руководить отделением. Политехникум был единственным высшим техническим учебным заведением в Ростове. Для преподавания некоторых предметов, главным образом математических дисциплин, были привлечены профессора Донского университета, в частности, Мордухай-Болтовской [5]. Это был не только учёный математик-теоретик, но и математик-философ. Его лекции, возможно, несколько сложны для студентов, но по традиции института инженеров путей сообщения я считал высшую математику основой всех инженерных знаний, на базе которых освоение специальных инженерных наук уже будет не трудным.

Крупным учёным был также преподаватель геологии профессор Д. И. Иловайский, впоследствии читавший лекции в Московской горной академии и Московском университете. Его труды по палеонтологии до сих пор имеют высокую научную ценность.

Не уступали ему в достоинстве и другие профессора Донского университета (Стасевич, Богословский, Ерохин, Аристов) и инженеры-практики. Из числа последних не могу не отметить рано умершего высокообразованного инженера Н. А. Романовского, бывшего деканом после меня и Самохина. Ещё более блестящими научными силами был обеспечен экономический деканат. Возглавлялся он профессором историком Е. А. Черноусовым [6], а в числе других были крупнейшие профессора Донского университета Алексеев, Яблочков, Шишенков и др.

В числе слушателей было много экстернов с высшим университетским образованием, желавших прослушать дисциплины с практическим уклоном, в блестящем изложении. Экономический факультет был самым многочисленным. Преподавание велось со строго выдержанным марксистско-ленинским уклоном, что также привлекало на него много будущих молодых работников водного транспорта.

В заключение – отмечу добрым словом преподавателей выпускных экзаменационных комиссий, которые командировались ежегодно из Москвы. В их числе отмечу де‑Ливрона [7], опытного моряка, участвовавшего в Цусимском бою и кругосветных плаваниях.

В работе политехникума, понятно, не все стороны были светлыми, были и тёмные, с которыми приходилось упорно и настоятельно бороться, но при известной энергии удавалось преодолеть. Со стороны начальников Доно-Кубанского водного управления были попытки использовать политехникум как танцевальный зал, в ущерб его научно-учебной цели, но такие попытки удавалось парализовать. Встречались и явные злоупотребления, виновные в которых получали своевременное должное возмездие. Но эти тёмные стороны являлись лишь досадными мелочами на общей дружной работе всего коллектива политехникума, направленной к обеспечению страны и края высокообразованными, любящими свою родину молодыми специалистами, работниками водного транспорта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 414. К. 1. Д. 1.

2. Новожилов Виктор Валентинович (1892– 1970) – экономист, один из лидеров экономико-математического направления. Доктор экономических наук (1943), профессор (1937). В 1922 году переехал из Ростова в Петроград, и вся его последующая творческая жизнь протекала в этом городе.

3. Христиано́вич Сергей Алексеевич (1908– 2000) – учёный в области механики. Академик АН СССР (1943).

4. Иловайский Давыд Иванович (1878– 1935) – геолог и палеонтолог. Профессор Московской горной академии, позднее Московского нефтяного института.

5. Мордухай-Болтовской Дмитрий Дмитриевич (1876–1952) – математик, историк математики, педагог, психолог, философ. Основатель математической школы Ростова-на-Дону.

6. Черноусов Евгений Александрович (1869– ?) – историк-византинист, профессор Варшавского университета.

7. Деливрон (де Ливрон) Сергей Рудольфович (1862–1942) – морской офицер. Участвовал в походе на Дальний Восток и в Цусимском сражении, за отличие в котором был награждён орденом Св. Анны 2‑й степени с мечами и светло-бронзовой медалью «В память русско-японской войны 1904–1905 гг.».

Публикация Н. А. Казаровой

См. также: Казарова Н. А. ЗАПИСКИ ИЗ АРХИВА А. В. ИВАНОВСКОГО



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"