Вернандский В. И. Научная задача момента // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 81-82. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=1182
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2013-й
История научных учреждений
В. И. ВЕРНАДСКИЙ
НАУЧНАЯ ЗАДАЧА МОМЕНТА
Сейчас в Ростове под влиянием ужасов междоусобной войны собрались большие группы русских учёных. Из Киева и Харькова, из Москвы и Петрограда сюда направились и профессора высших школ, и учёные специалисты, работавшие в общественных или правительственных учреждениях. По тем или иным причинам они не смогли выдержать большевистского режима, принёсшего нам ужасы рабства и инквизиции. Выбитые из обычной колеи, нередко раньше далёкие от треволнений политической жизни, – они и в новых условиях могут и должны делать свою главную работу – работать для единой для всего человечества науки, создавая в ней русское течение, – это могучее, не сознаваемое пока русским обществом в его значении и силе мировое проявление русской культуры.
На них, здесь собравшихся, лежит великий долг перед русским народом: сохранить эти вечные ценности – научную исследовательскую работу и её русскую организацию, – перенести их не разрушенными и усиленными среди ужасов междоусобной войны.
Никогда, ни на один миг не должна прерываться эта работа, ни при каких условиях нельзя жертвовать для чего бы то ни было разрушением русской научной организации. Никакие интересы дня и никакие явления политической или военной случайности не могут и не должны её останавливать. Глубже вдумываясь в происходящее, отыскивая его скрытые основы, легко убедиться, что настоящее спасение России, залог всего её будущего, её единства, её значения в мировой жизни – наиболее ярко и наиболее жизненно сосредоточивается в духовной творческой работе народа, – в науке, искусстве, технике, творчестве, общественной и политической жизни.
Мысленно обращаясь к прошлому, мы можем видеть и в нём указания этой истины. В XVIII веке при гибели политической организации Польши началось в ней духовное возрождение. В эту эпоху разрухи и дезорганизации положительные силы польского народа направились на творческую культурную работу; великим усилием из упадка и разложения, столь ярких для духовной жизни польского общества XVII и XVIII веков, возросла большая общечеловеческая ценность: современная польская культура. Носители духовной творческой работы польского народа на своих плечах пронесли – поколениями – судьбу его, и сейчас на наших глазах началось политическое возрождение Польши, неизбежное следствие мировой ценности польской культуры.
На грани XVIII и XIX веков, после ужасов и разложения террора, Франция нашла свою силу в духовной мощи носителей её культурной работы. Следствием восстановления французского государства к новой жизни явился небывалый – даже для великого французского народа – подъём его научной работы и в результате наполеоновского режима созданы были новые формы организации научного исследования, оказавшие мировое влияние. Держатели и создатели политической организации Франции с редкой в истории проницательностью поняли значение охраны и роста научного творчества для подъёма и силы государственного строительства.
Эти уроки прошлого приобретают в наш век особое значение. Мы недаром пережили XIX столетие. Наука и научное творчество сейчас получили значение, небывалое в истории человечества, и пред взорами людей, желающих проникнуть в будущее, которое им не суждено переживать, видится облик нового человечества, в жизни которого научная творческая организация и духовное творчество в целом будут являться основным элементом жизни.
Разруха и крушение русской государственности произошли не в эпоху упадка духовной работы русского общества – и в частности научной его деятельности, – как это было в Польше в конце XVIII столетия, – а в эпоху их расцвета, как это было во Франции. И это является одним из самых ярких и прочных признаков непременного и быстрого нашего возрождения. Созданные историей и волей нации мировые духовные ценности не могут исчезать и пропадать бесследно в общей сумме мировой жизни, – ибо в явлениях, охватываемых научной логикой – в том числе и в явлениях судьбы человечества, нет проявлений слепого случая и всякое явление имеет неизбежную цепь рано или поздно проявляющихся следствий.
Этих следствий в научном творчестве мы достигаем работой, усилием, волей.
И в этот грозный час народной жизни мы должны направить всю нашу волю и все наши усилия на охрану и развитие научной организации.
Нам, собравшимся здесь, в Ростове, с разных концов земли русской, русским учёным необходимо объединиться для общей и планомерной работы для духовного возрождения России, для русской культуры, основного оплота её единства, для охраны и развития научных организаций. Сейчас здесь, в Ростове, звучат опасные речи: нередко считают менее ценным, чем другие, проявления государственного возрождения, охрану научной творческой работы, и есть опасность, что под влиянием этих речей, происходящих без отпора, некоторые из центров научного творчества могут погибнуть в вихре событий. В возрождающейся здесь России слагаются старые речи русской правительственной организации, с которой нам всем приходилось вести такую упорную борьбу в течение поколений – за каждый рубль, отпускавшийся из огромного государственного бюджета на помощь научной работе. Возрождаются скверные навыки старой русской власти, в первую очередь при всяких финансовых затруднениях, жертвовать расходами на культурные русские ценности. Мы знаем гибельные последствия этого в прошлом. Но в будущем они могут быть ещё более пагубны. Ибо сейчас главнейшей силой, спаивающей новое русское государство, которое никогда, что бы ни думали мечтатели и политические дон-Кихоты, не может возродиться в старых формах, будет являться великая мировая ценность – русская культура во всех её проявлениях. На её подъём и на охрану центров её проявления должны быть направлены теперь же все усилия носителей власти. Нельзя откладывать эту работу на лучшие времена, после окончания разрухи, – ибо в этот промежуток времени могут безнадежно погибнуть создавшиеся её центры. Должен быть основной целью реальной политики перенос в новую созидаемую Россию всех центров научной творческой работы, которые, как проявление живых сил русской жизни, – возникли – при всяких режимах – всюду на территории Российского государства. Ни один из них, реально существующий, не должен погибнуть в переходную.
Их можно сохранить и развить лишь при усилии в этом направлении и при сознательной их охране. Для этого, для воздействия на общественное мнение и на власть, необходимо создание организации научных деятелей в той или иной форме.
Для этого надо собраться всем нам, временно или постоянно находящимся в Ростове, ибо центр такой организации должен быть там, где находится центр правительственной власти.
Недавно здесь было небольшое совещание натуралистов и техников, которое думало поднять на общее обсуждение вопрос о том, что может сделать организованная работа в области прикладного естествознания для текущего момента и для воссоздания жизни. Мне кажется, этого мало. Надо поставить и обсудить сверх того – в более широкой среде – общий вопрос об охране и росте русской научной организации, как одном из основных моментов русской культуры. Мы должны воспользоваться присутствием стольких научных сил в Ростове, собраться вместе, обсудить этот вопрос и создать здесь, в Ростове, союз научных организаций или научных деятелей, который должен стать на страже научной организации русской культуры.
* Статья была впервые опубликована 13(26) декабря 1919 года в газете «Донская речь».
|