Чернецкий О. Е, Жамгоцев Г. Г. Пионер ренгенологии на Дону // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 74-75. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m13/0/art.aspx?art_id=588
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
История здравоохранения и медицины Ростовской области
ПИОНЕР РЕНТГЕНОЛОГИИ НА ДОНУ
Соломон Яковлевич Зельцер
Заслуга введения в медицинскую практику рентгеновских лучей в Ростове принадлежит врачу Николаевской городской больницы Соломону Яковлевичу Зельцеру.
Заведующий кафедрой рентгенологии и радиологии Ростовского государственного медицинского института, доктор медицинских наук, профессор А. И. Домбровский в одном из своих отчетов о работе кафедры называл С. Я. Зельцера «пионером рентгенологии на Дону».
Соломон Яковлевич родился в Ростове. Окончив в 1890 г. местную гимназию, он в том же году поступил на медицинский факультет Харьковского университета. После окончания университета в 1895 г. в течение трёх лет работал земским врачом на Харьковщине. В 1899 г. он вернулся в Ростов и поступил на службу в Николаевскую городскую больницу сверхштатным ординатором. Впоследствии он принял заведование инфекционным отделением.
Ещё на земской службе Зельцер начал научно-исследовательскую деятельность. Там он наблюдал четыре случая весьма редкого заболевания внезапной непреодолимой сонливости. Работа начинающего клинициста была доложена на заседании Общества врачей Ростова и Нахичевани-на-Дону и напечатана в журнале «Врач» в 1901 г.
Избрав своей специальностью педиатрию, Зельцер в 1905 г. поехал в Вену для совершенствования, и изучал преимущественно детские заразные болезни и новые способы их лечения. Результаты изучения были доложены на Областном съезде врачей в Ростове и напечатаны в 1906 г. в его «Трудах».
Ростов по своему географическому положению и санитарному неблагоустройству принадлежал к числу городов, где холера, охватившая европейскую часть России в конце XIX в., находила весьма благоприятные условия для развития. Очередная её вспышка в городе в 1910 г. по своим размерам и количеству жертв превзошла все предшествовавшие, даже эпидемии 1907 и 1908 гг., когда число жертв составляло 1132 человека.
Зельцеру пришлось принять участие в борьбе с эпидемией. Понимая, что распространение эпидемии зависит от недоброкачественности воды, Соломон Яковлевич выступлениями в местной газете и на заседаниях думы добился от городского управления устройства фильтров и улучшения водоснабжения города.
Организаторские способности С. Я. Зельцера нашли применение в 1911 г., когда главному врачу Николаевской городской больницы, хирургу, доктору медицины, бывшему доценту Военно-медицинской академии Н. В. Парийскому удалось добиться ассигнований на организацию в больнице рентгеновского кабинета. Оборудование кабинета и работа в нём были поручены С. Я. Зельцеру.
Центром, который обслуживал Ростов медицинской помощью высокой квалификации, был ближайший университетский город Харьков. Туда, в случае надобности, ростовские врачи посылали своих пациентов на консультацию по вопросам диагностики, и на рентгенодиагностику в частности. В Харькове в это время уже действовали два рентгеновских кабинета: один при Николаевской городской больнице, другой при кафедре общей патологии университета, оба ― организованные и руководимые Сергеем Петровичем Григорьевым, изучившим рентгенологию в Берлине. У него С. Я. Зельцер изучил основы теории и практики новой науки, затем побывал в Москве и С.-Петербурге.
Вернувшись в Ростов, Соломон Яковлевич оборудовал и открыл в городской больнице первый в области рентгеновский кабинет. В течение долгого времени Соломон Яковлевич был единственным в городе рентгенологом, обслуживавшим потребности и больницы, и частнопрактикующих врачей.
В сентябре 1915 г. в Ростов был эвакуирован Варшавский университет. Его клиникам предоставили павильоны городской больницы. Рентгенологический кабинет был придан кафедре теоретической хирургии, которой заведовал профессор П. И. Бухман. С началом занятий в университете при кафедре был открыт факультативный курс рентгенологии, ведение которого поручили Зельцеру.
В начале 20-х гг. Центральный клинический рентгенологический кабинет был передан Ростовскому облздравотделу и стал самостоятельным учреждением ― областным рентгенологическим институтом. Во главе его остался профессор П. И. Бухман, а в штате его по-прежнему работал С. Я. Зельцер и его ученики.
В 1929 г. у 3ельцера обострился туберкулёз лёгких. Он стал постепенно терять и зрение (развивалась двухсторонняя профессиональная катаракта) и в расцвете сил вынужден был оставить практическую работу. В 1930 г. Соломон Яковлевич ушёл на пенсию. Но незадолго ему удалось добиться лицензии на получение из-за границы аппарата SRV, первого и долгое время единственного в Ростове для глубокой терапии.
Зельцер не перестал работать и на пенсии. В частности, закончил давно начатый труд «Физические основы рентгенологии» ― если не первое, то одно из первых на русском языке руководств по физике рентрентгеновских лучей. Война помешала изданию книги, сохранился лишь единственный экземпляр в машинописи с поправками и пометками автора.
В 1943 г. С. Я. Зельцер, вернувшись из эвакуации поселился в Москве, где и умер 28 ноября того же года.
|