Русаков В. И. Основоположник научноц хирургии на юге России // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 128-129. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m13/0/art.aspx?art_id=202
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й
История здравоохранения и медицины Ростовской области
ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ХИРУРГИИ НА ЮГЕ РОССИИ
Николай Иванович Напалков
Николай Иванович Напалков является одним из выдающихся хирургов первой половины ХХ в. Он много сделал для развития отечественной хирургии, для становления хирургии на Дону и Северном Кавказе.
Н. И. Напалков родился 20 ноября 1868 г. в семье ямщика. В 1893 г. он окончил медицинский факультет Московского университета. В течение двух лет работал земским врачом, а потом переехал в Москву. Здесь, будучи амбулаторным врачом, Н. И. Напалков по вечерам работал в хирургических отделениях больниц. С 1897 г. он — ассистент кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, которой руководил профессор П. И. Дьяконов. В это время началась его интенсивная и разносторонняя научная деятельность, темы которой определялись самой жизнью — запросами практической хирургии.
В 1910 г. Н. И. Напалков защитил докторскую диссертацию на тему «Шов сердца и кровеносных сосудов», за которую получил премию им. профессора Новацкого. Он предвидел широкое развитие сердечно-сосудистой хирургии и реаниматологии. Еще в 1902 г. писал о возможности и необходимости открытого массажа сердца как способа оживления, а в 1904 г. опубликовал специальную работу на эту тему. Об этом сейчас никто не вспоминает. А ведь работами Напалкова была заложена основа современной реаниматологии.
В последующем Н. И. Напалков обращается к многим важнейшим проблемам хирургии и неизменно вносит в каждую из них новаторские предложения, улучшающие диагностику и лечение хирургических болезней. К ним относятся эхинококкоз, болезни прямой кишки, болезни сосудов, переломы костей, огнестрельные ранения костей, суставов и брюшной полости, эмпиемы плевральной полости, костно-суставной туберкулез, злокачественные опухоли, грыжи живота и пр. Много внимания он уделял различным разделам пластической хирургии, вопросам урологии и нейрохирургии. Один из хирургов профессор В. Д. Анчелевич (Иркутск) писал: «Вся жизнь Николая Ивановича — это искание, клинические и экспериментальные исследования, проверка новых теорий и концепций, внедрение в клинику новых методов, рационализация».
Много внимания Н. И. Напалков уделял теоретическим и педагогическим вопросам в хирургии. Совместно с профессором А. М. Заблудовским опубликовал книгу «Лечение ран» (1913), в которой трактовка раневого процесса и регуляция его близка к современным знаниям. В соавторстве с профессорами П. И. Дьяконовым, Ф. И. Рейном и Н. К. Лысенковым написал первое русское двухтомное руководство «Лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии», удостоенное премии профессора И. Ф. Буша, и другие книги и руководства.
После смерти П. И. Дьяконова профессор Н. И. Напалков несколько лет возглавлял клинику, но после объявления конкурса на должность заведующего был избран другой претендент. Его ученики утверждали, что немалую роль в этом сыграли прямота, принципиальность и независимость учителя. Напалков вынужден был перейти на должность ассистента, что, конечно, его тяготило, и в 1912 г. он во главе отряда общества Красного Креста уехал на Балканскую войну в Грецию. После возвращения с войны в 1913 г. его избрали заведующим кафедрой факультетской хирургии Варшавского университета. В 1915 г. в связи с первой мировой войной Варшавский университет был переведен в Ростов-на-Дону. Так Николай Иванович оказался на Донской земле.
Здесь профессор Н. И. Напалков создал солидную клинику с учебными комнатами и лабораториями, великолепной библиотекой с книгами не только на русском, но и на других языках.
Вскоре были заложены основы анатомического музея удаленных во время операций препаратов (в последующем музей считали лучшим в стране) и построена аудитория для студентов. Причем Николай Иванович не только сам спроектировал аудиторию, но и лично руководил ее строительством. Его ученик доцент А. С. Бродский по этому поводу писал: «Николай Иванович строил аудиторию с любовью и щепетильной заботой о том, чтобы студентам отовсюду было хорошо видно и слышно лектора, а постройка была прочной. К этой работе Николай Иванович сумел привлечь всех своих сотрудников. Часто не было денег для строительства, и тогда сотрудники во главе с Николаем Ивановичем отдавали свою очередную зарплату для своевременного расчета с рабочими».
По приезду в Ростов профессор Н. И. Напалков организовал хирургическое общество, председателем которого был почти до самой смерти. Он был организатором, руководителем и вдохновителем четырех съездов Северо-Кавказского края (1925, 1927, 1929 и 1936 гг.). Фактически эти съезды были всесоюзными. Основными задачами съездов Н. И. Напалков считал необходимость «выявить наличность хирургов на Кавказе, вывести их из глухих уголков их повседневной работы на свет хирургической общественности и вовлечь их в творческую работу хирургической мысли в крае, возбудив научное соревнование». В 1927 г. он был избран председателем XIX съезда хирургов СССР, который проходил в Ленинграде.
Много внимания уделял Напалков профилактике хирургических болезней. Еще в период столыпинских реформ он писал о том, что врачи должны нести медицинские знания населению, и хлопотал, чтобы рабочие и их семьи находились под диспансерным наблюдением. Н. И. Напалков рассматривал организм заболевшего человека не только как объект биологический, но и как объект социальный: «Хирург в полной мере выполнит свой социальный долг, когда будет способствовать готовить людей труда с детства (школа), тренировать их в юности (спорт), рационализировать в зрелости и обеспечить тем заслуженный покой в старости. Так будет достигнуто оздоровление труда при одновременном повышении его производительности». Эти рекомендации близки работам Н. И. Пирогова, посвященным вопросам образования и воспитания. Такого представления о медицине и деятельности врачей не хватает в наше тревожное время!
Внедрение Н. И. Напалкова в общие проблемы медицины подтверждается публикацией его брошюры «Об алкоголизме», в которой исследователь подчеркивал, что это — недуг, который имеет экономическое, бытовое и моральное значение, а потому устранять его должен духовник-врач.
Николай Иванович опубликовал ряд монографий и около 200 научных статей, многие из которых представляют научную ценность и в наши дни. Он оставил после себя большую школу хирургов, среди которых 25 профессоров и доцентов.
Независимого, предельно честного, прямолинейного и талантливого ученого начальствующие лица недолюбливали. Можно только удивляться, что он не попал в «мясорубку репрессий» того времени. Может быть, здесь сыграла роль тяжелая болезнь ученого. В 1937 г. Николай Иванович поставил себе диагноз — рак желудка. Категорически отказался от исследования, начал быстро слабеть, терять вес и 6 января 1938 г. умер от этого заболевания.
Однако ему и клинике, с которой он был как единое целое, нашли возможность сделать неприятность и после смерти. Заведующим созданной им кафедры факультетской хирургии был избран не его ученик, а вскоре эту кафедру занял ученик Н. А. Богораза, с которым у Н. И. Напалкова были весьма сложные отношения — устранили преемственность и традиции школы Напалкова. До осени 1963 г. о Н. И. Напалкове в его клинике, да и в мединституте не вспоминали, будто его и не было вовсе.
Осенью 1963 г. извлекли из тайников его портреты, повесили их в ординаторской и в кабинете нового заведующего кафедрой. А затем были проведены конференции (они носили характер всесоюзных), посвященных 50-летию клиники (1965 г.), основанной Напалковым (1915), и столетию со дня его рождения (20-21 ноября 1968 г.), на которых была дана высокая объективная оценка жизни и деятельности корифея отечественной медицины и основоположника научной хирургии южного региона России.
|