Решетова Н. А. "Санкцию запросить в ВЧК..." // Донской временник. Год 1995-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1994. Вып. 3. С. 88-93 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m13/0/art.aspx?art_id=201
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1995-й
История здравоохранения и медицины Ростовской области
«...САНКЦИЮ ЗАПРОСИТЬ В ВЧК...»
профессора медицинского факультета Донского университета А. А. Жандр и З. В. Гутников
Русские эмигранты следили за судьбами соотечественников, оставшихся в России. В одном из берлинских журналов сообщение о расстреле в Ростове-на-Дону профессоров Донского университета З. В. Гутникова и А. А. Жандра появилось вначале 1922 г. Появилось с опозданием: казнь по приговору коллегии Донской чрезвычайной комиссии состоялась еще 1 августа 1920 г.
Отвечая на вопросы следователя о характере отношений с другими арестованными, З. В. Гутников сказал, что Жандр А. А. — «его товарищ уже 25 лет». Именно четверть века назад, в августе 1895 г., З. В. Гутников начал работать в Варшавском университете, но А. А. Жандр появился там позже в июле 1902 г. Когда и где могли впервые встретиться эти люди, жизнь которых оборвалась в один и тот же день? В кругу общих знакомых, коллег, на собрании научного общества?.. Так или иначе, но их судьбы, развивавшиеся до определенного момента независимо друг от друга, соединились
Жизнь Александра Андреевича Жандра протекала не только в тиши лаборатории и кабинета. Родился 7 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье сенатора, в 5 лет был зачислен в пажи ко двору. Восемнадцатилетним его произвели в корнеты Лейб-гвардии Уланского полка, а через три года он отличился в сражениях с неприятелем во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был ранен. О боевых заслугах свидетельствовали ордена св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость», Румынский железный крест, памятная «светлобронзовая» медаль. Позже к этим наградам присоединились ордена св. Станислава 2 ст. и св. Анны 3 ст., «Всемилостивейше пожалованные» профессору Императорского Варшавского университета «за отлично усердную службу и особые труды».
А. А. Жандр учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, занимался физиологией в лаборатории И. М. Сеченова. Окончив университет в 1882 г., он направился в Цюрих, где прослушал курс лекций на медицинском факультете университета, стал ассистентом по кафедре физиологии, работал в физиологической лаборатории профессора Л. Германа. Будучи уже магистром зоологии (по решению Санкт-Петербургского университета), А. А. Жандр окончил Императорскую военно-медицинскую академию в 1890 году со степенью лекаря с отличием. В 1897 г. он стал доктором медицины. Научные исследования сочетались то с преподавательской деятельностью (в Александровском кадетском корпусе, военно-медицинской академии, Варшавском университете), то с напряженной практической работой в качестве ординатора военного госпиталя или полкового врача, являлся соредактором «Русского физиологического журнала имени И. М. Сеченова». Первая мировая воина застала его во Франции. А. А. Жандр более двух месяцев лечил раненых в одном из госпиталей Французского Красного креста, проявив преданность делу высокие профессиональные качества.
Зиновий Васильевич Гутников родился 11 ноября 1857 года далеко от столицы, в Харьковской губернии. Он был несколько моложе А. А. Жандра. В отличие от отца и других близких, бывших священниками, посвятил свою жизнь не церковному служению, а научным исследованиям в области медицины. Первые же шаги по этому пути привели к успеху. В 1884 г. в связи с окончанием курса медицинских наук в Императорском Харьковском университете ему присвоили степень лекаря с отличием, а после дополнительных экзаменов — звание уездного врача. Защита диссертации на тему «Материалы к учению о химическом составе мозга человека» увенчалась утверждением З. В. Гутникова в степени доктора медицины. Это решение Совет Харьковского университета принял 29 мая 1893 г.
По прошествии полугода работы в должности сверхштатного ассистента кафедры нервных и душевных болезней Варшавского университета 3. В. Гутников назначается экстраординарным профессором кафедры частной патологии и терапии. С июля 1899 г. и в последующие годы Зиновий Васильевич являлся профессором кафедры общей терапии и врачебной диагностики, возглавлял специальную клинику. Ордена св. Анны 2 ст., св. Станислава 2 ст., генеральский чин действительного статского советника говорили о признании его заслуг и профессионализма.
Имя Гутникова было известно и за пределами России. Этому способствовали не только публикации его трудов, но и личные контакты с учеными из других стран, заграничные командировки. В августе 1897 г. Гутников участвовал в Московском международном съезде врачей. В мае 1899 г. его направили на Берлинский конгресс «для изыскания средств борьбы с туберкулезом» (еще некоторое время спустя после трагической гибели профессора в Ростов продолжали приходить письма и приглашения от иностранных коллег: ждали его новых статей, выступлений на конференциях...).
Интересы 3. В. Гутникова не ограничивались сферой науки. Он увлекался искусством, собрал большие коллекции картин и часов. В семье складывались и музыкальные традиции.
Вскоре после событий октября 1917 г. Гутникову исполнилось 60 лет. Он, как и А. А. Жандр, перешагнувший этот рубеж двумя годами раньше, продолжал активно трудиться, авторитет его был высок, в том числе и среди студентов. Не удивительно, что имена Жандра и Гутникова оказались связанными с деятельностью «Научно-трудового общества студентов медиков и медичек при Донском университете», возглавлявшегося студентом А. Н. Успенским. Жандр был почетным председателем этого общества. Гутников участвовал в его артистическом отделе, выступал в роли распорядителя некоторых мероприятий. Цели общества были многоплановы: организация взаимопомощи, создание благоприятных условий для учебы, отдыха, издания книг, курсов лекций. В мирное время этим бы все и ограничилось, но шла гражданская война, Дон отказался подчиниться советской власти. Врачам, как известно, на войне достается труднейшая задача — залечивать раны, спасать пострадавших, не щадя собственных сил, здоровья, жизни. Больницы, клиники (в том числе клиника Гутникова) и приспособленные под лазареты школьные помещения быстро переполнились. Одним из наиболее трудных участков для врачей был ростовский железнодорожный вокзал. Уже в декабре 1917 г. из членов «Научно-трудового общества» на вокзале был сформирован санитарный отряд при распределителе раненых. Дежурства длились круглосуточно. Члены общества проводили сборы пожертвований в пользу пострадавших от войны, устраивали вечера, спектакли.
В ноябре 1918 г. были направлены телеграммы генералам П. Н. Краснову и А. И. Деникину. Студенты приветствовали доблестную Донскую армию и Добровольческую армию, объединившиеся ради воссоздания единой великой России. В ответной телеграмме атамана П. Н. Краснова на имя профессора А. А. Жандра выражалась благодарность «за привет» Донской армии и говорилось: «... Счастлив хотя чем-либо помочь учащейся молодежи — светлому будущему Донской земли. Прошу говорить мне о своих нуждах». Жандр встречался с представителями Донского правительства, просил о содействии обществу, например, о субсидии издательскому отделу на условиях возвращения денег по мере продажи книг. Донской атаман назначил его председателем комиссии по устройству общежитий для учащихся вузов Ростова.
...1920 год. В первые же месяцы советской власти все медики Дона были взяты на учет. Специалисты такого высокого уровня, как профессор Жандр и Гутников, находились даже под «особой защитой и охраной» Ростово-Нахичеванского ревкома, и «всякие самочинные обыски, аресты и попытки грабежа» должны были преследоваться «по всей строгости законов военного времени».
Жандр и Гутников продолжали преподавать на медицинском факультете университета, участвовали в подготовке ускоренного выпуска врачей. Гутников числился также флагманским врачом штаба начальника Донской речной дивизии Азовской военной флотилии.
Но в начале июля 1920 г. они были арестованы. Ходатайства об их освобождении не смогли соперничать с информацией, предоставленной студентами-членами комячейки: «Научно-трудовое общество...», вокруг которого в 1917-1919 г. группировалось контрреволюционное и черносотенное студенчество, продолжает работать!.. «Добро» на расстрел профессоров Жандра А. А. и Гутникова 3. Б. как создателей этого «контрреволюционного ядра» и «защитников белых банд» пришло из ВЧК очень быстро. Тогда же Дончека приговорила к расстрелу 27-летнего ассистента А. Н. Успенского, названного, видимо, для придания большего веса контрреволюционной организации, приват-доцентом...
На одной из фотографий 3. В. Гутников играет в шахматы с человеком, о котором известно только то, что он был его очень близким другом. Возможно, это и есть А. А. Жандр?
|