Шевченко В. В. "Угольное дело" станицы Мелиховской // Донской временник. Год 2011-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2010. Вып. 19. С. 146-147. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=741
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2011-й
Предпринимательство и благотворительность в донском крае
См. также: Аистова Н. К. Ростовское книжное издательство "Донская речь" Н. Е. Парамонова
В. В. Шевченко
«УГОЛЬНОЕ ДЕЛО» СТАНИЦЫ МЕЛИХОВСКОЙ
К 135-летию со дня рождения Н. Е. Парамонова
В начале января 1913 года на своём личном автомобиле в станицу Мелиховскую [современное название станицы, в большинстве же документов – Мелеховская] прибыл Николай Елпидифорович Парамонов и остановился у станичного правления. Прошёл в комнату атамана, войскового старшины Виктора Григорьевича Пахомова, и oбратился с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» земли для разведки и добычи каменного угля «на выгодных во всех отношениях для станичного общества условиях», аналогичных договору 1907 года «Об аренде в юрте Мелеховской станицы земельного участка в 4 квадратных версты».
Пахомов дал согласие: такой вопрос был в компетенции станичного Сбора.
Сбор состоялся 21 января, в составе его председателя Пахомова и 84 человек (должностные лица станичного и хуторских правлений и выборные общественные представители). Директор-распорядитель «Товарищества» Михаил Васильевич Леонтьев обратился к присутствующим с просьбой о тридцатилетней аренде земли при реке Кадамовка, близ хутора Сидоровка, с правом бесплатно добывать песок, глину и камень.
После долгих споров большинство порешило: «Земельный участок юртовой земли, мерою 10 квадратных вёрст, под разведки в течение 6 лет, а затем на 30-летний срок под разработку каменного угля, с платою по ½ копейки с каждого пуда угля, обязательная добыча которого определена в 5 млн. пудов год, в аренду «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» выделить».
Приговор направили в Областное Правление Войска Донского.
Парамонов, по всей вероятности, полагал, что сможет незамедлительно взяться за работу. Однако через два дня после поступления Приговора в Войсковое Правление посыпались заявления: признать Приговор от 21. 01. 1907 года за № 6 недействительным.
В прошении группы 28 выборных казаков отмечалось:
«Защищая интерес общества, мы признаём, что гг. выборные от десятидворных отдали землю наследникам Парамонова 21 января неправильно, т. е. без торгов, без публикации (т. е. в газете. – В. Ш.)о вызове желающих взять выработку угля, и многие из выборных не знали, что отдача помянутой земли (10 кв. вёрст) под выработку угля наследникам Парамонова будет 21 января, так как не было об этом упомянуто в повестках приглашения на сбор. Также признаём, что гг. выборные отдали землю на прежних условиях неправильно, ибо многие из этих выборных после отдачи Парамонову 4-х квадратных вёрст земли в 1907 году роптали по настоящее время, что, отдавая землю в первый раз под выработку угля, по неопытности много упустили общественного интереса, и самый большой из интересов – отдача камня для построек Парамонова. Упущение интереса произошло больше из-за того, что уполномоченный от Парамонова для присутствования на сборе господин Леонтьев объяснил, что для рудничных построек потребуется не больше 6 десятин земли, а оказывается, что он 6 десятин уже застроил, в 1911 году занял ещё 40 десятин, в 1912 году ещё занял, но неизвестно сколько. Всю занятую землю будет застраивать из нашего общественного камня [1].
«Что за причина, что господа выборные отдали землю наследникам Парамонова за одну и ту же цену и на прежних условиях?» – спрашивают несогласные и тут же отвечают: «Один из выборных сказал по совести, что присланный Парамоновым господин Леонтьев дал сбору на могарычи сто рублей и по окончании сбора у выборных были не могарычи, а был под названием волчий обед» (Попойка с обильной закуской. – В. Ш.) [2].
Предписание Войскового Правления – разобраться в деле, представить отчётный доклад, – Окружное правление направило станичному атаману, а тот отсылал отписки и рапорты в Войсковое и окружное правления.
Бумажная волокита затянулась. И конкуренты Парамонова, Саломатин и Владимир Васильев, поспешили ею воспользоваться. Несмотря на то, что в отношении наличного капитала претендентам было далеко до Парамонова, они предложили станичному обществу более выгодные условия аренды, выразив готовность сразу внести 15–20 тыс. рублей и платить станичному обществу по копейке с каждого пуда добытого угля. И подали заявки в Войсковое и Окружное правления.
Привожу рапорт Пахомова от 12 марта 1913 года в Областное правление:
«21 января с. г. приговором за № 6 общество отдало под разведки и эксплуатацию антрацита 10 кв. вёрст общественной земли «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» по ½ копейки с пуда.
27 февраля с. г. было получено мною заявление г. Саломатина и сего дня заявление диакона Васильева, который просит отдать ему тот же участок земли с платой по 1 копейке с пуда и сегодня же означенные заявления доложены были сбору, который решил прошения Саломатина и Васильева представить в Областное правление на его распоряжение, которые при сём представляю.
Приложения: заявления Саломатина и Васильева.
Станичный атаман Пахомов».
7 апреля состоялся новый Сбор. И поскольку, согласно заявлениям Саломатина и Васильева, каждый из них «даст вдвое дороже, чем предложило «Товарищество Е. Т. Парамонов и сыновья», т. е. по копейке с пуда, с обязательной выработкой 5 млн. пудов, что составит в год 50 тыс. рублей, значит лишних 25 тысяч в год, что для общества составит большую сумму», постановление было следующим:
«За проектируемый участок в 10 кв. вёрст «Товариществу Парамоновых» назначить торги на этот участок с участием Саломатина и диакона Васильева, о чём им сообщить и объявить о торгах в «Областных ведомостях», в чём приговор и утверждаем нашим подписом.
Станичный атаман Пахомов
Помощники: Жирков, Щербаков
казначей: Яковлев».
Ниже – подписи 83 выборных [3].
16 апреля на очередном Сборе вновь рассматривался вопрос «О неправильной отдаче нами «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» 10 вёрст земли под разведку и разработку антрацита на 36 лет».(6 – на разведку, 30 – на эксплуатацию – В. Ш.)
Приговор отмечал:
«По выслушании сего вопроса и по обсуждению ПОСТАНОВИЛИ:
В дополнение приговора 7 апреля за № 56 назначить торги на отдаваемый участок юртовой земли в 10 кв. вёрст с участием Парамонова, Саломатина, Васильева.
О дне торга объявить в «Войсковых ведомостях».
В чём приговор сей утверждаем нашим подписом [4].
Помощник Окружного атамана полковник Грузинов направил в Областное Правление рапорт (3 мая, № 2082):
«Вследствие предписаний от 24 и 30 марта сего года за № 1517 и 1572, представляя при сём 3 заявления: мещанина Саломатина, диакона Васильева и граждан станицы Мелеховской, по вопросу об отдаче в арендное содержание 10 квадратных вёрст общественной земли под разведки и разработку каменного угля, и два приговора Мелеховского станичного общества от 7 и 16 минувшего апреля, за № № 56 и 59, о желании назначить торги на отдачу в аренду означенного участка земли, с вызовом всех заинтересованных в этом деле лиц, довожу Областному Правлению, что с постановлением станичного сбора я согласен.
Временно исполняющий дела Окружного Атамана
Полковник Грузинов» [5].
Согласно документу Войскового Правления (17 августа 1913 года, № 223), «торги на отдачу в аренду упомянутого выше угольного участка были назначены на 29 августа в 12 часов дня в здании станичного правления» [6].
В пояснительной справке указывается: «... каждый торгующийся должен внести перед торгами залог в размере не менее 15 тысяч рублей наличными деньгами или гарантированными правительством процентными бумагами, каковой залог остаётся в распоряжении станичного общества во всё время разведок и выдаётся за удержанием из него 500 рублей в пользу общества за право производства разведок. Если же в течение трёх лет предприниматель совсем не приступил к разведкам, или таковые не будут вестись им непременно, то упомянутый залог поступает всецело в пользу станичного общества, а угленосный участок сдаётся в аренду или с торгов, или по добровольному соглашению с новым предпринимателем» [6].
Победу одержал Парамонов. «Товарищество» обязалось ежегодно выплачивать станичному обществу за добытый уголь по 50 тысяч рублей и дополнительно 15 тысяч «на разные общественные нужды» за добычу камня, песка, глины.
Обязательства Парамонов выполнял строго, даже в годы Первой мировой войны. Лишь после Февральского переворота плата стала пробуксовывать, а после прихода к власти большевиков прекратилась полностью.
ИСТОЧНИКИ
- ГАРО. Ф. 301. Д. 783. Л. 21.
- Там же. Л. 22.
- Там же. Л. 23, 24.
- Там же. Л. 25.
- Там же. Л. 33.
- Там же. Л. 42.
См. также раздел "История Усть-Донецкого района Ростовской области"
См. также: Аистова Н. К. Ростовское книжное издательство "Донская речь" Н. Е. Парамонова
|