Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Шевченко В. В. "Угольное дело" станицы Мелиховской // Донской временник. Год 2011-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2010. Вып. 19. С. 146-147. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=741

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2011-й

Предпринимательство и благотворительность в донском крае

См. также: Аистова Н. К. Ростовское книжное издательство "Донская речь" Н. Е. Парамонова

В. В. Шевченко

«УГОЛЬНОЕ ДЕЛО» СТАНИЦЫ МЕЛИХОВСКОЙ

К 135-летию со дня рождения Н. Е. Парамонова

 

Николай Елпидифорович Парамонов В начале января 1913 года на своём личном автомобиле в станицу Мелиховскую [современное название станицы, в большинстве же документов – Мелеховская] прибыл Николай Елпидифорович Парамонов и остановился у станичного правления. Прошёл в комнату атамана, войскового старшины Виктора Григорьевича Пахомова, и oбратился с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» земли для разведки и добычи каменного угля «на выгодных во всех отношениях для станичного общества условиях», аналогичных договору 1907 года «Об аренде в юрте Мелеховской станицы земельного участка в 4 квадратных версты».

Пахомов дал согласие: такой вопрос был в компетенции станичного Сбора.

Сбор состоялся 21 января, в составе его председателя Пахомова и 84 человек (должностные лица станичного и хуторских правлений и выборные общественные представители). Директор-распорядитель «Товарищества» Михаил Васильевич Леонтьев обратился к присутствующим с просьбой о тридцатилетней аренде земли при реке Кадамовка, близ хутора Сидоровка, с правом бесплатно добывать песок, глину и камень.

После долгих споров большинство порешило: «Земельный участок юртовой земли, мерою 10 квадратных вёрст, под разведки в течение 6 лет, а затем на 30-летний срок под разработку каменного угля, с платою по ½ копейки с каждого пуда угля, обязательная добыча которого определена в 5 млн. пудов год, в аренду «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» выделить».

Приговор направили в Областное Правление Войска Донского.

Парамонов, по всей вероятности, полагал, что сможет незамедлительно взяться за работу. Однако через два дня после поступления Приговора в Войсковое Правление посыпались заявления: признать Приговор от 21. 01. 1907 года за № 6 недействительным.

В прошении группы 28 выборных казаков отмечалось:

«Защищая интерес общества, мы признаём, что гг. выборные от десятидворных отдали землю наследникам Парамонова 21 января неправильно, т. е. без торгов, без публикации (т. е. в газете. – В. Ш.)о вызове желающих взять выработку угля, и многие из выборных не знали, что отдача помянутой земли (10 кв. вёрст) под выработку угля наследникам Парамонова будет 21 января, так как не было об этом упомянуто в повестках приглашения на сбор. Также признаём, что гг. выборные отдали землю на прежних условиях неправильно, ибо многие из этих выборных после отдачи Парамонову 4-х квадратных вёрст земли в 1907 году роптали по настоящее время, что, отдавая землю в первый раз под выработку угля, по неопытности много упустили общественного интереса, и самый большой из интересов – отдача камня для построек Парамонова. Упущение интереса произошло больше из-за того, что уполномоченный от Парамонова для присутствования на сборе господин Леонтьев объяснил, что для рудничных построек потребуется не больше 6 десятин земли, а оказывается, что он 6 десятин уже застроил, в 1911 году занял ещё 40 десятин, в 1912 году ещё занял, но неизвестно сколько. Всю занятую землю будет застраивать из нашего общественного камня [1].

«Что за причина, что господа выборные отдали землю наследникам Парамонова за одну и ту же цену и на прежних условиях?» – спрашивают несогласные и тут же отвечают: «Один из выборных сказал по совести, что присланный Парамоновым господин Леонтьев дал сбору на могарычи сто рублей и по окончании сбора у выборных были не могарычи, а был под названием волчий обед» (Попойка с обильной закуской. – В. Ш.) [2].

Предписание Войскового Правления – разобраться в деле, представить отчётный доклад, – Окружное правление направило станичному атаману, а тот отсылал отписки и рапорты в Войсковое и окружное правления.

Бумажная волокита затянулась. И конкуренты Парамонова, Саломатин и Владимир Васильев, поспешили ею воспользоваться. Несмотря на то, что в отношении наличного капитала претендентам было далеко до Парамонова, они предложили станичному обществу более выгодные условия аренды, выразив готовность сразу внести 15–20 тыс. рублей и платить станичному обществу по копейке с каждого пуда добытого угля. И подали заявки в Войсковое и Окружное правления.

Привожу рапорт Пахомова от 12 марта 1913 года в Областное правление:

«21 января с. г. приговором за № 6 общество отдало под разведки и эксплуатацию антрацита 10 кв. вёрст общественной земли «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» по ½ копейки с пуда.

27 февраля с. г. было получено мною заявление г. Саломатина и сего дня заявление диакона Васильева, который просит отдать ему тот же участок земли с платой по 1 копейке с пуда и сегодня же означенные заявления доложены были сбору, который решил прошения Саломатина и Васильева представить в Областное правление на его распоряжение, которые при сём представляю.

Приложения: заявления Саломатина и Васильева.

Станичный атаман Пахомов».

7 апреля состоялся новый Сбор. И поскольку, согласно заявлениям Саломатина и Васильева, каждый из них «даст вдвое дороже, чем предложило «Товарищество Е. Т. Парамонов и сыновья», т. е. по копейке с пуда, с обязательной выработкой 5 млн. пудов, что составит в год 50 тыс. рублей, значит лишних 25 тысяч в год, что для общества составит большую сумму», постановление было следующим:

«За проектируемый участок в 10 кв. вёрст «Товариществу Парамоновых» назначить торги на этот участок с участием Саломатина и диакона Васильева, о чём им сообщить и объявить о торгах в «Областных ведомостях», в чём приговор и утверждаем нашим подписом.

Станичный атаман Пахомов

Помощники: Жирков, Щербаков

казначей: Яковлев».

Ниже – подписи 83 выборных [3].

16 апреля на очередном Сборе вновь рассматривался вопрос «О неправильной отдаче нами «Товариществу Е. Т. Парамонов и Сыновья» 10 вёрст земли под разведку и разработку антрацита на 36 лет».(6 – на разведку, 30 – на эксплуатацию – В. Ш.)

Приговор отмечал:

«По выслушании сего вопроса и по обсуждению ПОСТАНОВИЛИ:

В дополнение приговора 7 апреля за № 56 назначить торги на отдаваемый участок юртовой земли в 10 кв. вёрст с участием Парамонова, Саломатина, Васильева.

О дне торга объявить в «Войсковых ведомостях».

В чём приговор сей утверждаем нашим подписом [4].

Помощник Окружного атамана полковник Грузинов направил в Областное Правление рапорт (3 мая, № 2082):

«Вследствие предписаний от 24 и 30 марта сего года за № 1517 и 1572, представляя при сём 3 заявления: мещанина Саломатина, диакона Васильева и граждан станицы Мелеховской, по вопросу об отдаче в арендное содержание 10 квадратных вёрст общественной земли под разведки и разработку каменного угля, и два приговора Мелеховского станичного общества от 7 и 16 минувшего апреля, за № № 56 и 59, о желании назначить торги на отдачу в аренду означенного участка земли, с вызовом всех заинтересованных в этом деле лиц, довожу Областному Правлению, что с постановлением станичного сбора я согласен.

Временно исполняющий дела Окружного Атамана

Полковник Грузинов» [5].

Согласно документу Войскового Правления (17 августа 1913 года, № 223), «торги на отдачу в аренду упомянутого выше угольного участка были назначены на 29 августа в 12 часов дня в здании станичного правления» [6].

В пояснительной справке указывается: «... каждый торгующийся должен внести перед торгами залог в размере не менее 15 тысяч рублей наличными деньгами или гарантированными правительством процентными бумагами, каковой залог остаётся в распоряжении станичного общества во всё время разведок и выдаётся за удержанием из него 500 рублей в пользу общества за право производства разведок. Если же в течение трёх лет предприниматель совсем не приступил к разведкам, или таковые не будут вестись им непременно, то упомянутый залог поступает всецело в пользу станичного общества, а угленосный участок сдаётся в аренду или с торгов, или по добровольному соглашению с новым предпринимателем» [6].

Победу одержал Парамонов. «Товарищество» обязалось ежегодно выплачивать станичному обществу за добытый уголь по 50 тысяч рублей и дополнительно 15 тысяч «на разные общественные нужды» за добычу камня, песка, глины.

Обязательства Парамонов выполнял строго, даже в годы Первой мировой войны. Лишь после Февральского переворота плата стала пробуксовывать, а после прихода к власти большевиков прекратилась полностью.

 

ИСТОЧНИКИ

  1. ГАРО. Ф. 301. Д. 783. Л. 21.
  2. Там же. Л. 22.
  3. Там же. Л. 23, 24.
  4. Там же. Л. 25.
  5. Там же. Л. 33.
  6. Там же. Л. 42.

 

См. также раздел "История Усть-Донецкого района Ростовской области"

См. также: Аистова Н. К. Ростовское книжное издательство "Донская речь" Н. Е. Парамонова

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"