Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова Л. Ф. Эллинское благотворительное общество Ростова-на-Дону // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 157-160 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m12/0/art.aspx?art_id=1970

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Благотворительность

Л. Ф. Волошинова

ЭЛЛИНСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО РОСТОВА-НА-ДОНУ

В Ростове-на-Дону в ХIХ веке жили и работали многочисленные выходцы из Греции, сыгравшие видную роль в коммерческой и общественной жизни города. Среди таганрогских контор, которые водворяются в Ростове к 1850 году, были «Ралли-Скараманга», «Рудоконаки сыновья и К°», «Муссури», «Мариолики» [1]. Позднее список таганрогских, ейских, мариупольских предпринимателей, ведущих свои торговые дела в Ростове, пополнили К. Н. Маврогордато, Х. А. и Ф. А. Феофани, М. С. Вальяно, Кондоянаки, М. С. и Е. Л. Зифо, Фаллиеро, Д. М. Целентис [2; 3].

Греки составляли значительную часть Ростовского биржевого общества (21 человек из 151 члена) [4]. А среди ростовцев греческого происхождения этого периода, проявивших себя в области просвещения и искусства, нельзя не вспомнить первого городского фотографа А. Антонопуло, первого владельца типографии П. С. Муссури, зачинателя оперетты на Юге России, антрепренёра Г. С. Вальяно, директора Петровского реального училища Н. М. Сарандинаки, директора Ростовского музыкального училища Н. К. Авьерино. Все они были выходцами из Таганрога.

Члены ростовской греческой колонии, как называли их в городе, вносили денежные средства на сооружение памятника Александру II, возведение городской больницы, попечительствовали отдельным начальным училищам города. Но остро осознанная потребность в познании родного языка, культуры и канонов веры побудила их искать духовного наставника. Им становится Савва Парисис – священник старейшей христианской церкви из Керчи.

Коммерческие связи греческих предпринимателей Ростова с этим городом всегда были основательными. И неудивительно, что именно оттуда греческой колонией был приглашён будущий глава благотворительного общества.

 «Он родился в 1869 году, в Галлиполи . .. Здесь получил начальное образование, затем окончил богословскую школу в Константинополе. Секретарствовал у митрополита в Серресе (Македония), учительствовал и заведовал школами в родном Галлиполи. После землетрясения 1894 г. перебирается в Константинополь. Знакомится с русским послом и при его содействии едет в Россию, в Киевскую духовную академию. Получив звание кандидата богословия, был определён настоятелем древнего греческого Предтеченского храма в Керчи и заведующим его школами. В 1905 г., по приглашению ростовской греческой колонии, переехал в Ростов-на-Дону; … “здесь по его инициативе и при ближайшем участии греков, живущих в сем городе”строится церковь в честь Благовещения Пресвятые Богородицы со школой. О. Савва был первым настоятелем храма “ и пользовался большой популярностью и уважением прихода”» [5].

11 марта 1906 года газета «Южный телеграф» сообщала:

«Местной греческой колонии разрешено совершение богослужений на греческом языке в маленькой церкви Св. Николая Чудотворца, помещающейся под колокольнею местного старого собора» [6].

Однако такой храм не удовлетворяет членов греческой общины. Об этом свидетельствует сообщение в газете от 26 мая с. г.: «Покойным В. М. Котляровым завещано было городу для духовно-просветительных целей подворье. Так как подворье это довольно обширно и выходит на две улицы Скобелевскую и Сенную, то Эллинское благотворительное общество вошло в управу с предложением о продаже ему этого места за 15 тыс. руб. для постройки на нём каменного греческого храма. Поданное по этому поводу заявление вносится управою на разрешение Городской думою» [7].

Впервые в печати вчерашняя греческая колония называется Эллинским благотворительным обществом. Это прошение не было удовлетворено. Дума иначе распорядилась завещанным домовладением. Но вновь созданное общество продолжает искать место для возведения греческого храма.

16 февраля 1907 года на очередном заседании Городской думы был «заслушан доклад Городской управы по ходатайству Эллинского благотворительного общества о продаже ему для постройки Греческой церкви и училища при ней городского места на углу Ткачёвского переулка и Мало-Садовой улицы по цене 20 руб. за кв. саж.» [8, с. 90].

Согласно заключению Финансовой комиссии в присутствии 23-х гласных единогласно постановили: «отчудить Эллинскому благотворительному обществу в собственность для постройки греческой церкви и училища усадебного участка городской земли на углу Ткачёвского пер. и Мало-Садовой улицы общею мерою 936,33 кв. саж., предназначавшийся ранее для нужд Музыкального общества за плату по двадцать руб. за кв. саж. с отнесением расходов по совершаемой купчей крепости на счёт приобретателя, причём включить в условие, что если Эллинским благотворительным обществом в течение трёхлетнего срока со дня совершения купчей крепости храм и училище не будут сооружены, то Городское управление имеет право отобрать отчуждаемый участок земли обратно, возвратив обществу уплаченные за этот участок деньги по 20 руб. за кв. саж.» [8, с. 91].

Автором проекта храма во имя Благовещенья Пресвятой девы Марии стал архитектор И. П. Злобин [5], недавно исполнявший должность епархиального архитектора в Новочеркасске. Освятили выстроенный храм в сентябре 1909 года [9].

Вот как описал его городской архитектор Г. Н. Васильев, который и возводил храм:

«Греческая церковь построена на средства местной греческой колонии. Стены церкви кирпичные, кладка на сложном растворе, с облицовкой инкерманским известняком; из него же сделаны колонны, карнизы и прочие наружные украшения. Внутренние потолочные перекрытия и колонны – железобетонные системы Геннебика. Отопление центральное водяное, с вытяжной вентиляцией. Иконостас мраморный (из греческого мрамора с острова Самос)» [10].

Традиционное объёмно-пространственное решение храма было характерно для русского классицизма. Оно включало парадный вход-притвор, молельный зал и алтарную часть, расположенные по единой оси запад-восток. Двухъярусная звонница над притвором и невысокий световой барабан с пологим куполом высились над нижним ярусом церкви. Три входа были украшены четырёхколонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Верхний ярус звонницы в виде ротонды украшали ионические колонки и венчал пологий купол. Художественный облик храма формировали архитектурные детали в греческом стиле (неогрек). Росписи в церкви выполнил известный нахичеванский художник Е. Г. Черепахин [5].

Главными жертвователями на строительство храма были владелец крупнейшего ростовского пароходства Харлампий Афанасьевич Феофани и владельцы табачной фабрики Иван и Ахиллес Асланиди. Харлампий Феофани после завершения строительства являлся её ктитором и членом Совета Эллинского благотворительного общества [11]. В тот год канцелярия общества помещалась при фабрике братьев Асланиди (на углу Таганрогского и Скобелевской (ныне пр. Будённовский и Красноармейская). Первым председателем общества был Ахиллес Христофорович  Асланиди.

В том же 1909 году после внезапной смерти своего брата Феодора, Харлампий Феофани в память о нём решает на свои деньги завершить строительство двухэтажного здания греческого училища [11].

После окончания строительства церковь и училище становятся своеобразным духовным центром Эллинского общества. При храме усилиями С. Парисиса вскоре была собрана библиотека на греческом языке. Он же в 1912 году стал первым заведующим училища [12, стб. 138]. В 1913 году его сменил священник греческой церкви Эл. Хр. Попандопуло, учителями были  Аф. Ст. Вараклас, Ек. Аф. Зисиада, Нат. Ст. Паниатели [13, стб. 377].

Следует отметить, что в Ростове в предреволюционные годы было немало жителей греческого происхождения, избравших педагогическое поприще. В сентябре 1916 года в Петровском реальном училище отметили 35-летие педагогической деятельности преподавателя Петра Григорьевича Кундиуса [14]. Он был статским советником, учителем математики, председателем Педагогического совета женской гимназии З. Г. Ширяевой [15, 358–359]. В 1910-е годы в частной гимназии В. И. Белинской работал преподаватель пения Юрий Павлович Феррари [16, с. 113] . В те же годы Екатерина Минаевна Иорданова была основательницей и учительницей 1-й Ростовской н/Д бесплатной воскресной школы [13], её помощницей – Софья Михайловна Трифилова [15, стб. 374.]. Учителем ручного труда работала в Ростовских мужском коммерческом  и женском училищах Наталья Васильевна Эвморфопуло [15, стб. 357, 362]. В 6-м городском мужском училище, размещавшемся в городском доме, трудилась учительницей Валентина Петровна Попандопуло (вероятно родственница священника Греческой церкви) [12, стб. 133].

Ряд членов греческой колонии Ростова входили в популярные городские сообщества.

В 1909 году при основании Общества любителей истории, природы и древностей его членами стали Н. В. Эвморфопуло и Л. Л. Трандефилов [17], в 1912 году к ним присоединился священник греческой церкви о. Савва Парисис [18].

Из других городских объединений стоит назвать общество «Лаун-Тенис» с председателем правления С. А. Эвморфопуло [16, с. 198], общество моряков торгового флота с почётным членом Ел. Ст. Диамантиди [12, стб. 161], Русское музыкальное общество с директорами Е. Г. Кундури, К. Д. Диамантиди, М. С. Маврогордато [12, стб. 166].

Ещё один малоизвестный факт из жизни греческого общества Ростова связан с попыткой издания в городе газеты на греческом языке «Этники драсис». Следует пояснить её предисторию. В 1908 году выходец из Трапезунда П. Филиппидис начал выпускать в Батуми либеральную газету «Драсис», которую спустя год переименовали в «Этники драсис» (национальная деятельность). Средства были выделены частным предпринимателем Ставросом Галиносом. В 1911 году газета переезжает в Екатеринодар. В 1913 году её переводят в Ростов-на-Дону [19].

Газета «Приазовский край» сообщала: «г. градоначальником выдано свидетельство дворянину Н. Э. Дэспотули на издание под его редакцией в Ростове газеты на греческом и русском языках «Этники драсис». Газета будет выходить от 2 до 3 раз в неделю»[20]. Печатать предполагалось в типографии «Электра» владельца Ник. Гер. Муссури, располагавшейся в доходном доме по Дмитриевской улице [15 (Типографии), стб. 699].

Николай Эммануилович Дэспотули был инспектором Российского транспортного и страхового общества [15 (Список жителей), стб. 134], проживал на квартирах в разных доходных домах.

К сожалению, ни одного номера газеты «Этники драсис» ныне не найдено. Известно только, что выпуск всех национальных газет был запрещён с началом Первой мировой войны. Но Николай Эммануилович не оставил просветительской деятельности после июля 1914 года. Через несколько лет он уже владел типографией «Электра» в Ростове, а в 1919 году печатал в своей типографии небольшим тиражом газету «Русская мысль» [21].

В начале Первой мировой войны Эллинское благотворительное общество в здании греческого училища по Ткачёвскому переулку разместило лазарет для раненых воинов на 40 кроватей. Он числился под номером семь [22].

Следует отметить, что у общества нашлись не только помещения и деньги на оборудование лазарета, но и врачи для его функционирования. В начале 1910-х годов в Ростове вели врачебный прием доктора Дмитрий Георгиевич  Кантидис, Георгий Константинович Капетанаки, Фаина Ант. Мельникова-Капетанаки, зубной врач Ал. Пав. Хартахай и другие [13, стб. 460, 461,469]. Несомненно, что они в той или иной мере содействовали и помогали работе лазарета.

Не прекращало свои действия общество и в годы Гражданской войны. О чём говорит газетное сообщение лета 1918 года:

«1 июля состоялось общее собрание членов Эллинского благотворительного общества, на котором был утвержден отчёт правления за 1917 год и смета на 1918 год. Далее состоялись выборы членов правления общества, председателем которого был избран единогласно Г. И. Чироникос (почётным председателем и благотворителем), так как пожертвовал в пользу общества 50 тыс. руб., % с которых должны идти на содержание эллинского училища» [23].

После установления советской власти в Ростове Эллинское благотворительное общество, как и все подобные ему, прекратило существование. Но оставшиеся в городе греки консолидируются вокруг действующей Благовещенской церкви. В этом плане интересно заявление, которое они направляют в Отдел юстиции Донисполкома заведующему отделением церкви от государства.

 «Вследствие отношения Вашего на имя религиозной общины Греческой церкви Благовещения от 23 мая с /г. за № 71, имеем честь сообщить, что постановление (п. 8) Донисполкома от 28 / 8 / 20 г. не выполнено до сего времени, так как полагалось, что действие декрета об отделении церкви от государства не распространяется на греческую церковь в Ростове н/Д. Мы полагаем, что местный греческий храм, сооруженный исключительно на средства эллинских граждан и Эллинского правительства и постоянно содержащийся на средства местных эллинских-подданных граждан, которыми приобретён также и участок земли под церковью на средства собранные путём добровольных пожертвований и сборов, как храм иностранный, не подлежит отделению от Российского государства, с которым он и не был, в сущности, ничем соединён; утварь же, иконы и проч. имущества (кстати сказать, весьма скромны, так как после происшедшего 2 года тому назад святотатства церковь лишилась всех драгоценных предметов и имеет лишь самый необходимый инвентарь, не представляющий ценности), не подлежит передаче под учёт российских властей.

В виду изложенного, мы, принимая на себя полностью дальнейшее содержание храма, настоящим обязуемся не допускать в церкви политических собраний, раздачи книг, брошюр и воззваний, листков и пр., а равно произнесения проповедей и речей враждебного советской власти направления или направленных против отдельных представителей сов. власти. Кроме того обязуемся не совершать набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, подчиняясь всем распоряжениям властей о порядке пользования колокольнями.

1921 года мая 29 дня город Ростов н/Д.» [24].

Заявление подписали 81 прихожанин греческой церкви. Большая часть из них были членами вчерашнего благотворительного общества, хотя ни Саввы Парисиса, ни вчерашних членов правления среди них не было.

Заявление возымело действие. Церковь оставалась действующей до начала 1930-х  годов. Это последний известный ныне акт действия вчерашних членов ростовского Эллинского благотворительного общества.

Здание бывшего греческого училища уже в начале 1920-х годов передали общеобразовательной средней школе.

Судьба обоих зданий в ХХ веке сложилась непросто. В конце 1960-х храм знаний  реконструировали. Ныне это Дворец бракосочетания, храм веры тоже пережил реконструкцию. Три его оставшиеся стены были включены в новое здание Театра кукол.

Ныне в Ростове выстроена новая греческая Благовещенская церковь в три раза больше по объёму прежней и в ином, псевдовизантийском, стиле. Но это уже другая история. Правоприемником Ростовского эллинского благотворительного общества ныне является греческое просветительское общество «Танаис».

 

 ПРИМЕЧАНИЯ

1.Чалхушьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону // Донской временник. Год 2000-й. Ростов н/Д., 1999. С. 151.

2. Донско-Азовский календарь на 1892 високосный год / сост. И. А. Тер-Абрамиан. Ростов н /Д. : Типо-литогр. И. А. Тер-Абрамиан, 1891. С. 174.

3. Донско-Азовский календарь на 1893  г. / сост. И. А. Тер-Абрамиан. Ростов н /Д. : Типо-литогр. И. А. Тер-Абрамиан, 1892. С. 188, 190.

4. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани н /Д. : в 6-ти т. Т. 2. Ростов н/Д., 1994. С. 58–61.

5. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 5. Ростов н /Д., 1999. С. 255.

6. Ростовская жизнь // Южный телеграф. 1906. 11 марта. (№ 1170). С. 3.

7. Ростовская жизнь // Южный телеграф. 1906. 26 мая. (№ 1258). С. 2.

8. Журналы Ростовской на Дону городской думы за 1907 год : Журнал III очередного собрания Ростовской на Дону городской думы, заседания 16 февраля 1907 года. № 12. Ростов н/Д., 1908. С. 90–91.

9. Хроника. Освещение храма // Приазовский край. 1909. 20 сент. (№ 248). С. 4.

10. Васильев Г. Греческая церковь в Ростове-на-Дону (Табл. 13) // Зодчий. СПб., 1917. № 35–38. С. 200.

11. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых / Изд. М. С. Гугеля. М., 1913. [С. 177].

12. Весь Ростов на Дону с Нахичеваном, пос. Азовом и Ростовским округом / Изд. И. А. Тер-Абрамиана. Ростов н/Д., 1912.

13. Весь Ростов и Нахичевань н/Д. 1913 г. / Изд. Ф. С. Элькина и П. М. Кулькеса. Харьков, 1913.

14. Хроника : [Юбилей П. Г. Кундиуса] // Приазовский край. 1916. 17 сент. (№ 245). С. 3.

15. Весь Ростов и Нахичевань н/Д.. 1914 г. / Изд. Ф. С. Элькина и П. М. Кулькеса. Харьков : Типо-литогр. Р. Радомышельского, 1914.

16.Чеботарёв Г. А. Ростов-Нахичеван на Дону : справ. книжка. С планом г. Ростова, рис., портр. и видами. Ростов н/Д., 1911–12. С. 113.

17.Записки Ростовского на Дону общества истории, древностей и природы. Т. 1. Ростов н /Д., 1912. С. 260, 286.

18. Записки Ростовского на Дону общества истории, древностей и природы. Т. 2. Ростов н /Д., 1914. С. 306.

19. Агдзидис В. Греческая диаспора в северо-восточных районах Причерноморья в ХХ веке / Пер. с греческого О. А. Хорошиловой, И. Каколири. Ростов н/Д. : Донской издательский дом, 2020. С. 65–66.

20. Хроника // Приазовский край. 1913. 21 сент. (№ 247). С. 2.

21. Волошинова В. Ф.., Шумов В. В. История донской журналистики / авт.-сост. В. Ф. Волошинова, В. В. Шумов. Ростов н /Д. : Подрядчики, 2007. С. 98–99.

22. Список абонентов Ростовской н-Д. городской телефонной сети. Ростов н /Д. : Тип. Т-ва Павлова и Славгородского, 1914. С. 33.

23. Хроника : В эллинском обществе // Приазовский край. 1918. 4 июня. (№ 37). С 3.

24. ГАРО. Ф. Р-97. Оп.4. Д. 52. Л. 172.

 


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"