Свечникова Е. Ю. Великая стройка коммунизма // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С.95-97. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=652
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й
Транспорт
Е. Ю. Свечникова
ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КОММУНИЗМА
Волго-Донской канал
В начале 1950-х годов, когда разворачивалось строительство Волго-Дона, в периодике писали: «стройка коммунизма», «новая победа советского народа», «героические подвиги строителей»… Доблестный труд на благо Родины и во имя Сталина – вот лейтмотив газетных статей того времени.
Сегодня мы узнаём, кто в сталинские годы был главным создателем грандиозных гидротехнических сооружений. В начале девяностых, когда статьи о нашем прошлом носили обличительный характер, мы дружно бросились критиковать то, что когда-то возвеличивали. Но не будем однобокими.
Попытки связать Дон с Волгой предпринимались ещё со времён Петра I. Вопрос о строительстве канала рассматривался и позднее. В советское время существовали две основные схемы Волго-Донского пути. Первая преследовала транспортные цели. Второй вариант предполагал не только водный путь, но и водохранилище для орошения прилегающих засушливых земель. Окончательный выбор сделал Сталин. К работам, прерванным войной, вернулись уже в годы четвёртой пятилетки. В 1947 году начались проектно-изыскательские работы, а в феврале 1948-го Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР о строительстве Волго-Донского водного пути с комплексным использованием для ирригации и энергетики водных ресурсов Нижнего Дона.
Этим постановлением задача строительства возлагалась на МВД. Министерство имело в своём составе целый ряд производственных главков, одним из которых был Главгидроволгодонстрой во главе с Я. Д. Рапопортом.
Итак, 1948 год. В Калаче-на-Дону созданы Управление исправительно-трудовых лагерей и Волгодонстрой. Начальником назначен генерал-полковник К. А. Павлов, главным инженером С. Я. Жук. Образован Донской строительный район – участки в Цимлянской, Береславке, Красноармейске и Ильёвке. Началось перенесение населённых пунктов. Прибывали первые тракторы, скреперы, экскаваторы, передвижные электростанции…
1949 год. С Урала на Волгодонстрой отправлены первые четыре экскаватора «Уралец». Созданы специальные управления: Волго-Донского соединительного канала и Цимлянского гидроузла. Второе возглавил генерал-майор А. П. Горшков. В августе организовано стройуправление ирригационных сооружений. Сдана в эксплуатацию линия связи Калач – Ново-Солёновский. На водораздел на 122 платформах из Свердловска прибыли детали экскаватора-гиганта с ковшом ёмкостью 14 кубометров. Начальником машины назначен инженер Анатолий Усков.
1950 год. Новым начальником Цимлянского гидроузла стал полковник В. А. Барабанов. Открыт конкурс на архитектурное решение Волго-Донского канала. По временному мосту через Дон прошёл первый железнодорожный состав. По инициативе экскаваторного мастера Слепухи объявлено соревнование за досрочное выполнение земляных работ на канале. 28 декабря вышло постановление Совета Министров СССР о сокращении сроков строительства судоходного канала на два года.
1951 год. На стройку стали поступать материалы для производства бетонных работ – вибраторы, виброхоботы, бетононасосы. Закипели бетонные работы на первом шлюзе. ЦК ВЛКСМ учредил для молодых строителей Волго-Дона переходящее Красное знамя. В гидротехнические сооружения Цимлянского гидроузла уложены первые полмиллиона кубометров бетона.
Бригадир экскаватора «ЭШ-10» Иван Худяков установил всесоюзный рекорд выемки грунта – 3145 кубометров в смену. Коллектив строителей Цимлянского гидроузла по итогам Всесоюзного Социалистического соревнования за второй квартал 1951 года наградили переходящим Красным знаменем Совета Министров СССР и первой премией. Бетонщики водосливной плотины достигли красной черты – уровня, до которого следовало уложить бетон, чтобы обеспечить пропуск вод Дона. Плавучая насосная станция заполнила водой подводящий канал, а земснаряды разрушили временную перемычку. Дон подошёл к водосливной плотине.
23 сентября перекрыли русло реки. Завершён первый этап строительства Цимлянского гидроузла. Также завершены перенос строений из ложа Цимлянского водохранилища и бетонные работы на третьем и десятом шлюзах.
1952 год. Январь. Закрыты первые два донных отверстия водосливной плотины. Началось заполнение Цимлянского моря. В феврале заработала Карповская насосная станция. Коллективу строителей Цимлянского гидроузла ещё раз присуждено Красное знамя Совета Министров СССР.
Март. Уложен последний кубометр бетона в головное сооружение Донского магистрального канала. Перекрыто последнее донное отверстие водосливной плотины. К этому времени воды в водохранилище поднялись почти на семь метров. Апрель. Заполнен водой судоходный канал, соединяющий шлюз № 15 с Доном.
Коллектив участка «Спецэнергомонтаж» завершил монтаж первого гидроагрегата Цимлянской ГЭС. 6 мая произведено первое шлюзование на канале. 24 мая разобрана перемычка и вода пошла самотёком к Волге. 31 мая между первым и вторым шлюзами произошло соединение Волги и Дона. 1 июня через первый шлюз прошли буксирные теплоходы. 6 июня пущен первый гидроагрегат ГЭС. Цимлянская гидроэлектростанция вступила в строй и дала промышленный ток. 6 июля по каналу проследовал первый пассажирский теплоход «Сергей Киров».
10 июля по радио прозвучало постановление Совета Министров СССР об открытии Волго-Донского судоходного канала и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина.
Первоначально предполагалось дать каналу имя Сталина, был подготовлен соответствующий проект Указа. Ещё 26 июня секретари Сталинградского и Ростовского обкомов ВКП(б) и министр внутренних дел С. Круглов направили на имя Маленкова письмо, в котором выражали «единодушное желание коллектива всех строителей Волго-Донского канала и трудящихся Сталинградской и Ростовской областей о наименовании построенного канала «Волго-Донским судоходным каналом имени Сталина». Однако Сталин решил иначе.
Строительство канала занимало трассу длиной около ста километров, от Калача до Красноармейска Сталинградской области. Строительство Цимлянского гидроузла имело меньшую протяжённость (около 13 километров), на 27 километров пролёг Донской магистральный канал. В то время писали, что Волго-Дон строит вся страна. И это было так. В обеспечении строительства материалами участвовали около 1000 предприятий. Абсолютная роль государства в экономике и её плановый характер позволяли мобилизовать ресурсы на том участке, который определялся как приоритетный. В обстановке послевоенного восстановительного периода, в ущерб другим министерствам, на Волгодонстрой выделяли дополнительные средства. Здесь работала самая передовая техника (вспомним, что на строительстве Беломоро-Балтийского канала или канала Москва – Волга в основном орудовали лопатой, грабаркой, тачкой. Здесь же уровень механизации достигал на земляных работах 96,7 %, хотя, конечно, и без лопаты не обошлось). Люди съезжались отовсюду. В 1949 году Совет Министров обязал МВД проводить по всей территории СССР набор рабочих, заключив с ними трудовой договор. Возможность самостоятельно проводить набор рабочей силы подчёркивала особое положение Волгодонстроя среди других подразделений МВД. Управление специально обращалось к обкомам ВКП (б) с просьбой о передаче крайне необходимых специалистов по месту назначения. Сюда попадали и выпускники вузов и техникумов, демобилизованные из армии. Немало было желающих из села, но требовалась справка об отходничестве из сельсовета на право поступления на работу – в противном случае людей могли вернуть насильно. (Например, в августе 1951 года отдел кадров 4-го стройрайона принял пятерых колхозников, не имевших положенных документов; Николаевский райком ВКП (б) потребовал через политотдел их возвращения; начальник отдела кадров района получил выговор за самовольные действия). Колхозников привлекала на стройку не только сумма зарплаты, но и сама возможность её получения: в послевоенное время сохранялась система трудодней, да и правовое положение их было незавидным. Государство создавало препятствия передвижению селян, а стройка давала реальную возможность изменить им свой социальный статус.
Такого, что началось в донских степях, наверное, не было во время Великого переселения народов. Переносились на новое место сотни станиц и хуторов, возникали новые поселения, расширялись старые. Малоизвестный посёлок Калач стал портовым городом. На правом берегу, вблизи от строящейся ГЭС, разбили посёлок эксплуатационников, к которому примыкала «переехавшая» станица Кумшацкая. На левом рос рабочий посёлок Ново-Солёновский. Здесь расположилось и управление строительством. Ещё дальше к югу заложили посёлок эксплуатационников, давший начало Волгодонску. Численность жителей непрерывно росла, жилья не хватало. В Ново-Солёновском возник целый квартал самозастройщиков – в основном, землянки. Многим приходилось снимать жильё на частных квартирах. Холостые, в основном, проживали в общежитиях, состояние которых в санитарном отношении часто оставляло желать лучшего. Во время дождей слякоть была такая, что застревали и люди, и техника. А на место работы часто приходилось идти пешком не один километр. И всё равно ходили и работали, и ещё как работали!
Начальник управления строительства Цимлянского гидроузла В. А. Барабанов в интервью говорил: «Наши люди работали много и напряжённо добровольно, в силу своей преданности Родине, в силу того, что хорошо понимали, какое важное и небывалое в истории нашей страны дело им поручено».
Барабанов не мог сказать о самой значительной части своих подчинённых – о заключённых. О них ни в одной заметке не прочтёшь… А ведь по числу заключённых лагеря Волгодонстроя стояли на одном из первых мест ГУЛАГа. Всего за годы строительства в них побывало 236778 человек, из которых 103884 трудились на возведении гидроузла. Большинство – осуждённые за мелкое хищение, хулиганство, мошенничество. Если вспомнить, что сажали «за колоски», моток ниток, становится ясно, что в основном лагерники – рабочие от станка и от сохи. Не исключались, конечно, рецидивисты. «Политических» (по 58 статье) было немного.
Заключённые выполняли ту же работу, что и свободные строители, трудились с ними бок о бок, даже в одной бригаде. Получали зарплату меньше, чем вольнонаёмные. Среди них были свои рекордисты, новаторы, передовики. Здесь день содержания под стражей шёл за два-три дня! Только из работавших на Цимлянском гидроузле досрочно освободили 26 тысяч. (Лагеря располагались по всей трассе строящегося канала, но наибольшая концентрация наблюдалась на Цимлянском гидроузле: работы здесь были сосредоточены на относительно узком участке).
Иногда между местными и лагерниками завязывался обмен продуктами и вещами, «добываемыми» в лагере. Освобождаясь, кое-кто из «бывших» оставались в Ново-Солёновском и других посёлках. Среди них рабочие, инженеры, которые потом трудились на других предприятиях. 3000 досрочно освобождённых награждены, 15 из них – орденом Трудового Красного Знамени! Имена победителей соцсоревнования знала вся страна. Рабочие-ударники Цимлянского гидроузла скреперисты В. И. и Н. И. Полтавцевы в беседе со мной вспоминали: «Нас уважали за то, что мы хорошо работали и с временем не считались… О быте не думали. Какие концерты? Не знали где клуб был».
Вероятно, не только забота о зарплате заставляла шофера МАЗа П. Зубкова почти в три раза перевыполнять план, а семейный экипаж экскаваторщиков Пророковых – выполнять норму ежедневно на 250–300 %. Дважды Герой Социалистического труда А. Улесов прославился не только на Волго-Доне. Часто упоминались в приказах о поощрении и газетных статьях имена Я. Власюка, Г. Дебдина, Д. Слепухи, И. Ермоленко, Ф. Решетникова… Многих, многих!
Все свидетели и участники строительства с удовольствием вспоминают 27 июля 1952 года – день торжественного открытия канала. Праздник состоялся в Красноармейске и у Цимлянской ГЭС. Специально выделенные машины и автобусы везли сюда нарядных людей. Приехали жители посёлков эксплуатационников, колхозники Цимлянского, Николаевского, Морозовского и других районов, было много гостей из Ростова. По данным МВД присутствовало не менее 20 тысяч человек! Митинг открыл председатель исполкома областного Совета народных депутатов трудящихся Гриценко. После выступления руководителей и рабочих – концерт с участием знаменитых оперных певцов Ивана Козловского, Марка Рейзена, Наталии Шпиллер, звезды эстрады Клавдии Шульженко, чтеца Сергея Балашова и других именитых артистов.
В тот же день был дан старт участникам соревнования по народной гребле по маршруту Цимлянский гидроузел – Ростов-на-Дону. Проходили соревнования и по другим видам спорта. Особый восторг у собравшихся вызвало уходящее за горизонт море. А когда в нескольких метрах от плотины прошли морские катера, грянуло дружное «Ура!» Торжества прошли в посёлках, станицах, городах области...
Газета «Колхозная правда» от 31 июля 1952 года писала: «Трудящиеся нашего района, как и весь советский народ, радостно отметили историческое событие – пуск Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина – первой из великих сталинских строек коммунизма. В праздничном наряде в зелени садов была особенно красивой в этот исторический день станица Романовская, на зданиях организаций и учреждений – красные флаги, лозунги.
С раннего утра в направлении рабочего посёлка Ново-Солёновского в праздничном убранстве курсировали одна за другой автомашины, переполненные людьми. Это колхозники, рабочие и служащие Романовского района отправились на митинг, посвящённый открытию великого сооружения сталинской эпохи. На 12 грузовых автомашинах прибыли строители оросительной системы. На собственной автомашине «Москвич» приехала на митинг семья Г. И. Шепеленко.
Вечером в станицах и хуторах Романовского района состоялось народное гулянье. По инициативе районного отдела культпросветработы на берегу Дона проводился вечер отдыха для трудящихся райцентра». Праздник едва не омрачился. 28 июля у шлюза № 11 на теплоходе «Иосиф Сталин», проходившем в день открытия по трассе канала, загорелась каюта писателя Бориса Полевого; пламя перекинулось и на другие помещения. Потушили огонь два боевых пожарных расчёта; обошлось без жертв.
Сейчас, в начале XXI века, свершения предков кажутся не столь величественными, мы знаем о допущенных просчётах, опасностях для экологии. Но задумаемся: что было бы в этих полупустынных землях, если бы не водохранилище и сеть каналов?
СМ. ТАКЖЕ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-ДОНСКОГО КАНАЛА:
Свечникова Е. Ю. Спецконтингент великой стройки
От Волги до Дона шумят ковыли...: Переселение со дна моря
|