Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Дзюба В. А. Ростсельмаш в моей судьбе // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2024. Вып. 33-й. C. 49-68 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m10/0/art.aspx?art_id=2036

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 33-й

Промышленность

В. А. Дзюба

РОСТСЕЛЬМАШ В МОЕЙ СУДЬБЕ

Родители. Детские годы

1929 год. На заводе «Ростсельмаш» работает моя будущая мама – Зинаида Карповна Симовонова, а в 1931-м начал свою трудовую деятельность в ремонтно-механическом цехе завода мой будущий отец – Андрей Фёдорович Дзюба. Мама– ростовчанка, а папа приехал из Краснодарского края, из станицы Кущёвской, поселился рядом на съёмной квартире. Он подружился с мамиными братьями, Фёдором и Иваном, а через них – с моей мамой. В 1935 году отца призвали в ряды Красной Армии. В 1937-м папа окончил курсы младших командиров, а мама – курсы парикмахеров, и в октябре этого же года они создали семью. В ноябре 1938-го родился я, а 1 января 1941 года – мой брат Владимир. И чтобы мама могла работать в гарнизонной парикмахерской, мои родители пригласили для присмотра за нами мою двоюродную сестру Ольгу Егоровну Мержанову, 1929 года рождения, которую за строгое с нами обращение, я называл милиционером.

 

А. Ф. и З. К. Дзюба. 1938 г.

Помню первые бомбардировки немецкой авиации нашего аэродрома летом 1941 года и городка, где мы живём. Когда мы не успевали с мамой спуститься с третьего этажа, чтобы уйти в соседний дом в бомбоубежище, она вместе с нами залезала под стол и сидела до окончания налёта. В один из налётов, которые обычно проходили в ночное время, мы успели спуститься в подъезд нашего дома и нас и других жителей дома остановил в подъезде какой-то военный, который забежал в наш подъезд, и я как сейчас помню его слова: «не выходите, там сыплются осколки». В это же время в проёме двери подъезда я увидел как стена дома, в который мы собирались перебежать (там находилось бомбоубежище) вдруг слегка надулась и сползла с грохотом вниз. Днём мы пошли с сестрой к этому дому. В торцевой его части находился детский сад и стенки у этого дома уже не было, на полу лежало огромное количество цветных карандашей. На диванчике сидел одиноко плюшевый медведь. Этот зверь и до настоящего времени «живёт» у меня.

Вскоре, вместе с воинской частью, мы переехали на границу с Турцией и Ираном в г. Степанакерт. В 1943-м, после освобождения Ростова, отца перебросили на европейский театр военных действий и он участвовал в освобождении Украины, Румынии, Чехословакии и Венгрии, служил в Польше и Молдавии. В 1945—46 годах мы жили в Тирасполе. Затем отца направили в Москву, а потом в Ростов. В этот период проводились реформы армии и отца уволили в запас, как и многих офицеров, которым до военной пенсии оставалось от нескольких месяцев до одного года. Так «отблагодарили» за ратный подвиг тысячи офицеров.

В 1954-м я закончил музыкальную школу имени М. Ф. Гнесина по классу аккордеона, а в следующем, 1955-м — общеобразовательную школу № 11. А мой отец в 1954-м вернулся к своей доармейской профессии токаря на Ростсельмаш, в ремонтно-механический цех; затем перешёл на теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) завода, где доработал до пенсии, и к его боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени.

Волейбол

Я серьёзно увлекался спортом. К 17 годам уже имел первый разряд по волейболу. Тогда же, в 1956-м, меня пригласили в центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ) Ростсельмаша.

Рядом со зданием ЦЗЛ была хорошо оборудованная волейбольная площадка, на которой каждый обеденный перерыв кипели страсти. Сражения шли по олимпийской системе, и на площадку приходили играть из других цехов и отделов, и в одиночку, и целыми командами. В центральной заводской лаборатории в то время была довольно сильная волейбольная команда. Капитаном команды, да и организатором всех спортивных состязаний был слесарь Юра Симененко. Поддерживал очень активно все спортивные мероприятия, и особенно волейбол, замначальника ЦЗЛ М. С. Смовт. Обо мне Юре Симененко рассказал работник пирометрического отдела ЦЗЛ Владимир Канцин (он узнал о моём увлечении волейболом от моего отца). И 31 августа 1956 года я пришел в ЦЗЛ с формой, переоделся, стал в команду, и так получилось, что весь обеденный перерыв никто не смог обыграть команду ЦЗЛ. После обеденного перерыва я был принят лаборантом-периметристом в периметрический отдел ЦЗЛ.

 В. А. Дзюба – лаборант-периметрист (справа на переднем плане). 1956 г.

Так началась моя трудовая карьера на Ростсельмаше длиной в 47 лет и четыре месяца – путь от лаборанта до главного энергетика завода «Копнитель» – одного из самых энергоёмких заводов производственного объединения Ростсельмаш. За эти годы я не пропустил ни одной ступеньки карьерного роста: лаборант, слесарь контрольно-измерительных приборов (КИП) от 1 по 5-й разряд, инженер по эксплуатации КИП ЦЗЛ, затем мастер по КИП в Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) завода, начальник цеха тепловой автоматики ТЭЦ, заместитель начальника ТЭЦ по площадке № 3. После окончания строительства и ввода в эксплуатацию площадки № 3 ТЭЦ работал замначальника энерго-механического отдела, заместителем главного энергетика, главным энергетиком.

При этом спорт не оставлял: играл за команду ЦЗЛ в заводской спартакиаде, за сборную завода на городской спартакиаде; несколько игр провёл за сборную Первомайского района Ростова. И, если бы не дорожно-транспортное происшествие, где мы с инженером лаборатории сварки ЦЗЛ Виктором Негодаевым отделались небольшими травмами, волейбол я бы не оставил.

Моя ТЭЦ

На ТЭЦ я занимался модернизацией систем автоматики парогенераторов и вспомогательного оборудования. Для решения проектных задач предложил использовать студентов дипломников, чьи дипломы мне приходилось рецензировать.

По моей просьбе заместитель главного энергетика Юрий Фёдорович Солоднин направил письмо в Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения (РИСХМ) проректору по науке Петру Ивановичу Русину с предложением привлечь для проектных работ наиболее грамотных студентов последнего курса, предоставив им темы реального дипломного проекта и прохождение преддипломной практики на ТЭЦ.

С Петром Ивановичем я был знаком – по окончании РИСХМа именно он предложил мне перейти работать в институт с перспективой направить меня в целевую аспирантуру. Предложение было заманчиво, но я стоял на заводе на квартирном учёте, у меня уже была семья, и я отказался. Мой брат, Владимир Андреевич Дзюба, после окончания института остался в аспирантуре, защитился и работал до пенсии в Ростовском инженерно-строительном институте доцентом.

Письмо, направленное в РИСХМ, сработало и студенты получили реальные проекты и хорошую производственную практику под моим руководством, а я проектно-сметную документацию на уровне рационализаторских предложений.

В одной из моих командировок в Москву ко мне в номер гостиницы «Россия» подселили мужчину примерно моих лет. Пока меня не было в номере (работал на двух заводах: «Манометр» и Московский завод тепловой автоматики) он посмотрел на столе мои бумаги, над которыми я работал. Вечером мы познакомились, представился он Владимиром Фотеевым [1]. Мы разговорились, разговор пошёл по командировочной теме. Прожили вместе мы четыре дня, я узнал, что он внук секретаря Владимира Ильича Ленина — Фотиевой и назвали его в честь вождя. Работает вторым секретарём Куйбышевского обкома партии по промышленности. Перед отъездом Фотеев предложил мне переехать в Куйбышев на любую из двух должностей: главным инженером на Безымянную теплоэлектроцентраль или на строящуюся Новокуйбышевскую. В этот период времени с работой у меня всё складывалось отлично, но беспокоил вопрос жилья (квартирная очередь на Ростсельмаше двигалась медленно). Я ему этот вопрос и задал: «Смогу ли я получить нормальное жильё, и в какие сроки, если приму его предложение?». Мы обменялись телефонами и разъехались. Осенью 1978 года у меня была командировка в Куйбышев (Самара) на кабельный завод. Я дозвонился до Фотеева, он пообещал гостиницу и содействие по кабельному заводу. Приехал я к нему прямо в обком. В его кабинете мы с ним примерно минут двадцать общались. Потом на его машине меня отвезли в гостиницу «Волга». По своей командировке все вопросы я решил быстро и положительно, на вечер Фотеев пригласил меня в ресторан поужинать. За ужином он меня поблагодарил за «донской сувенир» (двух вяленных лещей) и на следующий день организовал встречу с руководством «Куйбышевэнерго». Мне ответили на все мои вопросы, в том числе и о «голодающем Поволжье», я даже сходил на рынок и убедился в состоянии продуктового ассортимента. Уезжая, попросил Фотеева дать мне письмо для моего перевода на имя руководства завода «Ростсельмаш» и в партком. Провожая меня, Владимир Константинович сказал: «Если не отпустят, то может получишь дальнейший рост, благодаря нашему письму».

Уехать в Куйбышев не удалось, в парткоме мне предложили положить на стол партбилет, а родители категорически воспрепятствовали моему переезду. Так закончилась моя третья попытка обзавестись жильём, как и две первые: одна в Дагестан – г. Хасавюрт на химкомбинат, где предлагали работу и мне и жене; вторая — в Азов Ростовской области на завод кузнечно-прессовых автоматов. А через относительно небольшой промежуток времени проблемы жилья были решены. Приказом № 143 К генерального директора производственного объединения «Ростсельмаш» Юрия Александровича Пескова [2] меня назначают заместителем начальника ТЭЦ по площадке № 3 с окладом 230 руб. с доплатой из фонда зарплаты 15 руб. И, буквально, с этого дня у меня начался настоящий экстрим. Встаю на рассвете, в 6 – уже на строительной площадке; работаю с 9-ю монтажными и строительными организациями, плюс наше Управление капитального строительства (УКС), отдел снабжения завода и администрация строящегося завода «Копнитель». И этот марафон длится около трёх лет.

 На строительной площадке № 3 ТЭЦ завода «Ростсельмаш». 1984 г.

За это время удалось набрать, обучить и создать работоспособный персонал, получить два выговора по партийной линии, и к зиме 1986 года запустить первую очередь оборудования ТЭЦ площадки № 3 и подать тепло в готовые корпуса завода «Копнитель». За это же время Юрий Александрович учил меня как не заработать инфаркт, и дважды увольнял меня за 30 секунд. А знали мы друг друга с детства, когда жили оба на 4-й линии, он в доме № 47, а я в № 44. Потом он успел поступить в специальную военно-воздушную школу (спецшкола № 10) , а я на год позже не смог этого сделать, так как школу расформировали [3]. Мы с ним учились в РИСХМе на одном потоке.

Однажды летом 1986 года под закат дня смотрю на мою строительную площадку идут четыре человека: Песков, наш министр Ежевский [4], секретарь горкома Донцов [5], и ещё один, мне показалось, что четвёртый очень похож на М. С. Горбачёва, но оказалось, что это наш новый секретарь обкома Власов [6]. Меня Юрий Александрович представил всей кампании, и я для всех провёл экскурсию по объекту. Особенно им понравилась своим оборудованием операторная дистанционного управления. Правда, в недалёком будущем эта встреча принесла мне много неприятностей, – я впервые понял, что такое интриги и зависть.

А было так, собираемся командным составом ТЭЦ на партийно-хозяйственный актив, стоим группой во Дворце культуры завода, мимо идут Власов, Песков, Ежевский, наши секретари парткома и наш профсоюзный организатор. Власов, проходя мимо, увидел знакомое лицо, то бишь меня, подходит и здоровается за руку, естественно все остальные делают то же самое и уходят в президиум. Прихожу вечером после мероприятия и рассказываю об этом эпизоде жене, а она мне говорит: «Ну, держись, на тебя обрушится весь негатив, какой найдут или придумают». Так и получилось, и кончилось выговором по партийной линии. На что мне Песков сказал: «Ты делай дело, а выговор как записали, так и спишут».

В цехе завода «Копнитель». 1980-е гг.

Остановлюсь ещё на одном из эпизодов строительства мазутного хозяйства ТЭЦ (мазут как резервное топливо). Надвигалась поздняя осень, а из-за отсутствия трёх регуляторов температуры мазута прямого действия работа остановилась. Ни УКС завода, ни снабженцы длительное время не могли решить эту задачу. Тогда, главный энергетик завода Я. В. Илашвили [7], посылает меня в Казань в городской комитет партии, как молодого коммуниста, с сопроводительным письмом Ростовского обкома. Прилетел я в Казань ночью, шёл сильный снег, но самолёт всё-таки сел. Я остался в аэропорту и стал ждать утра. Утром на такси в горком, в 10.00 принял меня 1-й секретарь горкома. Повертел моё письмо и начал рассказывать про трудности, а меня в сон тянет и есть хочется. Я его прошу написать на письме резолюцию, чтобы мне хотя бы показали завод, и перечисляю на каких заводах я уже побывал. Секретарь угостил чаем и написал на письме необходимую мне резолюцию. Уже в дверях я, набравшись наглости, прошу записку для устройства в гостиницу. Получаю записку и еду устраиваться в гостиницу «Казань».

На следующий день с раннего утра я – у замдиректора по сбыту. Сидит передо мной полный, рыхлый мужчина, лет под шестьдесят, безразлично смотрит на меня и на письмо, потом бросает письмо передо мной на стол и изрекает: «Помочь не могу». Я тут опять за своё: «Покажите хотя бы завод», и это снова работает. Мне секретарь выдаёт разовый пропуск, и я отправляюсь в тот цех, где изготавливаются регуляторы. Они идут передо мной на конвейере, как колбасы. Начинаю разговор с работниками. Для разговора меня хорошо подготовили мои друзья снабженцы Владимир Иванович Острянский и Леонид Васильевич Деребин, выдав мне жидкую валюту (спирт). Короче говоря, за каждый регулятор бутылка спирта и ужин в ресторане «Парус» возле гостиницы решают вопрос. Регуляторы приносят мне упакованные в номер, а потом скромный ужин на командировочные. Так регуляторы прилетели в Ростов и были смонтированы в мазутопроводы.

В конце декабря 1986 года ко дню рождения Юрия Александровича мне удалось вместе с подрядными организациями запустить тепловую сеть, загрузить один работающий котёл и подать тепло в цеха завода «Копнитель».

Прошли годы. В 2011-м, будучи в гостях у Пескова в Маргаритово, я получил в подарок от него книгу «Жизнь, отданная хлебу России» с тёплой дарственной надписью.

 «Горная болезнь»

С моим другом Эриком (Эрнстом Львовичем Мерецким [8]) я подружился в 1950 году в пионерском лагере в посёлке Бимлюк, пригороде Анапы. После лагеря мы ездили друг к другу. Эрик жил в Рабочем городке, мечтал стать моряком, а я — в Нахичевани, и хотел стать летчиком. Нас объединял в том далёком детстве трамвай № 11. В нашей дружбе был почти восьмилетний перерыв – перемена места жительства, окончание школы, служба в Советской армии, поступление в ВУЗ. Вновь мы с ним встретились в туристском клубе завода «Ростсельмаш» и больше не расставались до самой его смерти.

Работал Эрик на заводе технологом, куда пришёл после окончания ВУЗа будучи уже альпинистом-разрядником. Наверное, от него я и заразился «горной болезнью».

Случилось это в 1961 году. Мне 23 года. Вместе с женой Людмилой Баклановой, лаборантом физического отдела ЦЗЛ, проходим плановый маршрут по туристической путёвке из Архыза  Красная Поляна — Адлер.

Это был многодневный поход: группа проходила ежедневно от приюта к приюту по 20–23 км, преодолевая перевалы Пхия, Умпырь, Псеашхо и другие. Я выполнил норму «Турист СССР» и получил опыт передвижения в горах. Научился определять правильно продуктовый рацион (группа на всём протяжении маршрута несла продукты питания с собой и готовила еду сама), рассчитывать весовую нагрузку своих вещей и вещей группы, подгонять правильно снаряжение и другим секретам походной жизни.

На ТЭЦ, где я работаю в это время мастером, усилиями начальника электроцеха Александра Бабина и профорга Юрия Гудзенко создаётся туристская секция. С 1963 года я довольно часто бываю и в клубе туристов завода (он размещался в помещении бывшей конюшни, оставшейся после сельскохозяйственной выставки на территории парка имени Николая Островского). В 1972 году иду в спортивный горный поход 1-й категории сложности (к.с.) под руководством моего слесаря Кости Волошина. Потом были и другие походы 2-й и 3-й к. с. Последний запомнился мне на всю жизнь.

В походе в Сванетию. 1973 г. Слева в первом ряду В. Дзюба, третий во втором ряду руководитель похода Костя Волошин

Мы собрались пройти перевал «Физкультурник» Главного Кавказского хребта (по этому маршруту с 1937 года никто не ходил). Получив некоторые скудные представления об этом перевале, решили рискнуть. Акклиматизация перед перевалом Донгуз-Орун и подьём на перевал с полной походной выкладкой (питание на весь поход, снаряжение – трикони, ледорубы, верёвки, и по приличной вязанке дров) прошли штатно, и спуск тоже, а вот дальше... Пишу сейчас, и перед глазами вижу: заросший лесом и крапивой в человеческий рост крутой склон, по которому мы должны были выйти на «Физкультурник».

С раннего утра, с перерывом на обед и до темна, без воды, мы брали этот склон. Очень хотелось пить, у меня начались уже галлюцинации, казалось, что где-то журчит вода, а когда увидели мух (обычных домашних) очень обрадовались, и мухи нас не подвели – вышли мы к пастухам. Нас вволю напоили, накормили и дали в дорогу сулугуни, мы же оставили им почти все свои медикаменты. Короче, так я впервые попал в горную страну Сванетию и побывал в её столице Накре. Поход закончили без травм. Кроме меня и Кости с нами были ещё три молодых парня, к сожалению, не помню, как их звали-величали.

В горах я побывал ещё раз: преодолел перевалы Бечо, Штернберга, Твибер, ночевал на леднике Шхельда.

 

Автомототуризм в Ростове

В начале 1970-х Александр Сафронов, бывший председатель нашего клуба, занимает должность зампредседателя Ростовского областного совета по туризму и экскурсиям по строительству (РОСТЭ) [9], председателем клуба назначен мой друг Э. Л. Мерецкий.

В командировках я несколько раз пересекался с Александром Сафроновым и даже жил с ним в одном номере, а потом и пользовался его связями в московской гостинице «Дружба». Из наших разговоров он знал, что кроме волейбола я ещё занимался мотоспортом в обществе «Трудовые резервы» у тренера Бориса Михайловича Экелик. Кроме того, с друзьями, водителем автотранспортного цеха Анатолием Восполитом и слесарем из кузнечного цеха Анатолием Ступко, которые, как и я, получили квартиры на улице Брестской, на своих мотоциклах при первой же возможности отправлялись с семьями в поездки на побережье Чёрного моря. Рыбалка, охота, любовь к природе выталкивала нас в незнакомое и неизведанное. Чуть позже к нашему коллективу присоединился токарь 2-го механосборочного цеха Алексей Кандабаров с семьёй. К 1973 году мы все, как передовики производства, получили от завода автомобили «Жигули». На предприятии реконструкция идёт полным ходом, идёт реконструкция и на ТЭЦ, а в моей спортивной карьере происходит резкий поворот.

Александр Сафронов предлагает мне создать в городе, да и в области, ещё один вид туризма — автомототуризм (АМТ).

Пытаюсь вникнуть в предложение, интересуюсь, что такое автомототуризм. Оказывается, он возник сравнительно недавно, в 20-е годы ХХ века. С 1966 года в Москве работает Центральный клуб автомототуристов (ЦКАМТ) под председательством первого Героя Советского Союза, лётчика А. В. Ляпидевского. Встреча с ним на заседании ЦКАМТ оставила свой след в душе.

В 1973–74 году с помощью Э. Л. Мерецкого, председателя клуба туристов и альпинистов «Планета», начинаю организовывать в клубе секцию автомототуристов, в состав которой пригласил членов секций горников и пешеходников, имеющих свой транспорт (автомобиль, или мотоцикл). Меня избрали председателем секции, а в бюро вошли рабочие «Ростсельмаша» водитель Анатолий Восполит и токарь Алексей Кандабаров.

В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне секция АМТ клуба «Планета» провела свой первый под моим руководством поход первой категории сложности (I к. с.) по Северному Кавказу. В этом же году команда клуба «Планета» участвует в качестве сборной Ростовской области во всероссийских соревнованиях «Ралли Слава», проводимых ЦКАМТ в Новороссийске, где попадает в десятку сильнейших команд страны.

В 1976-м – поход по городам-героям Европейской части СССР: Сталинград — Москва – Ленинград – Минск – Брест – Киев – Севастополь – Керчь – Новороссийск. Участники похода Анатолий Восполит, водитель автобазы завода, член бюро секции АМТ, и Вячеслав Кравцов, председатель Ростовского городского клуба туристов, выполнили норму на очередной разряд и подготовили материал для проведения масштабного мероприятия — похода «Дружба народов». В этом же году молодёжь из Ростова-на-Дону на трёх автобусах проехала по маршруту Ростов – Минск – Киев – Ростов.

В период с 1976 по 1989 годы автотуризм развивается бурно, в сферу деятельности секции АМТ вливаются работники ВУЗов: Ю. Н. Карагодин, кандидат технических наук, профессор и заведующий кафедрой Ростовского инженерно-строительного института (РИСИ), доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ Е. Е. Новгородский (РИСИ), ректор Ростовского института сервиса, доктор социальных наук В. Г. Ильин; молодые учёные из Ростовского государственного университета; работники завода «Гранит», Таганрогского завода имени Бериева. Налажена тесная связь с общественной организацией «Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей» (ВДОАМ).

В 90-е годы общество преобразовано во «Всероссийское общество автомобилистов» (ВОА). В Ростове создаётся Ростовское региональное отделение общественной организации ВОА, а по всей области – его отделения с секциями АМТ. Вместе с начальником отдела спорта и туризма ВДОАМ Виталием Александровичем Бородиным используем денежные средства общества для проведения городских и областных соревнований по автомототуризму.

В 1977-м участвуем в ралли «Октябрь», уходим в Заполярье. Идём по бездорожью в Мурманск — грузимся вместе с машинами на теплоход «Вацлав Воровский», и через Баренцево и Белое моря приходим в Архангельск. Далее наш путь через Вологду лежит в Тулу. 

В пути на Вологду. 1977 г. 

На итоговых соревнованиях, где становимся чемпионами СССР, завоёвываем главный приз – «Золотой самовар». Участники – работники завода «Ростсельмаш» Анатолий Восполит, Алексей Кандабаров, Людмила Дзюба и я; профессорско-преподавательский состав РИСИ в лице Юрия Карагодина и Александра Попова. С нами в экипажах наши жёны – группа поддержки: Таисия Восполит – повар, Нина Карагодина – врач, Зоя Кандабарова – фотограф и «летописец», и дети: Игорь Карагодин, Геннадий Восполит, Наташа и Зина Кандабаровы и мой сын Андрей, которые несут ответственность за внешнее состояние машин, за организацию и свёртывание временных лагерей (бивуака).

Объёмный отчёт о проделанной общественно-полезной работе к приходу в Тулу в походных условиях, а точнее, за время перехода на теплоходе «Вацлав Воровский», успевает подготовить один из разработчиков маршрута, моя жена Людмила Ивановна (запасной водитель и штурман группы), так что автомототуризм можно смело назвать и семейным видом туризма. Наши дети при подготовке маршрута вместе с водителями изучают правила дорожного движения, правила оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

В 1978 году пробуем осваивать Поволжье, Урал и Казахстан. Красочная природа, густые леса, впереди – Магнитка, Стерлитамак, Оренбург, Кустанай, Уральск и очень труднопроходимые дороги (если можно их так назвать). Участники – Леонид Суховенко, Алексей Кандабаров и я, работники завода.

Застряли! На одной из дорог. 1978 г.

В 1981-м решаем посмотреть, а что там «за границей»? Участники – семейные экипажи: Анатолий и Таисия Восполит, Юрий и Алла Солодкины, Алексей и Зоя Кандабаровы, и я с Людмилой. Идём через Украину на пограничный переход Чоп, потом по Венгрии до Будапешта. Работает наша радиостанция «Маяк». Поля и дороги такие же как у нас, такое впечатление, что мы ещё в СССР, не замечаем как и попали в Чехословакию через границу. Везде нас встречают по-добрососедски, мне удаётся в г. Брно в местном университете повстречаться с другом моего отца военных лет, Ижиком. Он заведовал кафедрой «История КПСС». Мы тепло пообщались. Возвращались через пограничный переход Ужгород. Остались под большим впечатлением от органа в Эгере (Венгрия) и «Могилы мира» недалеко от Брно (Чехословакия).

В 1982-м в секции АМТ появляются первые мастера спорта СССР – я и Алексей Кандабаров, и кандидаты в мастера спорта – Анатолий Восполит, Людмила Дзюба, Юрий Карагодин, перворазрядники – Леонид Суховенко и Юрий Солодкин. В секции занимается более 170 человек. В 1983 году проводится первый агитационный автопробег по местам боевой и трудовой славы Ростовской области. Участники: Д. С. Андросюк – от «Тяжпромэлектропроекта», Ю. Н. Карагодин и А. А. Жирнов — от РИСИ, С. Н. Нестеренков – от РОСТЭ, В. А. Бородин – от ВДОАМ, Владимир Дзюба – от фирмы «Омега», А. И. Восполит., А. З. Кандабаров, Л. М. Суховенко и я – от завода «Ростсельмаш». Много позже этот автомотопробег станет ежегодным, а в современной России получит название «Эстафета поколений».

В результате Ростовский областной совет по туризму и экскурсиям выпускает листовки со схемами туристских маршрутов размера А 4, несколько цветных плакатов размером 70х60 см и книгу по походам выходного дня для всех видов туризма [10], а совместно с обществом автомотолюбителей – документ по развитию автомототуризма в Ростовской области. Мною и начальником отдела спорта и туризма В. А. Бородиным составляется и утверждается инструкция и смета затрат на проведение мероприятий по автомототуризму.

В эти же годы по инициативе Мерецкого и при активной поддержке секретаря завкома комсомола Павла Дядькова, второго секретаря парткома завода Юрия Солодкина и председателя профкома Михаила Романова закладывается спортивно-оздоровительный лагерь «Дигория» для детей и молодёжи на 180 человек в селе Стур-Дигора в Северной Осетии.

Здание спортивно-оздоровительного лагеря «Дигория». Северная Осетия – Алания (оборот обложки кн.: Мерецкий Э. Л. Там, где живут мои мечты. Ростов н/Д., 2008)

Он строился силами работников «Ростсельмаша». Не раз в выходные дни приезжали, к примеру, мы с Александром Бабиным, чтобы запустить отопление в готовых домиках. Много времени отдавали работе на этом объекте Анатолий Восполит и Костя Волошин, командированный для обслуживания дизельгенераторов. Силами моего же цеха по чертежам Мерецкого изготавливались металлические каркасы для столовой и игровой комнаты, прозванной нами «Монте-Карло». И это прозвище закрепилось навсегда. Открытие спортивно-оздоровительного лагеря «Дигория» состоялось 23 мая 1975 года.

 

Ростовская «Планета»

 Клуб туристов «Планета», г.  Ростов-на-Дону. Открытка

21 апреля 1979 года ведущим альпинистом, мастером спорта по альпинизму Иваном Васильевичем Слесовым [11], и основателем клуба туристов и альпинистов «Планета» мастером спорта по туризму Александром Николаевичем Сафроновым [9], на тот момент заместителем председателя областного Совета по туризму и экскурсиям, был заложен камень с вершины пика Ленина в основание будущего нового здания. С этого дня началась «великая стройка», которая завершилась ровно через полгода.

Наш клуб строил весь альпинистский и туристский Ростов. Завод «Ростсельмаш» выделял людей, технику, материалы для скорейшего завершения строительства. Было объявлено соревнование среди секций на большее количество часов, затраченных на строительство. Наши спортсмены после работы и учёбы всё свободное время безвозмездно отдавали стройке.

Я помогал Мерецкому только в вопросах отопления и газификации клуба. В этот период много времени уходило на основную работу, продолжалась реконструкция ТЭЦ, строилась новая компрессорная станция, да ещё приходилось отвлекаться на строительство квартиры. В среднем мой рабочий день составлял 16–18 часов, выходных практически не было. К концу 1979 года в награду всем туристам и альпинистам было построено единственное в СССР такое оригинальное здание клуба. С восточной стороны здание оборудовали скальной стенкой для тренировок альпинистов и скалолазов.

Если при строительстве моя роль была мизерной – газопровод, котельни, отопление, то при его защите от торгашей, я думаю, что выложился по полной. Подключил ещё одного друга раннего детства, первого вице-президента Российской ассоциации социального туризма, председателя Ростовского областного отделения Национальной академии туризма России, заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, члена коллегии Департамента по физической культуре, спорту и туризму Юрия Сергеевича Пономарёва [12]. А он начинает «бодать» директора департамента Бориса Алексеевича Кабаргина. Совместными усилиями всех, кто был в этом заинтересован, клуб удалось отстоять, и жизнь в нём продолжилась.

 

В лихие девяностые

1990-е годы вошли в историю под очень скользким названием «перестройка». Страна разваливается на суверенные государства, промышленность разворовывается, народу не платят зарплату и все пытаются выживать любыми способами, то же самое творится в спорте и туризме.

Из почти 2700 крупных предприятий осталось в живых около 670, граждане страны потеряли работу и остались без средств существования, увеличилась смертность и снизилась продолжительность жизни.

Удаётся договориться с руководителем земельных угодий Аксайского района и взять землю под огороды для работников завода. Сажаем картофель, морковь, свёклу, фасоль, тыквы. Продаём с завода всё, что можно продать, выплачиваем из этих денег хотя бы часть зарплаты. Люди в отчаянии, но на работу ходят. Пытаемся делать газовые печи, медицинские кровати и автоприцепы. Тут уже не до спорта, на заводе есть случаи суицида.

Проезжаю иногда мимо завода и вижу, как когда-то самый современный энергонасыщенный завод смотрит из-за забора пустыми глазницами своих корпусов на улицу «50 лет Ростсельмаша» (в настоящее время здесь тракторный завод). Разграбление шло на моих глазах, приезжали фуры из Турции, демонтировалось купленное за валюту самое современное оборудование, грузилось на фуры и они ночью, по-воровски, уходили с территории. Невольно вспоминаются слова таможенника из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «За державу обидно».

Мне пришлось переквалифицироваться. Поработал и начальником коммерческого отдела (снабжение, комплектация и сбыт), но это было не моё. И, как только мне исполнилось 60, подал заявление об освобождении от занимаемой должности и предложил одного из моих заместителей более молодых, подготовленных на эту должность. Кроме того, попросил директора ОАО «Копнитель» Виталия Назаровича Сенатос, если есть возможность, оставить меня на заводе в любой должности. И круг замкнулся.

Я становлюсь наладчиком контрольно-измерительных приборов в заводской лаборатории, а по совместительству советником главного инженера Вячеслава Ивановича Луговского до конца декабря 2003 года. Увольняюсь по сокращению штатов. Так заканчивается моя 47-летняя деятельность на заводе.

 «Азовское море – море дружбы»

В секции АМТ оживление наступило только в 1999-м, когда в нас появилась потребность. Ассоциация сотрудничества городов России и Украины (директор Анатолий Александрович Один), мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышёв и заместитель головы г. Донецка Сергей Бешуля пригласили секцию АМТ клуба принять участие в гуманитарной экспедиции «Азовское море – море дружбы». Особую роль в организации экспедиции сыграл бывший пресс-секретарь нашего мэра, главный редактор газеты «Ростов официальный» Дмитрий Алексеевич Котиков. Он стал её идейным руководителем. Его команда придумала девиз: «Под солнечным парусом», оформление автомобилей и значки. Мне досталась разработка маршрута экспедиции вокруг Азовского моря, который соответствовал нормативу спортивного похода второй категории сложности. Впереди были города: Таганрог – Мариуполь – Бердянск – Мелитополь – Гениченск – Джанкой – Симферополь – Севастополь – Ялта –Керчь – Темрюк – Славянск-на-Кубани – Приморско-Ахтарск – Ейск. После однодневного отдыха на Должанской косе – возвращение через Азов в Ростов-на-Дону.

Я собрал группу и составил график её работы. Финансовую поддержку нам оказал директор Департамента по физической культуре, спорту и туризму Борис Алексеевич Кабаргин. Выделенной им суммы в 30 000 руб. хватило для проведения десятидневной экспедиции.

Спортсмены секции АМТ «Планета» В. П. Сенченко, Вл. А. Дзюба, Л. М. Суховенко, И. С. Саранчев и я на пяти автомобилях собрались в путь. На борт взяли депутата Законодательного собрания Ростовской области А. Мирошниченко, представителя АзНИИРХа, кандидата медицинских наук Е. Алешню, менеджера-экскурсовода ЗАО «Ростовтурист» Л. Пастухову, оператора «Дон-ТР» М. Ткаченко, представителя Комитета по молодёжной политике Д. Рыбалко, главного редактора газеты «Ростов официальный» Д. Котикова и запасного водителя В. Токарева, а так же взрослых и детей, членов семей спортсменов. Группа стартовала из Ростова 27 июля 1999 года.

 Экспедиция  «Азовское море – море дружбы» на старте из Ростова. 27 июля 1999 г.

На старте мэр города М. А. Чернышёв вручил участникам знамя экспедиции с девизом на полотнище – «Азовское море – море дружбы». Под этим знаменем мы прошли по всему маршруту. В каждом населённом пункте проходили различные встречи. В Таганроге мы возложили цветы к памятнику Петру I и сфотографировались, побывали на родине первооткрывателя Севера Г. Седова; в Бердянске нас принимала администрация города, на этой встрече мы рассказали о целях и задачах нашей экспедиции; в Мариуполе состоялась масштабная пресс-конференция по вопросам летнего отдыха на побережье Азовского моря; в Гениченске прошёл диспут по рыбоохранным мероприятиям нашего общего моря; в Симферополе экспедицию принимали в  правительстве Республики Крым; в Севастополе мы побывали в воинской части, а затем с палубы корабля «Азов» наблюдали через перископ за стоящими на противоположном берегу бухты американскими кораблями. Ночевали спортсмены в матросском кубрике этой же воинской части.

Ялта, Керчь, Тамань, Темрюк, Славянск-на-Кубани, Приморско-Ахтарск… Каждый город оставил свой след в душе. Везде нас принимали как родных. После однодневного отдыха в станице Должанской на замечательных пляжах Должанской косы, мы побывали в Ейске и Азове. Задача экспедиции – исследование южного и юго-восточного побережья Крыма – была выполнена. Дома, в Ростове, нас встречали тепло. По итогам экспедиции было много публикаций в СМИ и приём у мэра Чернышёва с шампанским и награждениями.

 

Юный участник экспедиции Витя Дзюба на приёме у мэра М. А. Чернышёва. Ростов-на-Дону, 1999 г.

***

Двадцать лет спустя, 27 июля 2019 года в 5 утра, после долгой и кропотливой работы, из Ростова-на-Дону без особой помпы и без побережья Азовского моря со стороны Украины, стартовала экспедиция «Азовское море – море дружбы 20 лет спустя». На этот раз экспедиция исследовала юго-западное и северное побережье Крыма. Мы едем по Крымскому мосту.

К моему сожалению, из прежнего состава экспедиции остался я один. Не смог принять участие Дмитрий Алексеевич Котиков (живёт и работает в Москве, полковник, пресс-секретарь Департамента таможенной службы России), но с его мамой Верой Григорьевной, как и 20 лет назад мы встретились в Джанкое, где она проживает. Виталию Павловичу Сенченко в этом году исполнилось 93 года, его жена Евгения Степановна умерла; по болезни не смогли принять участие Леонид Михайлович Суховенко и Людмила Петровна Пастухова, а дети Дмитрий и Евгений Суховенко, Николай Чередниченко, Витя Дзюба, которые были с нами, уже выросли, имеют семьи и им не до экспедиции.

Борис Алексеевич Кабаргин умер. Так же потеряна связь с организаторами М. А. Чернышёвым, С. Бишулей, директором Ассоциации сотрудничества городов России и Украины А. Одиным. С остальными участниками прошлой экспедиции мои попытки связаться не увенчались успехом.

За двадцать лет сильно ухудшились отношения с братским народом Украины и Азовское море теперь не море дружбы, а море раздора. Радует единственное – полуостров Крым – это Россия, и на полуострове происходят грандиозные преобразования. Мы их увидели своими глазами, фотографировали, записывали, устанавливали связи, и после обработки полученного материала через СМИ рекомендовали посещение Крыма труженикам завода «Ростсельмаш», ростовчанам и жителям Ростовской области.

«Эстафета поколений»

После увольнения с завода я стал работать инструктором по спорту и туризму в Ростовском региональном отделении общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» (ВОА). Полученное ранее звание инструктора-методиста обязывало заниматься не только чисто спортивными мероприятиями, но и разными организационными вопросами.

В 2000-е годы разрабатываются два автопробега совместно с Комитетом по молодёжной политике администрации Ростовской области и Советами ветеранов, городским и областным, при поддержке Правительства Ростовской области. Первый посвящался 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, второй, под названием «От тихого Дона до Тихого океана», — 420-летию присоединения Сибири к России.

2005 год, 25–28 апреля. По городу Ростову на своих автомобилях «Ока» движутся участники Великой Отечественной войны, представляющие свои районы города: Н. И. Пикалов и Г. А. Коротков – Ворошиловский, В. Я. Криворуцков – Железнодорожный, П. Д. и Н. Д.Столяровы – Кировский, В. П. Тесленко – Ленинский, В. Л. Рысов и Т. К. Тертенбалиев – Октябрьский, К. С. Яньшин – Первомайский, И. И. Тараненко – Пролетарский, С. М Кушелев и В. М. Кубанцев – Советский.

«Эстафета поколений». Начало маршрута. 2005 г.

 На Гвардейской площади они проводят митинг, затем едут по Большой Садовой до площади Карла Маркса. Здесь также проходит митинг у вечного огня на посту №1. Маршрут продолжается до Парка авиаторов. После митинга у мемориала «Защитникам ростовского неба» ветераны возвращаются на Гвардейскую площадь, завершая первый этап автопробега. Отсюда же стартует второй этап автопробега – по 16 населённым пунктам Ростовской области. В его составе участники Великой Отечественной войны (В. А. Бородин, В. П. Сенченко, И. Н. Лесной, Н. И. Фомичёв, В. М. Поляков) и представители ещё трёх послевоенных поколений граждан СССР (условно их дети, внуки и правнуки). Среди них М. А. Карпов, Ю. Ф. Милявский, А. З. Кандабаров, А. А. Терзиян, Л. М. Суховенко, А. И. Солнцев, А. И. Восполит, Вл. А Дзюба, А. К. Рыбальченко, Л. А. Рыбальченко и её внуки Гриша, Маша и Катя.

«Эстафету поколений» – автопробег в 1000 км по местам боевой славы Дона в 2005 году в условиях новой страны России организовали секция АМТ клуба «Планета», Ростовская региональная общественная организация Всероссийского общества автомобилистов, городской и областной Советы ветеранов, Комитет по молодёжной политике администрации Ростовской области и главы администраций на местах. Спонсорскую помощь в денежном выражении 20 000 руб. оказала компания «Бизон» (генеральный директор С. Л. Суховенко).

Автопробег, посвящённый 60-летию Великой Победы. г. Морозовск

С 2009 года «Эстафета поколений» становится уже автомотопробегом, так как в секцию вошёл клуб байкеров «Пламенный мотор» (президент клуба Сергей Александрович Морозов). Отныне «Эстафета поколений» становится трёхэтапной. Совместно с ООО «Ростов-Тур» ведём изыскательскую работу о подвигах сыновей бывших республик Средней Азии СССР в Великой Отечественной войне на территории Ростовской области и по местам их захоронений. Так в качестве третьего этапа уже в  2010 году проходит автопробег по республикам Средней Азии. Участники доставляют в кисетах землю с могил героев на их родину. Землю же с могил наших земляков, умерших в госпиталях Ташкента и Душанбе, так же в кисетах, доставляем в Ростов-на-Дону и предаём земле в День скорби на мемориале «Кумжинская роща» у могилы с останками бойцов, найденных поисковиками.

В этот же период времени проводятся мотомаршруты по Кавказу и республикам Украина и Белоруссия, по северу европейской части России (руководитель Сергей Морозов).

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне (2010 г.) автопробеги объединял общий девиз: «Исторически обусловлены жить вместе» [13]. 1-й этап – по местам боевой славы Ростовской области – спортивно-патриотический автомототуристический маршрут второй категории сложности. Участники маршрута вместе с встречающими в населённых пунктах Ростовской области молодёжными, спортивными, ветеранскими, партийными организациями и властными структурами возлагали цветы и гирлянды к братским могилам павшим в боях за свободу Отечества и участвовали в траурных митингах. На этом этапе мы получили подтверждение, что в боях за освобождение Ростовской области отличились и погибли калмык Эрни Деликов (похоронен в станице Раздорской), казах Нуркен Абдиров (станица Боковская, в хуторе Конькове), узбек Юсуп Юлдашев (в г. Белая Калитва), из Таджикистана Иван Лабодин (в селе Ряжское). 2-й этап – по территории бывших союзных республик: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Республики Калмыкия – спортивно-патриотический автомототуристический маршрут высшей категории сложности под названием «Евразия 2010». Экспедиция «Евразия 2010» по поручению Ростовского епархиального управления побывала во всех православных храмах по маршруту, встречалась и со священнослужителями и верующими, вносила пожертвования на восстановление храмов и вручала от Ростовского епархиального управления иконы Донской Божьей матери.

На следующий год я разработал маршрут по пути М. А. Шолохова в Казахстан и предложил его министерству культуры Ростовской области. В это время министерством культуры разрабатывался сценарий праздника «Шолоховская весна» и мой проект маршрута вставили в сценарий. С удовлетворением могу отметить, что маршрут по пути М. А. Шолохова в Казахстан удался. Мы тогда смогли пообщаться с Бисеном Жумагалиевым, 90-летним другом Михаила Александровича, который рассказал много интересного. Подробности этой встречи и фотографии — в изданной малым тиражом брошюре «Исторически обусловлены жить вместе» [13].

В 2015-м удаётся провести традиционную трёхэтапную «Эстафету поколений» с заездом на Украину, с посещением музея «Молодой гвардии». Валентина Андреевна Лыкова, инструктор клуба «Планета», во время автомотопробега, на митинге в станице Глубокой читает стихи своего отца, участника Великой Отечественной войны. Местные ветеранские, молодёжные организации и отдельно ветераны, а также представители власти на местах пишут нам благодарности.

В этом же году в клубе мне в торжественной обстановке вручают удостоверение и знак «Заслуженный путешественник России».

От тихого Дона до Тихого океана

В 2005 году на коллегии Комитета по молодёжной политике я представил проект организации экспедиции «От тихого Дона до Тихого океана». А уже в апреле 2006-го на выездной коллегии Комитета по молодёжной политике в хуторе Пухляковский Усть-Донецкого района приняли решение: «Экспедиции по пути Ермака Тимофеевича из Ростова-на-Дону до Владивостока – быть»! Тем более, что в 2005-м исполнилось 420 лет присоединения Сибири к России Ермаком Тимофеевичем «со товарищи». Оргкомитет экспедиции возглавил заместитель главы администрации Ростовской области Александр Иванович Бедрик. Руководителем экспедиции согласно приказам по клубу «Планета», по региональной общественной организации Всероссийского общества автомобилистов и Ростовскому отделению Национальной академии туризма России, назначили меня.

10 июня 2006 года небольшой митинг у памятника Ермаку Тимофеевичу в Новочеркасске; освящение воды тихого Дона. Экспедиция стартовала тремя экипажами в составе мастера спорта А. З. Кандабарова и кандидата в мастера спорта Л. М. Суховенко, новичка в автотуризме С. А. Михеева, оператора телевидения А. И. Тернового, менеджеров-экскурсоводов О. И. Костюковой и Л. П. Пастуховой. Обязанности врача в экспедиции взяла на себя А. В. Тикунова, член клуба «Планета» (секция водников), врач по профессии. Путешествие продолжалось на трёх машинах 45 дней. 24 000 км пути по Сибири и Дальнему Востоку проехали участники экспедиции.

Кстати, наши отечественные автомобили ВАЗ-2106 и ВАЗ-1111 «Ока» преодолели бездорожье достойно и пришли, хоть и с дефектами, но вовремя, к финишу, а немецкий «Фольксваген» под Иркутском сломался. Мы его доставили на станцию техобслуживания на эвакуаторе и оставили с водителем Михеевым. Он пришёл в Ростов-на-Дону через десять дней после ремонта в Иркутске.

Впечатления о путешествии сохранились в путевом дневнике автоэкспедиции Ростов-на-Дону – Владивосток под названием «Освоение Сибири и Дальнего Востока донскими автотуристами», вышедшем тиражом в 1000 экземпляров [14].

Но одна из нас, экскурсовод Ольга Костюкова, рассказывала о нём, наиболее эмоционально. Пожалуй, дам ей слово:

«О ближайших соседях – Волгоградской, Саратовской, Куйбышевской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Удмуртия мы многое знали, но чем дальше на восток шёл маршрут, тем ярче становились впечатления. Покоряли своей мощью сибирские реки: Кама, Чусовая, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Запомнился отдых на берегах озера Байкал, необыкновенно вкусный копчёный омуль, знакомство со столицей Бурятии, городом Улан-Удэ и посещение Иволгинского дацана, где находится уникальная усыпальница с нетленными мощами буддийского монаха Хамбо-Ламы Итигэлова. В Чите удалось побывать в музее декабристов. Там до сих пор сохранилась бревенчатая Михайло-Архангельская церковь, где венчались Иван Анненков и француженка Полина Гебль. Столица Еврейской автономной области город Биробиджан покорил своими фонтанами и оперативностью местного телевидения, которое сопровождало нас во время знакомства с городом, а вечером уже показали сюжет по местному каналу.

Дорога «баловала» разнообразием: асфальт перемежался разбитыми участками и просто беждорожьем, километрами щебёнки пополам с грязью, деревянными липкими мостками и бродами через реки. Иногда приходилось разбивать палатки, готовить на костре, устраивать санитарный день на берегах водоёмов. Труднее всего давалась частая смена часовых поясов, организм сопротивлялся и досыпал в первой половине дня на ходу. <…> Бодрый дух поддерживало знакомое имя – Ермак … Кстати, одна из основных целей нашей экспедиции – побывать на месте гибели Ермака в Тобольске, посмотреть какими стали края, по которым прошли его отряды в далёком XVI в. Эту задачу мы осуществили и кроме Тюменской области отдали дань восхищения Новосибирску и Омску, Кемерово и Красноярску, Иркутску и Кургану, республике Башкортостан. <…> И, наконец, 29 июля 2006 г. в 17.20 мы увидели у дороги … высокую колонну с корабликом-парусником наверху – граница Владивостока. Пришли в город очень удачно – отмечался День Военно-Морского флота. Участники автопробега оценили красочный водный парад Тихоокеанского флота, поднялись на высокую сопку к зданию университета, откуда открывается потрясающая панорама бухты Золотой Рог, побывали на старейшем укреплении города – Безымянной батарее, в доме-музее исследователя Приморья В. Арсеньева и в уникальном музее автомотостарины. Но самое большое впечатление осталось у нас от океанской прогулки. На небольшом катере мы прошли по бухте вдоль всего города к острову Русский, оценили размах восточного порта России и, высадившись на живописном островке, вылили-таки воду тихого Дона в Тихий океан!» [15]. Воду из океана привезли в Ростов-на-Дону и также в торжественной обстановке вылили в Дон.

Во время путешествия был создан документальный фильм «От тихого Дона до Тихого океана».

Домой возвращались победителями. Встречала нас общественность Новочеркасска, присутствовали представители компании «Бизон» во главе с генеральным директором. А в нашем родном клубе был организован банкет. По итогам работы экспедиции, теперь уже Министерством по физической культуре и спорту, был устроен приём в гостинице «Ростов» и замминистра, уважаемый Борис Алексеевич Кабаргин, вручил всем участникам экспедиции, выпущенные накануне памятные медали «420 лет присоединения Сибири к России Ермаком» и почётные грамоты.

Дорогами казачьего шляха

Казачий шлях – это пути-дороги донских казаков, соединявшие хутора и станицы Войска Донского, по которым они передвигались по своим нуждам – службе, торговым и семейным надобностям. В нашем же случае – это дороги через Ростовскую область, альтернативные магистралям М 4 «Дон» и М 21. На севере трасса начинается с хутора Нагибин и следует через станицы Казанскую, Вёшенскую, Боковскую, Обливскую, города Морозовск, Волгодонск, Зимовники (через Ремонтное на Калмыкию и Астрахань), Сальк, Песчанокопскую с выходом на Ставрополь, Краснодар и Крым. По ним в летний сезон движется нескончаемый поток автотуристов, направляющихся на берега Азовского и Чёрного морей, на курорты Ставропольского, Краснодарского краёв и Крыма, предгорья и горы Кавказа.

Как заинтересовать автотуристов на этой трассе, задержать транзитных путешественников в нашем крае, показав свои достопримечательности?

Уже в 2009 году был разработан маршрут дороги альтернативной М 4 «Дон», как наиболее безопасный с точки зрения дорожно-транспортных происшествий и наиболее насыщенный по туристско-познавательной и оздоровительной тематике [16]. Он был поддержан должностными лицами туристского сообщества, заинтересованными в развитии въездного и внутреннего туризма, но, к сожалению, полностью не реализован. Используется автомототуристами Ростова и области для походов выходного дня [17], любителями путешествий на автомобиле, мотоцикле и велосипеде [18] и в автопробегах как вторая ступень туристского мастерства (по Положению о значке «Турист России»).

А в 2011 году по этому маршруту работала экологическая экспедиция по проекту Ростовской региональной общественной организации «Центр содействия экологическим инициативам “Экомост”» (руководитель проекта И. Ф. Черкашина) [19]. Для передвижения был использован мой автомобиль и я, как его водитель и автор маршрута «Казачий шлях». В качестве научного сотрудника к проекту был привлечён В. Ф. Чеснок.

С Валерием Фёдоровичем я был знаком ещё со времён, когда наша страна была СССР, а он – директором археологического музея-заповедника «Танаис». Мы с ним разработали десятидневный автомобильный маршрут «Вехи Боспорского царства» (к сожалению, остался на бумаге). Потом была ещё одна попытка осуществить маршрут уже перед Олимпиадой в Сочи, и тоже что-то не получилось.

Вместо заключения

К 90-летию завода «Ростсельмаш» (2019 г.) многих ветеранов завода, в том числе и меня, пригласили на завод и показали каким он стал сейчас. Я на заводе не был лет 25, завод, конечно, не узнать, но мне удалось оторваться на 7 минут от экскурсии и забежать на ТЭЦ, где я долгое время работал сначала мастером, а потом и начальником цеха тепловой автоматики. Мне было приятно увидеть, что многое из того, что было сделано мною, ещё живёт, а в газете «Ростсельмаш» обнаруживаю своё интервью [20].

Прочитав небольшой отрывок в несколько строк, вспоминаю, как участвовал в юбилейном мероприятии, посвящённом 50-летию завода. 100 человек, альпинисты, туристы клуба «Планета», представители парткома, профкома и завкома ВЛКСМ завода поднялись на безымянную вершину Кавказа в районе альплагеря «Дигория» с целью назвать эту вершину «50 лет “Ростсельмаша”».

Мы привезли тогда с собой юбилейную стелу и установили её на вершине. Вспомнились мне и стихи инструктора парткома завода Виктора Величкина, написанные к этому событию:

 «Рубить ступени до седьмого пота,

И камнепада нам не избежать.

Кто там сказал? Что это не работа

Пик безымянный именем назвать».

 

Потом я поднимался на этот пик и в 60-летие завода и участвовал в восхождении к 70-летию «Ростсельмаша» – завода, который стал моей судьбой.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Фотеев Владимир Константинович (1935), советский государственный и политический деятель, первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР, народный депутат СССР, член Президиума Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС, внук Л. Фотиевой, секретаря В. И. Ленина. (Энциклопедия Рувики. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Фотеев,_Владимир_Константинович (дата обращения: 18.08.2024).
  2. Песков Юрий Александрович (1936–2020), генеральный директор завода «Ростсельмаш» в 1978–1996 гг. URL: (См.: Песков Юрий Александрович // Донской временник. Краеведение Ростовской области : сайт. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/archPersonalii.aspx (дата обращения: 18.08.2024).
  3.  Специальная военно-воздушная школа в Ростове-на-Дону (1940–1955). См.: Мялова О. Ростовская лётная школа // Донская государственная публичная библиотека : сайт. URL: https://dspl.ru/blog/don-so-vsekh-storon/pole-bitvy/rostovskaya-lyetnaya-shkola/ (дата обращения: 18.08.2024); Колтун О. Н. Ростовские «спецы» // Донской временник : краеведческий альманах /Донская государственная публичная библиотека. Вып. 30. Ростов н/Д., 2021. С. 145—151.
  4. Ежевский Александр Александрович, советский государственный деятель (1915–2017). В 1980–1987 гг. – министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. (См. : Ежевский Александр Александрович // Глобалмск.ру : Московский бизнес-портал. URL: https://globalmsk.ru/person/id/12003 (дата обращения: 18.08.2024)
  5. Донцов Алексей Александрович (1936), советский хозяйственный, государственный и политический деятель. В 1984–1988 гг. – первый секретарь Ростовского-на-Дону городского комитета КПСС.( см. : Энциклопедия Рувики. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Донцов,_Алексей_Александрович (дата обращения: 18.08.2024).
  6. Власов Александр Владимирович ( 1932– 2002), советский государственный и партийный деятель, первый секретарь Ростовского обкома КПСС (1984—1986); министр внутренних дел СССР (1986—1988); председатель Совета министров РСФСР (1988—1990). (Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Власов,_Александр_Владимирович (дата обращения: 18.08.2024).
  7. Илашвили Яков Владимирович, главный энергетик завода «Ростсельмаш» в 1960–1980-е гг. (См.: «Ростсельмаш». История. Т. 2 : Зрелость (1949–1979) / [Н. В.Стариков, В. П. Трут, Н. В. Рыжкова и др.; под общ. ред. Ю. А. Пескова ; отв. ред. И. М. Узнародов]. Ростов н/Д. : Новая книга, 2005. С. 572).
  8. Мерецкий Эрнст Львович (1938–2007), мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР. Работал инженером-технологом на Ростсельмаше. Член президиума Ростовской областной федерации альпинизма (с 1966 г.), председатель правления клуба (1973–1979) и директор «Планеты» по 1990 г., начальник альпинистского лагеря «Дигория» (1976–1990), директор спортивного комбината «Ростсельмаш» (1990–2003). По инициативе Эрнста Львовича в 1999 году возле «Планеты» установлен мемориальный обелиск памяти погибших «планетовцев». (См. Донской туризм: история и современность. URL:: https://vk.com/wall-191665757_870 ; Эрнст Львович Мерецкий —  помним // Планета : клуб альпинизма и туризма : сайт. URL: https://club-planeta-rostov.ru/post/view/id/1598 (дата обращения: 18.08.2024).
  9. Сафронов Александр Николаевич (1940–1986), мастер спорта СССР, инструктор горного туризма. Был председателем областной федерации туризма, членом президиума всесоюзной федерации. Один из создателей уникального здания клуба туристов и альпинистов «Ростсельмаш» и первый председатель правления клуба «Планета», у которого появилась первая в стране скальная стенка для тренировок и соревнований. Клуб туристов сейчас носит его имя. 22 августа 1986 года поблизости от вершины Гестола на Центральном Кавказе разряд молнии поразил группу туристов из Ростова-на-Дону. В числе погибших был и А. И. Сафронов. (См.: Сафронов Александр Николаевич (1940–1986) // Mountain.ru : [сайт]. URL: http://www.mountain.ru/mkk/pers/safonov.shtml (дата обращения: 18.08.2024); Памяти Александра Сафронова : [подборка статей] // Записка в тур : История развития спортивного туризма Ростовской области /Авт.-сост. А. Розанов. Ростов н/Д. : Релиз-Дон ; Дониздат, 2009. С. 44–49.
  10. Нестеренков С. Н.,  Караев Н. И. Маршруты выходного дня. Ростов н/Д. : Кн. изд-во,1988. 93, [1] с. 
  11. Слесов Иван Васильевич (1936–1979). Работал мастером экспериментального цеха ГСКБ (конструкторское бюро завода «Ростсельмаш»). Спортивное становление связано с альпинистским клубом «Планета» завода «Ростсельмаш». Совершил более 80 восхождений на вершины Кавказа, Памира и Тянь-Шаня. Погиб при восхождении на п. Революции в 1979 г. (См.: Слесов Иван Васильевич (1936–1979) // Клуб альпинистов «Санкт-Петербург» : сайт URL: http://www.alpklubspb.ru/persona/slesov.htm(дата обращения: 18.08.2024).
  12. Розанов А. Маэстро туризма : [Пономарёв Юрий Сергееевич] // Записка в тур : История развития спортивного туризма Ростовской области / Авт.-сост. А. Розанов. Ростов  н/Д. : Релиз-Дон ; Дониздат, 2009. С. 279–282.
  13. Дзюба В. А. Исторически обусловлены жить вместе : Некоторые итоги экспедиции «Евразия 2010 и 2012». [Б.м.], 2012. [Без пагинации].
  14. Освоение Сибири и Дальнего Востока донскими автотуристами : Экспедиция июнь – август 2006. От тихого Дона до Тихого океана. Ростов н/Д., 2008.
  15. Костюкова О. Автомототуризм – история и современность // Турист. 2018. № 4. С. 35–36. В статье использованы путевые записи руководителя экспедиций В. А. Дзюбы.
  16. Туризм на Дону. 25 лет общественной деятельности по развитию туризма в Ростовской области : сб. материалов о деятельности РОНАТ и действительных членов НАТ Ростовской области / Рост. регион. отд-ние Межрегион. обществ. организации «Национальная академия туризма» (РОНАТ). Ростов н/Д., 2021. С. 37–42.
  17. Автотуризм. Походы выходного дня : [буклет] / Учебно-спортивный центр. клуб «Планета». [Ростов н/Д., б.г].
  18. Экскурсионные маршруты по Ростовской области для любителей путешествий на автомобиле, мотоцикле и велосипеде // Экскурсии и путешествия по Донской земле : Каталог /Министерство по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, ЗАО «Ростовтурист». Ростов н/Д., 2003.
  19. Создание реестра социально-экологических инициатив г. Ростова-на-Дону и муниципальных образований Ростовской области в свете устойчивого развития территорий : Отчёт по проекту /Министерство внутренней и информационной политики Ростовской области, Рост. регион. обществ. организация «Центр содействия экологическим инициативам “Экомост”». Ростов н/Д., 2011. 48 с.
  20. Характер ростсельмашевца с годами не меняется [интервью В. А. Дзюбы] // Ростсельмаш : еженедельная газ. коллектива компании. 2019. 22 июля. С. 3.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2025 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"