Иванченко В. А. Сплав антрацита по реке Грушевка// Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 131-135. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m10/0/art.aspx?art_id=1885
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й
История донской промышленности
В. А. Иванченко
СПЛАВ АНТРАЦИТА ПО РЕКЕ ГРУШЕВКЕ
Зарождение угольной промышленности на Дону принято отсчитывать от времени посещения этих мест в 1696 году Петром I, произнесения им знаменитой фразы о пользе угля для потомков и указа Берг-коллегии начать изыскания пригодных для разработки залежей этого минерала [1].
Исследования в долинах рек Северский Донец и Кундрючьей длились больше двадцати лет. Наконец в 1721 году в Лисьей балке под Бахмутом (ныне Артёмовск) отыскались значительные запасы каменного угля. И через семьдесят четыре года указом императрицы Екатерины II здесь был построен рудник ‑ первенец угледобывающей промышленности Донбасса [2].
Первую шахту на антрацитовых полях будущего Грушевского рудника заложил близ своего хутора есаул Попов в 1809 году. Шахта была глубиной двадцать пять метров с вертикальным стволом и ручным воротом. Рядом появились несколько шахтёнок-копанок, устроенных кузнецами из Новочеркасска для обеспечения антрацитом своих кузниц и обогрева жилищ. Другого применения антрациту в то время не было. Такое положение дел сохранялось ещё почти тридцать лет. Специфика организации Войска Донского препятствовала вовлечению казачества в промышленность, дабы те не теряли боевых навыков, а использование станичных и войсковых земель и, соответственно, недр другими сословиями вообще запрещалось.
Ситуация изменилась к концу сороковых годов. После появления паровых двигателей антрацит наконец нашёл своего потребителя, и войсковое начальство вынуждено было изменить своё отношение к Грушевскому руднику.
Был назначен специальный горный смотритель, введены новые правила предоставления участков для разработки антрацита, силами Войскового правления построена образцовая шахта с конным воротом. К разработкам были допущены представители всех сословий и даже иностранцы. Все эти меры привели к увеличению количества крупных шахт и значительному росту производительности рудника в целом.
Грушевский рудник к 1865 году насчитывал 77 шахт, на которых добывалось до пяти миллионов пудов антрацита в год [3,с. 63].
Район залегания угольных пластов Грушевского рудника (ныне город Шахты), пересекается с севера на юг долинами речек: Атюхта, Грушевка и Кадамовка, являющимися частью водосбора реки Тузлов.
Речки мало протяжённые и маловодные, но имеют, особенно в районе залегания пластов, довольно глубокие каньоны. До начала XIX века эти места были практически не заселёнными.
Речные долины кроме залежей антрацита изобилуют и огромными запасами так называемого «грушевского камня» издавна применявшегося в строительстве. Из этого камня были построены каменные дома городов Александровска-Грушевского и Новочеркасска. Использовался грушевский камень и при возведении первого варианта Вознесенского храма столицы Войска Донского. Для этих целей войсковое начальство отрядило часть рабочего казачьего полка. Казаки народ служивый, могут и в полевых условиях жить, но не 30 лет. А именно столько возводился первый храм. Встаёт вопрос: где квартировали казаки рабочего полка, добывавшие до 30 тысяч штук грушевского камня в год? [4].
Ответ можно найти на геологической карте Донецкого каменноугольного бассейна [5].
Детальная геологическая карта Донецкого каменноугольного бассейна, планшет IX‑29
Лагерь, где казаки рабочего полка ломали камень, располагался выше хутора Власово-Грушевского. Здесь же в пойме речки Грушевки отмечены обширные залежи песчаника (грушевского камня). О том, что этот лагерь был долговременным, говорит часовня рядом с ним. Выше и ниже лагеря расположены пруды с мощными каменными плотинами. Видно, что обе плотины не предназначались для снабжения водой каких-либо предприятий, так как в начале XX века, когда составлялась карта, их здесь не было.
Обращает на себя внимание и тот факт, что по плотинам не производилось гужевое движение. Дороги проложены выше и ниже (на карте дороги обозначены сплошными тонкими линиями, жирные пунктирные и штрих - пунктирные линии – выходы к поверхности пластов антрацита). Переезд через речку осуществлялся вброд, несмотря на то, что спуск к речке и подъём здесь очень крутые. Разумное объяснение этого факта только одно, – на плотинах стояли устройства, не предусматривающие проезд по ним. Этими устройствами были регулируемые водосбросы, с помощью которых производился весенний сплав добытого камня.
Таким же образом производился сплав продукции железоделательных заводов по уральским рекам. О том, как это происходило описывал Фёдор Васильевич Гилёв (1851‑1933): «Пригодною для сплава Чусовая бывает только раз в год – весной, в апреле месяце, и только в течение нескольких дней, не более недели. И то, в большинстве случаев при помощи прудовой воды, специально для этого скапливаемой в водохранилище при Ревдинском заводе» [6].
К середине XIX века добыча угля в Грушевском руднике начала приобретать промышленные масштабы, но с увеличением количества добытого угля остро встал и вопрос доставки его потребителям.
В 1864 году на Грушевском руднике было добыто 3 586 450 пудов. Кроме того, на рудниках оставалось 3 666 060 пудов добычи 1863 года. После отправки потребителям силами железной дороги и гужевого транспорта, скопившихся за два года 7 252 510 пудов, на руднике оставались не вывезенными ещё 2 414 573 пудов антрацита [3, с. 64]. И это был не единичный случай.
Десятью годами ранее, в 1854 году: «из донесений князя Оболенского усматривается, что на Грушевских шахтах вырытого антрацита находилось в минувшую зиму до трёх мил. пудов, принадлежащего разным владельцам» [7, с. 272].
В те годы «существовали только два способа транспортировки антрацита до Волги: один сухопутный от копей до Дубовской пристани (около 450 вёрст), другой полусухопутный от копей до Мелиховской пристани (на Дону, 30 вёрст), от Мелиховской пристани на лодках вверх по Дону до Качалинской пристани, а отсюда до Дубовской пристани (60 вёрст) вновь на фурах.1 <…> Срок доставки: чисто сухопутной в 15‑20 дней, полусухопутной – 40‑60 дней. Оба способа эти сопряжены многими затруднениями и неизбежными тратами при неоднократных выгрузках и перевалках с фур на суда и обратно. При таком положении дела необходимо было изыскать новый способ доставки и озаботиться устройством пароходства на Дону [7, с. 272‑273].
<…> Пароходы, как бы волшебною силой созданные, явились в первый раз на водах Дона к изумлению тамошних жителей, а тысячи воловых подвод с антрацитом тянулись между Грушевкою, Мелиховым (правильно – Мелиховской. – В. И.), Дубовкою и Царицыным. Любо было смотреть, рассказывает очевидец, как всё оживилось и пустыни Дона огласились шумом пароходных колёс и весёлыми песнями бурлаков и возчиков. Никогда не было в том крае такой усиленной и радостной деятельности. От Дона до Невы много тысяч людей смотрели на движение караванов, как на новый источник их богатства.
Один из кабестанных пароходов, 28 мая, по нагрузке антрацита в Мелиховской станице, отправился к Качалинской пристани и прибыл туда 21 июня…» [7, с. 275‑276].
Учитывая то обстоятельство, что железная дорога появилась только в 1864 году [8], можно смело предположить накопление не вывезенного по весне угля, в среднем, до 1,5 млн. пудов в год. В то время разрабатывался только самый верхний пласт, так называемый, рыхлый (он же беглый), уголь которого быстро разрушался и вопрос реализации требовал поиска не традиционных способов его транспортировки. Зимой доставка на санях производилась до ближайших складов у портов реки Дон ‑ в станицах Мелиховской и Аксайской. Там уголь и хранился до начала судоходства. Весенняя распутица препятствовала конному транспорту вывозить оставшийся на рудниках уголь.
Идея водной транспортировки грушевских антрацитов на южно-морское побережье принадлежит французскому инженеру Ле Пле [9].
Пьер Гийом Фредерик Ле Пле в 1837‑1839 годах проводил исследование Донецкого бассейна и тогда же заметил: «Здешние антрациты, подобно северо-американским, могли бы способствовать развитию пароходства на Дону и в ближайших морях, Азовском и Чёрном; при увеличенном сбыте произведённого легко было бы отправлять их с большею экономиею противу нынешних средств по Донцу, Дону и их притокам Грушевке, Кундрючьей и др.» [10, с 266—267].
О том, что идея Ле Пле впоследствии получила «блестящее осуществление» отметил в 1915 году приват-доцент Харьковского университета П. И. Фомин в своём исследовании горнозаводской промышленности юга России [10, с. 39].
Возникает вопрос – где же идея Ле Пле о транспортировке грушевского антрацита по рекам осуществилась? Северский Донец и речка Кундрючья к грушевскому антрациту отношение не имеют (там залегают свои пласты и, к тому же на тот момент, ещё не освоенные); остаются три вышеперечисленные: Атюхта, Грушевка и Кадамовка. Именно в это время и появляются на речках Грушевке и Кадамовке значительные по своим масштабам плотины, пригодные для продления времени весеннего сплава. На карте Ф. Ф. Шуберта они уже существуют [11].
Фрагмент карты Ф.Ф. Шуберта
Масштабы карт разные, но по названиям населённых пунктов можно с уверенностью определить, что пруд на речке Грушевке находится в том же месте, что и на карте Степанова. Там он сохранится до 1926 года и будет приспособлен для нужд, построенной по плану ГОЭЛРО ГРЭС имени Артёма.
На фотографии запечатлён момент вскрытия «тела» нижней плотины для обследования и укрепления её перед объединением двух существовавших водоёмов в один для надёжного охлаждения турбин будущей ГРЭС. Отчётливо виден широкий жёлоб с запорным устройством, предназначенный для регулируемого спуска воды из пруда.
Жёлоб водослива по центру плотины первым заметил С. А. Новиков, но ошибочно отнёс его устройство шахтовладельцу Е. Т. Парамонову [12].
Подпись: Вскрытие нижней плотины. Фото С. А. Новикова
Однако Парамонов начал свою горнопромышленную деятельность на Грушевке лишь в 1905 году, после приобретения рудника И. С. Панченко [13], располагавшегося в двух верстах ниже по течению реки, а предполагаемый сплав мог производиться только до постройки железной дороги Аксай – Грушевка, то есть до 1864 года.
После обследования и укрепления «тела» плотины всё вновь было засыпано грунтом. Естественный предохранительный перелив был устроен левее тела плотины.
Строительство нижней плотины. Перелив. (ЦХАД, г. Шахты. Ф. Р-1077. Оп. 1. Д. 23)
ГРЭС не нуждается в регулируемом сбросе воды до полного опускания зеркала водоёма, ему нужен постоянный, гарантированный уровень, что и достигается естественным переливом.
Таким образом, суммируя всё вышесказанное, можно с уверенностью предположить, что как минимум по речке Грушевке, в период с 1842 по 1864 годы производился весенний сплав сначала камня, а потом и антрацита.
Весной во время половодья и последующего поддержания уровня воды в реке с помощью плотин сплав мелкими судами грузоподъёмностью 200‑300 пудов мог решить доставку камня до Новочеркасска и антрацита до станицы Аксайской.
Новочеркасск. Разлив реки у вокзала. Фото с сайта «Новочеркасск.net».
Весной река Аксай от Новочеркасска и до впадения в реку Дон на два месяца становилась судоходной даже для крупных судов [14]. Для продления времени сплава и нужны плотины типа ГРЭС. Это почти шлюзование в одну сторону на непродолжительное время.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного уголья и руд : Указ № 4129. Декабрь 7. Именной // Полное собр. законов Российской империи. Собр. 1-е : 1649– по 12 дек. 1825 гг. Т. 6 (1720‑1722). СПб., 1830. С. 796.
2. Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля : Указ № 17408. Ноября 14. Именной // Полное собр. законов Российской империи. Собр. 1-е : (1649‑1825). Т. 23 (1789‑ по 6 нояб. 1796). СПб., 1830. С. 815.
3. Труды Донского войскового статистического комитета. Вып. 1. Новочеркасск, 1867.
4. Отчёт наказного атамана Войска Донского за 1844 год // ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 522. Л. 51‑51 об. URL: https://vivaldi.dspl.ru/bv0000444/view/?#page=105 (дата обращения 10.04.2021).
5. Детальная геологическая карта Донецкого каменноугольного бассейна. Год вып. 1911‑1926 г. / сост.: Н. А. Родыгин, Л. И. Лутугин, Н. Н. Яковлев, П. И. Степанов, Б. К. Лихарев и др. Масштаб: 1 верста в дюйме (1:42000). Лист IX– 29 // КартоЮГ : [сайт]. 2012. URL: https://maps.southklad.ru/forum/viewtopic.php?p=897&sid=521c4f4beac4bd3d20d82fc893dab9b3#p897 (дата обращения 10.04.2021).
6. Цит. по: Калинин М. Как спускали железные караваны // Первоуральск.РФ : сайт. URL: https://первоуральск.рф/news/5/20411/ (дата обращения 10.04.2021).
7. О заготовлении донского антрацита для Балтийского флота в 1854 году // Горный журн. 1854. Ч. 3. Кн. 8. URL: http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/6960/1/gorn_mag_1854_8.pdf (дата обращения 10.04.2021).
8. Сидоренко В. Т. Грушевско-Донская железная дорога // Дон. временник. Год 2001-й. Ростов н/Д., 2000. С. 53.
9. Ле-Пле П.-Г.- Ф. Исследование каменноугольного Донецкого бассейна, произведённое в 1837‑39 годах, по распоряжению А. Н. Демидова главным горным инженером и профессором в Горной парижской школе, Ле-Пле при пособии гг. Маленво, Лалано и Эйро : с атласом из 9 табл. и геол. карт. / Пер. с фр. [и предисл.] проф. Г. Е. Щуровского. М., 1854.
10. Цит. по: Фомин П. И. Горная и горнозаводская промышленность юга России. Т. 1 : История горной и горнозаводской промышленности юга России со времени возникновения до восьмидесятых годов прошлого века. Харьков : Тип. Б. Бенгиз, 1915.
11. Военно-топографическая карта Российской империи. 1846‑1863. (издавалась до 1919 г.), созданная под рук. Ф. Ф. Шуберта и П. А. Тучкова. Масштаб: 3 версты на дюйм. Лист 27‑19 с привязкой, Кочетовская. 1870 г. // ЭтоМесто : [сайт]. URL: http://www.etomesto.ru/shubert-map/27-19/ (дата обращения 10.04.2021).
12. Новиков С. Первенец Ленинского плана ГОЭЛРО // Шахт. изв. 2016. 27 июля. С. 19.
13. Швецов С. В старом Ростове. Ростов н/Д. : Кн. изд-во, 1971. С. 152‑153.
14. Новочеркасск. Разлив реки у вокзала : фото. Изображение: электронное // Новочеркасск.net : сайт. URL: https://novocherkassk.net/gallery/photo/10658/ (дата обращения 10.04.2021).
_______________________________
[1] Фура в 19 веке – это тяжёлая преимущественно грузовая повозка с верхом, затянутым на высоких дугах брезентом или другой тканью, в которую запрягались лошади или волы
|