Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сокольский Э. А. Спасение в бурю // Донской временник. Год 2016-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/8/art.aspx?art_id=1495

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Куйбышевский район Ростовской области

 Э. А. СОКОЛЬСКИЙ

СПАСЕНИЕ В БУРЮ

Село Крюково Куйбышевского района Ростовской области

Лучший вид на село Крюково – оттуда, где останавливается гряда высоких холмов, протянутая с севера по-над неторопливой речкой Тузлов. С поворотом реки загибается и гряда, оставляя место просторному заливному лугу – раздолью для коров. Здесь, на горе, покрытой полынью, чабрецом и медуницей, раздольно и душисто, и Крюково выглядит цельно, собранно. Если смотреть на село с запада, оно воспринимается отдельными невыразительными отрезками; там хоть и повыше бугры, потравянистей, и густыми рощицами оживлены, да, говорят, тем и опасны: только и следи, как бы на змею не наступить (бабушка-сельчанка жаловалась на своего кота: повадился змей во двор притаскивать!). И ещё – волки. Вместе с одичавшими собаками они собираются в свирепые своры и редко, но забредают на возвышенное правобережье. Мне окончательно расхотелось туда после того, как я услышал о покусанной волком жительнице соседней Лысогорки (бедная женщина спешила, не подозревая опасности, на ранний автобус до Матвеева Кургана). Да вспомнил, что у страха глаза велики.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2004 г.

Итак – поля, опоясанные на горизонте голубоватыми лесопосадками, и, чуть в стороне от речки, прилёгшее отдохнуть, да так и оставшееся здесь навсегда селеньице, прикрытое акациями, клёнами, тополями, грецким орехом и дикими абрикосами. Когда это случилось? Церковный историк Иван Сулин в начале XX века отмечал, что Крюково впервые упоминается в списке населённых мест за 1866 год [2].

Сейчас Крюково на вид – современное село, здесь работает военный совхоз «Искра», стоят новенькие кирпичные дома; а старые – прячутся глубже, за главную улицу, там же и разваленный клуб: ни кружков теперь, ни библиотеки, ни кино, ни танцев... Всё это есть в большом селе Лысогорка, да пять километров до него: не находишься. Что ж, Крюково всегда было в тени Лысогорки, где одно время находился волостной центр, другое – сельсовет. Зато на венчания, на крестины, на отпевания, на большие церковные праздники и лысогорцы, и жители других селений Куйбышевского района Ростовской области едут в Крюково: только здесь и сохранился храм.

С той, южной стороны, он особенно выразителен: специально отступил от села в поле, к реке, чтобы присматривать за ним, сторожить его, предостерегать от недоброго да и просто – быть наедине с природой, что особенно хорошо ночью, когда ничего не видать вокруг, кроме пустыни луговых трав и низкого непроницаемого неба.

Однопрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведёна на средства вдовы подполковника Крюкова, Раисы Петровны, в 1902 году (часть средств внесли прихожане) [2]. Архитектора её словно задумана самой природой. В то время, когда «византийский» стиль был едва ли не единственно возможным в храмовом строительстве, когда образцы этого стиля нередко отличались однообразием, предсказуемой мрачностью, грузностью, нарушением пропорций, – этот храм возвели лёгким и светлым, он смотрит приветливо, добродушно, тепло. Ничто не бьёт на эффект: ни древнерусское «пламя» наличников, ни зубчатая кайма под карнизами, ни восьмигранный барабан, которому удаётся стоять над церковным корпусом твёрдо, крепко и в то же время не давить его, и ни, тем более, почти игрушечная «греческая» звонница (вблизи она, однако, таковой не кажется и напоминает мощный стан Войскового собора в Новочеркасске), её тонкий шатёр луковкой, задуманный на «древнерусский» лад, словно стремится взлететь в небо.

Церкви в окрестных сёлах разломали ещё до войны, в самом Крюкове разобрали церковноприходскую школу, дома для причта и караулку, а вот храм – стоял и работал до 1960 года! Пока не решила районная власть передать его Лысогорскому сельсовету, а сельсовет отдал здание колхозу. И что же мог сделать с ним колхоз? Конечно, устроить склад удобрений и ядохимикатов. Сорвали купола, разрушили апсиду, установив на месте пролома железные ворота; через бывший алтарь теперь могли въезжать трактора и ЗИЛы…

Настали 90-е, храм стоял с разбитыми дверьми и окнами, и загаженный не только бывшими в нём ядохимикатами…

Сколько священников поперебывало здесь! Приезжали – и обратно: не лежала душа оставаться, очень уж плачевное зрелище представлял собою Рождественский храм. Остаться имел мужество только отец Геннадий Журкин. И свершались чудеса: медленно храм принимал свой первоначальный облик. Жители села и окрестностей жертвовали охотно; не пожалел денег и руководитель «Искры» А. И. Черненко, потом помогали другие председатели, районная администрация… И после многих субботников по уборке ядовитого мусора, в которых участвовали и паломники, принялись латать стены, вставлять двери и окна. При отце Павле в церкви проложили деревянные полы, установили окна, хоры, апсиду, чугунную лестницу на колокольню; закупили семь колоколов (быть звонарями вызвались два парня-школьника)… Работы, в основном, выполняли рабочие совхоза. А жители Крюкова, Лысогорки, ближних Греково-Ульяновки, Большекрепинской, узнав, что церковь оживает, сами несли давно растасканные ими оконные решетки, служившие в качестве загородок для кур…

…Церковь открылась в 1997 году, по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона. Казначеем долгое время была Раиса Васильевна Патрушева; едва успевавшая успевает управляться с домашним хозяйством, она всегда помнила: если кто приехал издалека в церковь, его нужно накормить: «Это ж деревня, у нас так!», да при этом извинялась: «Еда у меня простая, готовить по всем правилам просто некогда».

На вопрос: кому вдруг пришло в голову восстанавливать церковь? – ведь в глубинке редко когда таковое решение принимает местная администрация, – Раиса Васильевна ответила:

– Затеял всё Тюленев Иван Васильевич. Он живёт рядом с церковью – дом на углу. Нет, он не стар, ему около пятидесяти… Хотел всё сделать своими силами; работать умеет: человек «с руками», хозяйственный. Чтобы деньги собрать, попросил меня продавать свечи, иконы. Ходил в Таганроге в епархию просить помощи. А в селе работы так и не нашёл, куда-то ездит на заработки. Зайдите к нему, он всё сам расскажет.

Иван Васильевич и на сей раз куда-то уехал, и меня пригласила войти его жена Елена. Это их, оказывается сына и дочку, младшеклассников, я видел на обедне. С фотографий семейного альбома на меня смотрел обаятельный, немного похожий на певца Александра Галича мужчина с умными и благородными чертами лица.

– Много чудес происходило в церкви, – рассказывала Елена, пододвинув ко мне мной мёд и чашку чая. – Иван Васильевич сам сделал деревянный купол, и, надо же было такому случиться, поднялась буря. От неё пострадало много домов в селе, а у церкви было спокойно, только купол сдуло. Нынешний, жестяной, в прошлом году поставил отец Павел.

…Мне случилось однажды в районке прочесть о тех, кто помогал восстановлению церкви. Имени Тюленева я там не нашёл. А здесь, в Крюкове, мне говорили, что, вроде бы, сам Тюленев хотел быть батюшкой этой церкви, да ему отказали, поскольку греховен: многожёнец; и когда добывал для церкви стройматериал – не забывал отложить и для собственного хозяйства, в котором, как известно, всё пригодится, потому отец Геннадий и не принял его к себе служить. И характер у него тяжёлый, диктаторский... Не знаю, не знаю, судить легко... А вот то, что жизнь вокруг церкви затеплилась благодаря ему – об этом как раз грех забывать.

– Мало прихожан! – сожалел настоятель храма, отец Павел, когда мы вечером беседовали. – Молодёжь больше ходит, чем старики, да и то: обвенчались, детей покрестили, и пропали…

Внутри церковь расписана (а ещё лет десять назад – немногие: иконы, старые и недавние, написанные безыскусно, по-домашнему, с кукольными ликами святых, – прикрывали пустоту побелённых стен); торжественен четырёхъярусный резной иконостас. На праздники слаженно, негромко поют певчие, и так же негромко, тоже как-то по-домашнему, поёт отец Павел… С 2007 года при церкви действуют воскресная школа и трапезная.

Поистине – приют для души! И – чудо, в которое не решались поверить даже те пятнадцать священников, что приезжали сюда и, огорчённые увиденным да откушавши «скромных» яств Раисы Васильевны, возвращались восвояси.

Церковный двор заасфальтирован, ограждён каменным забором.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сулин И. М. Материалы к истории заселения Миусского (ныне Таганрогского) округа // Сборник Обл. войска Донского стат. комитета. Новочеркасск, 1905. Вып. 5-й. С. 81-132.

2. Шадрина А. В. Храмы Донской и Новочеркасской. Епархии. Конец ХVIII века – 1920. Справочник / отв. ред. А. В. Венков. Ростов н/Д: Антей, 2014. С. 199.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"