Бочаров А. Н. Детская колония // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m1/61/art.aspx?art_id=1933
Статья опубликована в авторской редакции и только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й
Ремонтненский район
А. Н. Бочаров
ДЕТСКАЯ КОЛОНИЯ
Прошло уже сто лет, но ремонтненцы из поколения в поколение место, расположенное в трёх километрах западнее села, называют Колонией; в балке ещё не так давно были видны остатки фруктового сада…
После Гражданской войны резко увеличилось число беспризорных детей и были приняты меры по ликвидации детской беспризорности, в том числе построены приёмники-распределители, детские дома и коммуны. Делался упор на социальное воспитание детей, позволявшее им получить образование, профессию и реализовать свои способности.
В результате небывалой засухи 1920 г. и неурожая в Поволжье осенью 1921 г. разразился голод, вызвавший новую волну беспризорности. Детская беспризорность достигла чрезвычайных размеров в 1921-1922 годах из-за последствий войны, экономической ситуации и голода. В этот период началась целенаправленная государственная борьба с беспризорностью. На почве голода фиксировались случаи грабежей, бандитизма.
Это трагическое событие затронуло и наш район. Голод в 1921-1922 годах в степях наших был очень тяжёлым. На 1 ноября 1921 г. в нашем районе голодало 1 520 детей и взрослых 1 438. В марте 1922 года в Ремонтненском уезде (районе) голодало 96 % жителей.
Телеграммы: «Сентябрь 1921 года. Усобес просит принять меры к получению от Облпродкома обязательного отпуска сахара и продпайка семьям красноармейцев по Ремуезду на 4 835 едоков».
Куда: Астрахань, Облнарпрос, копия ЦИК. Из Заветного, принята 2 марта 1922 года в 12 часов 5 минут. «Положение детском доме катастрофическое нет продуктов отопления освещения дети голодают примите экстренные меры». «Совет детского дома».
Ещё осенью 1921 года Ремонтненским уездным отделом народного образования было запрошено разрешение из Донского окружного земельного отдела на использование участка земли и зимовника бывшего коннозаводчика Полтавского, что в 12 верстах от Ремонтного, где предполагалось с наступлением весны приступить к работам по организации детской колонии.
Инициатором создания детской трудовой колонии был член уездного исполнительного комитета Григорьев Николай Васильевич. За неимением развитых политических работников исполком отступил от своего прежнего постановления по организации такого учреждения. Григорьев, как истинный педагог, несмотря на молодость (1898 г.р.), понимающий важность воспитания детей-сирот, доказывает необходимость организации трудовой колонии в областных организациях. Согласно распоряжения Областного комитета партии Григорьева Н. В. с 25.03.1922 года освободили от обязанностей члена уездного исполнительного комитета, и он приступил к подготовительным работам по организации колонии.
Не имея в своём распоряжении ни денежных, ни материальных средств, он срочно приступил к организации колонии, поставив перед собой цель довести свой замысел до конца, несмотря на трудности. С самого начала работу тормозило, прежде всего, недостаточное внимание по отношению к колонии уездной власти. Приходилось доказывать отделу образования необходимость создания колонии, и серьёзность этого дела.
Педагог, понимая свою ответственность за здоровье и жизнь детей, и предполагая, что весной и летом могут быть набеги бандитских шаек, принимает решение создать колонию на зимовнике бывшего коннозаводчика Букреева, что в 3-4 верстах от Ремонтного, где имеется огромный пруд, замечательный сад и удобная для ведения сельского хозяйства почва. Неудобство было лишь в том, что не было построек для жилья, кроме двух земляных кухонь и одного сарая. Но с оказаной помощью властей, а также местного населения, к следующему году все неудобства были устранены.
Колонию с согласия детей, назвали «Символ», что значит – знак или предмет стремления к настоящему свободному воспитанию, к созданию детского хозяйства и правильного понимания природы. Предполагалось, что в колонии разместятся 40-45 детей (смешанного пола и возраста) и пять человек служащих.
Николай Васильевич Григорьев, работающий учителем, согласно указаниям дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению 1919 г. издания и на основе обычаев и приёмов народной педагогики, 22 марта 1922 года составил краткую Временную инструкцию Ремонтненской детской колонии «Символ». Демократические основы (самоуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов и т.д.) являлись неотъемлемой составляющей этого школьного заведения. 1 апреля 1922 года из старших воспитанников детских домов Ремонтненского уезда была организована детская колония «Символ». В мае 1922 года детская колония была включена в школьную сеть.
Воспитателями были назначены: Семченко Лариса Михайловна, ранее работавшая в Ремонтненском детском доме и Антонова Мария Викторовна, ранее работавшая учителем; заведовать хозяйством колонии назначили Ничеговскую Прасковью Константиновну [1].
На 1 апреля 1922 года воспитанниками детской колонии «Символ» было 38 детей, в том числе сироты: Малахов Иван Васильевич (14 лет), который за боевые подвиги в 1942 г. награждён орденом Красной Звезды; Пищулины Иван (12 лет), Надежда (13 лет) и Павел (14 лет); Чечелева Екатерина Константиновна (10 лет) и Шептухина Мария Васильевна (11 лет).
А также дети полу-сироты: Григорьевы Валентина (15 лет) и Евгений (13 лет); Ковалёвы Агафья (11 лет) и Марфа (13 лет); Семененко Александр Николаевич (12 лет); Сиротенко Алексей (12 лет) и Феодосия (13 лет), а также Ничуговский Александр Елизарович (8 лет) и его сестра Мария (10 лет).
Григорьев Евгений Васильевич
Следует добавить, что Григорьев Евгений Васильевич родился 26.12.1907 в селе Ремонтном, в годы войны с нацизмом награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, вышел в отставку в звании подполковника.
Ничуговский Александр Елизарович
Ничуговский Александр Елизарович, родившийся 28.04.1913 г. в селе Кормовом, также защищал Отчизну и награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.
Детская колония являлась детским общежитием, где воспитанники под наблюдением руководителей, постоянно с ними живущими, знакомились с жизнью природы, проявляя свой труд и развивая способности. Колония преследовала три основные цели:
- проведение в жизнь трудовых принципов воспитания;
- знакомство детей с окружающей их природой;
- изыскание средств личным трудом детей, для улучшения их положения.
В детской колонии все служащие пользовались одинаковыми правами, в смысле питания, снабжения предметами первой необходимости и т. п. Норма питания наравне с детьми из тех же продуктов, что получают и дети.
Весь личный состав колонии принимал обязательное участие в труде и каждый, недобросовестно относящийся к делу, нёс ответственность перед заведующим колонией.
Внутренними делами колонии управлял Совет детской колонии, состоящий из заведующего, всех воспитателей, в половинном числе представителей детей старшего возраста и столько же технических служащих. Участвуя в Совете колонии, дети знакомились с общим бюджетом, принимали участие в обсуждении финансового плана: приобретение посуды, мебели, книг и т. д. Совет колонии заботился о духовном и физическом развитии детей; об улучшении материального положения детей и служащих; о расширении и улучшении хозяйства колонии; распределении обязанностей среди детей.
Постановление колониального Совета вступало в силу со дня его составления, причём, если заведующий колонией был не согласен с постановлением Совета, то такое решение входило в силу после утверждения его отделом народного образования.
Совет колонии избирал Президиум в составе – председателя (заведующий колонией), его товарища, он же казначей и секретарь. Президиум приводил в исполнение все постановления Совета. Периодически по решению Президиума созывалось общее собрание детей и служащих для совместного обсуждения тех или иных вопросов.
Программа воспитания в колонии учитывала и то, что ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина, будут зависеть исключительно от того, насколько он будет в состоянии принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. Правильное воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости.
Во вновь открываемых в послереволюционное время детских колониях предполагалось «воспитывать в новом поколении любовь к труду сельскохозяйственному, на котором, главным образом, зиждется благосостояние земледельческой России». Кроме всего, в колониях планировалось организовывать мастерские: столярные, плотничные, кузнечные, сапожные, портняжные и, самое главное, это работа на ферме, где детей учили тому, как правильно заниматься скотоводством и растениеводством.
В колонии имелась площадь посева в 10 десятин, из них четыре десятины пшеницы, две десятины ячменя, три десятины проса и одна десятина огорода. Так же в колонии имелись 31 бык, 11 коров, четыре тёлки, две лошади, 47 овец и 45 кур. Имелся при колонии и фруктовый сад. Воспитанники колонии занимались обработкой земли, содержанием и уходом за сельскохозяйственными животными. Повседневные работы в саду, огороде и в поле по очереди производились воспитанниками колонии и детьми Ремонтненского детского дома, которые на ночь возвращались в детский дом.
Для поднятия продуктивности труда колонии, исполком уезда принимает решение дать самостоятельность в распоряжении продуктами от труда на свои хозяйственные нужды, чем и занимался Совет колонии.
ПРИМЕЧАНИЯ
- НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 114. Л. 55
|