Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сокольский Э. А. Чудо на Донце // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С.125-126. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/5/art.aspx?art_id=54

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й

Каменский район Ростовской области

См. также раздел: Храмы Ростовской области

Э. А. СОКОЛЬСКИЙ

ЧУДО НА ДОНЦЕ

Станица Калитвенская Каменского района Ростовской области

В станице Калитвéнской особенно хорошо весной, когда цветение вишен обнимает её чистые улочки, обставленные небогатыми домами на полуподвалах. Во дворах белеют низкие сараи, а кое-где вместо высоких заборов — оградки из дикого камня. Бедноватые курени, сарайчики и вишни в Калитвенской были всегда, а вот берёзы, которые часто встречаются на её улицах — по-видимому, новосёлы; и как же они прижились в станице, как они ей идут!

Богатству в Калитвенской неоткуда было взяться. По свидетельству «Сборника областного статистического комитета», изданного в Новочеркасске в 1908 году, «камень, хрящ, солонец и сыпучий песок до того обильно залегают здесь, что в некоторых хуторах станицы этой население воздерживается от посева хлебов и вынуждено заниматься преимущественно одним скотоводством, ...земледелием же если и занимаются, то почти исключительно для получения соломы и половы для прокормления скота».

И, несмотря на это, как пишут в «Донских епархиальных ведомостях» от 1 сентября 1884 года, «казаки здесь гостеприимны и довольно честны. Не было, например, случая, чтобы воровали хлеб с полей, земледельческие орудия, скот, находящийся на базах за станицею. В станице не в обычае даже на ночь запирать хаты. Но на сколько казаки честны дома, на столько не чисты на руку, говорят знающие люди, во время походов. Причину этого объясняют тем, что казаку совестно придти домой с пустыми руками. Между казаками нет нищих, и не в обычае — ходить по дворам по утрам с просьбами о милостыне, как то бывает по России». Далее сообщается о добронравии казачек — «они рано выходят замуж», и о недостатке казаков — ими «выпивается много водки», хотя какой же это недостаток, ведь речь ведётся только о семейных торжествах. Важнее другое — то, что калитвенцы отличались «преданностию церкви».

В давние времена в станице, перенесённой от устья речки Калитвенец чуть выше по Северскому Донцу, стояла церковь св. Димитрия Солунского (там теперь старое кладбище), а в 1820 году принялись за строительство каменной, во имя Успения Божией Матери, в центре станицы, посреди большой площади.

«Одним из лучших в епархии» назвали «Ведомости» Успенский храм, и сегодня цена этим словам возросла. А может быть, он и лучший на донской земле, которая лишилась почти всех церквей, построенных до середины XIX века, то есть — церквей в стиле классицизма. Но те единицы, которые остались, всё же уступают высокому вкусу и величию Успенского храма. Он — поистине столичное творение, без провинциальных упрощений, и каким огромным кажется, когда смотришь на него из глубины переулков! Четырёхколонные порталы с трёх сторон основного здания, портал двухъярусной колокольни, световой барабан под голубым куполом с позолоченными крестами... Этот громадный и изящный храм-корабль словно перенесён сюда из Петербурга, чтобы здесь, в глубинке, не забывали о настоящей архитектуре и равнялись на неё, а не подражали без оглядки «Византии» или «Древней Руси», создавая тяжеловесные культовые «шедевры». Кроме того, для исполнения иконостаса пригласили итальянских мастеров.

Как мог появиться такой богатый храм в небогатой станице? Спасибо войсковому старшине Андрею Евстафьевичу Хорошилову! «Ведомости» рассказывают, что он был по тому времени очень богатым человеком, и если, случалось, не хватало денег платить рабочим, он продавал свои косяки лошадей. Храм освятили через тринадцать лет. А большую, широкую ограду вокруг него поставили лишь в 1872 году. Говорят, были — а может, сохранились и поныне — подземные ходы…

В двух саженях к северо-западу от храма находился обложенный гладким камнем колодец, воду которого церковные сторожа использовали для питья и для орошения каменных полов церкви. Первый на её замечательные свойства обратил священник Милютин; он провёл опыты и установил, что вода — минеральная и может послужить «на пользу бедному, страждущему болезнями, простому люду». Об этом он писал в «Донских епархиальных ведомостях» от 1 марта 1887 года: «Для опыта вода сия с самого начала мною принималась в малых дозах ... и оказала на меня самое целебное действие — на уничтожение лишайной зудящей сыпи, бывшей около 3 месяцев и неподдававшейся лечению, соответствующими, мне известными, медицинскими средствами. Малые приёмы воды быстро уничтожали лёгкую нервную боль головы от прилива крови. Такое благодетельное действие воды, по всей видимости, нужно приписать целебному свойству воды или от примесей в ней газов или бромистого кали, действующего успокоительно на нервы и замедляющего деятельность сердца». 9 марта 1886 года, после литургии, колодец был освящён.

Вблизи церкви, на краю центральной площади, есть колонка, там станичники берут хорошую воду; не тот ли это колодезь? Батюшка говорит — нет, не тот; «настоящий» — на церковном дворе, только вода в нём для питья уже малопригодна.

Много было обычаев в станице, много суеверий... Вот некоторые. После посева по домам служили молебны, и даже скот окропляли святой водой. Во время венчания на молодую всегда надевали шубу. Подуть на молоко считалось преступлением — испортится. За грех считалось есть яйца, освящённые на Пасху. Одна пасхальная традиция сохранилась и до сего дня: посыпать землю у своих дворов кучками песка. Сохраняется здесь и песенное наследие: в станице два народных фольклорных коллектива — взрослый «Карагод» и детский «Казачонок».

...Церковь, закрытая перед войной, пережила вражеский обстрел (немцы палили с того берега — наши прогнали их «катюшей») и дважды — пожар, когда она уже была не нужна обедневшему колхозу, который хранил в ней селитру и «дары полей», но посещалась любителями выпить. Расчисткой помещения в конце 80-х занимались пожилые станичницы. Одна из них, бабушка Ульяна, с чувством рассказала мне о том, как жила Успенская церковь последние восемнадцать лет:

— Первый батюшка был отец Владимир, очень хороший, все его любили, но те две женщины, что с ним работали, хотели всё делать не по его указаниям, а по-своему. Писали и ездили с жалобами, наговаривали на него. А ведь все в станице знали, какой он сердечный был человек, сколько сделал, и купол поставили при нём! Потом пришёл отец Василиск, тоже хороший был, но испугался, что много работы, не справится... И другие были. А теперь — отец Стефаний, уже тринадцать лет он у нас. Живёт только для церкви, многого добивается, а у самого — ни машины, ни велосипеда, все деньги – на церковь. Кормит всех на все праздники. «На что же ты их кормишь?» — спрашивала. «А что, Ульяна, мне приносят — на то и кормлю». Видишь — и столы со двора не убираются! Честнейший, добрейший человек! Бывало, проедем мы по хуторам, соберём пожертвования, устанем, промокнем, и к батюшке: «Утомились!» А он нам: «Ну, давайте по рюмочке». Понимает людей...

Я был на пасхальной литургии, и не мог наслушаться певчих: они пели энергично, ритмично; батюшка же вёл службу не спеша, тихо, будто и не стараясь завладеть ничьим вниманием. Но в храме не было шума, никто не галдел, как это бывает на большие праздники, когда в храм приходят отнюдь не только истинные богомольцы... Значит, действительно, знают и ценят его прихожане, так же, как знают и ценят его сестру, матушку Серафиму Силовну, во всём помогающую отцу Стефанию...

С 2006 года в реставрации церкви участвуют специалисты из Санкт-Петербурга. Они согласны со мной: да, это настоящий «петербургский» храм, не ожидали они увидеть такого в далёкой донской станице…

О Калитвенской, основанной, согласно официальной версии, в 1702 году, хочется сказать побольше... В ней интересно и по-своему уникально староверческое кладбище с надгробьями XIX века. Затем, будучи в станице, нельзя пренебречь прогулкой по едва приподнятому бережку Северского Донца и не полюбоваться лесными дебрями противоположной стороны реки (туда ещё совсем недавно ходил паром); хорошо бы подняться и на крутую Караульную гору (она чуть ниже по течению реки) — лучшего вида на Донец ни в станице, ни в окрестностях не найти.

И вообще, станица Калитвенская — одна из чудесных мест донской земли. Не зря сюда приезжают из ближнего Каменска-Шахтинского не только на большие церковные праздники (несмотря на то, что в городе недавно построена церковь), но и просто отдохнуть.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"