Шевченко С. А. Педагог и селькор Александра Максимовна Ракитянская // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/30/art.aspx?art_id=1899
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й
Зимовниковский район
Шевченко С. А.
Педагог и селькор Александра Максимовна Ракитянская
От того, насколько ты сам уважаешь себя,
напрямую зависит отношение других людей к тебе
Александра Максимовна Ракитянская (в девичестве – Кундрюкова) в Северной средней общеобразовательной школе № 13 отработала 53 года. Она была моим классным руководителем, а впоследствии мы стали коллегами. Многолетнее общение с ней позволило узнать её лучше и понять, что она человек, у которого можно многому научиться, на кого нужно равняться.
Родилась Александра Кундрюцкова 2 января 1948 года в хуторе Авилов Константиновского района Ростовской области [1]. Семья Кундрюковых из казачьего рода, но в то время об этом нельзя было говорить, поэтому они именовались крестьянами. Кроме дочери Саши в семье Кундрюковых ещё рос сын Евгений.
Детство Кундрюковых было босоногим и полуголодным, как у большинства послевоенных мальчишек и девчонок. Выручала река Северский Донец, где ловили рыбу, раков, моллюсков. По её берегам росло много тростника и камыша, служивших топливом для печек-горнушек. На зиму семья заготавливала кизяк. Держали небольшое хозяйство, сажали картофель и овощи. В пищу шли сладкий корень (солодка голая), катран, калачики, крапива, лебеда, ягоды паслёна и другие травы. В августе созревали дыни и арбузы. Варили нардек — арбузный мёд, очищенный и сильно упаренный сок, получаемый из мякоти зрелых плодов арбуза. Взрослые и дети осенью собирали ягоды терновника, плоды дикой яблони и груши, которые в большом количестве росли по берегам реки и балок. Плоды сушили для компотов, ягоды тёрна замачивали в стеклянных бутылях. Одежда у детей быстро изнашивалась, и матери постоянно приходилось накладывать на неё латки. С обувью тоже были проблемы. Родители трудились в колхозе, где «живые деньги» не платили, а начисляли трудодни, по которым в конце сельскохозяйственного года выдавалось по решению общего собрания колхозников зерно, молоко, овощи. Если в семье были излишки продукции, реализовывали или обменивали их на базаре и ярмарках. Только тогда дети могли получить какие-то обновки.
В 1955 году Саша Кундрюкова поступила в первый класс Авиловской начальной школы, затем была Нижне-Журавская восьмилетняя школа, которую окончила на «хорошо» и «отлично» и стала студенткой Константиновского педагогического училища, поступив на отделение «учитель начальных классов» (1963).
С первых же дней учёбы студенты по инициативе комитета ВЛКСМ и студпрофкома оказывали помощь в уборке урожая колхозу «Ленинский путь» и колхозу им. М. Горького. В училище функционировали предметные кружки и кружки художественной самодеятельности, спортивные секции. Будущие учителя готовили тематические вечера, выезжали с концертами в сёла. Александра Кундрюкова продолжала писать стихи и заметки теперь уже в стенгазету педучилища. К тому же она отлично декламировала стихи русских и советских поэтов.
Окончила Александра Константиновское педагогическое училище в 1967 году и по распределению оказалась в диких засушливых сальских степях, где в течение года набирается до шести месяцев ветреных дней. Кстати, злой иссушающий ветер у нас называют «афганец», «астраханец», «калмык».
Заведующий Зимовниковским районным отделом народного образования Андрей Митрофанович Баско предложил юной учительнице место учителя начальных классов в Старорубашкинской начальной школе. Целеустремлённую и гордую казачку Александру не испугали ни климат волчьего угла Донского края, ни работа в малокомплектной школе отдалённого хутора. Старорубашкинская начальная школа входила в кустовое объединение при Гашунской восьмилетней школе (директор ‑ Людмила Григорьевна Седогина). Кроме Старорубашкинской начальной школы кустовое объединение координировало работу Власовской, Ивановской, Ильичёвской, Донецкой, Крюковской, Новорубашкинской, Русско-Садовской, Ульяновской и Троицкой начальных малокомплектных школ. Старорубашкинской начальной школой заведовала Мария Прохоровна Харитоненко, которая стала для начинающей учительницы опытным наставником, советником и старшим другом. В этой начальной школе Александра Максимовна Кундрюкова проработала с августа 1967 года по август 1969 года. Там же она встретила свою первую и единственную любовь ‑ Александра Григорьевича Ракитянского.
В сентябре 1969 года А. М. Кундрюкова была переведена учителем русского языка и литературы в Гашунскую восьмилетнюю политехническую школу № 28. В этом же году она стала студенткой заочного отделения филологического факультета Таганрогского государственного педагогического института, который окончила в 1977 году (в настоящее время ‑ Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»).
В 1972 году в семье Ракитянских родился первенец ‑ Евгений. Второй сын ‑ Валентин появился на свет в 1977 году, а в 1980 году родилась дочь Елена. Всё складывалось хорошо, но в 1981 году погиб муж, Александр Григорьевич. И А. М. Ракитянская осталась одна с тремя детьми. Коллеги и родственники мужа не оставили без внимания молодую вдову и помогали семье по возможности. Александра Максимовна не сломилась, продолжала трудовую деятельность, воспитывала своих детей и учеников, умело сочетая домашние заботы с работой в школе, интернате и заочным обучением в институте.
В 1973 году Гашунская восьмилетняя политехническая школа № 28 была преобразована в Северную среднюю школу № 13, в которой филолог А. М. Ракитянская в 1975 году сделала свой первый выпуск и работала до ухода на заслуженный отдых.
А.М. Ракитянская с 8 «Б» классом, 1973
А.М. Ракитянская с 10 классом, 1975
Благодаря высокому уровню профессионализма она входила в состав районной медальной комиссии. Учитель-методист А. М. Ракитянская награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, дипломами и благодарственными письмами различного уровня.
Много лет Александра Максимовна вела кружок «Юнкор», принимала участие в постановках литературных вечеров, новогодних сказок и тематических школьных мероприятий, выпусках школьных стенгазет. Её заметки регулярно публиковались на страницах районной газеты «Степная новь» и школьной газеты «Звонок».
Александра Максимовна поддерживает тесную связь со многими своими выпускниками, которые делятся с ней радостями и бедами, в ответ получая нужный и дельный совет, слова сочувствия и поддержки. Как классный руководитель Александра Максимовна всегда была на стороне своих учеников, защищала на педсоветах каждого провинившегося, давала шанс исправиться оступившемуся человеку.
Отзывы бывших учеников Северной средней школы № 13 позволяют понять глубину и широту личности нашего Учителя.
Наталья Гудко, выпускница 1976 года: «… Уже прошло 46 лет после выпускного вечера. Но не секрет, что школа для многих из нас была вторым домом. Мы проводили в ней большую часть дня. Учителя всегда находились с нами. Они помогали решать не только школьные, но и личные проблемы. А. М. Ракитянская учила нас русскому языку и литературе. Через столько лет после окончания школы вспоминаю умную, отзывчивую, не очень строгую, но справедливую Александру Максимовну. Она всегда находила подход к каждому из нас и строго не наказывала за проступки, просто давала шанс исправиться. Вместе с учительницей мы узнавали больше о нашей стране, о творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого. Поэтому русский язык не казался трудным предметом. Александра Максимовна — удивительный и понимающий педагог. В ней сочетаются такие качества, как доброта, мягкость и, в то же время, принципиальность. Александра Максимовна всегда готова прийти на помощь».
Александр Санников, выпускник 1976 года: «С Александрой Максимовной в школе я редко общался. Но она была классным руководителем в классе, где учился мой старший брат Виктор. Я видел, с каким уважением он к ней относился. А. М. Ракитянская создала очень дружный класс. И мой брат на протяжении всей своей жизни всегда с благодарностью и с большим уважением относился к ней. Когда приезжал, обязательно навещал Александру Максимовну. Мы с ней были соседями, и я видел, как Александра Максимовна тепло и с уважением относилась к моей маме, ко мне…».
Владимир Гудко, выпускник 1977 года: «... Очень хорошо помню А. М. Ракитянскую. Она вела предметы русский язык и литературу. Это был добрейший, спокойный учитель. Наверное, ученики, которых она учила, остались очень довольны. Жаль, конечно, но меня Александра Максимовна не обучала. Помню, уже после окончания Константиновского с/х техникума, я попал работать в Целинский район. Так вот, случайно повстречал Александру Максимовну на автовокзале. Ой, какая для меня была радость! Встреча, правда, оказалась короткой, так как автобус стоял на станции недолго. За это время мы повспоминали свою школу. Но, прежде всего, Александра Максимовна попросила меня рассказать о себе. Ведь в то время я был не обтёсанным молодым специалистом. Это, конечно, надо видеть. Какое чуткое внимание учителя! А какое умение вести диалог в общении!».
Галина Ткачёва, выпускница 1989 года: «… Я очень благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким человеком, как мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы — Александра Максимовна Ракитянская. Знали бы вы, какой это мудрый и интеллигентный педагог, мастер своего дела, а её словарный запас меня просто поражает! Всегда интересно объясняла свои предметы! А. М. Ракитянская часто придумывала что-то новое, интересное на любом уроке. Каждое её слово проникало в самое сердце. Не кривя душой, могу сказать, что моя классная — самая классная! У Александры Максимовны очень большой опыт за плечами, и она очень сильно любит своих учеников. У А. М. Ракитянской есть всё: талант педагога, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия, душевный трепет, духовная искренность. Она учила ребят быть настоящими людьми. Учитель — это не просто профессия, которой можно научиться, а призвание, с которым нужно родиться и жить…».
Татьяна Метёлкина, выпускница 2001 года: «В 5 классе я начала ходить на кружок «Юнкор», который вела Александра Максимовна Ракитянская. Писать стихи и слушать, написанное другими было так увлекательно, что мы зачастую засиживались допоздна. А с особым восторгом мы ждали литературные вечера, где при свечах читали свои стихи и пили чай со сладостями. Любовь к поэзии, зародившаяся в кружке, живёт во мне до сих пор».
Нина Бурка, выпускница 2008 года: «Какова роль учителя в жизни человека? Как часто сейчас составители ЕГЭ просят выпускников ответить на этот вопрос в предложенных текстах на экзамене. Я вот убеждена, что оценить значение педагога в своей жизни, мы можем, к сожалению, спустя время. Когда придёт осознание, открывшее нам глаза, на многие вещи и поступки, которые в силу возраста мы не замечали в 16–17 лет. Я лишь поделюсь своими воспоминаниями. Александра Максимовна Ракитянская встретила наш класс, когда мы перешли в среднее звено. Добрая, отзывчивая, чуткая, она сразу сумела захватить моё внимание, и вскоре я стала ходить на её кружок «Юнкор». Там мы писали сочинения, играли в игры, пели и читали стихи. Я могу с уверенностью сказать, что моя любовь к литературе и желание читать классику крепли на уроках Александры Максимовны. Да простит меня она, но русский язык я любила гораздо меньше. И, вероятно, литература не привлекла бы меня так, если бы я попала в класс к другому педагогу».
Оксана Хачатрян, выпускница 2010 года: «Александра Максимовна была моим классным руководителем в 10–11 классе, и на протяжении этих двух лет она всегда проявляла интерес к нашим проблемам, переживаниям. Недаром говорят, педагог — это не просто профессия, это призвание, и Александра Максимовна этому подтверждение. Она не просто учит, а буквально душу вкладывает в каждого своего ученика…».
А. М. Ракитянская со своими выпускниками, 1985
За время работы Александры Максимовны в сфере образования сменилось пять заведующих РОНО, шесть директоров школы, несколько педагогических коллективов. И со всеми Ракитянская смогла сохранить доброжелательные и хорошие отношения, поскольку производственная и бытовая конфликтность ей не характерна. Тактичность, сочувствие, внимательность, добропорядочность — вот её основные черты.
Все трое детей Александры Максимовны получили высшее профессиональное образование и проживают в Ростове-на-Дону. Дочь Елена пошла по стопам матери и стала учителем русского языка и литературы.
Ракитянская – летописец края, ставшего ей родным. Её заметки публикует не только районная газета, но и областная «Молот».
Будучи внештатным сельским корреспондентом газеты «Степная новь», Александра Максимовна создала цикл статей о сельских тружениках её новой малой родины. Героями публикаций были ветераны Гражданской и Великой Отечественной войны, вдовы ветеранов и «дети войны», трактористы и комбайнёры, чабаны и доярки.
Редакция районной газеты регулярно приглашала Александру Максимовну на мероприятия, посвящённые Дню печати, морально и материально поощряя её селькоровскую деятельность. Об одном из таких событий она рассказала в школьной газете.
«Часто вспоминаю поездку в г. Ростов-на-Дону на 2-ой съезд селькоров. В редакции газеты «Степная новь» сказали, что заказали автобус на 4 человека: для зав. отделом писем Л. П. Гапюк, селькоров В. И. Личмана, Г. А. Немазенко, А. М. Ракитянской. Но неожиданно пошёл дождь, он лил, как из ведра. Гремел гром, было пасмурно и сыро. Автобус не пошёл, потому что асфальтированного шоссе в то время ещё не было. Я решила, что поездка отменяется. Но не тут-то было. Редакция газеты купила билеты на самолёт. «Какой самолёт, грязь, дождь», — сказала я. В редакции меня успокоили: «Отправляться будем с военного аэродрома, так что дождь нам не помешает». Когда зашли в самолёт, я посмотрела на землю: дождь лил не переставая. Но быстрокрылый самолёт поднялся выше облаков, мы направились прямо к солнцу. Я удивилась: дождь был только внизу. Несмотря на воздушные ямы, никого не укачало. Мы довольно быстро оказались в Ростове. Съезд длился два дня, поэтому нам пришлось жить в гостинице «Ростов». На второй день была торжественная часть: доклады, сообщения, выступления. Лучшим селькорам вручали грамоты, подарки, Благодарственные письма. Была организована выставка газет. Селькоры из разных районов области обменивались адресами, газетами. Наш селькор Василий Иванович Личман получил ценный подарок, остальные — Благодарственные письма. Потом Л.Я. Гапюк уехала с семьёй в Киев. Мы с ней долго переписывались. Сейчас переписка оборвалась. Г. А. Немазенко умер. В. И. Личман живёт в станице Кутейниковской. Сколько лет прошло, а мне запомнилась эта поездка, как будто это было вчера» [2].
Александра Максимовна сохранила фельетон Василия Ивановича Личмана по поводу этой незабываемой поездки:
На слёт
На память Александре Максимовне шуточный фельетончик
Невеликий самолёт
Нас привёз в Ростов на слёт.
Из туч лил дождь, гремел гром,
Но нас принял аэродром.
Вышли в город — вот беда,
Не знаем, как идти, куда.
Первым делом шли в обком,
Чтоб нам дали жилой дом.
Мы по городу ходили
И немало поблудили,
То пройдём, то не дойдём,
А что нужно — не найдём.
То стоим, трамвая ждём,
Поливает нас дождём.
Мы в гостиницу пришли,
Всех, кто нужен нам, нашли.
Нас крутили и вертели,
Пока в комнаты зашли.
Утром рано вновь забота:
Подниматься неохота.
А идти в обком-то надо:
Ждёт там съезд и ждёт награда.
А приехали туда,
Вновь нас встретила «беда».
К регистратуре подошли —
Себя в списках не нашли.
Как не мыкались, мотались,
В приглашенных так остались.
В зал зашли и в кресло сели.
Кушать хочется: не ели.
Торопились, как назло.
Что-то в жизни не везло.
Съезд сработал на «отлично»,
Побывал на нём и Личман.
Всё прошло, опять забота,
Как-то страсть домой охота.
Раз в родимый дом хотим,
Завтра утром укатим.
В. Личман
«Родимый дом» ‑ Зимовниковский район, остаётся в центре её внимания и теперь.
Фото из школьного архива МБОУ Северной казачьей школы № 13
ИСТОЧНИКИ
- Автобиография Ракитянской А. М., предоставленная администрацией МБОУ Северной казачьей школы № 13, 2022.
- Ракитянская А. М. Незабываемая поездка // Звонок. 2021. № 53 (май). С. 2.
|