Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Мотовилова А. А. Забытый хутор Никифоров // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/30/art.aspx?art_id=1694

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й

История Зимовниковского района Ростовской области

А. А. МОТОВИЛОВА

ЗАБЫТЫЙ ХУТОР НИКИФОРОВ

Затерявшийся на степных просторах донского края, в народе этот хутор более известен как Цыганский. Словно табор, жители покидали эти места – а потом возвращались.

В 1897 году, согласно результатам первой всеобщей переписи населения Российской Империи, в Никифоровском поселении, в 3-м заседательском участке № 42 войсковой земли, проживали четырнадцать мужчин и семь женщин. Одиннадцать мужчин и три женщины занимались земледелием, ремесленным – соответственно один и три. В хуторе был всего один грамотный с начальным образованием [1].

Никифоров Копанского сельского совета располагался в четырёх с половиной километрах от хутора Нижне-Куберский, на границе с Орловским районом. Жильё – преимущественно землянки дореволюционного времени. После Первой мировой и гражданской войн хутор опустел. В конце 1920-х годов начинается второй этап его заселения. Сюда переезжают крестьяне из хутора Бараники Сальского района.  В 1928 году у зажиточного крестьянина Фёдора Викторовича Штепа появляется первый флигель, крытый черепицей.

Бескрайняя степь начиналась за порогом. Весной поляны тюльпанов поражали великолепием, степь покрывалась разнотравьем и наполнялась голосами птиц; здесь водились степные орлы, куропатки, жаворонки, щуры, повсюду разносилось курлыканье журавля-красавки. Зимы были многоснежными. Волки, лисы, зайцы подходили близко к жилью в поисках пищи; волки часто рвали домашних животных. В садах росли вишни, тёрн. Огороды сажали в балках – там, где ближе вода. Рыли колодцы.

По вечерам женщины пряли шерсть на прялке и на веретено, вышивали, вязали кружева, пели протяжные украинские песни. Первыми певуньями на селе были сёстры Мария, Нина и Юлия Репа, Людмила Лопатко. Песни скрашивали жизнь во время труда и досуга, в праздники и будни. Любимыми праздниками были Пасха и  Рождество. Дети и молодёжь ходили по хутору и пели колядки.

С добрым маком паляница,

А без мака не така,

Давай, бабка, пятака,

А ты, дядька, грошей,

Чтоб колос хороший,

Хоть копейку, хоть пятак,

Мы не выйдем с хаты так!

 

Хуторская молодёжь.

Хозяева выносили колядовщикам угощение: вареники и пироги [2].

В 1929 году был организован колхоз имени Розы Люксембург, в него, помимо Никифорова, входили хутора Нижне-Куберский, Верхне-Куберский, Балыков и Секретёв [3].

Первым председателем был избран Карл Карлович Спорка.

 

Механизаторы колхоза им. Р. Люксембург

По воспоминаниям Д. П Чередниченко, Спорко с большой энергией и принципиальностью отстаивал колхозное дело. Не терпел бездушного отношения бригадира или животновода к колхознику, к своим обязанностям. Гневался на бригадира, который не вовремя подвёз обед или воду в поле. Он не мог сходу принять то или иное предложение районного руководства, если предложение несло материальный убыток хозяйству.

 

Первые годы колхозной жизни категорически отказывался от услуг МТС, так как за работу тракторов требовалось платить большие натуральные выплаты, а в колхозе числилось более ста пар рабочих быков. В 1932 году колхоз имени Розы Люксембург разукрупнили. В колхозе денег не платили. Ставили палочки в учётном листе трудодень, и всё. Натуроплату выплачивали после сбора урожая.

Юлия Васильевна Глазко (Репа) вспоминает: её отца Василия Семёновича Репу призвали в 1942-м. Когда от отца долго не было весточки, мать учила дочь кричать в печную трубу: «Куда дым, туда и глаз. Иди папка до нас». Только через полгода пришло письмо из госпиталя от друга: отец тяжело ранен и находится в госпитале. Ручными мельницами-жерновами, состоявшими из парных каменных кругов, мололи муку; в пустых гильзах снарядов, которые во множестве лежали  в окопах, делали отверстия и использовали их в качестве дробилки.

 

               Репа Ю.В.

Жители Никифорова носили вещи в хутор Балыков и меняли на еду. Гильзы заправляли керосином, вставляли фитиль и использовали для освещения жилища. В хуторе Тарасов Орловского района находилась немецкая комендатура. Полицейские составили списки молодёжи для угона в Германию. Девушек и юношей хутора Никифоров Раису Ахтырскую, Сергея и Нину Репа, Алексея Прохнича, Василия Иваненко полицаи закрыли в сарае. Ночью удалось бежать. Раиса упала в колодец и провела там всю ночь. Только утром жители Никифорова помогли ей выбраться. В январе 1943-го, в суровые морозы, отступавшие немцы и румыны забрали у хуторян тёплые вещи, одеяла и использовали их в качестве накидок и портянок [2].

Вспоминает Юлия Фёдоровна Масс (Штепа). Родилась она в 1937 году в многодетной семье. В 1942-м в подвале флигеля кузнеца Ф. В. Штепа жили немцы. В саду стояли мотоциклы и лошади. Немцы заставили мать постирать платки. Она постирала и отдала платки солдату. Второй пришёл и стал требовать, чтобы ему отдали платки. Выхватил пистолет, наставил на мать. Дети прижались к матери, как бы защищая её, и начали плакать. Немец на ломанном русском языке произнес: «Скажи спасибо своим детям» [4].

Ветеран Великой Отечественной войны Нина Васильевна Репа, 1928 года рождения, вспоминала: «В 1942 году я рыла окопы и капониры для самолётов в хуторе Пенчуков Зимовниковского района. После освобождения района в январе 1943 года женщин и подростков хутора Никифоров на быках привезли в Зимовники.

Мы возили погибших на тачках и грузили их на подводы, а затем хоронили на кладбище. Страшно было смотреть, как мёртвых солдат хоронят. Некоторые подростки не выдерживали и убегали домой» [5].

С 12 лет Людмила Ивановна Лопатко (Жукова) работала в годы войны дояркой на МТФ; заслужила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Её отца Ивана Ильича призвали в 1941-м. Он получил тяжёлое ранение и был комиссован. После недельного отдыха дома снова ушёл на фронт, и в июле 1943-го погиб: поезд, в котором ехал Лопатко., в районе Миллерово попал под бомбёжку. В январе через хутор отступали румынские части.

 

Семья Лопатко

Солдаты отбирали у населения вещи и продукты. Мария Ильинична Лопатко пожаловалась офицеру, что ей нечем кормить пятерых детей. «Нам нужно кормить армию», – услышала она в ответ [6].

Из Никифорова ушли на фронт Василий Петрович Иваненко, Алексей Григорьевич Прохнич, Иван Фёдорович Штепа и многие другие. Погибли и пропали без вести Григорий Васильевич Штепа, Иван Ильич Лопатко, Егор Иванович Лобачёв, Пётр Григорьевич Прохнич, Тихон Иванович Грунтовский. Прославили подвигами свою малую родину Г. Г. Краснокутски, Г. И. Прохнич и другие [7].

Алексей Григорьевич Прохнич принимал участие в эвакуации колхозного скота. В сентябре 1944-го был мобилизован Зимовниковским райвоенкоматом; служил в артдивизионе 43-й запасной стрелковой дивизии 73-го запасного артиллерийского полка. Отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Григорий Григорьевич Краснокутский, 1924 года рождения, сапёр-разведчик 3-й отдельной моторизованной инженерно-разведывательной роты 3-й штурмовой инженерно-саперной бригады Резерва Верховного Главнокомандования, награждён двумя медалями «За отвагу». На его счету двадцать разведвылазок на передний край обороны противника. При форсировании Одера действуя в составе инженерно-наблюдательного пункта и являясь старшим группы, двигался с боевыми порядками пехоты, а также производил разведку впереди неё. Григорий Краснокутский установил 10 огневых точек, проволочное препятствие, противопехотное минное поле, снял под огнём противника схему и размеры элементов трёх шлюзов на дамбе, обнаружил три брода через протоки.

Григорий Ильич Прохнич, 1895 года рождения, стрелок-автоматчик мотострелкового батальона, воевал в составе 5-го Гвардейского механизированного Зимовниковского корпуса; награждён медалями «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Каждой семье в год надо было сдать определённое количество шерсти, яиц, мяса и т. д. В колхозеработали женщины и дети. Дети сгребали колоски,  таскали снопы. Одежду справляли из конопли, которую сажали на краю огорода. Как подрастёт, соберут и мнут в воде. Как сойдёт кожица – считай всё готово. Из кожицы ткали полотно, шили одежду. Стирали «щёлоком», золу заливали водой, потом процеживали, и она становилась мягкой. После войны в железных корытах варили мыло из костей домашних животных и резали на куски. В годы войны и первые послевоенные годы для детей большим лакомством были катран, мятлик, солодка, заячьи ушки. Из лебеды варили борщ и пекли оладьи, подмешивая к ним немного муки. За солью ездили на Маныч.

Школы в хуторе не было, дети ходили пешком в Тарасов Орловского района: хутора разделяла глубокая балка. В начальной школе учителем была Матрена Ивановна Лебедева. Учились все в одном классе. Одним учебником пользовались несколько учеников. Писали между строчек на старых газетах. «Чернила» делали из сажи – разводили водой, вместо ручки писали перьями, которые привязывали к палочке.

Сельская детвора играла в «гуси-лебеди», «латки», «жмурки», в мяч. Зимой катались с горки на ледянках, которые лепили из тёплого коровьего навоза и обливали водой на морозе. По воспоминаниям старожилов, в сороковые хутор был в одну улицу [2]. Согласно Похозяйственной книги Исполкома Копанского сельского Совета депутатов трудящихся, в 1946 году в Никифорове имелось 18 хозяйств, в которых проживало 89 человек [7]. В октябре 1950-го колхозы имени Розы Люксембург, 17-го партсъезда и «Красная Заря» укрупнили в сельхозартель имени Розы Люксембург с центром в хуторе Нижне-Куберский [3]. Возглавил её Илья Филиппович Варнавский.

В конце 40-х – начале 50-х годов колхозникам выделяли земельные участки площадью от 200 и более 1000 соток. На приусадебныхучастках колхозники  выращивали кукурузу, зерновые, коноплю, овощи: картофель, тыкву и бобовые (горох).

В 1949 году в хуторе Никифоров осталось восемь домов, в которых проживало 42 человека [8], а в 1952 году он прекратил свое существование: отдалённость от центров цивилизации оказалась губительной. Последние жители переехали в соседний хутор Нижне-Куберский.

Трудно было матери прокормить и поставить на ноги многодетную семью, – вспоминала Людмила Ивановна Жукова (Лопатко). В 1952-м она уехала  служить в Германию, и до 1955 года в качестве вольнонаёмной находилась в составе советских войск.

Мать пятерых детей, Жукову в 1968 году наградили медалью «Материнская слава». Когда в начале 70-х прозвучал призыв  «Живёшь на селе, умей владеть техникой», Людмила Ивановна без колебаний решила свою судьбу: буду учиться на тракториста! И с 1973 по 1977годы побеждала в социалистическом соревновании, а в 1978-м получила медаль «За трудовое отличие». И в год десятилетия женского механизаторского движения на Дону Жукову наградили Призом имени первой женской тракторной бригады Героя Социалистического Труда Л. А Тихомировой. Постановлением  Бюро Ростовского обкома КПСС и исполкома областного совета народных депутатов № 25 от 15 октября 1979 года за достигнутые показатели в социалистическом соревновании награждена памятной медалью.

После выхода на пенсию в течение одиннадцати лет Людмила Ивановна работала трактористом в колхозе имени Скиба.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Список населённых мест Области войска Донского по первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года. Ч. 2–3, 1905. С.66.

2. Воспоминания Юлии Васильевны Глазко (Репа), 1937 г. р., уроженки х. Никифоров. Записано автором в 2016 г.

3. Историческая справка Архива Зимовниковского района

4. Воспоминания Юлии Федоровны Масс (Штепа),1937 г. р., уроженки х. Никифоров. Записано автором в 2016 г.

5. Воспоминания Нины Васильевны Репа,1928 г. р., уроженки х. Никифоров. Записано автором в 2012 г.

6. Воспоминания Н. Н. Тюнниковой (Жуковой), дочери Л. И. Жуковой. Записано автором в 2017 г.

7. Архив Администрации Мокрогашунского сельского поселения. Ф.147. Оп. 3.Д  3.

8. Архив Администрации Мокрогашунского сельского поселения. Ф.147. Оп. 3.Д. 16.

Список жителей (1949–1951)

 

1. Ануфриенко Светлана Михайловна 1940 г.р.

2. Ануфриенко Мария Дмитриевна 1921 г.р.

3. Дьяченко Иван Иванович 1911 г.р.

4. Дьяченко Татьяна Ильинична 1911 г.р.

5. Дьяченко Василий Иванович 1925 г.р.

6. Дьяченко Мария Ивановна 1938 г.р.

7. Иваненко Феодосия Петровна 1899 г.р.

8. Иваненко Василий Петрович 1926 г. р.

9. Иваненко Зоя Петровна 1930 г.р.

10. Иваненко Мария Петровна 1933 г.р.

Иваненко Клавдия Петровна 1938 г.р.

Иваненко Павлина Петровна 1941 г.р.

Лопатко Мария Ильинична 1895 г.р.

Лопатко Людмила Ивановна 1931 г.р.

Лопатко Екатерина Ивановна 1934 г.р.

Лопатко Надежда Ивановна 1940 г.р.

Падалка Василий Николаевич 1928 г.р.

Падалка Раиса Ивановна 1926 г.р.

Падалка Александр Васильевич 1948 г.р.

Пленокосов Прокофий Прокофьевич 1921 г.р.

Пленокосова Таиса Прокофьевна 1949 г.р.

Прохнич Григорий Ильич 1895 г.р.

Прохнич Татьяна Яковлевна 1889 г.р.

Прохнич Нина Григорьевна 1929 г.р.

Прохнич Александр Григорьевич 1935 г.р.

Прохнич Алексей Григорьевич 1927 г.

Репа Василий Семенович 1902 г.р.

Репа Анастасия Ивановна 1902 г.р.

Репа Сергей Васильевич 1926 г.р.

Репа Нина Васильевна 1928 г.р.

Репа Любовь Васильевна 1935 г.

Репа Юлия Васильевна 1937 г.р.

Репа Мария Васильевна 1940 г.р.

Репа Петр Васильевич 1943 г.

Штепа Федор Викторович 1889 г.р.

Штепа Елена Свиридовна 1889 г.р.

Штепа Григорий Федорович 1925 г.р.

Штепа Екатерина Федоровна 1927 г.р.

Штепа Владимир Федорович 1933 г.р.

Штепа Юлия Федоровна 1937 г.р.

Штепа Дмитрий Иванович 1879 г.р.

Штепа Мавра Михайловна 1879 г.р.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"