Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 37. Ч.2 // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 208-212. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=833

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)

 

ГЛАВА XXXVII, Часть II

Комитет Донских гирл

Судоходный комитет реки Дон

Комитет Донских гирл

Обращаясь к деятельности комитета Донских гирл, мы должны заметить, что будем по возможности кратки и упомянем лишь о самом важном и необходимом на том основании, что в заседании 23 мая 1885 года, комитет, признавая крайне необходимым второе издание книги «Донская Гирла», изданной в 1872 году, поручил это дело такому знатоку, как контр-адмирал П. Е. Белявский. В продолжение 20 лет многое в Донских гирлах изменилось, сделано много улучшений и 20-летняя деятельность комитета представляет весьма богатый и ценный материал для статистических выводов о данных, дающих весьма интересные выводы и указания для дальнейших действий. Контр-адмирал П. Е. Белявский приступил к работе и скоро мы будем иметь прекрасный труд. Глубина анализа строго научная точка зрения и весьма близкое знакомство автора с предметом, словом, все служит ручательством тому, что это будет ценный вклад в скудный отдел гидрографических исследований нашей отечественной литературы.

В 1874 году упразднена должность Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, которому подведом был комитет Донских гирл. В министерстве возникла мысль либо упразднить комитет, либо подвергнуть суммы гирлового сбора действиям правил единства Государственной кассы. Ростовский на Дону комитет торговли и мануфактур 29 января 1876 года, слушая заявление товароотправителей и судохозяев, платящих гирловой сбор относительно изъятия сумм гирлового сбора от действий правил единства Государственной кассы, приходит к тому заключению, что условие движения судоходства и торговли могут быть облегчены только такими мерами, какие предпринимались и предпринимаются комитетом Донских гирл, в особенности же бесплатной буксировкой каботажных судов в гирлах и по реке, приносящий огромную пользу как торговле и судоходству. Меры, принимаемые комитетом собственно для углубления фарватера Донских гирл и заключающиеся в землечерпании, как основанные на точном исследовании характера гирл, вполне рациональны. В 8 лет выбуксировано 26 537 судов, а именно:

В 1868 году 1 757

1869 3 431

1870 4 292

1871 3 387

1872 2 660

1873 2 981

1874 4 145

1875 3 884

Если предположить, что ни один частный пароход не взял бы за буксировку судна менее 25 р., в особенности по всему протяжению реки, от Ростова до Гирл, как это часто делалось паровыми судами Гирлового комитета, то и тогда польза, принесенная комитетом одними только судохозяевами, выражается в сумме 663 425 р. с. в период времени с 1868 по 1876 года. Землечерпательные работы Гирловым комитетом производились: в 1865 году опытные, в связи с гидрографическими исследованиями.

В 1886 году в гирле «Егурчи», причем вынуто грунта 438 куб. саж.

В 1869 году в Азовском гирле, причем вынуто грунта 894 к. с.

В 1874 году в Азовском гирле вынуто грунта 324 к. с.

В 1875 году в гирле «Егурча» вынуто грунта 340 1/2 к. с.

Землечерпание производилось Гирловым комитетом в тех случаях, когда на перекатах гирл, по исследовании их, оказывались песчаные наносы, которые и срезались по средством землечерпательных работ. Углубить же гирла раз и навсегда оказалось невозможным, как показали гидрографические исследования, вследствие мелководья Таганрогского залива.

Комитет торговли и мануфактур просит ходатайства г. Министра финансов о приведении в исполнение заключений хозяев гирлового сбора.

Журнал Ростовского на Дону комитета торговли и мануфактур от 29 января 1876 года передан на заключение Городской Думы, которая в заседании 6 февраля того же года постановила: признавая существенную пользу, которую гирловой комитет в течение десятилетнего своего существования, принес местной торговле и вообще Донскому судовому промыслу, просить городского голову А. К. Кривошеина пригласить А. М. Баташева, П. С. Зифо и И. А. Посохова отправиться депутатами в С.- Петербург и от имени Ростовской Городской Думы ходатайствовать в подлежащих Министерствах о крайней необходимости сохранить гирловый комитет на прежних основаниях, не подвергая сумм гирлового сбора правилам единства кассы, оставив притом существующий порядок ревизии, отчетности и действий комитета согласно положению о нем, через выборных от плательщиков гирлового сбора и городского общества. Причем уполномочить депутатов ходатайствовать о том, чтобы сметы о доходах и расходах комитета рассматривались и утверждались Городской Думой и вводились бы в исполнение с разрешения местного губернатора; технические же работы по устройству гирл рассматривались бы и утверждались Министерством Путей Сообщений. Ходатайство это увенчалось успехом. Позднее возбуждался вопрос о перенесении гирлового комитета в Таганрог. Ростовский городской голова Н. И. Кузьмин в докладной записке от 27 августа 1879 года поданной г. Министру финансов в бытность последнего в Ростове, имеет поэтому поводу следующее: «гирловой сбор несут на себя исключительно почти торговые люди Ростова. Таганрогские же купцы участвуют в этом сборе весьма незначительною суммою — 15% всего годового сбора. Интересы таганрогской торговли прямо противоположны интересам, задачам гирлового комитета, так как исправное состояние Донских гирл и обусловлавлимое этим развитие морской торговли Ростова, ведут к упадку торгового значения Таганрога. Понятно, что Таганрогу естественно желательно, чтобы вся масса производимого отпуска в настоящее время за границу через Ростов шла через Таганрогский порт, несмотря на то, что от этого увеличиваются расходы по отправке товаров. Следовательно, участие представителей Таганрога в распоряжении суммами гирлового сбора лишь тормоз дела гирлового комитета, отсюда необходимость оставления этого дела в Ростове. Гирловой сбор имеет своим назначением исправное содержание Донских гирл... Только ростовские товароотправители заинтересованы в правильном и целесообразном расходовании этого сбора...» Доклад принят к сведению и ходатайство Таганрога отклонено.

Из отношения Ростовского комитета торговли и мануфактур от 6 апреля 1882 года за № 29, на имя городского головы Н. И. Кузьмина, видно, однако, что начиная с 1875 года состояние гирл ухудшилось. «Ростовские на Дону товароотправители и судохозяева, — говорит комитет торговли и мануфактур, — подали заявления, которыми просят обратить внимание на те невыгодные условия для перевозки товаров через Донские гирла, которыми сопровождается ныне эта перевозка, вследствие крайне плохого состояния гирл... Вопрос о скорейшем принятии радикальных игр к приведению гирл р. Дона в исправное состояние, в настоящее время представляется вопросом величайшей важности для развития отпускной торговли и Ростова, в особенности ввиду слухов об утверждении железнодорожной ветви имеющей соединить Ростово-Владикавказскую железную дорогу с одним из пунктов черноморского побережья, проведение каковой ветви несомненно нанесет весьма чувствительный удар здешней отпускной торговле, от успешного хода которой зависит благосостояние, и так сказать, все жизненные интересы г. Ростова». В заседании 14 марта 1882 года Дума постановила: 1) просить городского голову: а) войти с представлением куда следует о разрешении комитету Донских гирл, согласно возбужденному им в Министерстве финансов ходатайству, на средства комитета построить новую сильную землечерпательную машину, с необходимыми к ней принадлежностями и б) обратиться с просьбою в Министерства Морское и Путей сообщения, а также в общества техническое и для содействия их Русскому торговому мореходству об указании комитету известного специалиста по углублению водяных путей сообщения, которого гирловой комитет мог бы пригласить осенью для осмотра Донских гирл, 2) просить комитет Донских гирл озаботиться изданием правил для судоходства по гирлам и по опубликовании таковых привлекать виновных в нарушении этих правил к законной ответственности.

В заседании Думы 15 октября 1882 года гласный А. К. Кривошеин, зная с каким живым интересом Городская Дума следит за положением Донских гирл, считает нужным в качестве председателя Гирлового комитета поставить гласных в известность о тех мерах, которые принял и принимает комитет с целью улучшения гирл для плавания. Усилив землечерпательные средства одною машиною, пароходом и несколькими баржами, комитет в течение навигации 1882 года вынул из гирл и канала близ Азова около трех тысяч кубов грунта, причем глубина фарватера гирла «Егурча» доведена до 7 фут и такой же глубины проведен новый канал для обхода названного гирла, на случай каких-либо препятствий для прохода судов по гирлу. Комитетом выработаны правила для прохода судов в гирлах, приглашены известные в русской науке специалисты по гидрографии, инженеры Михайлов, Головачев, Чеплыгин и Данилов.

С появлением А. М. Байкова, то есть с 1884 года дела гирлового комитета, председателем которого он состоит, пошли гораздо лучше. До сих пор предположения о землечерпательных работах являлись накануне самих работ. Отсюда происходили непроизводительная трата времени и отсутствие общего плана действий. Теперь инженер — производительных работ по окончании землечерпательных работ немедленно обязан делать съемку дна, промеры, и, на основании полученных результатов, изготовлять проект работ следующего года. Затем весною на первых судах комитета, идущих в гирла инженер должен отправляться туда и произвести проверочную промерку; сообразно этим данным осенним и весенним, не ожидая спада весенних вод, инженер должен внести доклад свой в комитет, которому уже легко судить о необходимости тех или других землечерпательных работ в гирлах реки Дона.

23 мая 1885 года комитет обращается к контр-адмиралу П. Е. Белявскому с просьбою составить проект точных правил для производства постоянных наблюдений в гирлах, долженствующих служить основанием для будущих работ комитета и подлежащих нанесению на карту, которая представляет собою историю Донских гирл.

Контр-адмирал П. Е. Белявский с готовностью принял на себя труд составления проекта правил производства постоянных наблюдений в гирлах и употребить все усилия, чтобы он вполне соответствовал своему назначению.

Ежегодные ремонты землечерпательных средств и пароходов комитета заводами обходились комитету очень дорого, почему заведены были собственные мелкие мастерские комитета. Помещались они в деревянном сарае. Решено привести мастерские в такое устройство, которое соответствовало бы их значению.

Устроена метеорологическая станция и комитет включен в метеорологическую сеть, главный узел которой в Петербурге; отсюда станция получает сведения об атмосферических переменах из многих местностей, что дает возможность более или менее заблаговременно заключать о погоде в гирлах и Азовском море.

Возбужден вопрос о пересмотре положения о комитете Донских гирл, назначенная по этому поводу в 1885 году комиссия состоит: из председателя, действительного статского советника М. Д. Золотилова и членов: капитана 1 ранга П. Е. Белявского и помощника управляющего канцелярею Временного Одесского генерал-губернатора И. П. Моллериуса.

В 1886 году открывает свои действия комиссия по исследованию вопроса об углублении фарватера на Азовском перекате, состоящая из членов: депутата от Министерства путей сообщения инженера Сликлера, начальника 3-й дистанции Ростовского отделения надворного советника Лопатенкова, председатель начальник Ростовского отделения Водяных сообщений инженер Реевский. Заседания происходят в присутствии и участии производителя работ в комитете капитана Мачалина.

Возбуждено, наконец, ходатайство о необходимости заменить 1 р. сбор с 1 т. пудов груза парусных судов — сбором 30 коп. с 1 т. пуд. груза, который распространить на всякого рода проходящие через гирла суда. Масса реформ и улучшений, в связи с неуклонным, настойчивым и упорным стремлением настоящего комитета к улучшению и упорядочению гирл имело своим последствием то, что судоходство, несмотря на дующие иногда по нескольку дней кряду восточные ветры, сгоняющие воду, не знает остановки; каботажные суда, делавшие пять, шесть рейсов из Ростова на рейде, делают их до тридцати; — фрахты против прежнего значительно уменьшились; аварии в гирлах не случаются и, словом, гирла находятся в таком удовлетворительном состоянии, в каком они, по отзыву шкиперов и старожилов, до сих пор никогда не находились, так что с 1885 году появились в Ростове в первый раз суда из Херсона, имеющие осадка 9 фут — за углем.

За производством землечерпания имеется постоянное наблюдение на месте. В гирлах учрежден образцовый порядок; глубина гирл при ординаре доведена до 8 фут; судоходство при освещении гирл ночью стало вполне свободно, бесплатная буксировка судов практикуется в широком размере и берега реки от гирл, соединенных с Ростовом телеграфом, до Ростова обозначены предостерегательными знаками и освещаются в ночное время.

В 1885 году вынуто и вывезено на Перебойный остров 3702 куб. саж. грунта. Принята новая система — выгружать грунт на берег, а не вываливать его в воду, хотя бы даже в стороне от главного судоходного русла. Прошло всех судов в 1885 году через гирла 6 243, из коих ночью 650. Пробуксировано через гирла и по реке Дону 4 130 судов. Случаев остановки судов в гирлах на мель, более всего вредящих гирлам, во время всей навигации не было ни одного, — единственный случай со времени существования комитета. Оттого-то стал понятен нам этот бурный восторг всех плательщиков гирлового сбора и их трогательное обращение к комитету. Так как записка их, прочитанная в заседании комитета 28 ноября 1885 года, знаменательное явление в истории Ростова, то (мы приводим ее целиком): «Нижеподписавшиеся, пользуясь случаем полного собрания плательщиков гирлового сбора (пароходовладельцев, судовладельцев и товароотправителей), считаем долгом засвидетельствовать, что никогда еще не были так успешны действия гирлового комитета и так хорошо состояние Донских гирл, как в текущем году. Очисткою гирла доведены до такой глубины, что в первый раз херсонские каботажные суда были в Ростове для покупки и нагрузки антрацита. Порядок в гирлах был примерный. Буксировка судов деятельная и вполне беспристрастная. Все просьбы судохозяев и товароотправителей немедленно исполнялись. Сделано много улучшений, облегчающих судоходство. Наконец, когда уже затянуло гирлы льдом, проведены через гирла пароходы и баржи. Относя все это к неутомимой деятельности председателя и членов гирлового комитета, хотя безвозмездно, но тем не менее неутомимо трудящихся на пользу дела, к достойной удивления энергии и распорядительности председателя комитета Андрея Матвеевича Байкова, мы считаем священным долгом выразить ему, А. М. Байкову и всем членам комитета нашу искреннюю и глубочайшую признательность, каковую просим передать заведывающему пароходством и хозяйством комитета Якову Ивановичу Любимову, чинам Полицейско-Люцмейстерского поста в гирлах и капитаном пароходов комитета. А настоящее наше заявление довести до сведения гг. министров финансов, путей сообщения и внутренних дел и Его Высокопревосходительства господина одесского временного генерал-губернатора, генерал от инфантерии Христофора Христофоровича Роопа» [1].

Судоходный комитет реки Дон

Вопрос об улучшении и урегулировании судоходства на Дону назрело уже весьма давно. С 60-х годов комитет Донских гирл обращался не раз к обсуждению этого вопроса. Позднее значительно «общество пароходства по Дону и Азовскому и Черному морям» предлагало взамен проектировавшейся Восточно-Донецкой железной дороги урегулировать реку Дон, причем департамент шоссейных и водяных сообщений сделал доклад г. Министру, что в департаменте уже имеется готовый проект, по которому предполагается произвести на протяжении реки между Калачом и Ростовом регуляционные работы по приблизительной смете на 4 1/2 миллиона р. Но в высшей инстанции всякие проекты и соображения терпели фиаско и вопрос об улучшении, урегулировании Дона, обмелевшего донельзя, остался открытым. В 1885 году более 10 барж, нагруженных уральским железом и рыбою астраханскою, неподвижно стояли у Калача две недели. На ростовском рынке был значительный спрос в это время на эти товары, повысившиеся вдруг в цене. И судохозяева, и потребители пострадали одинаково. Комиссия съезда Донских судохозяев, товароотправителей и лесопромышленников, бывшего в Ростове на Дону в декабре 1883 года [2], выработала те положения, которые могут более или менее успешно устранить такие неудобства и поднять значение великого водного пути. Председатель комиссии ростовский 1 гильдии купец П. Р. Максимов; председатель Ростовского отделения комитета торговли и мануфактур Н. А. Сканави; вице-председатель Ростовского отделения Общества содействия русской промышленности и торговли П. П. Семенюта, представители города Нахичевани И. М. Аладжалов и К. А. Чевелегов; представители Ростовского отделения общества, содействия русской промышленности и торговли Д. М. Позняков и И. И. Авилов; представитель пароходовладельцев Н. Е. Зифиропуло; представители от судохозяев Л. Н. Поляков, Е. Ф. Дубровин; представители от товароотправителей М. М. Топчиев, П. И. Петрококина, представитель от лесопромышленников К. Д. Дракин; представитель г. Ростова А. Л. Мордовцев. Секретарь комиссии Д. М. Позняков. Вот положения комиссии: для наблюдения за содержанием в исправном состоянии реки Дона от ст. Качалинской до г. Ростова на Дону включительно, для содействия судоходству и охранения порядка на реке учреждается с Высочайшего разрешения, комитет в г. Ростове на Дону, под названием: «Судоходный комитет реки Дона». Комитет подчиняется г. Министру путей сообщения.

Комитет состоит из председателя и 16 членов, выбираемых на два года. Комитет принимает все меры для удобства плавания, при специальном содействии в этом инспектора судоходства и имеет право взымать следующие сборы со всех судохозяев и товароотправителей, суда и грузы которых проходят по Дону от ст. Качалинской до Ростова включительно. Комитет привлекает к законной ответственности лиц, виновных в нарушении существующих законоположений о водных сообщениях. Далее комиссия считает нужным открыть при существующем в Ростове мореходном классе особое отделение для специального приготовления шкиперов и капитанов разных пароходов, а равно лоцманов и водоливов. Объем курса школы: а) отделение для образования старшин барж и б) отделение для образования ученых речных лоцманов.

Наконец, необходимо устроить речную полицию: а) в Ростове с присоединением части реки от Аксайского моста до Гниловской станции включительно и б) в Калаче.

Комиссия выражает согласие Донских пароходовладельцев, судохозяев, товароотправителей и лесопромышленников принять участие в денежных расходах не только на улучшение Дона, но и на меры, обеспечивающие порядок плавания по реке, если правительству угодно будет утвердить те способы заведывания хозяйством реки и надзора за порядком плавания по ней, которые наилучшим образом обеспечивают экономическое расходование средств на содержание и улучшение русла реки и на меры, принимаемые в видах порядка судоходства по речке.

Общий размер доходов предполагаемого комитета реки Дона, получаемых от добровольного самообложения обществ и классов лиц заинтересованных в хорошем состоянии реки и в лучших порядках плавания по ней, выражается приблизительною суммою до 54 т. р. Но так как на обставку реки знаками Министерством путей сообщения расходуются ежегодно 16 т. р., комиссия для пополнения суммы 54 т. р. ходатайствует пред правительством о предоставлении в распоряжение комитета тех 16 т. р., ассигнуемых правительством ежегодно. Таковы труды комиссии, исполненные без всякого сомнения «с искренним желанием: верно выразить живые нужды разнообразных местных классов общества, местных сил и удовлетворить потребностям обширного края, настоящее и будущее, хозяйство которого зависит от благоустройства и порядков его великой, исторической реки» [3].

До сих пор ходатайство комиссии съезда не разрешено.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Вед. Р.н/Д. Г. упр. 1886 г. № 1.
  2. Съезд созван правительством.
  3. Копия протокола комиссии съезда Рост. н/Д. 1884 г. Кроме этой брошюры материалами для этой главы служат: Жур. Р.н/Д. К. Д. Г. за 1885 г. Р.н/Д. 1886 стр. 110-117, 141-142, 147, 173-174, 179. Вед. за 1885 г. №№ 21, 38; 1886 г. № 1. Жур. засед. Дум. за 1882 г. стр. 56, 122; за 1876 г. стр. 87-90. Донская пчела за 1886 г. № 29.

Начало см. История г. Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История г. Ростова-на-Дону. Глава 38. Часть 1

ИСТОРИЯ СТАРОГО РОСТОВА
ИСТОРИЯ РОСТОВА ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ИСТОРИЯ НОВОГО РОСТОВА (1870-1886)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"