Алексеенко Е. А. Пушкинская набережная в Таганроге // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 201-206 URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/23/art.aspx?art_id=1980
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Донской край в целом. г. Таганрог
Е. А. Алексеенко
ПУШКИНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ В ТАГАНРОГЕ
Из истории благоустройства
За последние три года в Таганроге неоднократно поднимался вопрос статуса участков с открытым историческим мощением [1, 2]. Несмотря на размещение в границах объектов культурного наследия, историческая ценность остатков старинного благоустройства не зафиксирована в документах Министерства культуры Ростовской области.
Проект реконструкции исторической набережной с булыжным мощением поставил под сомнение сохранность этого участка. В концепции (не проект ещё!), которая выкладывалась публично, демонтаж не предполагался, проект публично не презентовали. О демонтаже общественники узнали уже из акта Государственной историко-культурной экспертизы, её на две недели выкладывали в открытый доступ на сайте Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области для обсуждения. Тогда тревогу и забили. Сам проект, изменения к нему после недовольства обсуждали на рабочих группах без прессы. Разработчики настаивали на демонтаже покрытия и обратной укладке после реконструкции ввиду невозможности обеспечения сохранности камня в процессе берегоукрепительных мероприятий. При этом проектные решения не содержали дефектной ведомости и информации об источнике восполнения утрат, расчётов по нагрузке, не приводились и сведения об истории замощения [3].
В противовес приведенным в проекте поверхностным историческим изысканиям, проведён сбор и анализ сведений из архива, дореволюционной периодической печати и фотографий из разных источников, позволившие широкими мазками установить хронологию благоустройства набережной, определить места добычи камня, показать проблемы, с которыми столкнулись инженеры XIX столетия. Выжимка из результата этой работы отражена в настоящей статье.
Также выявлено, что документы Государственного архива Ростовской области (фонды 577, 579, 581) в совокупности с информацией из городских и региональных газет позволяют практически без пробелов восстановить историю благоустройства (в том числе, регулярных ямочных ремонтов) большинства улиц, переулков, спусков и площадей «старого» Таганрога вплоть до 1917 года. Из этих источников можно получить сведения о финансовых затратах, поставщиках камня, подрядчиках, некачественных работах, технических проблемах и пр.
О благоустройстве полноценной набережной на месте исторической части современной Пушкинской набережной речь шла ещё в начале XIX столетия. Например, на плане 1822 года [4] под номером 44 обозначен «Проект набережной с пристанями». Краевед М. С. Киричек пишет, что некоторое благоустройство этой территории проводилось в 1827 году, затем продолжилось в 1835-м и велось с перерывами до конца 1840-х [5], о чём свидетельствуют и частично сохранившиеся до наших дней архивные документы того времени.
Дворянин Вальяно, выбранный исполнителем, обязывался завершить работы по устройству набережной и конной дороги к 1 ноября 1838 года [6, л. 12 об.]. В процессе проведения земляных работ выявлена необходимость укрепления береговой основы сваями, и 13 сентября 1838 года заключён новый контракт, по которому устройство насыпи и каменной стены набережной должно происходить по мере забивания свай. Таким образом, завершение береговой одежды переносилось на срок до 1 октября 1839 года [6, л. 13]. Однако в прошении к Строительному комитету от 16 июня 1839 года подрядчик сообщает о новых сложностях, обнаружившихся при забивании свай, и запрашивает время на дополнительные изыскания по подгонке длины свай. Начало каменных работ в таком случае переносилось на срок, не ранее 1840 года [6, л. 13 об.].
В ночь с 25 на 26 ноября 1843 года произошло частичное обрушение склона у набережной [6, л. 3]. Для выяснения обстоятельств произошедшего в декабре 1843 года была создана специальная комиссия [6, л. 15]. По контракту от 25 июля 1837 года для устройства шести участков насыпи конной дороги подрядчик обязан брать землю из крепостного рва, по которому предполагалось устройство спуска, так, чтобы вся снятая земля была полностью использована. В случае нехватки разрешалось брать землю с горы от спуска к гавани. По контракту от 19 января 1838 года землю на первый участок насыпи должно брать с близлежащей горы, на второй – с крепостного рва, по которому предполагалось устройство спуска. 7 июля 1838 года установлено брать землю на три участка насыпи из крепостного вала и далее к гавани. Камень для береговой одежды набережной контрактом от 4 октября 1841 года установлено добывать на берегу моря. Ввиду ограниченных сроков и невозможности обеспечить нужную пропускную способность подвоза земли по одному спуску, добыча земли производилась на всём пространстве горы от спуска до гавани, в том числе, у подножия вглубь горы, что спровоцировало обвал, угрожающий ветхому зданию военного госпиталя [7], стоявшему наверху [8, л. 5].
Работы по устройству набережной и конной дороги были окончены лишь в 1848 году и по распоряжению правительства в 1849 году сданы в ведение Таганрогской городской думы [8, л. 128 об.]. 27 апреля 1849 года состоялись торжества по случаю завершения работ, и вскоре набережная получила название Воронцовской [5]. Тем не менее, расследование по вопросам нарушений, случившихся во время строительства, не прекратились и в 1864 году, когда большинство возможных виновников либо скончались, либо находились в отставке [8].
Из сохранившихся архивных документов не очевидно, были ли набережная и конная дорога изначально замощены твёрдым камнем или же отсыпаны хрящём (сауром).
Высочайше утверждённым 18 декабря 1879 года мнением Государственного совета, Таганрогу разрешено взимать 1/2-копеечный сбор с привозимых из Таганрогского порта за границу товаров на немедленное замощение главных путей, ведущих в гавань [9, л. 16].
В раппорте от 9 июля 1881 года в Городскую управу И. И. Воскресенский пишет, что при осмотре Воронцовской пристани обнаружил, что вследствие разрушения каменной облицовки набережной, начинает обваливаться от прибоя и сама дорога в гавань у Таможенной заставы [9, л. 65].
Новое благоустройство Воронцовского спуска (Азовского, впервые замощён в 1834 году [10]) происходило в начале 1880-х и завершено в 1884 году [11, л. 15]. 11 июля 1884 года подрядчик Луцкий выставил счёт по обмерам камня в Комиссию по сооружению мостовых г. Таганрога, в том числе, по Воронцовскому спуску за 50 кв. саж. по 3,55 руб. на сумму 177,5 руб. [11, л. 228].
В документах начала 1880-х отражены активные работы по поиску оптимального по стоимости и качеству камня для городского мощения. Рассматривались варианты карьеров в Амвросиевской и Матвеево-Курганской волостях, Грушевские карьеры (район современного г. Шахты), откуда бы привозили более твёрдый песчаник, ломаный, правильной формы или неправильной, осколками для дорог и тротуаров, более мягкий песчаник и ракушечник для бордюров и отделки водоотводных канав. Рассматривался и вариант с использованием привозного вулканического булыжника (партия из Катании была оплачена купцом Муссури), но эксперты признали «камень из лавы неудобным» для мощения, что, впрочем, не мешало его использовать на отдельных частях улиц. В конце концов, существенный объём материала для мощения в этот период решено было перевозить в гавань по железной дороге из Амвросиевской волости, со станции Николаевка (позже она стала называться Кутейниково). Нередко этот песчаник называли в документах «николаевским» камнем. Примечательно, что ветка железной дороги, устроенная в порт в 1870-х, не была должным образом согласована с городскими властями, из-за чего шли судебные тяжбы. Необходимость в снижении расходов на логистику и удобство использования для доставки большого объёма камня заставило городскую управу пойти на мировую: безвозмездно передать железнодорожникам землю под устроенным полотном и право на строительство необходимой обслуживающей инфраструктуры, но с обязанностью устройства временного ответвления к месту накопления пребывающего груза и льготной перевозки камня без сборов на аренду и погрузку с отдельных станций (прежде всего, от Амвросиевки) в течение 6 лет [9]. В 1887 году для работ по мощению улиц предполагалось приобретать камень с Грушевских карьеров [12, л. 31], позднее также фигурировали «Ханжонковские карьеры».
В 1886 году был произведен ремонт гавани, Воронцовского и Большого Биржевого спусков к гавани, Воронцовской набережной и Купеческой биржи [12, л. 3]. Ремонт гавани включал в себя засыпку провалов и выбоин, установку новых швартовочных столбов, уборку мостовых от угольной пыли и навоза [12, л. 3 об]. Воронцовский спуск также подвергся ремонту путём засыпания выбоин щебнем, очисткой и устройством заново водостоков [12, л. 4]. На ремонт мостовых Воронцовского спуска, набережной и гавани использовано 20,25 куб. саж. щебня на сумму 178 руб. [12, л. 5 об.].
По данным на 1905–1906 гг. мостовая вдоль моря от мельницы до Купеческой биржи перемощена [13].
В сообщении господину начальнику Таганрогского торгового порта №4256 от 26 марта 1914 года приводится перечень и характеристики замощённых до 1909 года подъездных путей к порту, среди которых обозначена конная дорога от Таможни до Воронцовского спуска (длина 602,7 саж., ширина 5,35 и 4,4 саж., площадь 2377,74 кв. саж.), Воронцовский спуск от железной дороги в гавань до ул. Греческой (длина 227,5 саж., ширина 5 саж., площадь 1137,5 кв. саж., углы 14,43 кв. саж.) [14].
Согласно справке из бухгалтерии Городской управы о суммах, израсходованных на замощение и перемощение мостовых из отпущенных на этот предмет в 1911 год, конная дорога подвергалась частичному перемощению на площади 612,62 кв. саж. по 80 коп. / кв. саж. на сумму 490,08 руб., частичной переустановке бордюра на протяжении 15,78 пог. саж. по 15 коп. / пог. саж. на сумму 2,36 руб. За 8 дней работ по 1,5 руб. / день заплачено 12 руб., за сгребание песка 9 руб. [15]. В том же деле в документе Городской управы за 7 января 1912 года даётся более подробная информация о ранее упомянутом перемощении Конной дороги в 1911 году: около Купеческих амбаров от Таможни до Каменной лестницы работы проводились на площади 398,02 кв. саж., на берегу моря близ купальни Лагунова 214,60 кв. саж., также производился ямочный ремонт на сумму 41,25 руб. [15].
Анализируя видовые открытки и фотографии начала XX столетия, можно видеть, что проезжая часть замощена гладким плотным камнем правильной формы, бордюрные камни отличаются по фактуре наличием крупных пор, полоса от воды замощена светлым ломаным камнем неправильной формы, наклонный откос, вероятно, оштукатурен. Пространство у Яхт-клуба и в гавани замощено неправильной формы рельефным камнем, полоса у воды, вероятно, залита цементным раствором.
Солдаты позируют для фото на мощёной набережной. 1918 г. Фото из альбома «Der Vormarsch der Flieger Abteilung 27 in der Ukraine»
На фотографиях 1930-х годов дореволюционное мощение находится в неизменном виде, разве что поросло травой.
Фотооткрытка. Таганрог. Набережная. 1936 г Из фондов Таганрогского гос. литературного и историко-архитектурного музея-заповедника. (ТГЛИАМЗ. КП-15054/18, инв. № ФП6-1174)
В советский период капитальное переустройство набережной велось с 1949 года. Был заасфальтирован тротуар, установлены фигурные фонарные опоры для фонарей, скамьи для отдыха, разбит заново бульвар [5]. На фотографиях, сделанных в начале 1950-х годов, хорошо виден процесс покрытия асфальтом части дороги, мощёной обломком камня, новые фонарные столбы и вновь высаженные деревья.
По фотографиям 1950-60-х годов видно, что мощение части с правильной формы булыжником осталось неизменным и в старой части набережной, и на территории ближе к Яхт-клубу.
В 1950-е годы благоустройство набережной обновили, полосу набережной, мощёную неправильной формы камнем, заасфальтировали. В этот же период построили новое здание Яхт-клуба, запущенного в эксплуатацию в 1953 году [16].
Набережная, лодочная станция. Фото из фондов Таганрогского гос. литературного и историко-архитектурного музея-заповедника. 1950–1959 гг. (ТЛИАМЗ КП-16258/4)
Работы по благоустройству и расширению набережной происходили в более поздний период, однако они не вносили принципиальных изменений во внешний вид исторической части мощения набережной (между бывшей Государственной инспекцией по малым судам [ГИМС] и кафе «Юг»). Площадка у входа на набережную, где сейчас установлен монумент в честь 300-летия Таганрога, а ранее в 1986 году размещён памятник А. С. Пушкину, сформирована и замощена уже во второй половине XX века.
Замощённая набережная в её исторической части, в том числе, проступающее мощение из-под асфальта. 2022 г. Фото Е. А. Алексеенко
Сравнивая с современным состоянием, можно отметить явное сходство мощения и бордюрного камня на фотографиях начала XX века в части набережной между бывшими ГИМС и кафе «Юг». В местах утрат асфальта на май 2023 года видно мощение из светлого камня неправильной формы, огранённое по краю линией из правильной формы булыжника, схожее с историческими фотографиями.
Исторические покрытия, дошедшие до наших дней и встроенные в современную жизнь города, поддерживаемые в исправном виде, являются неотъемлемой частью ансамблей исторической застройки, а также элементом туристической привлекательности, делают городскую среду интересной и многогранной. Сохранение и изучение аутентичных элементов благоустройства, учитывая требования Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002, становится как никогда актуальным, ведь во многих случаях мощение скрыто под слоями современных покрытий и нередко интересные образцы могут быть утрачены при работах коммунальных служб в виду отсутствия сведений об их наличии и ценности.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. В Таганроге исчезла старинная плитка с тротуара на Александровской // Ёрш. Таганрог. 2021. 14 мая. URL: https://www.ruffnews.ru/taganrog/V-Taganroge-ischezla-starinnaya-plitka-na-trotuare-Aleksandrovskoy_119373 (дата обращения: 09.07.2023).
2. В Таганроге сохранят брусчатку в 1-м Крепостном переулке // Таганрогская правда. 2022. 12 янв. URL: https://taganrogprav.ru/v-taganroge-sohranyat-bruschatku-v-1-m-krepostnom-pereulke/ (дата обращения: 09.07.2023).
3. Итак, завтра последний день… // Каланча Таганрог. URL: https://vk.com/wall-211429828_238 (дата обращения: 09.07.2023).
4. План города Таганрога (1822) // Национальна электронная библиотека : [Портал]. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_009995005?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.07.2023).
5. Таганрог : энцикл. / ред. кол.: Г. М. Бондаренко (отв. ред.) [и др.]. Таганрог : Антон, 2008. С. 593.
6. ГАРО. Ф. 579. Оп. 1. Д. 256.
7. РГВИА. Ф. 349. Оп. 39. Д. 111. Л. 108. План общего расположения строений Таганрогского военного госпиталя, 1849 г.
8. ГАРО. Ф. 581. Оп. 1. Д. 165.
9. Там же. Ф. 577. Оп. 1. Д. 563.
10. Филевский П. П. История города Таганрога. Таганрог : Лукоморье. 2007. С. 398.
11. ГАРО. Ф. 577. Оп. 1. Д. 564.
12.Там же. Д. 565.
13. Там же. Д. 521. Л. 1.
14. Там же. Д. 571 (россыпь без нумерации листов).
15. Там же. Д. 569 (россыпь без нумерации листов).
16. ТФ ГАРО. Ф. Р-165. Оп. 4. Д. 181. Л. 108.
|