Лендер Н. Н. Таганрог // Донской временник. Год 2019-й. URL: http://http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/23/art.aspx?art_id=1701
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
История города Таганрога
Н. Н. ЛЕНДЕР
ТАГАНРОГ
Таганрог, в противоположность соседу своему Ростову, может быть назван симпатичнейшим городом нашего юга. Ростов, щеголяя своим 40-миллионным экспортом хлеба и кипучею жизнию, переполнился иностранцами; он открыл широкое поле для предприимчивости греков, немцев, французов и в своей нарядной внешности давно утратил типические черты русской провинции. Весь склад жизни в Ростове, лихорадочной и хлопотливо-деловитой, вылился в формы скорее западноевропейские. Не таков Таганрог. Лишённый яркого коммерческого оттенка во внутреннем складе местного быта и западноевропейского изящества в своей внешности, он производит впечатление города безусловно русского и в известной степени украинского. Промышленная лихорадка не могла сообщить ему свой характерный отпечаток в той же мере, как Ростову. Его экспорт зерновых продуктов невелик сравнительно с ростовским и ограничивается всего 18 миллионами пудов в год. Жизнь здесь не кипит ключом, как в Ростове; скорее тут чувствуется какое-то затишье, которого чужда лишь прибрежная местность, примыкающая к пристаням морских пароходств. Хотя среди местного населения, как прежде, так и теперь, греки и иностранцы играют видную роль, но русский элемент всё-таки гораздо более заметен и более заявляет о себе, нежели в Ростове. В Таганроге вы встречаете целый ряд памятников русской старины, переносящих вас то к Петровской эпохе, то к позднейшей эпохе царствования Александра Благословенного, который, как известно, довольно долго жил и скончался в Таганроге. Следы петровских сооружений уцелели до сих пор в районе строящегося нового таганрогская порта. Пётр когда-то облюбовал это место, проезжая берегом моря и увидев уединённый мыс «Таганий рог» с каменной каланчой на нём и земляным валом. По воле Петра, в 1698 году тут было положено основание городу, гавани и крепости. Строители нового порта имели случай убедиться в чудовищной прочности петровских сооружений. Недавно понадобилось вынимать дубовые сваи 1698 года, из которых была построена Петровская гавань, и рассказывают, что никаких усилий не хватало справиться с этим делом; сваи точно окаменели. Часть свай, кажется, оставлена. Новый порт, начатый постройкою в 1888 году, будет совершенно готов в 1893 году; причальная линия его будет иметь около 800 саж. длины. Одним из главнейших предметов отпуска из нового порта явится антрацит. В 700 саженях от порта, среди моря (Таганрогский залив), находится остров Черепаха. Этот остров был искусственно насыпан и вооружён мортирами по указанию Петра Великого в том же 1698 году.
Ещё более воспоминаний хранит Таганрог об Александре I. В городе находится одноэтажное здание дворца, где жил император. Летом 1880 г. дворец был ремонтирован; его старались привести в такой именно вид, какой он имел в первую четверть нынешнего столетия, Это представлялось возможным, так как вся внутренняя обстановка дворца: старинная мебель, часы, портреты – сохранилась. Дворец состоит из 8 комнат: в крайней угловой комнате, где 19-го ноября 1825 г. скончался Александр I, устроена церковь во имя Воздвижения Животворящего креста (в прежнее время, при Александре I, церковь помещалась отдельно от дворцовых покоев), в которой ежегодно служатся панихиды. Здесь можно видеть многие предметы прежней церковной утвари, а в других комнатах – принадлежности довольно скромной дворцовой обстановки. В подвальном этаже дворца когда-то помещались кухня и комнаты для дворцовой прислуги; теперь в одной из комнат подвала имеется широкая колонна с рельефным изображением на ней момента смерти императора Александра Благословенного и с соответствующею надписью.
Об Александре I напоминает нам и Таганрогский греческий монастырь, построенный в 1814 году знатным греком Варвакием. В монастырском храме во имя Святой Троицы вам укажут мраморную доску с чёрным крестом, воздвигнутую на том самом месте, где 60 лет тому назад, в течение шести недель стояло положенное в гроб тело императора. В алтаре, над жертвенником, помещена часть катафалка, бывшего над гробом Александра I, а покров с катафалка покоится на престоле левого придела во имя Александра Невского.
Но это ещё не все памятники Александровского времени. В прекрасном, густо разросшемся городском саду имеется беседка, в которой Александр I любил отдыхать во время прогулок; из беседки открывается чудный вид на море и на окрестности Таганрога, Следует заметить, что и самый городской сад обязан своим существованием Александру Благословенному, по распоряжению которого было отпущено 11 000 р. на его устройство; сад очень больших размеров. имеет тенистые аллеи, вековые деревья и заключает немало уютных уголков, с трёх сторон окутанных зеленью. В городском сквере, расположенном около упомянутого ниже греческого монастыря, сооружён памятник Александру I (в 1830 г.), который, как гласит надпись, «сочинил и произвёл Иван Мартос, а отлил и чеканил Василий Екимов». Памятник этот состоит из пьедестала чёрного мрамора, на котором возвышается изваяние покойного императора.
Другими достопримечательностями Таганрога являются обширный Успенский собор с двумя помещениями, зимним и летним, и Троицкая церковь. Троицкая церковь, заключающая и теперь старинные иконы, была построена в 1698 году; тогда она была деревянная. Нынешняя каменная церковь освящена в 1886 году.
В 1890 году, в бытность в Таганроге, мне пришлось посетить живую ещё свидетельницу пребывания здесь императора Александра I – столетнюю старушку А. Д. Гирс, в памяти которой, несмотря на преклонные годы, отлично сохранился каждый интересный факт, каждая подробность из жизни в Таганроге Александра I. Эта почтенная старушка – мать довольно известного писателя Дм. К. Гирса, ныне уже покойного, – автора нескольких беллетристических произведений и весьма популярного в семидесятые годах корреспондента с театра Русско-турецкой войны (писал в издававшейся тогда газете «Северный Вестник»). Г-жа Гирс уже очень слаба; она живёт, так сказать, вдали от мира, в нескольких комнатах своей квартирки, обставленной старинною, редкостною теперь мебелью, и не выходит из дому, но с тёплым радушием и с приветливостью доброй старушки делится своими воспоминаниями с людьми, интересующимися прошлым Таганрога.
В былое время в Таганроге текла широкая жизнь; среди местного населения были свои Крезы – миллионеры из греков; имена их живут до сих пор в памяти старожилов. Кому в Таганроге не известны колоссальные богатства покойного Алфераки, весьма популярного в шестидесятых годах, ведшего большое хлебно-торговое дело и кроме того занимавшего несколькие видные должности. Дом покойного Алфераки – немой свидетель этого прошлого. Я был в этом доме. Это не дом, а дворец с великолепным барским входом, с чудною залою для балов. Лет тридцать тому назад здесь гремели ещё звуки музыки и веселились гости этого тароватого радушием и хлебосольством хозяина. Апартаменты Алфераки поражают величественной архитектурой, пышной отделкой. тонкой художественной живописью на потолках и прочими затеями широкого барства. Какая жизнь текло в этих залах!, сколько блеска и довольства разливали кругом эти магические миллионы, думается вам, когда величавая стройность архитектуры и строгое изящество убранства ласкают ваш взор. И всё это в прошлом!.. «Где стол был яств», припоминается фраза поэта… С недавнего времени дом-дворец Алфераки утилизирован для современных практических целей – в них приютился местный коммерческий клуб; по вечерам обычные заседания за зелёными столами, в саду гремит музыка, шныряют буфетные человеки…
Но не в прошлом только греческие богатства, они имеются и в настоящем. Взгляните на нынешних экспортёров нашего юга: прежняя мощь сотен тысяч ещё не исчезла, только богатства теперь спокойно лежат в банках и сундуках, а жизнь вошла в будничные, узкие рамки; широкое хлебосольство не расточается направо и нелево, и сытое довольство богачей потихоньку таится в роскошных домах-особняках. украшающих улицы Ростова, Таганрога, Бердянска и т. д. Главнейшими педставителями хлебной торговли в Таганроге являются солидные греческие фирмы: Вальяно, Мануси, Сканави, Негропонте, а не из греков – Дрейфус, Некоторые фирмы Таганрога общие с Ростовом.
Хороши окрестности Таганрога… Сколько здоровья и художественных прелестей кроется среди этих прибрежных степей: тут по берегу, вправо и влево от Таганрога, расположен целый ряд великолепных дач разных владельцев: Скараманги, А. Н. Глебова, Белоусова, Каменева и других. Названные дачи занимают прибрежье к северо-востоку от Таганрога, а к юго-западу, в 2½ верстах от города расположен обширный Александро-Елисаветинский парк, где создался целый дачный городок с морскими купаньями. В парке имеется беседка под названием «Императорской», которую не раз посещал Александр Благословенный. Беседка стоит на довольно высоком берегу над морем. Таганрогские дачи много выигрывают, конечно, благодаря близости моря, которое дарит прохладой, и в знойные дни южного июня доставляет прекрасное купанье и полный простор для любителей морских прогулок на вёслах и под парусом… В прибрежной полосе однообразная степь приазовского юга сменяется зеленью дерев, там и сям ютятся сады, изобилующие ягодными кустами, вишнями, фруктовыми деревьями, кое-где попадаются рощицы; в каменистых местах змейками перебегают серые и зелёные ящерицы, а около протоков и болот гнездятся черепахи.
Говоря об окрестностях Таганрога, нельзя пройти молчанием местность, известную здесь под названием «Дубки»; эти «Дубки» находятся в 1½ в. от Таганрога и составляют действительно хороший уголок. Тут большая роща, перемежающаяся с полянами. Название своё получила она потому. что здесь были посажены дубовые деревья Петром Великим. Близ «Дубков», в 1890 г., инженером Н. Н. Летуновским произведены, в видах устройства водопровода, опыты бурения артезианских колодцев, причём удалось найти в изобилии ключевую воду. Это открытие имело тем большее значение, что водоснабжение Таганрога до сих пор заставляло желать много лучшего.
Но возвратимся к городу. Таганрог является одним из пунктов, откуда русские паломники отправляются в Иерусалим, на поклонение святыням. Ввиду этого нельзя пройти молчанием открытую здесь, в 1888 году, странноприимницу с часовней, устроенную стараниями известного представителя Православного Палестинского общества и агента «Русского Общества Пароходства и Торговли» И. И. Чайковского. До сих пор паломники принуждены были терпеть некоторые неудобства, теперь же им предоставляется перед отправление в далёкий путь светлое и прекрасное помещение, в котором одновременно могут найти себе приют и отдых до сорока человек. Странноприимница расположена на горе, над морем, откуда очень небольшое расстояние до места отправления, то есть до пристани «Русского Общества Пароходства и Торговли». Часовня странноприимницы имеет очень красивый и благолепный вид, так как И. И. Чайковскому удалось заручиться для неё многими пожертвованиями. На первом плане обращает на себя внимание образ Спасителя. идущего по водам, работы нашего знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Наибольший наплыв богомольцев бывает осенью, с сентября по ноябрь, а весною перед Пасхой; этому наплыву содействует и доведённая теперь «Русским Обществом П. и Т.» до крайней дешевизны стоимость проезда в Иерусалим (29 руб. за оба конца, т. е. из Таганрога до Яффы и обратно).
Из книги: Путник (Н. Лендер). По Чёрному морю: Очерки и картинки. – СПб., 1891. С. 3
|