Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 36. Ч.2 // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 200-202. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=828

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)

 

ГЛАВА XXXVI, Часть II

Торговая полиция

Речная полиция

Таможня I класса

Комитет торговли и мануфактур

Биржа

Ростовская на Дону биржевая артель

Конная артель

Торговая полиция

«Всякое коммерческое предприятие полезно, пишет в своем заявлении от 14 марта 1872 года в Думу гласный Петр Осипович Вайцеховский, это — аксиома, но тем не менее не подлежит никакому сомнению, что торговля, поставленная в известного рода условия, может оказать влияние диаметрально противоположное первому... Недостатки рыночной торговли и нашей местной в особенности: покупка перекупщиками с целью перепродажи предметов первой важности, обмер, обвес, обсчет и различного вида стачки». Чтобы прекратить все эти безобразия нужно учредить торговую полицию. Проект правил последний, на основании заявления Вайцеховского представлено городским головою П. Р. Максимовым и утвержден

Думою 29 марта 1873 года. Несколько позднее, мы уже застаем в Ростове правильно организованную торговую полицию. Финансовая комиссия 1877-1878 годов предложила упразднить торговую полицию, но Дума, признавая пользу оказываемую этим учреждением, отклонила предложение комиссии.

Речная полиция

Речная полиция явилась по инициативе гласного Михаила Максимовича Топчиева. «Учреждение в Ростове речной полиции, говорит он в своем заявлении в Думу от 17 октября 1874 года, — необходимо; на случай несчастий с людьми иметь средств для подания помощи не только на воде, но и на берегу; беспорядок, существующий по всей пристани, скученность судов, барок, произвол каждого с огнем, неимение по всему берегу удобных съездов...», все это говорит в пользу необходимости речной полиции.

Речная полиция требовала, однако, значительных расходов; денег не было в городской кассе и вот в 80-х годах ростовцы ходатайствуют об отнесении содержания ее на счет казны. «Охрана в пределах городских вод, судов и грузов от пожаров, отвечает на это Екатеринославский губернатор, составляет необходимое условие каждой благоустроенной пристани, устройство и содержание коей по закону лежит на обязанности и отчетности городского общественного управления, а потому и расходы на содержание в Ростове на Дону Речной полиции относятся на средства города» [1]. Вопрос о речной полиции, как увидим ниже, возбуждает и комиссия съезда Донских судохозяев.

Таможня I класса

Ходатайство города Ростова о расширении прав ростовской таможни началось еще в байковскую эпоху в 1869 году; ходатайство это отклонено. После того несколько раз и городские головы, и получатели, отправители заграничных грузов, испытывая бедственное и ненормальное положение в отправлении таможенных правил, по случаю отсутствия в Ростове таможни первого класса усиленно хлопочут о преобразовании ростовской таможни из 3-го в 1-й класс. В 1879 году город отводит в пользование таможенному ведомству место, если таможня будет преобразована в первоклассную и до тех пор, пока будет существовать таковая.

Наконец, Высочайше утвержденным 5 февраля 1880 года мнением Государственного Совета постановлено: Ростовскую на Дону таможню 3 класса преобразовать с 1 января текущего года в таможню 1 класса, применением к ней штата Николаевской таможни. Вследствие этого Департамент таможенных сборов от 27 февраля 1880 года дал знать, что отныне товары, назначенные для очистки пошлинного в Харьковскую, Московскую и др. таможни, соединенные с Ростовом железными дорогами, могут быть привезены прямо к Ростовской таможне [2].

Комитет торговли и мануфактур

В 1874 году отделение коммерческого совета преобразовано в комитет торговли и мануфактур. Устройство Кавказской железной дороги, разработка каменного угля и добывание железной руды, — вот вопросы, которые по мнению составителей проекта комитета торговли и мануфактур предстояло разрешить этому новому органу местной торговли и промышленности; только тогда меры правительства, предпринятые для целей государственных, не будут идти вразрез с требованиями местной торговли, когда он предварительно подвергнутся обсуждению со стороны комитета. В район деятельности последнего входят Ростов, Нахичевань и Аксай, а обязанности его: а) обсуждение вопросов по части торговли и промышленности, а равно вопросы об устройстве и содержании торговых и мануфактурных зданий; в) обсуждение относящихся до местной торговли и промышленности вопросов, возбуждаемых самим комитетом и представляемых в Министерство финансов, представление в Министерство финансов ежегодно в январе месяце обзора о положении и ходе торговли и промышленности в местности, на которую распространяются действия комитета.

30 июля 1874 года Екатеринославский губернатор извещает, что Министр финансов разрешил ходатайство Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора [3], и вскоре комитет открыл свои действия. Членами комитета от ростовского купечества избраны: гг. Баташев, Максимов, Драшкович, Мордовцев, Кривошеин, Топчиев, Зифо, Скараманга, Панченко и Волкенштейн.

Биржа

Государь Император вследствие представления Министра финансов в комитете министров Высочайше повелеть соизволил: впредь до составления о биржах положения, разрешить учреждение в г. Ростове на Дону Биржи на основании составленного проекта Устава, удостоверенного Высочайшего рассмотрения и утверждения в 17 день марта 1867 года. И биржа явилась, но в эпоху всяких комиссий подкомиссий конца 1869 и начала 1870 годов Ростовская на Дону Биржа была закрыта. 2 января 1886 года биржа снова открыта. Биржевой комитет послал г. Министру финансов следующую телеграмму: «Сегодня, после шестнадцатилетнего перерыва, Ростовская на Дону биржа возобновила свои собрания и биржевой комитет вступил официально в отправление обязанностей. Биржевое общество после молебствия с многолетием Государю Императору постановило: просить Ваше Высокопревосходительство повернуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства».

С 7 января биржа ежедневно открыта для биржевых собраний от часу до двух по полудни.

А. М. Байков взял на себя председательство на три месяца, завел и установил надлежаще дело и так как в первый раз биржа возникла по инициативе и хлопотам его, а также ему обязана своим вторичным возникновением, в знак признательности за его труды при организации этого столь важного для интересов торговли здешнего края учреждения, и дабы сохранить его ближайшее участие в делах Биржевого комитета, члены последнего единогласно избрали А. М. Байкова почетным Биржевым Старшиною.

Состав Биржевого комитета: председатель 1-й гильдии купец Ф. Н. Солодов, товарищ председателя Л. Н. Мордовцев; биржевые старшины: Н. А. Сканави, А. А. Берман; и. д. гофмаклера Г. И. Платон, делопроизводитель Л. М. Гурвич.

Ростовская на Дону биржевая артель

Ростовский на Дону Биржевой комитет 18 января 1886 года разрешил образование первой в городе Ростове биржевой артели, с соблюдением установленных на это правил и узаконений. Артель внесла в общество взаимного кредита на имя комитета 11500 р. с., каковая сумма и служит частью капитала обозначения артели. Представленный устав рассмотрен в подробности и утвержден. Во вторник 21 января после молебствия с водосвятием артель открыла свои действия.

Артельным старостой избран и утвержден крестьянин Коломенского уезда Московской губернии Василий Иванович Зенин, уполномоченными — крестьянин Богородского уезда Московской губернии Михаил Михайлович Замелацкий и Ростовский на Дону мещанин Михаил Григорьевич Барсуков.

Конная артель

В конце 1885 года лица, занимающиеся извозным ломовым промыслом, ввиду крайних нужд и в предохранение от захвата работ иногородними, промышляющими тем промыслом, предположив учредить конную артель для перевозки тяжестей, представляют проект своего устава на одобрение Городской Думы и просят ее разрешения на учреждение артели, если устав не противоречит установленным Думою правил об извозчиках. Городская Дума в заседании 14 февраля 1886 года положила: допустить учреждение конной артели в виде опыта, временно на один год с условием подчинения существующим для ломовых извозчиков правилам и с тем, что если по истечении года артель окажется в чем-либо неисправною или стеснительною для других, то Городское Управление оставляет за собою право не выдавать артели установленных билетов на езду.

Что же касается легкового извозного промысла с 1 января 1886 года оно улучшено, причем при выработке доклада Думы для большого выяснения вопроса приглашены в Городскую Управу четыре наиболее опытных извозчика. Фаэтоны должны быть снабжены фонарями; извозчики разделены судя по удобству и исправности экипажа на 2 разряда. Последнее обстоятельство вызвано в особенности тем обстоятельством, что контингент пассажиров для первого разряда значительно увеличился. В 1885 году возбужден вопрос об Управе слуг.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Извещ. Екат. Губ. от 16 марта 1883 г. за № 1079
  2. Отнош. Департ. Тамож. сбор от 27 февраля 1880 г. за № 3924
  3. Извещ. от 30 июня 1874 г. за № 4965

Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 36. Ч. 3



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"