Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 33 // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 187-190. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=824

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й

История города Ростова-на-Дону

Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 34

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)

 

ГЛАВА XXXIII

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КОМИССИЯ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСПЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ А. И. БУЖИНСКИЙ О ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ РОСТОВА

Начальное обучение. Комиссия по народному образованию. Уроки рукоделия. Меры к поощрению учителей и учащихся. Речь Бужинского. Школы церковно-приходские.

Хотя эти два последние училища и не относятся к категориям средних учебных заведений, но мы допустили эту натяжку единственно для того, чтобы не смешать их с народными училищами, коим ввиду важности их уделяем особую главу. А важны эти училища потому, что они, будучи доступны для народа, вполне удовлетворяют потребностям неимущих и бедных классов населения Ростова и тем самым возвышают его нравственность.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Начальное образование в Новом Ростове в 1874 году представляется в следующем виде:

Приходское училище из двух отделений старшего и младшего. При этом училище состоят ремесленные классы; в них преподаются ремесла: переплетное, столярное, слесарное и токарное.

Мужское городское училище на Большой Садовой улице

Женское городское училище

Мужское городское училище за темерницкой частью

Приходское училище при Соборной церкви

Приходское при Покровской церкви

Содержание первых четырех училищ (два последних содержатся насчет пожертвований) обходится город в 7525 руб.

Учащихся в этих школах всего 374.

В 1875 году Ростовское мещанское общество открывает два начальных училища с ассигнованием по 4000 р. с. в год; в этом же году открыто начальное училище на Богатом источнике, а летом 1875 года в Ростове мы застаем учительские курсы, устроенные Ростовским на Дону уездным земским собранием, ассигновавшим на это 1500 р. Курсы продолжаются с 25 июня по 1 августа и успешно знакомят местных народных учителей со всеми новыми приемами обучения, обстоятельство тем более отрадное, что в этой местности не было ни одного учительского съезда.

В 1885/6 академическом году городских училищ числится мужских семь, включая двухклассное приходское училище; женских четыре; смешанное одно; всего же двенадцать. На содержание училищ этих расходуется: городской думой 22148 р., мещанской управой 7745 р., на медицинскую помощь 500 р., на учительскую и ученические библиотеки 400 р., на пособие церковно-приходским училищам Соборному и Покровскому 990 р. Итого 31783 р.

Учащихся состояло в

1884-85 году 916

1885-86 году 1077

Для единства управления и для пользы самих школ, училища городские и мещанские объединены так, что и последние вошли в состав училищ в ведении Попечительного комитета городских начальных училищ г. Ростова состоящих. Разнообразные названия училищ и путаница, отсюда происходящая заставляют попечительный комитет поименовать их так, как они числятся в городской росписи по отделу народного образования. А именно присвоены училищам следующие наименования:

I МУЖСКИЕ

Александровское (первое) у реального училища. Второе в доме Машонкина. Третье мещанское в доме Виноградова. Четвертое мещанское в доме Кобыщанова. Пятое мещанское в доме Пустовойтова. Шестое Затемерницкое. Седьмое в Новом поселении

II ЖЕНСКИЕ

Александровское первое в доме Руденко. Второе в городском доме у Собора. Третье Затемерницкое. Четвертое на Богатом. За приходским двухклассным училищем оставлено его наименование.

КОМИССИЯ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В заседании комиссии по народному образованию от 1 ноября 1884 года председатель городской голова А. М. Байков, указав на те большие суммы, какие город тратит на образование в особенности на содержание реального училища и женской гимназии, выставил на вид, что на содержание начальных школ, крайне необходимых для огромного населения жителей, не обращено должного внимания. Поэтому он находил желательным иметь при Управе постоянный, по делам народных училищ комитет из попечителей школ и других сопричастных к делу лиц. Комиссия постановила для заведывания хозяйственной частью в начальных училищах ростовских образовать училищный комитет из попечителей школ, инспектора народных училищ, члена училищного совета от города, выбранного от Мещанского Общества. 22 декабря 1884 года открыто заседание Ростовского н/Д Попечительного комитета городских начальных училищ под председательством городского головы А. М. Байкова и в составе членов Е. А. Бойченко, А. И. Бужинского, священика Феодара Руднева, М. Я. Горбенко, А. П. Машонкина, М. М. Дутикова, Л. Н. Мордовцева и мещанского старосты К. А. Маслова.

Е. А. Бойченко указала на крайнюю необходимость обучать девочек рукоделиям, необходимым и полезным в домашнем быту. Особая комиссия 12 января 1885 года выработала следующие соображения: 1) Ввести обучение рукоделиям в женских ростовских училищах во внеклассное время, четыре раза в неделю, полагая на каждый урок по 11/2 часа времени; роды занятий: вязание, починка белья, вышивание и кройка простого белья и одежды. Бедные ученицы снабжаются материалами и инструментами бесплатно, на что ассигнуется по сорок рублей на школу. Вознаграждения учительницам, мастерицам (240 р. и плату за материалы 120 р.) город взял на себя. В заседании 13 января 1885 года А. М. Байков предлагает вопрос о необходимости обучать в школах детей пению и просит попечителей принять на себя труд приискать учителей пения. Мера эта оказалась очень полезной: дети в короткое время сделали такие успехи, что уже участвовали в хоровых пениях. Затем решено в принципе устроить на праздниках Рождества Христова ученический концерт, в который и допустить к участию всех певчих, в виде поощрения лучших учеников из всех городских училищ. Опыт удался хорошо.

В одном из заседаний конца 1885 года А. М. Байков объявил, что «озабочиваясь общим улучшением и подъемом нашей начальной школы в городе, он постоянно обращает внимание на весьма важный недостаток, заключающийся в их изолированности, замкнутости. Нет связи между школой (в лице ее преподавателей) с обществом; да и между самими учителями нет никакого общения; нет того единения, порождаемого общей целью, которое облегчало бы труд преподавания и обеспечивало бы успех учеников; периодические встречи учителей, на которых обсуждались бы педагогические вопросы с допущением при этом присутствовать родителей учеников, по его мнению были бы очень желательны. Соглашаясь с этим, А. И. Бужинский добавляет, что такие беседы учителей уже потому одному были бы полезны, что дали бы возможность выработать и установить общую систему преподавания предметов во всех школах - вопрос большой важности. Вполне сочувствую основной идее, Комитет постановил: «просить председателя комитета снестись с г. Попечителем Одесского Учебного Округа и просить разрешения его устраивать в городской Управе учительские беседы, предметы коих будут определены инспектором. На эти беседы приглашать гг. попечителей, попечительниц училищ и допускать родителей учеников. Собрания эти состоялись.

В 1885 же году принята по отношению к учителям, к этим вечным труженикам, весьма гуманная мера, делающая честь А. М. Байкову: учителя начальных училищ, прослужившие в них первые пять лет, имеют право на прибавку к получаемому им жалованию 10%, по выслуге второго пятилетия еще десять процентов, а затем по 20% за каждое из двух следующих пятилетий. По достижению прибавки в 60% первоначального оклада, дальше же увеличение жалования прекращается, так что высший оклад составит 800 руб.

В видах поощрения учеников городских училищ по инициативе А. М. Байкова устроена общая елка для всех учеников и учениц городских училищ в зале Городских Общественных Собраний.

И, наконец, 12 октября 1886 года первый раз состоялся торжественный годичный акт городских народных училищ в зале общественных собраний. Акт этот был настоящим праздником для бедных малюток.

В конце 1885 года приступлено к составлению ученических библиотек и ввиду отсутствия медицинской помощи в городских начальных школах, где так необходима быстрая подача медицинской помощи, заболевающим ученикам для предупреждения болезней эпидемического характера приглашена на средства города врач Богданович, посещающая училища два раза в неделю.

Слава Богу, наконец, народное образование поставлено на настоящую дорогу и стало первой заботой городского самоуправления!

ИНСПЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ А. И. БУЖИНСКИЙ О ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ РОСТОВА

Приводим выдержки из речи А. И. Бужинского, чтобы дать лучшее понятие о городских школах Ростова. Бужинский знаток дела, не верить ему нельзя: «Дети на экзамене показали себя прекрасно подготовленными... особенно отрадное впечатление производили письменные ученические работы... прежде случалось встречать к 2 часам после обеда кучу детей, которые затевали на улице шум и драку не хуже уличных мальчишек, и только по сумкам и книжкам можно было догадаться, что это школьники. Теперь я уже этого не встречаю, не слышу и от других...что наши школьники умеют держать себя прилично,— это они показывают, присутствуя на елке, устроенной им на Рождественских праздниках. Выдерженность детей приятно поражала присутствовавшую тогда многочисленную публику. Благодаря заботам Управы и двух попечительниц в женских училищах, дети настолько с успехом обучаются рукоделию, что из их же работ была устроена на пасхе выставка, и работы настолько хорошо исполнены, что находилось немало желающих их приобрести... Обучать пению учеников в ростовских городских училищах стали также недавно, не более года, как рукоделию в женских школах. Несмотря на короткий срок, обучение пению ведется настолько успешно, что дети школьники дали в зале Городской Думы концерт в январе месяце по программе, в которую входили и духовное, и светское пение.

Только та школа может завоевать себе симпатию общества, которая отвечает насущным его требованиям... Школа — святое дело, и за наши увлечения или ошибки в деле правильного обучения и воспитания, порученных нам детей, мы ответим Богу, Государю и родине... Об этом следует помнить всем: и учащим, и наблюдающим.

Не менее других сознавало важность всего этого и Городское Управление. С целью увеличить время обучения, объединить деятельность учителей, выработать однообразные программы, установить более целесообразную дисциплину, г. Председатель попечительного комитета городских училищ исходатайствовал у Его превосходительства г. Попечителя Одесского учебного округа разрешение собраться частным образом учителям раза четыре, чтобы сообща обдумать и установить общий план обучения, общую цель, к которой должна стремиться их деятельность, а также и средства, которыми можно с успехом достигнуть намеченной цели. Собрания учителей состоялись. Протоколы заседаний были препровождены г. Городским головой в учебный округ и были рассматриваемы г. директором Народных училищ. В письме на мое имя г. Директор уведомил, что он «с большим удовольствием читал протоколы и программы и многое нашел не только хорошим, но и отличным...». Известно, что ростовские городские училища открыты исключительно для детей несостоятельного класса. Стремясь удовлетворить мельчайшие нужды училищ, Городское Управление, конечно не могло отнестись равнодушно к заболевшим детям... По ходатайству Городской Управы была ассигнована определенная сумма на это». Школы многим обязаны попечителям и попечительницам, в особенности же двум — Дутиковой, Пилипенко и гг. Дутикову, Резанову, Горбунову, Горбенко, Машонкину, А. А. Мордовцеву, Сафронову, Л. Н. Мордовцеву.

«Благодаря сердечной доброте попечительниц и заботливости Управы доставить бедным детям удовольствие, на рождественских праздниках была устроена для учащихся роскошная елка... Наконец, Управа предоставляет возможность учащимся присутствовать на всех публичных торжествах, праздненствах в высокоторжественные дни, что сильно влияет на укрепление патриотического чувства в подрастающем поколении. Итак, господа, вы видите каких блестящих результатов в короткий срок, не более трех лет, достигли городские училища в учебно-воспитательном и материальном отношении, как он быстро переродились к лучшему, труды не пропали даром: они принесли плоды сторицей, и это сознание есть лучшая награда людям, принесшим столько труда и забот для благоденствия школы» [1].

***

За городскими школами следуют церковно-приходские, их три при Соборе, при Казанской церкви и при Покровской церкви. Кроме того уже программа выработана, и на днях ожидается к открытию Городское ремесленное училище с преподаванием ремесел: столярного, токарного, шорного, кузнечного, малярного, лепного, слесарного и сапожного. Прежде же существующий ремесленный класс при приходском училище в 70-х годах был закрыт. Далее приступлено к вопросу об устройстве школы для девушек для обучения кройки и шитью, а также приготовлению кушанья и всяких домашних, хозяйственных производств.

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Речь инспектора народных училищ А. И. Бужинского «Акт Ростовских на Дону Городских начальных народных училищ» Ростов на Дону 1886 г. стр. 7-17. Кроме этой брошюры материалами для истории народных школ Ростова служат: журналы ростовского на Дону попечительного комитета городских начальных училищ за 1885 г.» Ростов на Дону 1886 г

Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 34



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"