Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 28. Ч. 1 // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 164-166. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=817
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й
История города Ростова-на-Дону
Г. Х. Чалхушьян
ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Историческая записка о городе Ростове-на-Дону
НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)
ГЛАВА XXVIII, Часть I
«Из всех городов Новороссийского края
после Одессы Ростов по своим
денежным оборотам, городскому
хозяйству и торговому значению
бесспорно занимает первое место...»
Отношение Екатер. губ. прав.
от 22 января 1871 года за № 347.
ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ГОРОДОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
СОСТАВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА 1883-1887 гг.
Так как характеристическою особенностью Нового Ростова, резко отделяющего его от предыдущих двух эпох — введение нового городового положения естественно, поэтому, если с него и начинаем мы последний отдел нашей исторической записки «Новый Ростов». Известно, что наша городовая реформа, имея возможность черпать свободною рукою все лучшее из городовых законоположений западных держав и, в виду богатства опытов, сопровождавших введение в жизнь городов Европы, современных систем общественного управления — выбрать из этих систем наиболее подходящую к условиям нашей городской жизни, — действительно воспользовался выгодами своего положения и из всего богатства опытов, представленного западною жизнью, выбрала для себя все лучшее и все нужное.
Прежняя сословная замкнутость отошла на второй план, уступив новым веяниям; города, получив известную правоспособность, известную самостоятельность действий, вздохнули свободнее, почувствовали свое значение, свою силу, что в свою очередь возвысило их в их в собственном мнении, а последствием всего это было нравственный и материальный рост русских городов вообще и Ростова в частности. Реформа указала грани, на которых общественная самостоятельность должна соприкасаться с административными, а равно и со всеми другими правительственными, общественными и сословными учреждениями, а самый характер этого соприкосновения еще более утверждает города в убеждении, что предоставленное им самоуправление имеет под собой прочную почву. Строгое точное определение их отношений к ближайшим и непосредственным правительственным функциям, — к губернаторам и полиции, пункты, — в которых города при прежних порядках, чувствовали себя и самостоятельность своих действий всего меньше гарантированными от произвола, и потому не могли не сознавать своей слабости и неопределенности своих прав, а вместе с тем не могли не воспитать в себе чувства апатии, гражданской распущенности и полного равнодушия к общественным интересам, которых они, как бы не признавали своими собственными интересами: вот это строгое и точное определение отношений городов к губернаторам и полиции имеет особенно важную для них цену.
Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, губернатору же надзор за законным и правильным его исполнением (ст. 1 город. Полож.). В пределах предоставленной ему власти городское общественное управление действует самостоятельно (ст. 5). Для устранения возможности столкновений с губернатором и для ограничения вмешательства или произвола со стороны последнего, не основанных на точном разуме законов и вообще в более важных случаях губернатору не предоставляется даже действовать самолично, по своему собственному усмотрению, а свой надзор за действиями городского общественного управления он должен разделять с целым коллегиальным учреждением — с губернским по городским делам присутствием (ст. 11).
Таково в общих чертах новое городовое положение [1]. «Дума - руководитель, хозяин и законодатель в городских делах, Управа под председательством городского головы ее исполнительный орган» [2].
Великое преобразование 16 июня 1870 года было встречено ростовцами восторженно, с энтузиазмом, тем более сильным, что им окончательно надоели всякие «временные» комиссии по улучшению хозяйства, тратившие изрядные суммы на содержание особых счетоводов, бухгалтеров и всяких сведущих людей. А между тем накоплялись и росли недоимки и ничего не сделано для благоустройства города. «Из всех городов Новороссийского края после Одессы, пишет 22 января 1871 года Екатеринославское губернское правление, Ростов по своим денежным оборотам, городскому хозяйству и торговому значению бесспорно занимает первое место, введение в нем теперь же нового городового положения не только своевременно, но и необходимо, как для того, чтобы город этот мог быть поставлен на степень благоустройства, соответствующего его значению, так и для прекращения существующего ныне там и вызванного лишь исключительными обстоятельствами ненормального порядка управления общественными делами» [3].
15 октября 1871 года Ростовская на Дону Городская Дума, образованная на основании Высочайше утвержденного 16 июня 1870 года городового положения, открыла свои действия в составе 72 гласных под председательством городского головы Ростовского 1 гильдии купца Петра Романовича Максимова. Затем составлена Управа из членов: трех с содержанием (Дмитриева, Чепелюгина, Адамковича), трех к ним кандидатов (Войцеховского, Нагорного, Савинова), четырех без жалования (Баташева, Кривошеина, Когана, Драшковича), одного секретаря (Торского). Избраны 5 столоначальников, помощник столоначальника хозяйственного стола, бухгалтер, два помощника, городовые инженеры и архитекторы [4].
Первым делом Думы было выразить Царю Освободителю всеподданейшую благодарность за даруемое городу Ростову право самоуправления. Вот текст телеграммы Думы начальнику губернии: «Гласные Ростовской городской Думы, после напутственного молебствия к выборам должностных лиц по новому городовому положению и молитв о благоденствии Нашего Возлюбленнейшего Монарха, считают священной обязанностью просить Ваше превосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества всеподданейшую преданность и чувства глубочайшей благодарности за дарование нам новых городских учреждений, в которых граждане всяких сословий видят прочный залог будущего быстрого процветания городов и общества» [5].
Так как в число предметов, относящихся к обязанности Городской Управы, причислены между прочим: изменение в утверждении планов и фасадов частных зданий в городе, выдача разрешения на перестройку и наблюдение за правильным исполнением построек, 9 ноября 1871 года при Управе открыто Строительное отделение.
Ближайшее заведывание наружною частью и благоустройством города, сбором платежей по Городским оброчным статьям и санитарная часть возложены на городского комиссара. Наконец, в начале 1876 года учреждена должность кассира при Городской Управе по найму, исключительно обязанного служить этому под наблюдением члена Управы, заведывающего кассой и бухгалтерией.
С течением времени потребности города растут, состав Управы усиливается, являются новые учреждения. Все что в этой области сделано сколько-нибудь интересного, значительного, нами будет рассмотрено в своем месте, теперь же отметив только, что некоторые комиссии, каковы: финансовая, по устройству набережной и по сооружению мостовых, деляются более или менее устойчивыми, постоянными, мы переходим к самоуправлению г. Ростова, как оно представляется теперь (1886 году).
ПРИМЕЧАНИЯ
- Стр. 163-187 Город. Устр. Д. С-о. Дело 1873 г. Сентябрь
- См. речь Байкова. Журнал Ростовской н/Д. городской Думы за 1884 г. Стр. 35
- Отнош. Екатер. губ. прав. от 22 января 1871 г. за № 347
- Ведомости Ростовской н/Д. городской Думы за 1871 г. № 7 «Сведения о состоянии городского хозяйства и благоуст.» за 1874 г.
- Ведомости Ростовской н/Д. городской Управы за 1872 г. № 1
Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 28. Ч. 2
СОСТАВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА 1883-1887 гг.
|