Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 21 // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 178-183. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=810
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й
История города Ростова-на-Дону
Г. Х. Чалхушьян
ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Историческая записка о городе Ростове-на-Дону
РОСТОВ ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ГЛАВА XXI
РОСТОВСКОЕ-НА-ДОНУ ОТДЕЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО СОВЕТА
ГИРЛОВЫЙ КОМИТЕТ
РОСТОВСКАЯ БИРЖА
ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ ОГНЯ ИМУЩЕСТВ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КУПЕЧЕСКИХ ПРИКАЗЧИКОВ В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В Г. РОСТОВЕ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ГУБРЕНИИ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАФНАЯ СТАНЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ПОЖАРНАЯ КОМАНДА
УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЖЕГОДНОГО ТОРЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕНЕСЕНИЯ СВЯТЫНИ ИКОНЫ АКСАЙСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИИ
Ростовское-на-Дону отделение коммерческого совета. Гирловый комитет. Инженер Гартлей. Лейтенант Белявский. Биржа. Общество взаимного страхования от огня имуществ в Ростове-на-Дону. Вспомогательное общество купеческих приказчиков в г. Ростове-на-Дону. Аполинарий Аристархов. Общество потребителей. Центральная телеграфная станция. Пожарная часть. Учреждение ежегодного торжественного перенесения святыни Иконы Аксайской Божией матери одигитрии. Трех-Святительская ярмарка.
Байковская эпоха кроме банков создала еще массу других учреждений, большая часть которых играла столь важную роль в последовавшем торговом и промышленном развитии Ростова, что многое в истории последнего для нас оставалось бы не понятным, если бы не ближайшее знакомство с этими учреждениями. Какие обстоятельства выдвинули Старый Ростов мы знаем, какие же обстоятельства упрочили это развитие и выдвинули байковский и Новый Ростов, мы увидим (и отчасти уже видели) из истории учреждений эпохи байковской.
РОСТОВСКОЕ-НА-ДОНУ ОТДЕЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО СОВЕТА
В ноябре 1861 года Байков пишет Екатеринославскому губернатору Сиверсу следующее: «В пользу внутренней и внешней торговли и для содействия к облегчению и распространению оной при Министерстве финансов состоит Коммерческий совет с отделениями в Москве, Риге, Архангельске, Одессе, Таганроге и других городах. Этот благодетельный для внутренней и внешней торговли закон издан 23 октября 1829 года, когда торговое значение Ростова было ничтожно. Отпуск Ростова доходит до 12 млн. р. в год; обороты внутренней торговли превышают 18 млн. р. с. В Ростове тут ярмарки. Он стоит на перепутье, как водяных, так и сухопутных сообщений; он связывает приволжский край с Азовским морем и иностранными землями, Кавказ с Великороссией. Это постоянный рынок, на котором торговое движение не прекращается... Заграничный отпуск 1850 года, доходит до 2 300 т. р. с., 1856 года — 7 700 т. р. с., а 1859 года — 10 500 т. р. с. (более Таганрогского на 3 млн. р. с.). С развитием края, с оживлением торговли посредством кредита, с открытием Волго-Донской железной дороги, с учреждением правильного пароходного сообщения по Дону и Азовскому морю, с очисткою Донских гирл, с облегчением таможенных формальностей, торговля Ростова удвоится и значение его на Юго-Восточной России сравнится со значением Одессы на Юго-Западе. Министерство финансов уже признало важность Ростова в торговом отношении и открывает в нем контору Государственного банка... Открытие отделения Коммерческого совета не только полезно, но и необходимо: он будет проводником до Министерства финансов нужд торговли, а с другой стороны Министерство финансов может чрез него приводить в исполнение свои благие намерения. Это будет связь между торговым сословием и высшей торговой администрацией».
Означенное представление высочайше утверждено 18 июня 1862 г. Председателем Ростовского-на-Дону отделения Коммерческого совета назначен Байков, членами — иностранный гости: Петрококино, Скораманга, Маврогордато, Драшкович, почетные граждане: Ященко, Грибанов, Штурбин степенный гражданин Густяков и купцы Максимов, Данилов, Шелховский. С 1866 года Ростовское-на-Дону купечество платит ежегодно на содержание отделения Коммерческого совета по 3 р. с. с объявленного капитала.
Ростовское-на-Дону отделение Коммерческого совета стояло всегда на высоте своего значения. Известные прения по поводу свободной торговли, проповедываемой в Петербурге политико-экономом Молинари, железных дорог и других вопросов показывают, что многие члены отделения очень образованные люди своего времени и серьезно относятся к своим обязанностям.
ГИРЛОВЫЙ КОМИТЕТ
Донское судоходство распадается у Ростова на два совершенно различные между собою вида: до Ростова плывут баржи и плоты, от Ростова каботажные и мореходные суда. Ростов служит местом перегрузки товаров с первых на последние, — словом, до Ростова существует речное плавание, а от Ростова морское. Первое, как уже мы видели в Старом Ростове, находилось в более чем удовлетворительном состоянии, второе же сильно хромало. Старому Ростову пришлось считаться с гирлами, в которых он видит самое страшное из своих зол, самое серьезное из всех препятствий к развитию и росту, так или иначе грозящих затормозить местную торговлю, а может быть, и убить ее. Между тем со времен Петра Великого и до байковской эпохи вопрос об улучшении Донских гирл остается открытым.
В 1858 году, говорили мы, было обращено высоким начальством серьезное внимание на улучшение Донских гирл и в 1861 году приступлено к производству работ. Для улучшения гирл употреблен, кроме землечерпаний, тот же самый способ запруд побочных рукавов, который был предложен Петру Великому капитаном Гумортом. Работы эти ни к каким улучшениям гирл не повели и вскоре запруды разрушены.
Донские гирла находились в заведывании Главного управления путей сообщения, офицеры которого занимались как изучением гирл, так и производством в них технических работ с целью устранить многочисленные препятствия, встречаемые плавающими судами. Эти технические работы, начатые в 1861 году и оконченные в 1864 году, как мы уже заметили, ни к чему не повели. Между тем по ходатайству Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора 29 февраля 1865 года высочайше утверждено положение о комитете Донских гирл. Председателем комитета избран А. М. Баташев, членами К. И. Ландер, И. Д. Мартын, С. Е. Скараманга, Д. Н. Петрококино, Н. Л. Мордовцев и М. М. Крылов. Гирла перешли в заведывание лиц непосредственно заинтересованных в успехах торговли и судоходства. Гирловый комитет, находя, что все произведенные в гирлах технические работы, как то запруды, очистка и проч. не привели к желаемой цели, обратился за советом к известному английскому инженеру Гартлею, который по приезде в Ростов, попросил у комитета сообщить ему все имеющиеся гидрографические сведения о гирлах. Таковых однако не оказалось и по предложению Гартлея организована гидрографическая экспедиция для исследования гирл. Причем комитет предложил флота капитану П. Белявскому, находившемуся тогда в Ростове, остаться здесь с г. Гартлеем для личного осмотра нужд и определения средств производства предстоящих гидрографических исследований. «Произведенные лейтенантом Белявским исследования, пишет Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор П. Е. Коцебу А. М. Байкову, привели сэра Чарльза Гартлея к заключению, что всех известных способов улучшения судоходства по рекам, только производство землечерпательных работ в Донских гирлах может привести к нескольким успешным результатам, все же таковые способы как то: водостеснительные дамбы, запруды побочных рукавов и проч. Не могут быть применимы к устьям Дона; что при помощи землечерпательных работ возможно достигнуть в главном судоходном гирле Егурча наименьшей глубины семь фут, то что вместе с тем не следует дозволять, чтобы суда имели осадку более 5 фут... Таким образом, вся заботливость и деятельность комитета отныне должна быть направлена к тому, чтобы поддерживались гирла в состоянии достаточной глубины посредством землечерпательных работ, успех которых как справедливо замечает сэр Чарльз Гартлей, всего более зависит от энергии и тщательности их выполнения. Вместе с тем комитету предстоит употребить все усилия к поощрению и развитию перевозки грузов через гирла посредством буксирования пароходами шаланд, с приспособлением постройки последних к транспортированию и удобной нагрузки хлеба на стоящие в море корабли... Хотя сэр Гартлей советует, чтобы плавающие в гирлах суда не имели осадки более 5 фут., но может быть столь малая осадка будет несколько стеснительна для коммерции. В таком случае я полагал бы возможным допустить по крайней мере на время половодия реки наибольшую осадку в 6 или 5 1/2 фут.» [1].
Итак, на первом плане стоят землечерпательные работы.
«Затем, говорит Белявский в начале 70-х годов, важнейшее и наиболее рациональное средство улучшения Донских гирл, к тому же не требующих никаких особых технических познаний и, следовательно, для всякого доступное, заключается в надлежащем полицейско-лоцмейстерском надзоре и самом строгом порядке в гирлах, без чего никакие землечерпательные работы и никакие очистки и подчистки не помогут, гирла всегда будут находиться в самом неудовлетворительном состоянии. Истина эта как нельзя более понята комитетом высочайше утвержденным в 1865 году, для очистки и содержания в исправности Донских гирл. Благодаря замечательной энергии членов комитета, в особенности же бывшего председателя А. М. Байкова, и также распорядительности бывшего командира лоцмейстерского поста, корпуса штурманов капитана П. Н. Вардалаха, в настоящее время гирла приведены в такое состояние, которое не оставляет желать ничего лучшего. Обозначение предостерегательными знаками гирл производится столь тщательно, что и никогда не бывший в гирлах пройдет в них совершенно спокойно и с уверенностью не попасть на необозначенный перекат и не отыскивать ощупью направление фарватера; а тщательное обозначение, основанное на хорошо выработанной системе, составляет предмет первостепенной важности, в особенности в столь мелководных бассейнах, как Донские гирла. Припоминая, в каком беспорядочном состоянии находились гирла лет 10 тому назад, невольно удивляемся, как иногда самыми ничтожными средствами, если только они с умением прилагаются к делу, возможно достигать весьма значительных результатов. В первый раз мне пришлось посетить Донские гирла в 1857 году, с заведывавшим в то время морскою частью в Николаеве контр-адмиралом Г. И. Бутаковым... Хотя для прохода гирлами в распоряжение комиссии бы предоставлен пароход, сидевший всего только по 2 1/2 фута в воде, но на этот переход наш пришлось употребить около двух суток и провести одну весьма неприятную ночь на мели, на одном из множества бугров, которыми было усеяно главное судоходное гирло. По собранным сведениям оказалось, что Донские гирла, находившиеся в то время, почему то в распоряжении Ростовской городской Думы, обозначались двумя наемными рыбаками, носившими названия бакенщиков, хотя собственно бакенов в гирлах не было, а обозначались они весьма тонкими вехами, так называемыми тычками, которые приличнее было назвать палочками; так как палочки эти не были окрашены, расставлялись одна от другой в весьма значительном расстоянии и были весьма коротки, возвышаясь над горизонтом воды иногда не более одного аршина, то всякий поймет, с какими трудностями было сопряжено тогда плавание в гирлах; об отыскивании входа в гирла и говорить нечего, потому что он обозначался такими же тонкими тычками, как и фарватер гирл. Затем, порядка, конечно никакого: кто когда хотел тогда и шел, кто сколько хотел нагружаться, столько и нагружался, и, нагрузившись донельзя, пускался в гирла на авось. Не удивительно, поэтому, что суда часто целыми десятками становились на мель и буквально заграждали собой, как плотиной, свободный проход гирлами; простоявшие несколько суток и стянувшись с мели, оставляли после себя множество бугров, которые иногда совершенно изменяли направление фарватера. В таком то состоянии находились в 1857 году устья богатейшей в России реки, текущей, как некоторые выражаются не водою, а золотом. Адмирал Бутаков, при своем верном морском взгляде, не затруднился открыть главную причину несчастного состояния гирл и указать на средство к их исправлению: выслушав коммерческих людей Ростова и Таганрога и собрав сведения о размерах торговли Азовского бассейна, адмирал вошел с предложением о необходимости учредить в гирлах правительственный надзор, как в отношении лоцмейстерском, так и в отношении полицейском... Это представление было приведено в исполнение в следующем 1858 году, причем правительственное учреждение получило название «полицейско-лоцмейстерского поста» послужившего началом благоустройства гирл». Впоследствии является гирловый комитет, «который, состоя из лиц, непосредственно заинтересованных в деле торговли и обладая весьма значительными средствами (около 120 р. с. запасного капитала и около 40 т. ежегодных сборов с отправляемых грузов) привел гирла в нынешнее их превосходное состояние».
Гирловый комитет «кроме содержания в исправности гирл, обязан еще оказывать всевозможное содействие успешному движению судоходства и удешевлению перевозки грузов безвозмездным буксированием каботажных судов, и не только в гирлах, но и в извилистых рукавах дельты, начиная от Ростова». Командир лоцмейстерского поста «обязан строго следить, чтобы суда, нагруженные более определенной осадки не входили в гирла, чтобы они сохраняли надлежащий порядок в своих движениях и не становились бы на мель; если же судно станет на мель, то командир поста немедленно посылает пароход или паровой катер с отгрузочными баржами для снятия судна с мели и отбуксирования его за выходные вехи гирл... Хотя некоторые находят, что расходуемая ежегодно комитетом сумма (около 40 т. р.) слишком велика, но если принять в соображение расход по снабжению всем необходимым и принадлежностями лоцмейстерского поста и шести паровых судов, ремонтировку их и полное содержание всех служащих, то сделается понятным, что сказанная сумма, составляющая крайне ничтожный процент с отправляемых грузов, не только не велика, но напротив, весьма незначительна. Во всяком случае, выгоды, доставляемые комитетом торговле Азовского бассейна столь очевидны, что можно только пожелать, чтобы и в других наших первоклассных реках образовались бы подобного же рода учреждения, которые не только принесут несомненную пользу торговле, но и будет иметь непосредственное влияние на развитие нашего каботажа» [2].
РОСТОВСКАЯ БИРЖА
Чтобы дать более прочности и кредита торговле Байков задумал и выхлопотал для Ростова биржу. 17 марта 1867 года государь император, по положению комитета гг. министров высочайше повелеть соизволил, впредь до составления общего о биржах положения, разрешить учреждение в г. Ростове-на-Дону биржи, на основании составленного проекта устава ея, удостоенного высочайшего рассмотрения и утверждения [3].
Первое собрание биржевого общества, состоящего из 41 члена, происходит 28 января 1868 года. 25 февраля того же года Биржевой комитет представляет на утверждение Министра финансов составленный им проект инструкции комитета о маклерах, нотариусах, аукционистах, и браковщиках [4]; проект утвержден Министром финансов 7 июня 1868 года и затем приступлено к баллотировке биржевых маклеров из тех лиц, которые признаны комитетом кандидатами на эту должность.
ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ ОГНЯ ИМУЩЕСТВ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
В начале 1863 года Байков возбуждает вопрос о взаимном страховании, затем входит в переписку с городскими головами тех городов, где уже имелись такие общества, просит выслать уставы и передает их на рассмотрение особой из граждан составленной комиссии. Устав представлен в установленном порядке и утвержден Министром внутренних дел 12 ноября 1863 года. Каждый из домовладельцев Ростова волен, по собственному желанию, участвовать или не участвовать во взаимном застраховании имущества, а также приняв, отказаться он него, но уже с потерею права на вознаграждение пожарных убытков. Цель — обеспечение владельцев недвижимых имуществ г. Ростова от пожарных убытков [5].
Общество это не имело успеха, его встретили не ласково и с самого начала отнеслись к нему скептически. Мало еще было тогда людей, которые действительно могли бы понять полезность такого учреждения.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КУПЕЧЕСКИХ ПРИКАЗЧИКОВ В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
В апреле 1869 года приказчик почетного гражданина Аполинария Аристархова Яков Иванович Зайцев совместно с другими приказчиками обращаются к Байкову с просьбою исходатайствовать учреждение в г. Ростове Вспомогательного общества купеческих приказчиков. Делу немедленно дан ход и 15 октября 1869 года Министр внутренних дел утвердил устав Вспомогательного общества купеческих приказчиков в г. Ростове-на-Дону. Цель общества: вспомоществование и улучшение положения своих членов и их семей: а) чрез сближение членов между собою, б) чрез распространение между ними полезных знаний и в) чрез денежные пособия нуждающимся из числа их лицам. Членами могут быть лица обоего пола, имеющие предметом своих занятий торговое и промышленное дело и обязанные по положению о пошлинах иметь приказчичье свидетельство 1 или 2 разрядов [6].
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В Г. РОСТОВЕ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ГУБРЕНИИ
9 октября 1869 года Байков ходатайствует о разрешении утверждения устава общества потребителей в г. Ростове Екатеринославской губернии. Устав утвержден г. Министром внутренних дел 23 декабря 1869 года. Цель общества улучшение материального быта своих членов посредством доставления им предметов потребления по удешевленным против рыночных ценам. Для достижения цели: а) общество производит покупку предметов потребления по возможности из первых рук, б) заключать с промышленниками и торговцами условия на поставку его членам продуктов; в) открывать свои лавки и склады, г) приобретать на свои средства пустопорожние места, здания и иные недвижимые имения, д) входить в сношения с подобными себе обществами и частными торговцами в других городах [7].
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАФНАЯ СТАНЦИЯ
До 1868 года Ростов — промежуточная станция с четырьмя аппаратами с 21 апреля 1868 г. с целью доставления городу быстрого и удобного телеграфного сообщения сделано распоряжение об устройстве здесь центральной телеграфной станции с десятью аппаратами [8].
В центральной телеграфной станции тем более чувствовалась нужда, что движение телеграмм все увеличивалось, так: в 1865 г. принято и передано телеграмм жителями Ростова - 43 363 1866 - 45 498 1867 - 46 319 [9]
РОСТОВСКАЯ ПОЖАРНАЯ КОМАНДА
10 октября 1863 года сформирована, освящена и вступила в отправление своих обязанностей Ростовская пожарная команда, до появления которой пожарная часть города Ростова находилась в самом плачевном и жалком положении и не имела никакой определенной физиономии и твердого устройства. В 1866 году устроен пожарный телеграф от здания пожарной команды к квартирам полицмейстера, городского головы, Городского полицейского управления и к Казанской колокольне. Телеграф этот упразднен постановлением Городской думы от 12 мая 1868 года.
В 1868 году назначено г. Ростову на улучшение пожарной части 44 400 р. с. 15 июня 1865 года когда был распубликован в собрании узаконений и распоряжений правительства указ правительствующего Сената от 11 июня 1865 года, о порядке отмены установленного в пользу городов сбора с застрахованных имуществ и о способе распределения образовавшегося из него капитала между городами, — употребление этого сбора разрешено было лишь на предметы, относящиеся до устройства в городах пожарной части. На основании этого распоряжения городской голова А. М. Байков предложил городскому обществу об избрании особой комиссии из домовладельцев для составления соображений о местных потребностях пожарного устройства и требующихся на этот предмет расходах. Комиссия эта избрана 12 мая 1866 года, а составленная ею в ноябре того же года записка была представлена начальнику губернии [10].
После усиленных и три раза возобновленных ходатайств Екатеринославское губернское правление препровождает в Ростовскую Городскую думу копию отношения Министра внутренних дел Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору, из которой видно, что в виду сообщенных генерал-адъютантом П. Е. Коцебу данных, Министр признает возможным назначить Ростову-на-Дону на улучшение пожарной части 44 400 р. с. с тем, чтобы для точного определения необходимых пожарных принадлежностей, а также для приобретения и устройства их на счет означенной суммы, был образован комитет из домовладельцев и агентов страховых от огня обществ, согласно с высочайшим повелением, изложенным в указе правительствующего Сената от 11 июня 1865 года и чтобы означенный комитет представил в свое время в употреблении ассигнованной суммы отчетность, установленную относительно расходования городских сумм вообще. В образовании комитета впрочем не предстояло нужды; таковой уже существовал на основании приговора 12 мая 1866 г. в составе членов: А. М. Баташева, А. Н. Бойченко, Владимиров, А. Ф. Данилов, И. Н. Малукало, И. С. Олиноков, Д. Н. Петрококино, Н. Д. Сластовникова, Е. И. Ткачева, И. И. Штурбина и местных агентов страховых обществ.
УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЖЕГОДНОГО ТОРЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕНЕСЕНИЯ СВЯТЫНИ ИКОНЫ АКСАЙСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИИ
Начиная с 19 сентября 1855 года ростовское общество безуспешно ходатайствует о перенесении иконы Божией матери Одигитрии из Аксая сюда ежегодно в 2 день июля с оставлением ее в Ростове по 25 июля. 24 января 1867 года ростовское городское общество положило: «уполномочить коллежского ассесора А. М. Баташева, который принимал живое участие в перенесении в Ростов во время существовавшей холеры чудотворной иконы Божией матери в августе месяце прошлого 1866 года, и ростовского купца С. К. Кушнарева — ходатайствовать о разрешении ежегодного крестного хода из Аксая в Ростов и перенесении к нам на время (на 15 дней) чудотворной иконы Аксайской Божией матери, определив для этого первое воскресенье после Преполовения» [11].
К общему удовольствию ростовцев ходатайство увенчалось успехом в 1868 году. Указ правительствующего Синода преосвященному епископу Екатеринославскому и Таганрогскому, изложенный в отношении благочинного Ростовских церквей от 2 января 1868 г. за № 1.
Между прочим 21 ноября 1866 года Байков входит в сношение с Екатеринославской губернской земской управой о перенесении срока Трех-Святительной ярмарки на 25 декабря, с тем, чтобы ярмарка именовалась Рождественскою и продолжалась по 10 января. В докладной записке он говорит: «Об открытии этой ярмарки ростовские купцы настойчиво хлопотали и хлопочут на следующих основаниях: 1) В зимнее время доставляют в г. Ростов и для заграничной, и для внутренней торговли, хлеб, шерсть, составляющие промышленность купцов; в состав внутренней торговли входит рыба, как местный продукт. 2) Самое удобное для подобной торговли время январь и февраль месяцы, в которые торговые обороты простираются свыше 350 т. р. с. 3) Ярмарка эта кроме пользы для города может принести выгоды для окрестных жителей и для более отдаленных пунктов, ибо в это время нет ярмарок...». Ходатайство это имело успех: разрешено срок Трех-Святительской ярмарки перенести на 25 декабря, с тем, чтобы ярмарка именовалась Рождественской и продолжалась по 10 января [12].
Но по представлении заключения губернского собрания об этом ходатайстве Министру внутренних дел, последний снесся с управляющим министрества финансов, который, принимая во внимание, что перенесение ярмарки на другой срок предположено собственно потому, что со времени учреждения ея не было съезда торгующих, находив более целесообразным ярмарку эту вовсе упразнить, не перенося ее на другой срок, «тем более, что в постановлении губернского земского собрания не приводилось никаких данных, из которых можно бы было заключить о необходимости по местным условиям и потребностям, назначения срока ярмарки с 25 декабря по 10 января».
Изложенные соображения генерал-адъютант Тимошев представлял на благоусмотрение комитета гг. министров, который положил: ходатайство Екатеринославского губернского земского собрания об изменении срока Трех-Святительной ярмарки отклонить; что же касается предложения об упразднении означенной ярмарки, то комитет гг. министров признает, что вопрос этот подлежит разрешению в порядке, установленном существующими законами [13].
ПРИМЕЧАНИЯ
- Предложение Новор. и Бессар. генер.-губ от 15 ноября 1867 г. за № 101733.
- Белявский П. Донские гирла.— Одесса, 1872.— С. 177-182. Подробные сведения о гирлах можно найти в любом номере «В. Р. н/Д Г. Д». в особенности см. 1867 г. № 7, 22; 1868 г. № 2; 1869 г. № 3.
- О бирже см. Вед. Р. н/Д Г. Д. 1867.— № 16; 1868.— № 4, 5, 27
- Отношение Департамента торговли и мануфактуры от 13 июня 1868 г. за № 3508.
- С. 3, см. § 1 и 3. Устав Общества взаимного страхования от огня имуществ в Ростове-на-Дону. — Одесса, 1864
- Параграф 122 Устава В. Р. н/Д Г. Д.— 1869.— № 47
- Вед. Р. н/Д Г. Д.— 1870.— 8
- Письмо директора телегр. А. М. Байкову 21 апреля 1868 г. № 571.
- Вед. Р. н/Д Г. Д.— 1868.— № 29
- При рапорте Гор. думы от 4 декабря 1866 г. за № 5002.
- Вед. Р. н/Д Г. Д.— 1867.— № 7.
- Извещение Екатер. губ. прав. от 11 июля 1867 г. № 9200.
- Постановление VIII очередного Ростовского-на-Дону уездного земского собрания. Ростов н/Д, 1874.— С. 381
Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 22
|