Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 17 // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 165-167. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=806
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й
История города Ростова-на-Дону
Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 18
См. также: Чалхушьян Г. Х. Венок на свежую могилу (Андрей Матвеевич Байков: некролог)
Г. Х. Чалхушьян
ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Историческая записка о городе Ростове-на-Дону
РОСТОВ ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ГЛАВА XVII
Рыбная торговля. Докладная записка Байкова. Торговое значение Ростова за 1860 г. по отчетам Ростовской конторы государственного банка. Волго-Донское пароходное общество. Суровцев. Русское общество пароходства и торговли. Железные дороги.
Из отдельных статей и внутренней и внешней торговли мы остановимся на рыбе, как на местном продукте, имевшем за собой большую будущность. Байков, видя, что обороты рыбною достигают миллионных размеров, горячо отстаивает мысль учреждения в Ростове заводов, сушилен и особо приспособленных лавок.
«Рыбная промышленность и торговля, — пишет он в своей интересной докладной записке, — разбросанная по Азовскому морю от Ейска до Таганрога и по Дону от гирл до Аксайской станицы, находятся еще в первобытном состоянии. Рыбы ловится очень много, но за отсутствием хорошо устроенных солилен, коптилен и холодильников, множество ее пропадает, гниет без пользы и приносит вред как рыбопромышленникам так и общественному здоровью. По естественному ходу торговли на этом пространстве непременно должен возникнуть центральный рыбный рынок; возникнет он там (а раз возникнувши, обороты его скоро дойдут до миллионных размеров), где прежде всего установится правильное соление и копчение рыбы, где с этою целью будут устроены хорошие здания. По естественному положению Ростов должен быть этим центральным рынком. Несколько лет тому назад устроены три рыбных заведения и даже эти заведения привлекли к Ростову в значительной степени рыбопромышленников... Составлен рыбными промышленниками проект трех корпусов рыбных лавок с холодильниками и прочим устройством на берегу реки Темерника, идущему к Дону. Польза устройства их признана Губернским начальством. До 20 августа 1863 года рыбная торговля производится на пристани против соляных магазинов, куда она была переведена за неимением определенного места еще в 1846 году по приказанию тайного советника Фабра. Но с того времени Ростов увеличился, увеличилась в нем и рыбная торговля, которая теперь преимущественно производится в двух пунктах: в Ростов и в соседней Гниловской станице Области войска Донского. С увеличением отпуска местной рыбы и торговых сношений города вообще, отпуск красной рыбы, икры, балыков увеличился, сперва чрез посредство Ростовских купцов, потом сами черноморские рыбопромышленники начали производить красную и простую рыбу огромными партиями для продажи в Ростове, где сбыт всегда надежный, ибо извощики привозя в Ростов разнообразные товары охотно набирают рыбы из Ростова. С ноября четыре зимних месяца лучшие для торговли рыбою. Черноморские и Донские рыбопромышленники привозят тогда рыбу гужем по льду и продают партиями с рук на руки великорусским купцам, — это торговля свежей и свежепросоленной рыбы. Весенняя торговля производится уже на Гниловской станице, ибо в г. Ростове не устроено постоянных заведений, удобных для торговли чрезвычайно громоздкой: вся пристань запружена хлебом и антрацитом, железом и другими предметами отпуска, а река около берега покрыта пароходами и судами. Рыбные же лавки, временно расположенные на Соленой пристани, стеснены пароходами и пристанью, кроме тесноты пространства, занимаевого ими не имеют удобств для свободного причала лодок к реке... оборот торговли рыбою в Ростове и Гниловской станице доходит 2 млн. р. с.».
Байков проектирует особые лавки рыбные с холодильниками, расхода потребуется всего 58398 р. 20 к. с. Городское общество приняло с готовностью проект, дальнейшая судьба которого однако нам неизвестна. Знаем мы только, что 12 сентября 1866 года, так как старые рыбные лавки на берегу реки Дона должны быть снесены и построены новые по фасаду, по ходатайству Байкова разрешено отдать косынку в устьях реки Темерника для постройки на ней рыбных лавок, «но с тем, что рыбопромышленники должны устроить на свой счет насыпь на косынке до возможности на ней постройки, а затем и построить на этом месте лавки с необходимыми к ним принадлежностями в течение пяти лет; затем они пользуются ими в течение 75 лет за ежегодную плату, образуемую с торгов». Торги состоялись, но рыбопромышленники не приступали к заключению контрактов. Байкову таким образом не удается поднять рыбную промышленность и торговлю, игравшие в Старом Ростове первую роль, а в настоящую эпоху отошедшие на второй план. Если мы заглянем в официальный документ, относящийся к концу байковской эпохи и специально касающийся торгового значения ее, мы увидим, что на первом плане стоит ХЛЕБНАЯ ТОРГОВЛЯ, на втором ЛЕСНАЯ, а далее, ТОРГОВЛЯ СПИРТОМ И ВИНОМ ХЛЕБНЫМ, САХАРОМ, КОЖЕВНЫМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ТОВАРАМИ и т. д. Приводим этот документ целиком: «Ростов по географическому положению служит центром и сосредоточием торговой деятельности местностей, находящихся при реке Доне и при всех его приточных реках, а также большей части богатых земель Войска Донского и Войска Кубанского. Высокое значение Ростова в торговом отношении, до которого он достиг в настоящее время, доказывается цифрами оборота прошлого года (1869).
Главнейшая торговля здесь ХЛЕБНАЯ ЗАГРАНИЧНАЯ. В 1869 году отправлено из Ростова заграницу:
Хлеба в зерне - 1551217 четвертей
Льняного семени - 482981 четвертей
Сала - 120982 пуд
Шерсти - 172285 пуд
Масла коровьего - 27967 пуд
Икры - 10094 пуд
Ценность всех товаров, отправленных заграницу, простирается на 17451175 р. с. Вывезено в русские порты на 4 млн. р. с. Осталось в Ростовских магазинах товаров, приготовленных для отправки заграницу весною: разного хлеба 420000 четв., льна 10000 четв., шерсти 10000 пуд., сала 50000 пуд. Итого на 3250000 р. с. Кроме того заготовляется поставка хлеба в Черноморье и на Кавказ 112000 четв.
Движение судоходства при Ростовской пристани было следующее:
1. по заграничному плаванию было в приходе 3 судна, в отходе 61;
2. по каботажному плаванию в приходе 2214, а в отходе 1980 судов;
3. отошло на Таганрогский рейд с грузами для передачи на корабли — 3576;
4. с верховьев Дона прибыло и разгрузилось 820 судов и 573 лесных плота; ценность привезенного сюда водою товаров можно полагать не меньше, как на сумму 15 млн. р. с. После заграничной хлебной торговли первое место занимает ЛЕСНАЯ ТОРГОВЛЯ. В течение 1869 года сплавлено сюда по Дону разнородного леса, смолы, дегтя, рогож на 3485000 р. с., да теми же торговцами привезено рыболовных и пеньковых материалов на 675000 р. с. Во главе этой торговли стоят два лица - Максимов (на 1030000) и Грибанов (на 930000).
Третье место занимает торговля ХЛЕБНЫМ ВИНОМ И СПИРТОМ. Оптовых складов в Ростове 22 и в уезде 14. Привезено в 1869 году из разных губерний 510000 ведер безводного спирта, из этого количества вывезено в другие губернии 260000 ведер. САХАРНЫХ СКЛАДОВ в Ростове 5, из которых продано в 1869 году сахару на сумму более 3 млн. р.
КОЖЕВНЫХ ТОВАРОВ выделано и сырых продано в 1869 году оптовыми торговцами на сумму 2550000 р. с. ЖЕЛЕЗНЫХ ТОВАРОВ оптовыми торговцами, которыми занимаются только 8 лиц, продано на сумму 1560000 р. с. Торговля товарами БАКАЛЕЙНЫМИ, КОЛОНИАЛЬНЫМИ, МАНУФАКТУРНЫМИ, ГАЛАНТЕРЕЙНЫМИ и крестьянскими изделиями производится в обширном размере и каждая из них имеет в Ростове своих оптовых торговцев, ведущих большие дела в течение всего года, а в особенности в сентябрьской ярмарке».
Центр тяжести Ростовской торговли окончательно переходит на берег, питающий весь город и содействующий его расширению и процветанию. Обороты на пристани зерновым хлебом доходят до 18 млн. р. с., шерстью до 2 млн. р., салом до 1 млн. р., железом до 2 млн. р.; лесом до 3 млн. р., маслом до 1/2 млн. р., солью до 1/2 млн. р., рыбою до 1/2 млн. р., разными другими товарами до 3 1/2 млн. р. с. весь же оборот превышает 30 млн. р. с.
Появляются в Ростове купцы 1 гильдии, коренные ростовцы:
1862 году – 6 (1 гильдии), 268 (2 гильдии)
1869 году – 16 (1 гильдии), 290 (2 гильдии)
Такой высокий подъем торговли и промышленности Ростова байковского объясняется появлением тех учреждений, существованием которых обусловливается развитие торгового пункта. Какие это учреждения, мы познакомимся потом, ниже, здесь же мы отметим два события, послужившие важными рычагами Ростовской торговли. Первое: в байковском Ростове окончательно утверждается пароходство. До учреждения Волго-Донского общества на Дону нет никакого пароходства. Поименованное общество устраивает на складочный капитал 6400000 р. с. паровую железную дорогу от Волги к Дону между Царицыным и Калачевским хутором и пароходство по Дону и Азовскому морю. Причем ежегодный доход железной дороги гарантирован правительством в 6%. Открыв действия в 1860 году, Волго-Донское общество в 1868 году распространяет свои пароходы на ту часть реки Дона выше реки Хопра, которая до тех пор пользовалась лишь сплавом судов по весенней воде. Семилетняя деятельность этого общества оказывает важные услуги промышленности и торговле Ростова. В 1868 году некто Суровцев переводит также на Дон свой пароход с реки Риона. Позднее является и Русское общество пароходства и торговли. Второе событие — Ростов окончательно делается конечным торговым пунктом, неизбежным местом перегрузки и перевозки товаров. В такое весьма выгодное положение ставят его новые пути, проложенные гением человеческим, новым экономическим фактором, — железными дорогами. Ростов мало по малу соединяется с Воронежской и другими смежными губерниями, с которыми он вел обширную хлебную торговлю, соединяется с передней и северной Россией через богатые и неисчерпаемые Грушевские антрацитные копи, соединяется с Кавказом; кратчайшие железнодорожные линии являются воспособлением водяному сплаву и могучим рычагом торговли и промышленности. Байков, которому принадлежит честь и громадная заслуга включения нашего города в сеть железных дорог, не успел довести до конца своей мысли; но уже в 1868 году он говорит: «Что же касается железных дорог, то они к нам с двух сторон подходят, а третья должна пойти он Ростова (на Кавказ). — Я твердо уверен, что Ростов будет, как ему и следует быть, средоточием этих всех линий — и тогда будущность его обеспечена».
Ввиду того, что железные дороги имели весьма важное значение и для торговли, и для хозяйства, и для всего внутреннего быта Ростова, мы подробнее остановимся на них. Вопрос о неотразимом влиянии железных дорог на гигантский рост нашего города будет нами рассмотрен в Новом Ростове, эпохе, когда были проложены все пути; теперь мы изложим вопрос с его чисто исторической точки зрения, проследим их постепенное появление, а чтобы взгляды наши не страдали узкостью, мы коснемся воззрений и взглядов современников Байкова.
Начало см. Глава 1, продолжение см. Глава 18
См. также: Чалхушьян Г. Х. Венок на свежую могилу (Андрей Матвеевич Байков: некролог)
|