Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 9 // Донской временник. Год 1999-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1998. Вып. 7. С.132-134 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=793
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1999-й
История города Ростова-на-Дону
Г. Х. Чалхушьян
ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Историческая записка о городе Ростове-на-Дону
ГЛАВА IX
Каботаж мореходный и речной. Размеры. Ростовская верфь. Необеспеченность ростовцев. Александр Садомцев. Нахиман Бродский. Андрей Ященко. Ходатайства о льготах голов Ященко и Трегубенко.
Последовательно мы познакомились с внутренней и внешней торговлей старого Ростова, с его промыслами и ремеслами, но все наше знакомство, все наши сведения по этим предметам были бы не полны, не удовлетворительны, если бы мы обошли молчанием каботаж, одно из необходимых звеньев той цепи, которая так неразрывно и крепко соединяла внешнюю торговлю старого Ростова с внутренней.
Начнем с того, что самим жителям старого Ростова слово «каботаж» вовсе неизвестно и заменяется весьма темным термином «судоходство». Во всех отчетах упраздненной ростовской Городской думы за все годы встречаются почти неизменные фразы: «Торговля и судоходство находятся в удовлетворительном состоянии», «Торговля Ростова усиливается, равно как и судоходство». Воспроизведем, наконец, текст отчета за 1837 год, — вот он целиком: «Главный предмет занятия здешнего купечества — местная торговля льном, шерстью, в разных изделиях железом и чугуном, рыбою, солью, хлебом вообще и зерном. Сим торгом преимущественно занимаются купцы воронежские и торговцы города Новочеркасска. Важнейшая же промышленность жителей заключается в судоходстве, беднейшие же из них находят занятие в разных работах на бирже, в извозах».
По мелководию в устье Дона и самого Азовского моря, к городу Ростову могли подходить лишь каботажные суда, и все товары, назначенные для заграничного отсюда отпуска, на каботажных судах вывозились в Таганрог, Керчь, Одессу, Севастополь и в другие черноморские порты. В 1850 годах более 2000 человек снискивают себе пропитание, и мало-помалу в каботажном судоходстве Ростов занимает первое место между портами Азовского бассейна. Правда, Севастопольская кампания затормозила наше каботажное судоходство, даже прекратила на некоторое время плавание на водах Азовского моря, но лишь только Парижский мир был обнародован, как иностранные суда появились у полусожженных гаваней наших, внешняя торговля приняла широкие размеры, а с нею вместе родилось движение каботажа, как того, который шел по Дону, так и служившего посредником между портами и состоявшими в море судами для получения грузов. С 1856 года каботаж азовский, а ростовский, в частности, усиливается, многие хорошие суда куплены за границею, многие вновь строятся в Ростове; состав торгового флота умножается.
Если мы примем номенклатуру А. Скальковского, который Ростовский каботаж «для вящей точности» разделяет на мореходный, принадлежавший к отпускной, и речной (по Дону), принадлежащий к привозной или внутренней торговле здешнего рынка, то можем составить следующие характерные таблицы [1].
Мореходный каботаж
Речное судоходство, речной каботаж. Спущено вниз по Дону
Причем не лишним считаем при этом сообщить, имеющуюся у нас под рукою, ведомость о роде и ценности привезенного в 1846 году по Дону с верхних пристаней к Ростовской бирже:
Льняного семени 786.542 р. с.
Пшеницы 586.857 р. с.
Ржи 19.720 р. с.
Овса 59.709 р. с.
Муки ржаной 543.382 р. с.
Муки пшеничной 21.411 р. с.
Круп разных 880.796 р. с.
Пшена 49.319 р. с.
Вина, водок и спирта 300.985 р. с.
Масла коровьего 91.041 р. с.
Сала разного 167.775 р. с.
Рыбы и икры 70.976 р. с.
Строевого леса 59.946 р. с.
Досок 89.363 р. с.
Мелкого лесу 132.630 р. с.
Железа 132.032 р. с.
Изделий желез, чугун, пеньк. и лесн 130.207 р. с.
Рогож и кулей 66.685 р. с.
Кож разных 39.075 р. с.
Разной посуды 9.890 р. с.
Разных товаров помелочно 51.841 р. с.
Итого на 4.387.306 р. с.
Кроме каботажных судов между Ростовом и Таганрогом по реке Дону и Азовскому морю в 1855 году ходят уже пароходы, а именно: «предприятие» в 40 и «Донец» в 25 сил; в конце же рассматриваемой нами эпохи появляется «Волго-Донское общество железных дорог и пароходства».
Каботажные суда строились в Ростовской верфи. Торговое судостроение в Таганроге ограничивалось постройкою мелких маленьких судов. Мелководие моря служило важною помехою для судостроения: при спуске судна в воду приходилось тянуть по земле около версты до того места, где оно могло бы быть поднято водою; притом все материалы доставлялись из Ростова, обходились, следовательно, дороже; поэтому Ростов для судостроения предпочитался Таганрогу: здесь глубина реки Дона достаточна для поднятия больших судов без груза. Отсюда Ростовская верфь является главнейшим местом постройки судов, употребляемых для плавания по Азовскому морю, равно как и для перевозки провианта и других припасов в Севастополь и к восточным берегам Черного моря.
Таков старый Ростов в торговом и промышленном отношениях. Обороты его значительны, но отсюда нельзя сделать заключения, чтобы сами жители были богаты, зажиточны. Бедных, нищих здесь никогда не было: масса занятий, торговое движение, — все препятствовало развитию здесь нищенства, тем не менее, нет здесь и богатых: капиталы идут мимо и в карманы ростовцев не попадают. Секрет заключается в том, что внешняя торговля находилась в руках иностранных контор; льном и пшеницею спекулировали воронежские и новочеркасские купцы, а на «ярманках» торговали армяне. У предприимчивого ростовца не было капитала, и в своем отечестве, у своего домашнего очага он был чужой, лишь зритель громадных оборотов иностранцев или «пришельцев». Прочтите «покорнейшее прошение» старожилов купцов, поданное ими 8 января 1841 года в ростовскую городскую думу: «пришельцы занимаются разными торговлями, как-то: сбитным квасом и прочими торговлями, а мы казенные платежи и повинности уплачиваем, чрез что лишаемся своих оседлостей и без платежа повинностей». Это, «как-то: сбитным квасом и прочими торговлями» очень характеристично. Прочтите далее список купцов 1 и 2 гильдий, торгующих в Ростове в 1842 году; вот он: Покровский 1 гильдии купец Иван Сарочев, Керченский 1 гильдии купец Вильям Эмес, Таганрогские 1 гильдии купцы Лука Скараманга и Спиридон Муссури; Казанский 1 гильдии купец Вукол Алоров, Нахичеванский 1 гильдии купец Артем Халибов, Ростовские 2 гильдии купцы Александр Садомцев и Нахиман Бродский. Это тузы, в чьих руках вся торговля Ростова. И что-же? Между ними лишь один природный ростовец — Александр Садомцев — макаронный фабрикант, подрядчик и откупщик вин, да и тот имеет капиталу всего 14 т. руб. сер. (а Нахиман Бродский 12 т. руб. сер.). Положим, 14.000 р. с. тогда много значили), но эта сумма — ничтожество пред миллионерами Скараманга и др. В 1846 году и Андрей Романыч Ященко объявляет капитал 2 гильдии. Только в 1855 годах отыскивается один ростовец 1 гильдии и уже до конца эпохи старого Ростова остается одним в поле воином.
Когда в 1843 году полициймейстер Нижне-Донского судоходства сообщает Ростову о конно-железной дороге между реками Волгой и Доном, вызывает желающих приобретать купоны, «по неимению капиталов» охотников не нашлось [2]. Наконец общее безденежье и стесненные материальные средства ростовцев заставляют городского голову Ященко обратиться с докладной запиской к князю Михаилу Семенычу Воронцову: «Возрожденный Вами Ростов ходатайствует, — пишет он между прочим, — о пожаловании на двадцать пять лет льгот в освобождении купцов от пошлин, мещан от податей и рекрутских повинностей... последние годы неурожайные... холера свирепствовала долго... торговля и промышленность пали...» [3]. Воронцов, действительно, хлопотал, но получил отказ. Впоследствии, именно в августе 1851 года не менее безуспешно, чем Ященко, хлопочет о том же голова города Ростова Трегубенко.
Но наряду со всем этим мы замечаем следующие явления: во-первых, с годами воронежские, новочеркасские купцы совершенно вытесняются ростовцами и с нашего рынка; во-вторых, число купцов и объявивших гильдии быстро увеличивается в Ростове; так последних в 1823 году — 49, а в 1861 году — 390, и, наконец, усиливается заводская промышленность, которая почти совершенно находится в руках самих ростовцев. Так, в конце, по крайней мере, эпохи старого Ростова местное купечество твердо становится на ноги, о богатстве его нет еще речи, оно начинает богатеть позднее, с учреждением банков и проведением железных дорог.
ПРИМЕЧАНИЯ
- О ростовском каботаже смотри: «Ростов-на-дону» А. А. Скальковского (Журн. М. В. Д. Кн. 7. 1847 г. — С. 67—69). «Торговля Азовского бассейна». — C. 70, 72 и 68. «Торговля в Новороссийском крае» Статья II марта 1850 г. — С. 353. «Азовское море». — С. 89—90. «Екатеринославская губерния до и после войны». Март 1857 г. — С. 6. Рапорт Ростовской городской Думы на предложение Таганрогского градоначальника от 30 марта до 1840г., № 395.
- Извещение полицеймейстера Нижне-Донского судоходства от 29 октября 1843 г. за № 518.
- Докладная записка А. Р. Ященко от 24 июня 1849 г. за № 33.
Начало см. История Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История Ростова-на-Дону. Глава 10
ИСТОРИЯ СТАРОГО РОСТОВА
ИСТОРИЯ РОСТОВА ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ИСТОРИЯ НОВОГО РОСТОВА (1870-1886)
|