Кирсанов Е. К. Слава и рагедия Новочеркасска // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 68-70 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=57
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й
Город Новочеркасск Ростовской области
См. также раздел "История Войска Донского"
Е. И. Кирсанов
СЛАВА И ТРАГЕДИЯ НОВОЧЕРКАССКА
История Новочеркасска - это история уникального города, который как никакой другой город России, воплотил в себе все величие и всю трагичность судьбы не только Донского казачества, но и России в целом.
На карте России нет больше города, который реально признавался бы действительно казачьим городом и одновременно казачьей станицей, а также столицей Донского и мирового казачества. Город-станица - Новый Черкасск проектировался Ф. П. Деволаном и строился в отличие от хаотично выросшего Черкасска как казачий "маленький Париж", вобравший в себя все самые лучшие черты европейского градостроительства начала XIX века. Он как летучий голландец возник в 1805 году среди безбрежных ковыльных степей некогда Дикого поля на холме с выразительным названием "Бирючий Кут" (волчье логово). За первые сто лет своего развития Новочеркасск превратился в современный военно-административный центр Области войска Донского. В его православных храмах и Вознесенском соборе освящались знамена казачьих полков, уходивших на поля сражений Отечественной войны 1812 года, нескольких Русско-Турецких войн, на Кавказ, в Маньчжурию во время Русско-японской войны и т. д. И везде донские казаки, в т.ч. и новочеркасцы, проявляли чудеса героизма, стойкости и мужества при защите Отечества и изгнании неприятеля.
Революционные бури 1905 и 1917 годов, прокатившиеся по Российской империи выявили приверженность казаков к законной власти и порядку, к их безусловной защите от стихийных революционных сил. Именно поэтому Новочеркасск стали называть "гнездом контрреволюции". Такого "почетного" звания в период гражданской войны не удостоились ни Петроград, ни Москва, ни какой-либо другой город России.
А ведь казаки защищали не монархизм сам по себе, а законно действующую в Российской империи царскую власть и поддерживаемый ею общественно-политический порядок. Поняв это, Временное правительство, сброшенное большевиками, бежало именно в Новочеркасск. Здесь его министрам выделили здание только что построенного корпуса "химического павильона" Донского Политехнического института.
А куда устремилась растерзанная революционными потрясениями 1917 года вся Белая Россия? Конечно же, в Новочеркасск. Сюда прибыли различными путями многие офицеры Русской армии: а также генерал М. В. Алексеев, организатор Добровольческой армии. Именно из Новочеркасска в начале 1918 года ушли в Ледовый поход на Кубань добровольцы, потерявшие под Краснодаром своего первого командующего - генерала Л. Г. Корнилова. Именно в Новочеркасске летом 1918 года была сформирована молодая Донская армия.
Непризнание советской власти и борьба с большевиками привели Атамана П. Н. Краснова к принятию Декларации о самостоятельности Дона, В ней было сказано:
"Впредь до восстановления России Войско Донское составляет самостоятельную республику, мною возглавляемую. Донской Атаман генерал-майор П. Краснов. Гор. Новочеркасск, 23 мая 1918 г., № 29." (Беляевский В.А. "Дон и Россия", стр. 53).
Естественно, что подобные заявления не только не радовали, а, наоборот, злили большевистских руководителей из Кремля и, в частности, Льва Троцкого. В связи с этим в 7-м номере журнала "Донская волна" за 1918 год была помещена политическая карикатура на председателя Реввоенсовета Л. Троцкого. Он был изображен нагишом, со всклоченными волосами, сидящим на каком-то выступе, как на трибуне с надписью над рисунком "Мефистофель из Кремля". Под карикатурой цитировались слова: "Лев Троцкий: "Французские коммунары погибли именно потому, что оставили Версаль. Мы наш Версаль - Новочеркасск сотрем с лица земли". Вот такую участь обещал Версалю-на-Дону, т.е. Новочеркасску второй человек после Ленина в советском правительстве.
В прямом смысле Новочеркасск-Версаль не стерли с лица земли, но постарались стереть в памяти казаков его исторический образ. Есть ли в истории России хотя бы одна аналогия тому, чтобы такой город, как Новочеркасск, из столицы огромного казачьего края низвели в начале 20-х годов (за его "контрреволюционность") до уровня центра сельской волости, получившей свое название даже не от города или станицы, а от бывшего хутора Персиановского, переименованного по имени убитого председателя сельсовета Ф. Красюка в станицу Красюковскую. Город с мировым именем, казачью столицу стали называть центром ... Красюковской волости, т.е. небольшой сельской местности. А затем Новочеркасск заполонили промышленными предприятиями, военными частями и учебными заведениями с единственной целью - превратить бывшую казачью "контрреволюционную" столицу в рядовой провинциальный не казачий советский город.
Но советские политики и идеологи до конца так и не вытравили дух казачьей столицы из Новочеркасска, хотя и проводили в городе массовые идеологические мероприятия, а параллельно не менее массовые политические репрессии в 20-е и 30-е годы. В Новочеркасске осенью 1942 года (в период оккупации гитлеровскими войсками) формируется казачий полк во главе с Походным Атаманом С. В. Павловым, который вновь поднимает знамя борьбы с большевизмом на Дону и в силу этого становится союзником оккупантов. Отступившие в составе немецких войск тысячи казаков с Дона, Кубани, Терека и других мест, образовали походный "казачий стан" и даже другой город в Италии близ селения Джемоно, куда их загнала военная судьба, под родным и любимым названием Новочеркасск. Выступление казаков за свои права и вольности окончились трагично. Летом 1945 года в соответствии с Ялтинским соглашением союзников (СССР, США и Великобритания) англичане насильственно передали казаков, расположившихся станом у австрийского местечка Лиенце советским военным властям для репатриации в СССР. В результате "трагедии в Лиенце" погибли сотни казаков и членов их семей, а тысячи оставшиеся в живых прошли через ужасы Гулага.
Но и на этом не закончилась уникальная и трагическая история Новочеркасска. Сегодня весь мир знает о "Новочеркасской трагедии 1962 года", в ходе которой безвинно погибли десятки демонстрантов, тайно захороненные в различных местах Ростовской области. Сотни участников демонстрации в Новочеркасске были осуждены по печально известной 58-й статье (антисоветская деятельность), семеро расстреляны, а остальные, в том числе женщины, были отправлены в лагеря. "Декабристы из Новочеркасска", как называли осужденных, отсидели и проработали на лесозаготовках по 10 и более лет. Те, кто возвратились в Новочеркасск, не имели права жаловаться и даже обсуждать то, что с ними произошло. Только на 29-й год трагедии в Новочеркасске на Дворцовой улице прошел первый траурный митинг и заложен в Платовском сквере памятный знак с лаконичной надписью на граните "1962 г." и православным крестом. Останки погибших 2 июня 1962 г. найдены и перезахоронены на новом кладбище в Новочеркасске.
Уникальна и судьба центрального памятника Новочеркасска - основателю города, Войсковому Атаману и графу, кавалеру многих отечественных и зарубежных орденов М. И. Платову. Созданный и установленный в 1853 году в Новочеркасске на главной площади города памятник М. И. Платову через 70 лет, т. е. в 1923 году был снят с пьедестала и отправлен в кладовую музея. Через 10 лет, т. е. в 1933 году бронзовый памятник переплавили на бронзу для подшипников. Еще через 60 лет - 16 мая 1993 года памятник был воссоздан московским скульптором Тарасенко и установлен на прежний пьедестал. Интересное совпадение. Памятник 70 лет простоял со времени основания. Затем 70 лет отсутствовал на пьедестале и вновь занял свое место. Уникальна и судьба самого основателя Новочеркасска Матвея Ивановича Платова. Его останки 4 раза предавали земле - в 1818, 1875, 1911 и 1993 годах, в том числе трижды в Новочеркасске и один раз в его имении на хуторе Мишкино (1875 г.).
Промышленный бум в Новочеркасске в 30-е, а затем 50-80-е годы привел к концентрации в городской черте таких гигантов индустрии как электровозостроительный и электродный заводы, завод синтетических продуктов и Новочеркасская ГРЭС, завод постоянных магнитов и Нефтемаш и т.д.
Промышленные выбросы только в атмосферу перевалили за 200 тыс. тонн, т.е. в среднем по 1 тонне на жителя города, в том числе и грудного. Экологическая безопасность города была не только нарушена, но и разрушена. Резко стало возрастать количество различных заболеваний, в том числе онкологических. В 90-е годы впервые за всю историю города стал нарастать процесс естественной убыли населения примерно на одну тысячу человек в год. Т.е. число умерших и погибших теперь ежегодно на тысячу и более человек превышает число родившихся. В связи с вышеуказанным становится понятным, почему степной Новочеркасск (не шахтерский, не металлургический) вошел в десятку самых экологически опасных городов России.
Заложенная в советское время социальная структура негативно проявилась на сегодня в том, что невооруженным взглядом видна перенасыщенность Новочеркасска, научными учреждениями и учебными заведениями, детскими домами и интернатами, бюджетными организациями, военными и пенсионерами. Работники, производящие материальный продукт, не составляют даже трети трудоспособного населения Новочеркасска, не говоря обо всем населении города, составляющем в среднем 200 тыс. чел. Отсюда острые проблемы дефицитного городского бюджета, своевременной выплаты пенсий, детских пособий и т.д.
И в то же время для новочеркасцев, для многих жителей Дона, для возрождающегося казачества, для многих эмигрантов из России и т.д. Новочеркасск был, есть и будет самым любимым, неповторимым и родным городом, с которым исторически связана судьба сотен тысяч людей. Новочеркасск и сегодня единственный казачий город в России, в котором сохранились уголки и даже кварталы казачьей архитектуры и культуры.
Славная и трагичная, содержательная и во многом еще неизвестная судьба города Новочеркасска, а также его жителей, продолжает оставаться предметом пристального внимания администрации города, глубокого изучения историков и краеведов, научных сотрудников музея истории Донского казачества и центральной библиотеки им. А. С. Пушкина, всех тех, кто интересуется историей казачества и родного края.
|