Раскосов Р. Н. Гром и молнии над Азовом // Донской временник. Год 2014-й. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/20/art.aspx?art_id=1323
Город Азов Ростовской области
Р. Н. РАСКОСОВ
Гром и молнии над Азовом
Древние люди страшились грозы. И было чего бояться, ведь многие видели своими глазами, как от удара молнии их сородичи становятся бездыханны. Да и раскаты грома немало пугали своей необъяснимой природой.
Со временем такие атмосферные явления как гром и молния стали интерпретироваться людьми в качестве проявлений гнева богов. В мифах различных народов присутствуют боги-громовержцы. У древних эллинов был Зевс, у римлян – Юпитер, у скандинавов – Тор, у славян – Перун.
Шли века и тысячелетия… Древние боги были забыты, но страх перед грозой остался. Не секрет, что и сегодня многие люди продолжают бояться грозы, ведь это стихия, перед которой человек практически беззащитен.
В настоящей заметке мы хотим поведать читателю о двух случаях удара молнией, произошедших в старину в Азове и его окрестностях. Упоминания об этих происшествиях сохранились в документах XVII-XVIII веков.
Первый известный нам случай поражения людей молнией в наших краях произошел в самом конце XVII века, точнее в 1699 году.
В середине июня, когда в Азове находился царь Петр Алексеевич, там имело место трагическое происшествие, которое зафиксировал в своем журнале вице-адмирал Корнелий Иванович Крюйс. Это случилось в среду 14 июня 1699 года.
В тот день с утра небо стало затягивать тучами. К полудню начал греметь гром и сверкать молнии. Около 5 часов дня произошла трагедия. Ударом молнии были убиты два матроса, которые проходили мимо царского двора.
При осмотре на телах матросов не было выявлено признаков повреждений, за исключением того, что у каждого на правой стороне головы волосы были сожжены так чисто, будто их никогда и не было.
По приказу царя Петра Алексеевича было произведено вскрытие тел матросов. Разумеется, Петр I не мог упустить столь удобный случай разгадки сути такого явления как удар молнии. Любознательность Петра Великого хорошо известна. Он живо интересовался многими отраслями научного знания, примером чему служит пресловутая Кунсткамера.
Что же увидел царь по вскрытии тел? Предоставим слово К.И. Крюйсу: «…в средине и внутри ничего не нашли, кроме великаго смрада, так что подлиннее осматривать не могли».
Другой случай удара молнией в Азове относится ко времени правления императрицы Екатерины II, при которой Азов окончательно вошел в состав Российского государства.
В один из июльских дней 1770 года 44-пушечный прам «Елена» стоял на якоре в протоке Большая Кутерьма напротив хутора Рогожкино. Надвигалась гроза. По существовавшему обыкновению матросы закрыли все лодки, находившиеся на палубе, дабы их не залило дождем, и разошлись по своим местам.
В это время в кормовой каюте находилось 3 человека. Писарь работал над документами, а матрос набирал в тарелку кушанье для лейтенанта Токмачева, сидевшего рядом. Неожиданно в кормовой флагшток судна ударила молния.
Флагшток был сбит ударом, а молния прошла через каюту. Находившиеся в каюте матрос и писарь были убиты ударной волной, а лейтенант был выброшен ею из каюты. Но и на этом молния не успокоилась. Она спустилась на палубу, где ударила в пушку.
Удар был такой силы, что от дула пушки откололся кусок, а сама пушка была сорвана с лафета и брошена через всю палубу прама.
Свидетелями описанного нами происшествия были контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин и капитан Илья Иванович Ханыков. Последний оставил записки, благодаря которым нам известно об этом происшествии.
Как видим, в иные годы российский флот нес потери не столько от неприятеля, сколько от таких природных явлений как молния. К сожалению, в XVII-XVIII веках молниеотводы (они же неверно именуются «громоотводами») еще не получили широкого распространения, хотя уже были известны.
Символично, что на медали, изготовленной в честь взятия Азова в 1696 году, есть надпись «Молниями и волнами победитель». В данном случае под «волнами» подразумевается новопостроенный флот, а под «молниями» - армия Петра I, в первую очередь артиллерия. Гром русских пушек и мортир, метавших «молнии» в Азовскую крепость, немало способствовал победе над турками.
Остается только гадать, как сложилась бы дальнейшая история России, если бы в июне 1699 года в Азове жертвой настоящей молнии стали бы не матросы, а сам государь Петр Алексеевич.
ЛИТЕРАТУРА
Крюйс К.И. Экстракт из журнала, держанного от господина вице-адмирала Крейса, на пути из Москвы на Воронеж, с Воронежа в Азов, на Таганрог и к Керчи, а оттуды паки назад к Азову. 1699 г. // Записки Гидрографического департамента Морского министерства. Ч. 8. СПб.: Морская типография, 1850.
Титов А.А. Подлинные записки флотского капитана Ильи Ивановича Ханыкова о донской экспедиции // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 14. Одесса, 1886.
|