Солодянников А. В поискаах Петровского тракта // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 168-169. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/18/art.aspx?art_id=72
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Цимлянский район Ростовской области
А. Солодянников
В ПОИСКАХ ПЕТРОВСКОГО ТРАКТА
станица Цимлянская Ростовской области
Из Архива Донской академии наук юных исследователей публикуем поисково-краеведческую работу 2002 г. А. Солодянникова (школа № 24, г. Волгодонск. Научный руководитель С. П. Алейников).
Летом 2001 года наша группа находилась в экспедиционном краеведческом полевом лагере, организованном городским Управлением образования Волгодонска и Центром детско-юношеского туризма «Пилигрим» на берегу Цимлянского водохранилища, вблизи станицы Хорошевской.
Мы занимались поиском старой мощёной дороги, построенной во времена Петра I и связанной со вторым Азовским походом (1696 г.).
Цимлянский район — одно из интереснейших мест Ростовской области, связанных как с палеонтологией и археологией, так и с историей Донского казачества XVI-XX вв.
До затопления станица Цимлянская стояла на месте нынешней станицы Хорошевской, а в 1949 — 1952 году была перенесена на более высокое место, ниже по течению реки Дон, где сейчас и находится город Цимлянск.
Во время съёмки местности в декабре 1999 года на правом берегу Цимлянского водохранилища, в двух километрах от балки Большой Буерак, где недавно была обнаружена хазарская крепость «Саркел-3», археолог из Санкт-Петербурга Александр Ильич Семёнов показал ксерокопии карт и документов «Атаманских приказов». В одном из «приказов» упоминался Петровский тракт, по которому в Черкасскую крепость возили мергелевые блоки при разборе правобережного Цимлянского городища.
Старожилы станицы Хорошевской часто упоминали в своих рассказах Петровский тракт.
Мало кто знает, что он был построен специально для подготовки второго Азовского похода 1696 года и, соединяя Воронежскую и Николаевскую верфи, шёл с севера области войска Донского на станицы Терновскую, Цимлянскую и далее на Черкасскую крепость.
История тракта такова. Во время правления Петра I перед русским правительством стояла важная задача — получить выход к Азовскому и Черному морям.
После провала первого Азовского похода (1695 г.) Пётр I меняет стратегию, он серьезнее подходит к проблеме подготовки армии ко второму походу.
Из Архангельска на Воронежскую и Николаевскую верфь были переведены голландские и английские корабельные мастера, согнаны плотники из соседних губерний. Всю зиму на строительстве кораблей работало около 26 тысяч человек. Ставили обозы с провизией и боеприпасами, устраивали склады, погреба, пристани, дороги.
Цимлянская была удобным стратегическим перевалочным пунктом. Зимой появились: пристань, ветряные мельницы, мыловарня, пороховые погреба, погреба для амуниции.
Вероятно, Петровский тракт возник зимой 1696 года; он шёл с севера области войска Донского до станицы Цимлянской. Тракт служил для подхода войск, подвоза провизии и боеприпасов, необходимых для оборудования подходящих с верфей верхнего Дона судов.
Часть тракта нами была обнаружена в районе пороховых погребов станицы Хорошевской, построенных в то же время — в 1695-1696 гг.
При расчистке и замерах был обнаружен перекрёсток. Главная дорога шла с северо-запада от современного кладбища на юго-восток, вниз к пороховым погребам, и далее к бывшей пристани. Расстояние от кладбища до погребов составляло около двух километров. Одна ветвь отходила на северо-восток к так называемому Панскому саду, другая направлялась к хутору Потайному, на юго-запад.
При спуске к пристани тракт частично разрушен, а большая его часть исчезла под слоем земли, будучи невостребованной последние 50 лет. Отрезком тракта от современной асфальтированной дороги до пороховых погребов пользуется ныне рыбзавод станицы Хорошевской.
Тракт представляет собой вымощенную камнем (песчаник, ракушечник, мергель) дорогу с акведуком с обеих сторон. Ширина тракта — от 3,5 до 6 метров.
Во время проведения краеведческих походов с 1995 по 2001 год в различных местах вокруг станицы Хорошевской мы встречали участки дороги, мощённой камнем.
Летом 2001 года наша группа разделилась на три отряда. Первая группа занималась поиском тракта у бывшего хутора Потайной в 2 километрах на юго-запад от станицы Хорошевская. По нашей версии, одна из ветвей тракта должна проходить от станицы Цимлянской мимо хутора Потайного на Черкасскую крепость. Ранее, в 1996-1998 годах нами была обнаружена часть тракта в балке Потайная: вымощенное камнем полотно проступало на склоне, а далее терялось под слоем земли.
В задачу второй группы входило искать следы тракта в Панском саду и далее — на протяжении 6 километров от станицы Хорошевской на северо-восток.
Третья группа занималась поиском и расчисткой участка тракта к юго-востоку, между пороховыми погребами и берегом Цимлянского водохранилища.
При работе первая группа прошла путь длиной около восьми километров от перёкрестка тракта в сторону винсовхоза «Саркел». Удалось найти следы тракта в шести местах, что позволило предположить дальнейшее его направление. Полотно было утеряно на поле у средневековой крепости Правобережной Цимлянского городища из-за большого количества битого мергеля на поле.
Вероятно, здесь складывали мергелевые блоки XVI в веке, при разборе крепостных стен, перед отправкой в Черкасский городок. При составлении карты было видно, что направление тракта сориентировано на юго-запад примерно на 245 градусов в сторону посёлка Дубравный. Так же при поиске тракта у Цимлянского правобережного городища случайно обнаружили фундаменты двух построек круглой формы — вероятно, бывшие сторожевые башни, разделённые друг от друга 100 метрами. В отчётах Плетнёвой и Флёрова об этом ничего не сказано. Фундаменты башен находятся в километре от правобережного Цимлянского Городища. На поле перед балкой Большой Буерак обнаружилось большое количество фрагментов салтово-маяцкой керамики IX-XI вв. В балке Потайная выявлены скелеты людей. Из беседы с местными жителями и старожилами станицы Хорошевской выяснили, что во время Великой Отечественной войны в балке был концлагерь, где немцы расстреливали советских солдат и местных жителей.
Вторая группа прошла путь в 3 километра до Панского сада, и следы тракта потерялись примерно в километре от спуска в балку Коровья. По нашей версии, здесь тракт был разобран на строительство жилья в более позднее время. Камни, похожие на те, которыми вымощен тракт, обнаружены в фундаментах и стенах подвалов разрушенных домов бывшей станицы Цимлянской, выходящей на размываемую береговую линию Цимлянского водохранилища.
Третья группа исследовала участок тракта между пороховыми погребами и берегом водохранилища.
При расчистке тракта мы случайно обнаружили разрушенный подвал жилого дома, где нашли монеты XVII-XVIII веков, бумажные деньги, а также пуговицы из ракушек, бронзы и свинца, ремённые пряжки, фрагменты и целые украшения из бронзы, серебра, золота. Сохранились части железных крюков, колец, гвоздей, навесов, служивших для креплений деревянных конструкций зданий. Большое количество битой керамической посуды, фрагменты печной, ажурной керамической трубы (чёрного цвета), медное мерное ведро с двумя ручками (1886), стеклянные бутылки и аптечные пузырьки с царской символикой.
При дальнейшей расчистке тракта мы обнаружили большой каменный подвал со стороны обрыва к Цимлянскому водохранилищу. Длина подвала 20 метров, глубина 1,8 метра, толщина грунта над стеной составляет от 60 до 80 сантиметров.
У старожилов нам удалось выяснить, что с 1926 по 1949 год помещение подвала занимала Цимлянская милиция; также его могли использовать под камеры или казематы.
К сожалению, пока нам не удалось узнать для чего, кем и когда было построено сооружение, стоявшее так близко к тракту, но на основании сохранившегося исторического материала, найденного при расчистке юго-западной стены, предполагаем, что до 1926 года здание могло принадлежать состоятельному жителю Цимлянской. Эти материалы — битая, расписная, глазурированная керамика, тонкий фарфор заводов Кузнецова и Воронцовой, фаянс, фигурки из бисквита и фарфора, изделия из бронзы, серебра и свинца (бронзовые колокольчики, пуговицы, пряжки, пломбы с царской символикой и пр.)
Работая с литературой и краеведческим материалом Волгодонского краеведческого музея, нам удалось выяснить, что Петровский тракт от пороховых погребов уходил к пристани на реке Дон. Но и тракт у хутора Потайной тоже шёл к пристани. Выходит, что расстояние между двумя Трактами, спускающимися к реке Дон, составляет около 6 километров.
На основании этого нашей группой был сделан вывод: в станице Цимлянской в 1696 году было построено две пристани, первая у хутора Потайной, а вторая на тракте у пороховых погребов.
Вероятно, одна пристань у хутора Потайной была построена и предназначалась для гражданских грузов, а вторая для военных целей, стоянки и оборудования судов, формирования команд для походов на Азов.
Мы планируем продолжать работу по поиску и исследованию Петровского тракта с составлением карт и схем отдельных наиболее интересных участков. Верим, что она послужит важным дополнением к страницам истории Донского края во времена правления Петра I.
|